
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
В 1991 году на прилавках музыкальных магазинов появилась первая виниловая пластинка группы АГАТА КРИСТИ. Она представляла собой издание альбома «Коварство и Любовь» и была упакована в прикольный розовый конверт, на котором некий монстр пожирал сердца и… перерабатывал их в привычную субстанцию. Так как пластинка была выпущена не государственной фирмой «Мелодия», а коммерческой фирмой «Sintez», то цена у неё была заметно выше привычной.
Однако старых поклонников АГАТЫ КРИСТИ больше удивила не цена, а трек-лист. Очень уж он сильно отличался от магнитофонной версии альбома, которую группа записала ещё в 1989 году и даже отослала в таком виде на конкурс рок-альбомов, проводимый журналом «Аврора». А дело было вот в чём…
К концу 1980-х редкая советская рок-группа не испытала на себе влияние модной перестроечной повестки. Те, кто жил в то время помнят, что процесс начался со справедливой критики партийной бюрократии и брежневского «застоя», продолжился осуждением сталинских репрессий, и в итоге закончился неприкрытой атакой на советский строй, который называли неправильным и даже «преступным». Современная молодёжь, вряд ли, представляет, какой вал «разоблачений» и социальной «чернухи» был тогда вывален на головы населения вполне себе официальными (!) советскими СМИ. Всё это тут же находило отражение в произведениях культуры — книгах, фильмах, песнях, и АГАТА КРИСТИ не стала исключением.
Пётр Май, барабанщик АГАТЫ КРИСТИ в 1988-89 гг.:
«Какое время — такие и песни. Это был начальный период перестройки и гласности — таких песен от нас ждали, они были востребованы».
Однако к началу 1990-х антисоветская повестка стала уже настолько привычной и банальной, что отдельные рок-группы постепенно от неё устали. И АГАТА КРИСТИ была в числе первых, кто решил очистить творчество от политических заявлений. Это было личное решение братьев Самойловых, а отнюдь не следствие давления со стороны цензуры (те же песни «Наша правда» и «Крысы в белых перчатках» спокойно крутились по советскому ТВ). Кстати, судя по интервью, решение созрело уже в том же 1989 году.
Глеб Самойлов, из интервью Д. Карасюком, «Перекати поле (спецвыпуск Свердловского рок-клуба)», 1989:
«Сейчас мы отходим от социальной тематики, стараемся копать вглубь. Возможно, добавим психоделики».Из интервью с В. Самойловым, DVD «Эпилог», 2010:
«На эту тему даже есть анекдотическая ситуация. Тогдашнему нашему барабанщику — Пете Маю — мы показали какую-то очередную песню, что-то вроде «Вива, Кальман!» — виньеточно-оперетточное. И Петя так глаза удивлённо (сделал) и сказал: «А против чего она направлена, эта композиция?».

Глеб Самойлов:
«Всё это естественным путём получилось. Свердловский рок не был особо социален года до 87-го. Наоборот, чем он славился, так это песнями о скорбящей душе. Социальность появилась вместе с «Кабинетом», «ЧайФом». В принципе, мы пережили социальность, как неглубокую инфлюэнцу».Вадим Самойлов, телепередача «МЕСТО ВСТРЕЧИ»:
«У нас была пара песен, это было давно и было искренне. Писать о колбасе и про чиновников… мне кажется, всё это был поверхностный взгляд на мир. Лучше обращаться к своему духовному миру».
Давайте же на примере двух версий альбома «Коварство и Любовь» внимательно разберём, как и где АГАТА КРИСТИ избавлялась от опостылевшей «повесточки».
Начнём с того, что на пластинке отсутствовали не две, а три песни.
Первая — это «Наша Правда», которая впервые прозвучала на III фестивале Свердловского рок-клуба (1988). Песня — типичный образчик перестроечной чернухи, где в мрачных тонах представала не только советская эпоха, но и, чуть ли, не вся история России («С даты крещенья катиться воз…»). Тут вам и «водка», и «плётка», и «память о страхе», живущая «в изрубцованных спинах» (привет Дудю с его «Колымой — родиной нашего страха»!). Не стоит также забывать, что слово «правда» в советское время ассоциировалось ещё и с одноименной газетой — основным «рупором» КПСС.
Газета «Правда» за 26 ноября 1989 года.
Из интервью с Вадимом Самойловым, «Трудовое знамя» 11 января 1990 г.:
«— «Наша правда терпит плётку. Наша правда пахнет водкой», — эти слова из вашей песни почти уже не режут слух. Но объясните, что вы хотите сказать такой поэзией?
— …Труден выход из тупика. Всё смешалось в один сплошной чёрный след, след истории. Кровь, водка, сила — вот понятия, с которыми отождествляется мировоззрение нынешнего «парня с улицы». Зло не в водке, зло среди нас и более мощное, чем «зелёный змий», если буквально воспринимать слова из песни. Водка — символ безразличия, опустошенности и в то же время горя и попытки затуманить не знающую покоя память».
Впоследствии песня была подкреплена красноречивым видеоклипом, снятым ТВ-программой «Чёртово колесо», где музыканты с пафосными физиономиями стояли на фоне героических барельефов и одноликих манекенов, одетых в советскую форму времён войны. Согласно книге Д. Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы», снимали клип в «модерновой экспозиции Музея молодёжи».
В том же духе была написана и песня «Крысы в Белых Перчатках», которую на III фестивале Свердловского рок-клуба Вади Самойлов объявил так: «Эту песню мы посвящаем тем, кто шкодил в прошлом и шкодит сейчас». Текст у песни в отличие от «Нашей Правды» был написан настолько сумбурно и с таким обилием «метафор», что читать его с листа — истинное мучение. Разумеется, под «крысами» подразумевалось коммунистическое партийное руководство («Напоминая грязной кровью крысиной о том, какого цвета их билеты…»). Ну, и без упоминаний сталинских репрессий тоже не обошлось
Каждая крыса мечтает о временах банкетов
тридцать седьмого года,
Когда они таскали как официанты подносы,
распотроша на блюде
Новую жертву свою,
мешавшую крысиной жизни…
Интересно, что маршеобразный проигрыш в конце «Крыс» нота в ноту повторяет мелодию другой песни группы — «Собачье Сердце». Последняя песня была написана ещё в 1988 году, но почему-то появилась только на виниловой версии альбома. И вот она-то получилась отличной. Глебу Самойлову удалось мастерски положить на музыку целый прозаический отрывок из одноименной повести М. Булгакова.
Глеб Самойлов (из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы», 2018):
«Энергия у меня била тогда через край, и я одновременно мог читать и чего-то сочинять. Книжку ставил на пюпитр. Поиграю на пианино, почитаю, снова поиграю, снова почитаю. И тут у меня – раз – упали глаза на эту строчку в «Собачьем сердце», а рука-то на клавишах… И буквально тут же фраза «Братцы-живодеры, за что же вы меня» сама собой сыгралась…».
Третьей песней магнитоальбома, которая не попала на виниловую версию, стала песня «Герои». Её текст не имел конкретики и состоял всего из одной строчки: «Герои, герои, кругом одни герои!». Видимо, изначально это был стёб над культом героев в СССР, поэтому песню тоже отнесли в разряд «политических» и с альбома убрали. А жаль…
Недаром, спустя время землячка «агатовцев» — Настя Полева — запишет на «Героев» кавер, где подаст песню в ином контексте…
Настя Полева об альбоме каверов «Танец на цыпочках» (1994), информация с официального сайта группы nastyapoleva.ru :
«В песне, если её вообще можно назвать песней, всего одна строка и больше ничего, но мысль понятна и образ завершён. Стишок, предваряющий «Герои» тоже не просто так вставлен. Автор (Егор Белкин) хотел таким символическим образом поприветствовать наших «героев рок-н-ролла», а заодно и посокрушаться, ведь такие «герои» уже не появятся на нашем горизонте… (Недаром в конце стишка цитируется строчка из песни панк-группы The STRANGLERS — «No More Heroes» — «Нет больше героев» — С.К.)».
Если эти три песни АГАТЫ КРИСТИ были записаны, хотя бы, на магнитоальбоме (а «Правда» и «Крысы» вошли ещё и бонусами к CD-изданию альбома «Второй Фронт»), то несколько других композиций вообще не обрели студийного воплощения.
Например, песня «Родной завод». С ней, в принципе, всё ясно. Это была очередная социальная зарисовка про жизнь в т.н. «закрытом» советском городе. Обычно в таких городах располагались оборонные заводы и действовал особо строгий секретный режим, касающийся проживания граждан (правда, и снабжение там было лучше). Конечно, в песне Вадима Самойлова — «закрытый» город превратился в общую метафору «советского тоталитаризма».
Город мой за колючим забором
Наш завод над нами как нож
Каждый здесь под тройным контролем
Далеко не уйдешь, не уйдешь, не уйдешь…Реплика Вадима Самойлова перед исполнением песни на III фестивале Свердловского рок-клуба (1988):
«Следующая песня про города, у которых в конце номер».Петр Май, из книги «АГАТА КРИСТИ — как всё начиналось», журнал «Урал» №9 2015:
««Родной завод» появился после поездки на фестиваль в один из городов области, дорога в который долго шла вдоль забора с колючей проволокой, за которым стояли жилые дома и заводские цеха. Вот так, в песне, и оформились впечатления от той поездки».
А вот почему не были записаны две другие песни — «Боже, я должен убить» и «Героин», ведомо только самим музыкантам. Ведь обе песни не были политическими и прекрасно вписывались в финальную, чисто «оперетточную», концепцию «Коварства и Любви».
«Боже, я должен убить», собственно, и играла роль некоего концептуального «детективного» вступления к концерту АГАТЫ КРИСТИ на IV фестивале Свердловского рок-клуба (1989).
…Боже,
Кто я?
Боже,
Кто мне поможет
Это забыть?
Боже,
Чей нож
Вложен
В мои ладони?
Боже,
Я должен убить!Из интервью с Глебом Самойлова после выступления на III фестивале Свердловского рок-клуба (октябрь 1988 года):
«— А вы кем представляете себя на сцене?
— Не знаю… Скорей всего, персонажами детектива — кровавого такого…».
Что касается песни «Героин», то она была написана в легковесной водевильной манере и, как нетрудно догадаться, повествовала о пагубном пристрастии к наркотику. К слову, музыканты группы никаких наркотиков тогда не употребляли. Они, вообще, предпочитали пить коньяк, из-за чего даже заслужили репутацию «мажоров».
Любил я тебя, и тобой был любим,
Но с этой любовью я нажил седин.
Все дальше уводит тебя злой кумир,
Твой принц, мой убийца, твой паж, мой вампир –
Героин!
Исключением отдельных песен из трек-листа «Коварства и Любви» дело не ограничилось. Некоторые «политические» песни на виниловую пластинку попали, но после того, как их… очистили от «политики».
Вадим Самойлов, DVD «Эпилог», 2010:
«…видимо, было еще какое-то интуитивное понимание того, что мир, который вокруг нас — это еще не весь мир. Есть еще мир внутри нас, и, видимо, нам было изначально интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие, которое художник может себе позволить».

Впрочем, данная тенденция в творчестве группы стала проявляться уже на магнитофонной версии альбома. Взять, к примеру, песню «Кондуктор». Её раннюю версию можно услышать на III фестивале Свердловского рок-клуба (октябрь 1988 года). И хотя часть слов мне на слух разобрать так и не удалось, «социально-политический» посыл уловить нетрудно.
(??????) политика фраз,
Повторяем мы другое сейчас
Слово.
И порой напоминает наш путь
И блаженства, и насилия культ
Снова.
То ли это смех,
То ли это крах,
То ли страх вернуться в пустоту.
Стало что-то не так как будто,
Снова дверь прикрыл кондуктор,
И о стекла бьется ветер
(??????) этих газет
Только нет в них правды, если в них нет
Всей правды…
Если надо надо нам слова подбирать,
Чтоб словами на себя не нагнать
Травлю…
Глеб Самойлов, передача «Летопись» на «Нашем радио», 07.09.2003:
««Кондуктор» — очень сложное концептуальное произведение. Написал его я. Текст менялся два раза. Первый текст был Вадика, а припев мой, а второй текст, который вошел в пластинку, был полностью переделан».
К счастью, уже на магнитоальбоме от старого текста остался только припев, и песня стала просто отображением чувства ужаса и паранойи.
Нечто похожее произошло и с песней «Танго с Дельтапланом». Музыку к ней написал клавишник АГАТЫ КРИСТИ — Александр Козлов, но текстом привычно занялись братья Самойловы. Так вот — на III фестивале Свердловского рок-клуба (1988) эта песня была представлена Вадимом Самойловым под другим названием — «Кооперативное Танго». Ведь тогда её текст был весьма злобной сатирой на кооперативное движение. Тем, кто жил в то время, ничего пояснять не надо. Когда в 1988 году при генсеке КПСС — Михаиле Горбачёве — издали Закон «О кооперации в СССР», страну наводнили кооперативные ларьки, магазины, ателье и даже туалеты.
Часто в подобных магазинах втридорога продавали дефицитный товар, который либо изготавливался кустарным способом, либо оптово скупался на госпредприятиях по более низкой цене. Благодаря кооперативам, в Советском Союзе официально появляются мелкие буржуа-предприниматели, многие из которых быстро богатеют.

Растет мой аккредитив,
Цветет кооператив.
Ах, ретро —
Бархатный мир 20-х*
Теперь не светит мне срок.
Плачу исправно налог
И глажу карманы
Рукой мохнатой.
Но только ночною порой
мне снится конвой и солдаты…
Оставь — не жалей ни о чём!
Куй деньги пока Горбачёв,
Пока за дерьмо отдают зарплату!
…………………………………………………………………………….
* — Намёк на НЭП (Новую Экономическую Политику) 1920-х годов, когда партия большевиков, разрешила частную торговлю, чтобы быстро насытить рынок после Гражданской войны.
В принципе, песня получилась весьма остроумной и жизненной, однако со временем музыканты не захотели, чтобы она была привязана к «злобе дня». Поэтому от старого текста остались лишь три строчки припева, а новая версия «Танго с Дельтапланом» стала слегка ироничным гимном свободе, которая вот-вот закончится.
…Оставь не жалей ни о чём,
Летай пока горячо,
Пока за полёты не просят плату…
«Кондуктор» и «Танго с Дельтапланом» попали на магнитоальбом уже в новых версиях. А вот песне «Праздник семьи» ещё предстояли долгие метаморфозы.
Кстати, это, наверное, единственная песня на альбоме, которая напоминает социальные произведения других свердловчан — группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Я упомянул об этом лишь потому, что в начале карьеры АГАТУ КРИСТИ постоянно обвиняли в подражании НАУТИЛУСУ ПОМПИЛИУСУ, что, на мой взгляд, не очень справедливо.
Так вот… На магнитоальбоме «Коварство и Любовь» песня называлась несколько иначе — «Праздник советской семьи», а её текст был наполнен элементами всё той же антисоветской повесточки. Приведу старую версию полностью:
Ты ходишь по квартире,
И ждешь, когда можно лечь спать.
Уроки приготовлены на «пять» и «четыре»,
Можно даже не проверять.
«История СССР»
Выучена легко и понятно.
Прочти эти сказки маме,
Ей так будет приятно.
Ведь у тебя такая заводная мама.
Хэй, у тебя такая заводная мама.
Дедушка — он один.
Он до сих пор бомбит Берлин.
Он на этой почве сошёл с ума.
Он до сих пор просыпается с криком:
«Война! Ура! Вперёд за Сталина!»
Сестра у зеркала давит прыщи,
Мечтая о стаях усатых мужчин.
Ей мамины юбки всё выше и уже.
Есть кандидаты на место для мужа.
Пройдёт ещё несколько лет,
И оно не останется пусто,
И будет она пихать, пихать
В нас щи с капустой.
Ведь у тебя такая заводная сестра.
Хэй, у тебя такая заводная сестра.
Э-э-э-эй, у нас такая заводная семья,
Простая, простая советская семья.
В одной из концертных версий в конце даже пелась строчка «Ячейка, ячейка советского общества!» (издёвка над популярным в Советском Союзе выражением: «Семья — ячейка общества»).
Однако постепенно текст стали менять. На записи одного из концертов 1989 года можно услышать необычный вариант, где героями песни становится семья… немцев времён Первой Мировой войны! Вот несколько изменённых строчек:
…История Столетней войны
Выучена легко и понятно…
…Дедушка — он один.
Он до сих пор защищает Берлин.
Он на этой почве сошёл с ума.
Он до сих пор просыпается с криком:
«Война! Ура! Вперёд за Кайзера!»…
…Пройдёт ещё несколько лет,
И она заимеет мужчину,
И будет она пихать, пихать
Туда пиво с тмином…
…Э-ге-гей, у нас такая заводная семья,
Простая, простая, нормальная семья!
Свой канонический вид песня обрела на виниловом издании альбома. Из текста полностью исчезли упоминания об СССР и Сталине, а судьба сестры из обывательского фарса превратилась в любовную трагедию (честно говоря, фарс мне нравился больше). Да и в целом, стихи стали менее корявыми…
Глеб Самойлов (1991), из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
«Мы восстанавливали в песнях внутренний мир нормального среднего современного человека – не имеет значения, советского или не советского: люди везде одинаковы. С его пустотой, с его неспособностью ни к любви, ни к ненависти, ни к настоящему страху, ни к свободе, ни к ещё чему-то».
Напоследок, упомяну несколько песен, которые появились на новой версии альбома «Коварство и Любовь» вместо исключённых. Дело в том, что они тоже менялись, и свой окончательный вид приобрели только к моменту записи виниловой пластинки (напомню, что в 1990-м альбом практически был перезаписан заново — на «цифровой» аппаратуре).
Взять, к примеру, песню «Аллергия». Впервые она была исполнена в 1989 году на IV фестивале Свердловского рок-клуба под другим (хотя и созвучным) названием «Аллегро» (Allegro — музыкальный термин для композиций, исполненных в бодром, быстром, радостном темпе). Тогда это был инструментал без слов — вместо них Вадим Самойлов просто орал «Трам-пам-пам!».
Однако вскоре музыканты решили заменить этот ор смешным стишком, почерпнутым из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Вот, как этот стишок упоминается в самой повести:
«Взгляд мой упал на подоконник, на растрепанную книгу. В прошлом сне это был третий том «Хождения по мукам», теперь на обложке я прочитал: «П. И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Постукивая зубами от озноба, я перелистал книжку и просмотрел цветные вклейки. Потом я прочитал «Стих №2»:
В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный,
И, ничем не удрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая, словно тень,
Глаза светятся как день».
Есть на альбоме и песня, чей текст, напротив, сократился. Я имею в виду замечательную песню «Канкан».
На пластинку она попала без третьего куплета, который сегодня можно услышать только на записи концерта IV фестиваля Свердловского рок-клуба. Вот он:
…Тайну врачу открыл
Он долго за мной следил
И я забыл
Свой страшный бред.Часто теперь звоню
и честно ему говорю
Что я здоров,
Что жалоб нет.
Но знаю, что ночью опять не усну
Я ищу этот сон, но найти не могу.
Без тебя я умру и с тобой я умру
Пьяный канкан, последний канкан!
Зачем был убран этот куплет, мне непонятно. Но, в целом, новый подход группы к своему творчеству, как по мне, оказался верным. Благодаря ему, мы можем до сих пор слушать альбом «Коварство и Любовь», не испытывая постоянного перестроечного «дежавю». Уже на следующем альбоме АГАТЫ КРИСТИ «Декаданс» рецидивы былой «социальности» можно было заметить только в песне «Шпала». Но это уже другой альбом и другая история…
Автор: Сергей Курий
последняя редакция — октябрь 2021 г.
См. также:
Раздел группы АГАТА КРИСТИ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»



