Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
CD 1:
1. Пролог
2. Новые блокадники
(Ю. Шевчук)
7. Я остановил время
(Ю. Шевчук)
8. В это
(Ю. Шевчук)
9. POST Интеллигент
(Ю. Шевчук)
10.Террорист
(Ю. Шевчук)
CD 2:
1. Черный Пес Петербург
(Ю. Шевчук)
2. Дождь
(Ю. Шевчук)
3. Осень
(Ю. Шевчук)
4. В последнюю осень
(Ю. Шевчук)
5. Что такое осень
(Ю. Шевчук)
6. Я зажег в церквах все свечи
(Ю. Шевчук)
7. Суббота
(Ю. Шевчук)
8. Ленинград
(Ю. Шевчук)
9. Родина
(Ю. Шевчук)
10. Рождественская
(Ю. Шевчук)
Ю. Шевчук — вокал, акустическая гитара,
А. Васильев — эл. гитара, вокал,
В. Курылев — бас. гитара, вокал.
М. Чернов — саксофон, флейта.
И. Доценко — ударные,
А. Муратов — клавишные, вокал,
А. Ляпин — гитара,
Д. Евдомаха — эл. барабаны,
А. Бровко — гармоника, приборы.
Слова и музыка Ю. Шевчука.
Аранжировка — группа «ДДТ».
А. Азаров — свет, А. Орлов — декорации, Ю. Морозов — звукорежиссер.
Е. Мочулов — продюссер, Ю. Белишкин — директор программы.
Административная группа — Алексей и Анатолий Болотины, С. Гришунин.
Звук и свет — фирма «Автограф».
Работа в студии:
Я. Солодкий — перкуссия,
В. Курылев — акустическая гитара,
Ю. Шевчук — эл. барабаны.
Звукорежиссеры А. Докшин. Ю. Шевчук.
Спонсоры программы — «OILCO» (Санкт-Петербург), «Наступны крок» (Минск).
Отдельное спасибо Ивану Полонейчику. Дмитрию Карповичу. Евгению Федорову,
Ольге Тендерес, Юрию Фишкину, Сергею Морозову, Лидии Липник, Лене Поляковской, Ольге Жихаревой, Марине Красильниковой.
На обложке — известный художник-неформал Сергей Брок и пес Тоська.
Запись с концерта в Лужниках (Москва) 12 декабря 1992 г.
Фото — В. Илюшин. Frederic Raynaud, А. Корнаков. Художник — В. Дворник.
©ДДТ ®1992 (p) 1994 All rights reserved
* * *
Ю. Шевчук, 2003:
Наверное, мы слишком много и долго праздновали эту победу свободы. И когда, я помню, наступил 91-й год, то наступило страшное похмелье в стране. И наше, кстати, тоже. Мы решили заниматься искусством. Для нас с ребятами этот холодный душ пришелся кстати. Тогда-то и появился первый концептуальный альбом ДДТ «Черный пес Петербург». Произошло, по сути, второе рождение группы.
.
***
Интервью с Ю. Шевчуком, ФУЗЗ, 1993:
— Юрий, интервью обычно начинают с какого-нибудь простого вопроса, так сказать для затравки. Вот, для затравки и скажи, как возникла сама идея «Пса»?..
— Так сразу и не упомнить. Пожалуй, пришло это все в голову где-то в июле. Гнусно кругом, везде упадок… Я и предложил ребятам: «Давайте сделаем что-нибудь большое, люди нам только спасибо скажут». Жутко было начинать, ей-богу, жутко. Весь август я сидел в лесу, писал программу. Сочинял, стыковал новое со старым, прикидывал. С сентября мы начали репетировать на своей основной базе в ДК Железнодорожников. Безумный был труд, почти трехмесячный, от зари до зари. Пахали не разгибаясь.
— С какими главными проблемами вы столкнулись, когда решили запускать программу?
— Трудности сейчас у всех общие — деньги. Даже не знаю, вышло бы что, если б не спонсоры. Фирма «ОИЛКО» нам здорово помогла, минчане — «Наступны крок» и лично Женя Федоров. Если б не все они, мы бы «Пса» не подняли. Для музыкантов сейчас экономическая проблема стоит на самом первейшем месте, решил ее — значит, полдела осилил. Время бесплатного кухонного рок-н-ролла прошло. И пока мы себя не окупили. Чтобы покрыть все расходы, нужно было билеты делать по три-четыре сотни рублей. Разумеется, на такой шаг мы пойти не могли…
Ладно, окупимся, дело наживное.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Fuzz», 2001:
— На тот момент это было наше понимание Города, мое личное ощущение его. Очень трагичное и достаточно адекватное, на мой взгляд… «Черный Пес Петербург» — первая наша тематическая, концептуальная программа. Когда мы ее делали, то понимали, что как музыканты мы должны подняться на новый, иной уровень. Мы ставили перед собой задачи, которые никогда раньше не решали. Все было внове, в диковинку. И она получилась. Со всеми минусами, но она получилась!
— Программа оказалась очень своевременной. Ведь это был ноябрь 1992 года?
— Да-да-да! Там впервые такие большие темы были затронуты. Темы, которыми вообще болеет искусство: «Быть или не быть?», Медный всадник, Борис Годунов немножко… Были обращения к Мандельштаму, Бродскому, Шостаковичу, какой-то симфонизм, пусть небольшой. Уже начиналась работа над образной музыкой. Это была веха для нас.
***
В. Курылев:
В процессе репетиций этой программы выяснилось, что мы опять остались без соло-гитариста, и тут на помощь пришел старый друг Александр Ляпин, когда до премьеры оставалось уже меньше месяца. Ляпин вошел в программу буквально за считанные дни и его экспрессивные соло как раз оказались последним недостающим элементом «Черного Пса». Концерт начинался с воя ляпинской гитары. Сначала хотели успеть где-то раздобыть или собрать сами терменвокс ЮЮ должен был выходить на сцену и начинать с ним «колдовать». Но, конечно, никакого терменвокса за такой короткий срок мы не нашли, и вой Черного Пса изобразил на гитаре Ляпин. На вторых, электронных барабанах играл опытный барабанщик Дмитрий Евдомаха — это был единственный раз, когда ритм-секция была действительно усилена, а не просто приукрашена вторым барабанщиком. К сожалению, это была последняя программа в группе для Андрея Муратова. Что там произошло между ним и Юрой, я не знаю, но почему-то мы остались без нашего вездесущего клавишника. Состав ДДТ на этой программе был, очень сильным, хоть там и не было Никиты. Сам Юра и все музыканты были в отличной форме, и каждый — на своем месте. Даже за концертным пультом восседал никто иной, как легендарный Юрий Морозов. Дальше, однако, в этом составе дело почему-то не пошло, уж и не знаю, кого в этом винить.
Уже весной 93 Евдомаху заменил вернувшийся Яков Солодкий, осенью ушел Мурзик, а Ляпин, бывший в статусе приглашенного музыканта, на следующую программу приглашен не был. «Черного Пса» увидели жители пяти городов, был снят концертный фильм, выпущен альбом, и программа на этом закрылась.
Это единственный целиком концертный альбом ДДТ. Но некоторые студийные изменения все же были внесены и в него. Так, например, электронные барабаны, на которых играл Дима Евдомаха, на концерте не везде записались, или записались с браком — к сожалению, их пришлось переписывать в нескольких местах. В инструментальной части песни «Черный Пес» на концерте я играл на смычковом инструменте псалтырь — он, конечно, тоже не записался. Почему-то мы решили его и не записывать в студии, и я сыграл в этом месте соло на акустической гитаре. Почти все подпевки пришлось переписать — они были некачественно записаны, а местами плохо спеты. В некоторых песнях была переписана Юрина акустическая гитара или к ней добавлена еще одна. Саша Ляпин и Андрей тоже кое-где переписали свои гитары. Подробно это никто не документировал, а сейчас уже никто не помнит — где оставались концертные треки, а где — студийные. На слух они различаются далеко не всегда.
Сначала планировалось записать после турне этот материал в студии, как новый независимый студийный альбом, но, получив неплохую запись с концерта и имея возможность ее немного подправить в студии, решили не тратить деньги и время на новую запись, а выпустить концертный альбом. Это была первая двойная и последняя виниловая пластинка ДДТ. Выпустить двойной альбом — довольно дорогое и рискованное дело, но наличие в нем главных на тот момент форматных хитов позволило «Черному Псу» содержать и коцептуальную тематическую программу новых песен.
В концертах была использована специально изготовленная декорация — недорогая, но выразительная. Она символически изображала городские стены, кроме этого на некоторых песнях сверху опускался метрового диаметра шар на канате, который ЮЮ обыгрывал, то превращая его в огромный маятник Фуко, то в гирю для сноса старых зданий. При подготовке программы мы даже обдумывали варианты костюмов для нас, но остановились просто на одежде черного цвета. В середине программы, как раз на самой песне «Черный Пес Петербург», Юра нарушал эту тональность, выходя в белой рубашке, и оставался в ней уже до конца концерта. Визуально программа была оформлена довольно лаконично, но именно эта строгость так сочеталась с образом Петербурга, огромного пса-философа, где-то во времени потерявшего своего хозяина и блуждающего по невским берегам в конце 20-го века.
На обложке пластинки сфотографирован свободный художник Сергей Брок с одолженным у кого-то огромным псом-водолазом. За неделю до премьеры Брок начал ежедневный рекламный обход Невского проспекта и прилегающих улиц. В один из этих дней он и был запечатлен на улице Рубинштейна вместе со своим арт-соратником Черным Псом.
.
***
Информация с сайта r-n2.narod.ru/:
Был задуман Шевчуком еще в середине 1992 — к тому времени его отношения с этим городом как-то определились, и он пытался найти адекватную форму для того, чтобы высказать их публично. ЧПП стал первой в ряду концептуальных программ 90-х: со сценарием, сценографией, драматургией. В программе были использованы как старые номера репертуара DDT(Post — Интеллигент, Террорист, Ленинград, Родина), так и новый материал («Новые блокадники», «Стикс», заглавная и др.). В процессе программы Шевчук лазил по канату, декламировал стихи, играл на барабанах. Помимо состава DDT в ЧПП был задействован Александр Сергеевич Ляпин (АКВАРИУМ, ТЕЛЕ У, МОТОР-БЛЮЗ и пр.) и второй барабанщик Дмитрий Евдомаха (ФОРВАРД и пр.). Премьера состоялась в Питерском СКК 14-16 ноября 1992.
После концертов в Питере весь свет, звук, декорации и почти 30 человек администраторов, техников и музыкантов отправились в Белоруссию, на Украину и закончили концертами в Москве в декабре того же года, где ЧПП и был записан на многоканальной студии, доработан в Питере и увидел свет в 1994 как двойной альбом, двойная кассета и компакт-диск. Совместно с АТВ был снят фильм-концерт. Обложку украшало колоритное изображение питерского художника Сергея Брoка и собаки Тоськи в роли Черного Пса Петербурга. Брoку неожиданная реклама впоследствии помогла несколько раз решить жизненные проблемы — в частности, с милицией.
.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком и И. Доценко:
— На вкладыше к компакту «Черный пес — Петербург» ты вписан и как звукорежиссер. Это что, новая специальность?
ЮШ: Ну сводил Докшин (звукорежиссер «Мелодии»), а я работал сволочью — просто сидел у него на ушах и говорил: «Здесь неправильно. Здесь правильно», измотал бедного, вот мою фамилию сюда тоже вставили.
.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Московский Комсомолец» 27.11.1993:
— Тебе понравился фильм, снятый Андреем Столяровым и «ATB» о туре «Черный пес Петербург»?
— Мы подписали договор с «АТВ». Кира Прошутинская так любезно к нам отнеслась. Но, к сожалению, у меня такое ощущение, что на телевидении катастрофически падает уровень профессионализма — все настолько привыкли работать безответственно. Фильм с концерта мы снимали два дня и испытали большой шок, когда обнаружилось, что половина камер сработала в браке. Человек — оператор — снимал весь концерт, мы смотрим его работу, а там все мутно. Я был потрясен таким качеством работы и главное — отношением к ней. Но делать уже было нечего, нам очень хотелось выпустить этот фильм. По трое суток не спали на монтажах, просто сшивали его из кусков, неудачные планы закрывали какими-то старыми записями, видами Петербурга и т.д. Сейчас смотрю и вижу, что это все равно удача — время и дух сохранили. И слава Богу.
.
***
Интервью с Дядей Мишей (Михаилом Черновым), бывшим саксофонистом ДДТ, «МК в Питере» 02.11.2011:
http://mk-piter.ru/2011/11/04/021/?firstpage=1
— Когда, по-вашему, было золотое время «ДДТ»?
— Программа «Черный пес Петербург» — вершина роста группы и начало ее падения. По моему личному мнению, на этом «ДДТ» и закончилась.
— Почему?
— Потому что вскоре после выхода «Черного пса» ушел Андрей Муратов («Мурзик») — клавишник, человек, дававший коллективу симфонизм. Без него начались разброд и шатание. Появился скрипач Сергей Рыженко и потащил «ДДТ» в другую сторону. Коллектив вскоре от него отказался.
.
***
Юрий Шевчук, 08.11.2012:
http://www.rusmia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1333:ddt&catid=3:intervyu
Юрий Шевчук: У ДДТ было три таких больших программы. Первая – «Черный пес Петербург», которая, возможно, для своего времени была тоже слишком серьёзной. Она имела свой сюжет, сценарий, декорацию. Главной темой был «человек и город» — такой вот город 90-х: умирающий, без электричества, без отопления, с жесткой жизнью, с реалиями на улицах и в головах.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы ДДТ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ДДТ«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ДДТ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий