Хиты группы ДДТ, часть 1: история песен «Дождь» (1981), «Не Стреляй» (1982)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика
«Наши хиты»

Юрий Юлианович Шевчук — он же ЮЮ, он же «татарин на лицо да с фамилией хохляцкой, он же «Юра музыкант» — всегда занимал в советском роке 1980-х свою особенную нишу. Сильно утрируя, можно сказать, что Шевчук представлял собой некий синтез хиппаря и интеллигента-народника (самокритично высмеянного им же в песне «Пост-интеллигент»).
То же и с музыкой. В то время, когда почти вся Питерская рок-сцена подсела на «новую волну», группа ДДТ рубила со сцены странную помесь хард-рока 1970-х и родного шансона. В то время, когда модно было писать витиевато и метафорично, Шевчук бил на убой своими внятными, прямыми и язвительными текстами. Даже литературные вкусы лидера ДДТ выглядели чересчур традиционно — Пушкин, Есенин, Лев Толстой.
Всё это не только не превратило Шевчука в «ретрограда», а, напротив, резко выделило его из рок-окружения. Два раза ДДТ удалось порвать публику в клочья — в 1987 году питерский состав группы покорил рокеров, а в 1992 году — пресловутая «Осень» принесла Шевчуку уже массовую народную любовь.
Вспомним же о некоторых знаковых песнях группы с ядовитым названием.

ddt_00_1      ddt_00_2      ddt_00_3
Юра Шевчук совсем маленький, с родителями и девятиклассник.

«Дождь» (1981)

Моё первое знакомство с песней «Дождь» состоялось, благодаря сольному квартирнику Шевчука, записанному в Череповце в 1983 году (эту версию можно послушать здесь). Интересно, что автор предварил песню странной и невнятной фразой: «Не хотел я петь эту песню. На мой взгляд, несколько… Ну, в общем-то, для вас». Что тогда смущало Юрия Юлиановича, непонятно до сих пор.

Моя студенческая компания сразу полюбила песню, и мы регулярно исполняли её на общежитской кухне. Текст «Дождя» был настолько прост и ясен, что никаких пояснений не требовал. Для меня это песня была неким переживанием радости, надежды на какое-то единение и очищение — в общем тем, что древние греки называли словом «катарсис».

…Капли на лице —
это просто дождь, а может плачу это я.
Дождь очистил всё,
и душа, захлюпав, вдруг размокла у меня.
Потекла ручьём
прочь из дома к солнечным некошенным лугам.
Превратившись в пар,
с ветром полетела к неизведанным, неведомым мирам.

Грянул майский гром
и веселье бурною, пьянящею волной
Окатило: «Эй, вставай-ка
и попрыгай всед за мной.!
Выходи во двор
и по лужам бегай хоть до самого утра.
Посмотри, как носится
смешная и святая детвора»…

Пройдёт время, и песня уйдёт в народ, став одним из хитов альбома 1992 года «Актриса Весна». Забавно, что к тому времени моей компании она уже успеет надоесть…

Как оказалось, своей славы «Дождь» ждал более 10 лет — ведь, наряду с «Не стреляй» — это одна из самых ранних песен группы ДДТ.
По разношёрстным воспоминаниям самого автора написана песня была в родной Уфе, в мае 1981 года. Однажды Шевчук с кампанией прятался от дождя в подворотне. Этот момент ему запомнился, и он решил нарисовать на данную тему картину для своей дипломной работы (Юрий учился на художественно-графическом факультете Уфимского педагогического института).

Ю. Шевчук:
«Это было в 1981 году… Была жара, тяжело, все плохо как-то… Сидел я в своей мастерской, писал дипломную работу. Захотелось какого-то дождя, праздника… И он грянул! Это был мой день рожденья — 16 мая… Грянул ливень… Я сел просто в трусах одних на подоконник, закурил, кругом струи текут… И написалась такая песня — «Дождь»».

Юрий Шевчук. Ещё без бороды (начало 1980-х).

Первая версия песни была записана ещё уфимским составом группы и появилась, как на «пробном» альбоме «ДДТ-1» (1982), так и на первом официальном альбоме «Свинья на Радуге» (1982). Правда, в книге А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» об этой записи почему-то рассказано в главе про альбом «Периферия». Именно там приводятся воспоминания звукорежиссёра ДДТ — Игоря Верещаки:

«Ночью прошел весенний дождь. Воздух под утро был пропитан озоном, и небо выглядело удивительно красивым — смесь красного с синим. И тогда Шевчук, который в этом бессонном марафоне держался до победного конца, говорит: «Старик, давай запишем еще одну песню!» И на отдельную пленку мы записали не вошедшую в альбом композицию «Дождь», которую Шевчук спел под аккомпанемент рояля».

Спустя годы, благодаря передаче «Ностальгия», обнаружилась ещё одна — более богато аранжированная — версия песни, на которую ещё в 1986 году был снят целый клип! Там мы можем увидеть безбородого и безусого Юрия Шевчука, разъезжающего по городу на поливальной машине. Как выяснилось, это был архивный фрагмент из музыкальной ТВ-программы «Встречи в субботний вечер». Шевчук, как раз, перебрался в Ленинград, поэтому в программе его именуют «ленинградским артистом».:)
К этому времени текст «Дождя» немного изменился. Хотя правки были чисто косметические. Для любопытных приведу их все.

Было — «наполнил воздух», стало — «наполнил небо».
Было — «и весёлый голос то ли пьяный, то ль шальной, прокричал мне…», стало — «и веселье бурною, пьянящею волной окатило…».
Было — «хором песни пели и плясали, чёрт возьми», стало «хором что-то пели и плясали, как могли».
Было — «позабыв свой стыд», стало «позабыв про стыд».

В дальнейшем почти все эти изменения сохранятся. Единственное, что Шевчук вернёт обратно, это грубоватое «чёрт возьми!», которое тогда, наверняка, заменил по требованию телевидения.

В народ же песня пошла в 1992 году, когда была сделана отличная аранжировка со «струящейся» клавишной партией.

Тогда же режиссёр Борис Деденёв снял на «Дождь» запоминающийся клип с игрушечными домиками и солдатиками.
В духе того времени солдатики изображали гражданскую войну, а танки намекали на недавний августовский «путч» 1991 г. В конце клипа потоки воды смывали город вместе с «белыми», и «красными», а Юрий, как бы с чистого листа, начинал строить новый домик.
Тогда замысел клипа казался очень интересным и актуальным. Но, как говорится, надежды юношей питают…

Так или иначе, что клип — это всего лишь интерпретация. Песня-то писалась совсем не о политике. И поэтому устареет ещё не скоро.

«Не Стреляй» (1982)

В 1982 году советское руководство ещё относилось к рок-музыке довольно терпимо. Песни о мире во всём мире и буржуазных агрессорах даже привечались. Поэтому, когда Шевчук сотоварищи обнаружили в газете «Комсомольская правда» призыв присылать записи на конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон», то закономерно послали туда пацифистскую песню «Не Стреляй!». Говорят, именно тогда группа и нареклась своим «химическим» названием.

ddt_06
Альбом 1982 г. «Свинья на Радуге».

Песню не только приняли, но она ещё и умудрилась занять 1-е место. По условиям конкурса, победитель имел право записать сингл-миньон на фирме «Мелодия». Казалось, вот тебе и начало блестящей карьеры. Но в СССР монополистом была не только «Мелодия», но и Союз Композиторов, требующий, чтобы каждый талантливый «любитель» обязательно записывал творения официальных советских «профессионалов». Принципиальный Шевчук пойти на это не мог, и группа ДДТ продолжила своё существование в андеграунде…

Забавно, что жюри «Золотого Камертона» не заметило, что речь в «Не Стреляй» идёт не столько о заморском солдате «горячих точек», сколько об обычном парне с соседнего двора.

Не стреляй в воробьёв, не стреляй в голубей,
Не стреляй просто так из рогатки своей…

Ю. Шевчук, «GQ», 2010:
«Первая моя встреча со злом произошла в раннем детстве. Тогда были в моде ружья-воздушки, и взрослые ребята стреляли в воробьев. Мне было семь лет, я увидел это бедное существо, которое здоровый парень в упор расстреливал. Я полез в драку и спас этого воробья. Меня избили страшно. Я взял воробья, он у меня жил и вскоре умер, потому что был подбит. С тех самых пор я ни в каком виде не терплю зла. Если бы я рационально поступил тогда с воробьем, я бы просто убежал оттуда, потому что у них были ружья и они были большие. Но я словно попал в другое измерение, когда бился за этого воробья. Воробей умер. Но я стал другим».

Самой главной «горячей точкой» для Советского Союза в 1980-х стал Афганистан.

Ю. Шевчук (1990):
«У меня был школьный друг, который попал туда с первыми колоннами. Через некоторое время он, привез домой гроб молодого лейтенанта, застрелившегося в Кабуле, — тот был не в силах вынести несправедливость той войны. Мы тогда просидели всю ночь… И родилась песня. А мой друг провоевал в Афганистане три года, возвратился оттуда почти инвалидом».

Друга-афганца звали В. Тябин, а слова первого куплета Шевчуку помог сочинить другой друг — художник Александр Спиридонов (от авторства он наотрез отказался).

Первоначальная версия песни вошла в альбом 1982 г. «Свинья на Радуге», а в 1988 году была перезаписана уже Питерским составом ДДТ для пластинки «Я получил эту роль» (здесь стоит отметить чудесное гитарное соло Александра Ляпина).

Впоследствии, песня стала для Шевчука неким «послом мира» (вспомним, программу «Не стреляй», сыгранную ДДТ в 2008 г. после осетинско-грузинского конфликта). 

Ю. Шевчук:
«Впоследствии, помотавшись по горячим точкам, абсолютно раненый злом и ненавистью войны, я, мне кажется, вышел на другой уровень понимания этой старой песни. И сейчас она стала мне гораздо дороже».

ddt_07

К сожалению, примиряющая позиция Шевчука только грела души идеалистов и ни одной войны не остановила. В современном мире позиция «Кота Леопольда» и желание «сделать, чтобы всем было хорошо» наивна, а иногда и чревата. Это какой стороной повернуть… «Не стреляй!» как протест против бессмысленной жестокости — хорошо. «Не стреляй!» как призыв опустить оружие перед врагом — глупо.

Автор: Сергей Курий
май 2013 г.: ред. 

Хиты группы ДДТ, часть 2:
история песен «Я получил эту роль» (1984), «Мальчики-мажоры» (1985), «Ленинград» (1987), «Террорист» (1987), «Революция» (1987)

Хиты группы ДДТ, часть 3:
история песен «Предчувствие Гражданской Войны» (1988), «Родина» (1989-90)

Хиты группы ДДТ, часть 4:
история песен «В Последнюю Осень» (1990-92), «Что Такое Осень» (1992)

Хиты группы ДДТ, часть 5:
«Это Всё» (1994), «Мертвый Город» (1995), «Любовь» (1996)

См. также:

«Рождённый в СССР», или Шевчук против Газманова

Раздел группы ДДТ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»