Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Иван Иванович умер
(Ю. Шевчук)
2. Псалом
(В. Сигачев — текст церковного псалма ХII века)
4. Дохлая собака
(Ю. Шевчук)
5. Дом
(Ю. Шевчук)
6. Монолог в ванной
(Ю. Шевчук)
7. Мажоры
(Ю. Шевчук)
Шевчук Ю. — гитара, вокал, автор.
Сигачев В. — клавишные, вокал.
Абдюшев Н. — бас-гитара.
Летов С. — саксофон, флейта.
Рыженко С. — скрипка, вокал.
Рудой С. — ударные, drum machine.
Шевчук Э. — застольные голоса.
Аранжировка — группа ДДТ.
Художник — Дворник В.
Оригинал не сохранен.
Запись восстановлена Кузнецовым В.
© ® DDT Records, 1985 (Москва), 1997 (Санкт-Петербург).
* * *
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Комсомольская правда», 18.12.1990:
В местной комсомольской газете «Ленинец» были опубликованы две статьи. Первая называлась «Менестрель с чужим голосом», а вторая — по письмам. Один человек, которого очень уважал, подписался под этой статьей. Я был потрясен. Мой телефон замолчал. Опасно звонить — я же под колпаком. Для меня это было большим уроком. Тогда я написал целый альбом, циничный, злой, кошмарный. Я выговорился там. Я не пел его никому и не спою никогда. Потому что я был слаб.
А с другой стороны — вышли люди на улицы и стали собирать подписи у незнакомых. «Как вы относитесь к Шевчуку? Если хорошо, подпишитесь, пожалуйста». И люди писали имя, фамилию, место работы. Многие пострадали, кто подписался. Повалились письма в редакцию в мою защиту. Может быть, из-за этих писем меня и не посадили. У меня такого никогда не было. Люди мне поверили. Они из-за меня рисковали, а в те годы многим, всем. Это дает такую уверенность, такую силу.
Когда люди пошли за меня, я понял, нет, старичок, ты должен сделать другое, должен ответить уверенностью и добром. И появился альбом «Время». А мне сказали, что если запишешь еще хоть одну песню — ты сядешь.
А тот альбом — свой злой всплеск, кулачный бой — я похоронил, взял и сжег все в унитазе. Я поехал в Москву. В Уфе всех «таскали». «Они» прошлись по всем ДК, где я работал, были даже в моей родной школе. Интересовались у классной руководительницы, с чего это у меня началось. В школе сказали, что я всегда был двоечником. А когда я был «на высоте», меня приглашали на слет трех поколений. Да, в классе я был темно-серый, задумчивый, чаще смотрел в окно, чем на доску.
В Москве мы записали альбом «Время». Я не люблю синтезированных звуков, считаю, что лучше виолончель, скрипка. Приехали на квартиру к одному очень хорошему парню. Саксофонист стоял на кухне, пульты — в одной комнате, я пел в коридоре. Писались наложением, в два магнитофона — дедовский способ, на Западе расскажешь кому — не поверят. Кончили запись 7 ноября. Бессонная ночь. Рано утром заиграл гимн, флаги понесли, шары полетели. А мы сидим на кухне, счастливые до одурения, что все-таки мы сделали это, пускай плохо, но по большому счету, искренне. У меня у самого нет ни одной своей записи. Они у меня, как дети, сразу получают совершеннолетие, и разъезжаются кто куда.
***
Ю. Шевчук об альбомах ДДТ:
…Осень и зиму 84-го года я болтался по всему Советскому Союзу, с сумкой да с гитарой, всюду приглашали, ездил, давал так называемые «квартирники». Москва, Украина, Юг, Север, Сибирь и т. д. Выбиралась большая квартира, набивался народ, портвейн по глотку, свечи — и понеслась песня, потом шапку по кругу и дальше поехал. Такие дела. На этих квартирниках я со многими звездами перезнакомился. Хорошие, чистые были времена (но это отдельная история). Весной 85-го года в Уфе начался обвал, посадили известного диссидента Б.Развеева и многих из системы, гоняли художников — вынужден был уехать лидер художественной богемы Ян Крыжевский, эмигрировал в Питер Джимми и многие другие. Мне тоже досталось — вышли обличительные статьи в газетах, где меня в лучшем случае почему-то называли агентом Ватикана.
Помогали, правда, люди, которые встали на нашу защиту, завалили газеты списками с сотнями подписей — руки прочь от Шевчука. Многие за это пострадали, ведь писали по наивности и адреса, и место работы, и телефоны. Никогда этого не забуду. Ну вот, устроился я работать в поселок Иглино — это час езды на электричке — в художественную школу (разрешили). Где и писалась программа «Время». Как писать, с кем, где? Меня в КГБ предупредили — еще одна запись и решетка. Долго чесал затылок. Помог Илья Смирнов — историк, критик и редактор московского самиздат журнала «УрЛайт». Он нашел в Москве людей, согласных оплатить расходы и помочь сделать запись.
Поехали я, В. Сигачев, Абдюшев Нияз, Сергей Рудой, из москвичей с нами сотрудничали Сергей Рыженко и Сергей Летов — замечательные люди и музыканты. Почти месяц мы прожили у Саши Волкова, он сотрудничал тогда в «УрЛайте» (бедные его родители), немного репетировали, где придется — и, в конце концов, в огромном жилом доме у станции метро «Пражская», в однокомнатной квартире на 9 этаже был, опять же за три дня, записан этот альбом: сакс — на кухне.
Я пел в коридоре, Рыжий — в туалете, Сигач — в комнате. Стиль — взвешенная смесь новой волны, харда, барда и т. д., короче, тяжелый четкий низ — бас, барабаны, гитара, легкий свободный джазовый верх — скрипка, саксофон. Очень жаль, что не было живых барабанов, но в квартире играть на них было невозможно (понятно почему) и обошлись ритм-компьютером (звукорежиссер — Х, кстати, на его квартире и была произведена запись, оригинал которой, к сожалению, также не сохранился: Раннее утро — 7 ноября — за окнами гул, марши, люди выходят — еще трезвые — на демонстрацию, шарики, флаги, а мы сидим с Вовой на кухне, счастливые, пьяные от усталости, прослушиваем, что сделано и тащимся. Эльмира рядом, прибирает бардак, ставит чайник. «Иван Иванович умер» — с этих слов начинается эта кассета, «Иван Иванович умер» — провозгласили мы — конец всему тому дебилизму, существовавшему уже 70 лет в стране. Через пару лет началась перестройка…
***
Ю. Шевчук, «Время начала», 1992-93?:
К осени 1985 года был готов материал к альбому «Время», который был своеобразным ответом на дерьмо, вылитое нам на голову. Альбом мы записали уже в Москве.
Около станции метро «Пражская» стоит огромный многоэтажный дом… Там, на девятом этаже, в двухкомнатной квартире, уфимско-московским составом, 7 ноября, в 6 утра, мы прокричали: «Иван Иванович умер!». Поставив крест (свой маленький крестик) этим заявлением на всей этой долбаной системе, 70 лет существовавшей в стране, мы не подозревали, что не за горами уже время перемен.
Герои, принимавшие участие в записи: Нияз Абдюшев — бас-гитара, печаль, В. Сигачев — орган, рояль, клавиши, пиво, Сергей Рудой — драм-машина, борьба за здоровье (настоящих барабанов было в квартире не поставить), я — гитара, вокал, бесстрашие, москвичи Сергей Рыженко и Сергей Летов очень помогли с соло и драйвом. Не подохнуть с голоду во время записи помог нам Александр Волков. А саму запись организовал Илья Смирнов, главный редактор знаменитого подпольного рок-журнала «Ур’лайт». Работа была трудной. Одно скажу, я ношу сорок восьмой размер, а после этой работы спокойно влезал в сорок четвертый. Виктора, звукорежиссера этого альбома, вскоре посадили.
Домой в Уфу путь был заказан. Я был предупрежден в КГБ: «Еще одна запись — и решетка», за которую, естественно, не тянуло. Закончился огромный период моей жизни, закончилось время начала — замечательное, скажу вам, времечко. Время бесчисленных квартирников, сыгранных в разных городах бывшей Российской империи. Концерты эти были похожи на тайные вечери, где платой были не рубли, а добрые честные глаза тусовки.
8 ноября 1985 года в 7 часов утра я с молодой женой, новым альбомом и тремя рублями в кармане шли, обнявшись, по Невскому. Знаменитый лидер волосатого движения Гена Зайцев оторопел, открыв дверь: у меня был абсолютно не рокерский, скорей, урловой вид. В Питере стояла прекрасная погода.
***
Из интервью с Ю. Шевчуком, «Юность» №11 1991:
— Насколько я понимаю, с московским альбомом 85-го года «Время» получилось немногим лучше. Человек, на квартире у которого вы записывались, недешево отделался.
— Да. Но арестовали Валентина не по этому поводу.
— Формально у нас никто не сидел за музыку. Даже ВОСКРЕСЕНИЕ. Как мне объяснял товарищ подполковник: «Для нас это не музыканты, а уголовные преступники…».
— Мне так и было сказано: «Еще один альбом, и…» Все понимали: и жюри фестиваля, и я, что приз будет большой, года на три. Поэтому следующий после «Периферии» альбом мы писали уже в Москве, на девятом этаже возле метро «Пражская». А в Уфу я уже… Нет, вернулся — за вещами ночью, сказал маме: «Меня нет»,- собрался и уехал в Петербург.
— А оригинал «Времени» сохранился?
— Да. Мы нашли несведенную запись, которую сейчас сведем и выпустим пластинку — наверное, небольшим тиражом, коллекционную.
…Я тебе рассказывал, по-моему, что, когда происходили все вещи, связанные с «Периферией», некая волна на меня нахлынула, и я думал про себя: «Ну, сейчас я вам покажу, сейчас я вам устрою, всем этим педерастам». И писал действительно злобные песни. Бывают по-хорошему злые песни, а бывают по-плохому. Ну я их все уничтожил, естественно. И написал добрые. Вот программа «Время» — как раз добрые, обнадеживающие песни.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы ДДТ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ДДТ«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ДДТ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий