ДДТ — история альбома «Свинья на радуге» (1982)

1982_svin_1

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Счастливый день
(Ю. Шевчук)

2. За 50 копеек
(Ю. Шевчук)


3. Безжизненный край
(Ю. Шевчук)

4. Ночь
(Ю. Шевчук)

5. История
(Ю. Шевчук)

6. Блюз
(Ю. Шевчук)


7. Свинья на радуге
(Ю. Шевчук)


8. Рыба
(В. Сигачев)

9. Бродяга
(Ю. Шевчук)

10. Дождь
(Ю. Шевчук)

11. Не стреляй
(Ю. Шевчук)

12. Игра
(Ю. Шевчук)

13. Инопланетянин
(Ю. Шевчук)


14. Вечер
(Ю. Шевчук)


15. Все идет своим чередом
(Ю. Шевчук)

 1982_svin_2


Юрий ШЕВЧУК — вокал, гитара, губная гармошка.
Владимир СИГАЧЕВ — клавишные, вокал.
Рустем АСАМБАЕВ — гитара вокал.
Геннадий РОДИН — бас.
Рустем КАРИМОВ — ударные.

Автор текстов — Ю. Шевчук, музыка группы ДДТ
В. Сигачев — автор слов и музыки (8)

Запись на Башкирском телевидении в Уфе, весна 1982 г.
Режиссер — Игорь Верещака
Запись восстановлена Владимиром Кузнецовым

Дизайн — В. Дворник, А. Аслямов

© 1982 Ю. Шевчук, ДДТ, © 1999 design В. Дворник
® 1999 КВАДРО-ДИСК (до 31.08.2000 г.)

Одно из любительских оформлений альбома «Свинья на Радуге»:

1982_svin_9

* * *

Ю. Шевчук, «Время начала», 1992-93?:

Группу ДДТ , этого монстра, всегда питали замечательные, интересные братки, крутые сочные личности. И ДДТ всегда было весело и всегда интересно. И первый состав группы был, наверное, наиболее крутой.
Красивый пессимист и циник, умница, бывший маменькин сынок и отличник, сделавший себя панком по жизни — пианист Вова Сигачев — очень много сделал в музыке начала ДДТ, его всегда отличал безупречный вкус и тонкость в понимании рок-н-ролла.
Костью в группе, «папой» в команде, торчал основательный, мудрый, с большим хозяйственным опытом Гена Родин. Гена любил долгими ночами за «соточкой» домашнего винца отрабатывать тактику и стратегию группы.
Настоящей звездой в группе был Рустем Асанбаев — известнейший и единственный тогда на всю Уфу ритм-энд-блюзовый гитарист, с настоящим африканским сердцем в груди. Асанбай, или просто Бабай, был живым мифом. Когда я еще был сопливым малышом, он уже был моим кумиром.
Барабанщики довольно часто менялись. Долго с нами работал Рустем Каримов — «Абзы» — и Сергей Рудой, врач-реаниматор, очень полезный человек, когда ты с похмелья и ни копейки в кармане.
Этим первым составом мы записали двойной магнитоальбом «Свинья на радуге». Группа дала всего лишь один сольный концерт в нефтяном институте в апреле 1982 года, закончившийся скандалом. Наступили тяжелые времена без настоящего и будущего. Мы пробились на «Золотой камертон», но ничего хорошего из этого тоже не вышло. Насмотрелся я первый и последний раз на фрадкиных, френкелей, тухмановых и т. д.

1982_svin_4

***
В 1982 году «Комсомольская правда» объявила конкурс молодых исполнителей «Золотой камертон». Победителям была обещана запись дебютного сингла на «Мелодии».
В течение последующих трех дней в страшной спешке на местной телестудии была подготовлена демонстрационная кассета.
Музыканты послали на конкурс несколько песен. К своему удивлению, музыканты прошли во второй тур. Тогда потребовалось название. Владимир Сигачёв предложил «ДДТ», которое и было принято.
Музыканты «ДДТ» выбрали из своего первого альбома три композиции: «Инопланетянин», «Чёрное солнце», «Не стреляй» и отправили в жюри. Неожиданно для участников коллектива, именно эти песни заняли первое место, а самого Шевчука пригласили в Москву для записи композиции «Не стреляй» на студии «Мелодия». Однако в качестве условий для подписания профессионального контракта от ДДТ требовался исполнение песен официальных советских композиторов на слова официальных советских поэтов. Шевчук от подобных условий отказался, что обозначало уход группы в подполье и работу для небольшого круга знатоков рок-музыки.

1982_svin_5

***
С. Кудрич «Свинья на радуге и ДДТ: как это было?», 2011:
http://www.imago-animus.ru/2011/04/ddt-svinia-na-radyge.html

   «Свинья на радуге» — это первый студийный альбом группы ДДТ записанный весной 1982 года (не путать с первым магнитоальбомом получившем название «ДДТ-1», так же известный как «Дуст» 1981 года).
     Звукозапись «Свиньи..» велась в помещении Башкирского телецентра в Уфе. Предлог для записи «антисоветской» музыки — подготовка фонограммы к всесоюзному конкурсу молодых исполнителей.
 Юрий Шевчук рассказывал, что альбом был записан случайно. Первоначально записали три песни именно для конкурса «Золотой камертон», а потом под общую шумиху за четыре дня доделали и весь альбом состоящий из 16 песен (15 + бонус-трэк). Звукорежиссером выступил И Верещага. Оригинал, увы, не сохранился, качество перезаписей — очень высокое.

…В апреле ’82 года группа дает концерт в Уфимском нефтяном институте, финал которого не может не радовать истинного деятеля андерграунда (выступление окончилось скандалом и шоком для некоторых партийный работников). Сам Шевчук подшучивал: «Даже странно, что они там нашли?»
   Башкирские власти запретили песню «Свинья на радуге», забыв об избытке сладости запретного плода. Популярность группы в Уфе стремительно росла. («Наливали уже бесплатно» — Ю. Шевчук).

   Существовало несколько последовательностей композиций в альбоме. Мне больше всего нравится такая:

  1. Счастливый день
  2. За 50 копеек
   3. Безжизненный край
   4. Ночь
   5. История
   6. Блюз
   7. Свинья на радуге
   8. Рыба (автор — В. Сигачев)
  9. Бродяга
 10. Дождь
  11. Не стреляй
  12. Игра
  13. Инопланетянин
  14. Вечер
  15. Все идет своим чередом

   По моему скромному мнению исключительно при такой последовательности альбом — целостный. И в официальной дискографии указан именно такой порядок записей.
Также существует бонус-трек под названием «Давайте что-нибудь придумаем».

«эта магнитозапись с высоты сегодняшнего «завтра» слушается, в основном, наивно, манерно и, скажем, глуповато, но все было от души.» (Шевчук об альбоме)

1982_svin_6

***
Ю. Шевчук об альбомах ДДТ:

…Сидели мы на одной из окраин российской империи в бескрайних башкирских степях, пили пиво, играли блюз и рок-н-ролл в клубе с мощным названием «Авангард». В общем-то все было бесперспективно.
   Тут Гена Родин, наш басист и папа, приносит и задумчиво протягивает нам смятый клочок от газеты «Комсомольская правда», случайно найденный в местном сортире с объявлением всесоюзного конкурса «Золотой камертон»: «присылайте, де, записи и т. д.» Мы встрепенулись, решили попробовать и встал вопрос — где записать наши песни, на чем и как вообще это делается? В результате долгих поисков, хождений по кабинетам и тайге, мы записали три песни на местном ТВ и отправили их в Москву. Дело это нам понравилось и под шумок мы «втиснули» весь альбом, состоящий из 16 песен — итог почти двух лет работы (с 1980 по 1981 год). Запись продолжалась 3-4 дня, звукорежиссер — И. Верещага (оригинал записи не сохранился). Телевидение обладало двумя одноканальными магнитофонами СТМ. Поэтому записывались в два приема — сначала барабаны, бас, гитары, клавиши, потом — голоса, соло и одновременно сведение. О многоканальных системах мы тогда даже и не слышали.
   В апреле случился и наш первый сольный концерт в Уфимском нефтяном институте, закончившийся большим скандалом. «Партейцы» были в шоке от увиденного и услышанного (даже странно, что они там нашли?).
   Песня «Свинья на радуге» стала запрещенной. После этого «громкого» концерта больше выступлений у нас не было. Конечно, эта магнитозапись с высоты сегодняшнего «завтра» слушается, в основном, наивно, манерно и, скажем, глуповато, но все было от души. С этого альбома началась наша некоторая популярность в городе Уфе — наливали уже бесплатно. До нас такого никто здесь не делал. Периферия очень отличалась тогда своими музыкальными вкусами от столиц и Европы. На периферии любили тяжелую музыку — хард, джаз, ритм-энд-блюз, джаз-рок и т. д. Информации о новом было мало, поэтому варили мы свою кашу сами, ориентируясь на горячо любимые западные стандарты. На периферии, как правило, хороший музыкант — это хороший инструменталист, умеющий «один в один» снимать «фирму», а не идеолог, не демиург, не поэт, не сочинитель. В Уфе все тащились от Бенсона, Джеф Бека, ДиПи, «Кинг Кримсон» и т. д. Помню, долго спорили с В. Сигачевым о том, можно ли вообще петь рок по-русски.
   В Питере, в 1982 году, расцвели новая волна и панк, уже шелестел вольный ветер, был рок-клуб, «звенели колокольчики», как потом спел С. Башлачев. В Уфе свирепствовал мутный феодальный социализм, где заехавший к нам от скуки официальный Евгений Евтушенко смотрелся жутким диссидентом. Но тут нарисовался «Джимми» (Урал Хаззиев), старый системный хиппи, тусовщик, большой коллекционер и знаток рок-музыки. Он был десятки раз в Питере, Москве, Прибалтике, затащил нас к себе домой и мы развесили уши и разинули рты, узнав про рок-клуб и большое количество отечественных команд, давно уже засеявших благодатную рок-н-ролльную ниву…

1982_svin_7

***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:

Единственным местом в Уфе, где в начале 80-х теоретически можно было записать рок-альбом, являлась студия башкирского телевидения. За пару лет до описываемых событий молодой звукорежиссер Игорь Верещака записал здесь три композиции в исполнении «ДДТ» («Не стреляй» и две песни советских композиторов) для проводившегося «Комсомольской правдой» всесоюзного конкурса молодых исполнителей «Золотой камертон». В оставшееся студийное время музыканты «ДДТ» успели зафиксировать на пленке 16 песен Шевчука, получивших впоследствии известность в виде магнитоальбома «Свинья на радуге».

***
А. Кушнир:

Кочующий между Уфой, Свердловском, Москвой и Ленинградом Шевчук также не уделял должного внимания оформлению. «Каноническая обложка была лишь в «Свинье на радуге», — вспоминает лидер «ДДТ». — Там была нарисована лежащая посреди двора пьяная женщина, на которую смотрели маленькие девочка и мальчик. Рядом валялась пустая бутылка водки… Для 82-го года это было круто».

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ДДТ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ДДТ«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ДДТ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий