Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
В 1985 году — через три года, после того, как квартет ABBA объявил о своём самороспуске — в Стокгольме образовалась новая группа ROXETTE. Именно ей было суждено стать наследниками АББЫ в деле мировой экспансии шведской поп-музыки.
ROXETTE точнее называть всё-таки дуэтом, а не группой, ведь в его основании стояли двое — композитор и музыкант Пер Гессле и певица Мари Фредрикссон. Оба были уже довольно известными персонажами у себя на родине. Поэтому свой первый совместный сингл «Neverending Love» они записали, как эксперимент, даже не афишируя свои лица на обложке. Однако эксперимент удался — в Швеции песня стала №1, последующий альбом — №2, а сотрудничество Мари и Пера перешло на постоянную основу.
Второй альбом «Look Sharp!» (1988) возглавил шведский топ, но ROXETTE хотели большего — завоевать Британию, а то и Америку. Однако, и они не ожидали, что их мечты сбудутся так быстро…
«The Look» (1988)
По расхожей легенде своим прорывом ROXETTE обязаны… одному американскому парню по имени Дин Кушман, который был участником программы по обмену студентами между Швецией и США. Дин вернулся из Швеции не только с новыми впечатлениями, но и с альбомом «Look Sharp!» под мышкой. Однажды он пришёл на радиокомпанию г. Миннеаполис, вручил ди-джеям CD и попросил проиграть его в программе по заявкам.
Ди-джеи диск взяли, но тут же про него забыли. Вспомнили о диске лишь, когда Дин позвонил и сказал, что придёт его забрать. Тогда ди-джеи решили всё-таки прослушать альбом — так сказать, для очистки совести. Первая же песня «The Look» («Взгляд») произвела на них огромное впечатление. «Неужели шведы могли написать такую ударную поп-песню!» — удивлялись американцы.
«The Look» тот час же записали на кассету, ещё несколько копий разослали по другим радиостанциям, и песня начала победное шествие по «мекке» рок-н-ролла.
Пер Гессле:
«Во время гастролей 1988 года по Швеции дошли до нас слухи, что нашу музыку играют в Америке. Тогда еще не было у нас там ни одного изданного альбома, поэтому подумали, что кто-то злостно шутит».
Вскоре компания EMI издаёт песню на сингле, и в апреле 1989 года «The Look» возглавляет американский топ. Подобное в истории шведской поп-музыки происходило лишь два раза — в 1974 (BLUE SWEDE с песней «Hooked on a feeling») и 1977 (ABBA с «Dancing Queen») годах. Ну, а клип, снятый на «The Look», MTV объявит самым популярным видео 1989 года.
Теперь немного о самой песне.
Изначально Пер Гессле хотел записать её в стиле группы ZZ TOP, однако в результате вышла, скорее, поп-, чем блюз-рок-композиция. Нечто похожее произошло и с вокалом. Несмотря на то, что основным голосом ROXETTE была Мари, дуэт решил, что «The Look» больше подходит мужчине. В результате, песню спел Пер, хотя вокалистом он себя до этого не считал.
Музыка родилась, когда Гессле забавлялся с только что купленным синтезатором. На родившуюся мелодию он быстро сочинил «рыбу» — ничего не значащие фразы, призванные зафиксировать мелодию и ритм песни. Вроде:
Ходит, как мужчина,
Бьет, как молоток,
Она молодая обманщица.
Никогда не пасовала перед трудностями,
По вкусу, как капля дождя,
У нее такой взгляд!
Божественная территория,
Ведь у небес есть номер.
Когда она меня обводит вокруг пальца,
Поцелуй-предлог,
Ее любовь — бродячая собака,
У нее такой взгляд!
(пер. – Александра)
Позднее Пер планировал написать более вменяемую лирику, но после нескольких попыток понял, что лучше всё оставить так, как есть.
Как видите, абстрактный текст ничуть не помешал успеху песни, а Мари Фредрикссон до сих пор считает «The Look» лучшей песней ROXETTE.
«Listen To Your Heart» (1988)
Осенью 1989 г. подоспел и второй американский хит №1 с того же альбома «Look Sharp!». Он представляла собой драматическую балладу «Listen To Your Heart» («Прислушайся к своему сердцу») — наверное, одну из самых любимых песен ROXETTE на постсоветском пространстве.
Многие возможно помнят и видео, где Мари поёт перед толпой во внутреннем дворе Боргхольмского замка, расположенного на шведском острове Эланд в Балтийском море.
История создания песни имеет отношение к реальной жизненной драме. Идея зародилась после разговора Пера со своим другом, переживающим болезненный развод с женой. Проблема усугублялась наличием ребёнка и тем, что Пер и его собеседник перед этим дружили, что называется, семьями.
Музыкант вернулся домой поздно вечером, посмотрел на спящую жену Осу и стал записывать слова:
Я знаю, что есть что-то в твоей улыбке,
Я понимаю это, взглянув в твои глаза.
Ты построила любовь, но она рухнула.
Твой маленький кусочек небес потемнел.Прислушайся к своему сердцу,
Когда он зовет тебя,
Прислушайся к своему сердцу —
Ты ничего другого не можешь сделать.
Я не знаю куда ты собираешься,
И я не знаю почему,
Но прислушайся к своему сердцу
Прежде, чем сказать ему прощай…
(пер. — Tatyana A)
Поэтому после успеха баллады Пер позвонил другу, чтобы сказать: «Ты — номер один в Америке. Ты, я и Мари завоевали первое место».
Также музыкант вспоминал, как однажды в аэропорту Нью-Йорка таможенник спросил его, кто он по профессии. «Автор песен», — ответил Гессле. «А я что-то слышал?» — поинтересовался таможенник. «Так вы и сейчас слышите» — улыбнулся Пер и махнул рукой в сторону радиоприёмника, из которого как раз доносилась «Listen To Your Heart».
Кстати, песне удалось попасть в американский ТОП-10 ещё раз — только теперь в транс-версии бельгийской группы DHT 2005 года.
«It Must Have Been Love» (1987, 1990)
Эту песню Гессле написал ещё в 1987 году. Вот только тогда она суперхитом ещё не была. Даже название было совсем другое — «Christmas for the broken hearted» («Рождество для разбитых сердец»).
Дело в том, что написана она была по заказу немецкого филиала компании «EMI», которому захотелось, чтобы ROXETTE произвели на свет «интеллектуальный Рождественский сингл». Кстати, в первоначальном варианте композиция звучала намного быстрее, пока продюсер Кларенс Эфверман не посоветовал превратить её в балладу.
По неизвестным причинам немцы песню так и не выпустили. Зато «Christmas for the broken hearted» издали в Швеции, где она стала №4 в 1987 году.
На какое-то музыканты о песне забыли. До тех пор, пока им не позвонили продюсеры фильма «Красотка» и не спросили: «А не могла бы группа написать какую-нибудь песню для фильма?». В другое время шведский дуэт, наверное бы, отнёсся к этому предложению с энтузиазмом. Но это был конец 1980-х, когда ROXETTE находились на пике успеха и как раз совершали турне. К тому же не стоит забывать, что особого успеха на тот момент от фильма «Красотка» никто не ждал.
В результате, Пер Гессле просто отмахнулся от предложения, заявив, что новых песен ему писать некогда и единственное, что он может предложить — это старую балладу. Пер специально изменил в ней текст, полностью убрав Рождественскую тему. Теперь песня называлась «It Must Have Been Love» («Должно быть это любовь») и повествовала об одиноком зимнем дне после разрыва любовных отношений.
Поначалу продюсеры фильма отказались от песни, но тут её услышал режиссёр. Баллада так понравилась Гарри Маршаллу, что он даже изменил некоторые сцены так, чтобы «It Must Have Been Love» лучше вписалась в фильм.
Как известно, «Красотка» произвела настоящий фурор в мире кино, и подарила ROXETTE третий американский хит №1. «It Must Have Been Love» стала самой успешной песней из саундтрека, превзойдя даже заводную «Oh, Pretty Woman» Роя Орбисона.
На балладу в срочном порядке сняли клип.
Мари Фредрикссон:
«Режиссёр хотел, чтобы все движения были в замедленном темпе, поэтому мне пришлось синхронизировать движения губ с фонограммой, играющей вдвое быстрей. Мой первый опыт исполнения песни в стиле Микки-Мауса».
Поначалу ни в один номерной альбом ROXETTE «It Must Have Been Love» не вошла. Лишь позже её добавили бонус-трэком в переиздание первого альбома дуэта «Pearls of Passion».
А в 2005 году Пер Гессле получил награду BMI после того, как баллада прозвучала на американском радио более 4 млн. раз. Как говорила Мари Фредрикссон, «неплохо для песни, которая лежала, собирая пыль». А Гессли утверждал, что во время тура по Сибири даже слышал «balalaika-версию» этого хита.
«Joyride» (1991)
Это случилось во время работы над следующим альбомом ROXETTE. Пер Гессле пришёл домой и обнаружил на фортепиано записку, оставленную его женой Осой. В ней было написано по-шведски следующее: «Hej, din tok, jag alskar dig!» («Эй, дурачок, я тебя люблю!»). Пер как раз сочинял новую песню, поэтому подумал, что данная фраза может неплохо прозвучать в ней и на английском.
Пер Гессле:
«…я подумал: «Какой чудесный текст, его нужно использовать». Читал как-то интервью Пола МакКартни, который говорил, что написание песен с Джоном Ленноном было, как нескончаемая увлекательная поездка. Оттуда взялся и заголовок «Joyride». Всегда удачно пользуюсь такими вещами».
Английское понятие «Joyride» на самом деле весьма многозначительное. Это не просто езда на автомобиле, это езда в развлекательных целях и на большой скорости.
Название песни определило и сюжет клипа, где Пен и Мари лихо несутся на красном «Феррари» без водителя, сидя прямо на капоте. Чтобы создать у зрителя эффект достоверности в клипе колёса машины не показывали. Иначе бы стало ясно, что «Феррари» едет не сам, а стоит на платформе большого грузовика.
Однако, в финале машина должна была доехать до пропасти, и для этой сцены грузовик не годился. В итоге наняли водителя, который мог рулить лёжа (читай, незаметно). Для этого ему даже соорудили специальное зеркало, чтобы он видел дорогу. Поначалу всё шло нормально: дуэт лежал на капоте, водитель на полу машины, а рядом по рельсам ехала камера с операторами. Однако, внезапно выяснилось, что водитель не очень хорошо видит начало обрыва и скорости не снижает. Лишь когда раздались испуганные крики операторов, он резко нажал на тормоза. Пер слетел с капота, но даже после торможения машина по инерции продолжала скользить и остановилась в нескольких сантиметрах от пропасти. Если бы Мари не была блондинкой, то она бы точно поседела…
Энергичной песне соответствовал и остальной материал альбома, так и названного «Joyride» — он вышел намного более рОковым, чем предыдущий. Лонгплей разошёлся тиражом 10 млн. копий, а сама песня снова возглавила американский топ.
«Crash! Boom! Bang!» (1994)
К сожалению «Joyride» стал последним синглом ROXETTE, занявшим 1-е место в США. И это несмотря на то, что в новом альбоме «Crash! Boom! Bang!» хватало ярких качественных поп-песен. Одной из причин относительного провала альбома стало то, что поначалу его урезанная версия «Favorites From Crash! Boom! Bang!» распространялась по сети ресторанов «МакДональдс». Поэтому, когда вышел полный релиз, американские магазины посчитали, что он уже не будет иметь спроса у слушателей.
Впрочем, за пределами США альбом оказался довольно успешным, а в России ROXETTE в 1994 году и вовсе была одной из самых популярных западных групп. В результате, в 1995 году шведский дуэт впервые дал концерты в Москве.
Ударным синглом альбома стала одноименная композиция «Crash! Boom! Bang!» («Трах! Бум! Бах!»). Поначалу Гессле говорил, что почерпнул название из рок-н-ролла Элвиса Пресли «Jailhouse Rock». И хотя в тексте песни Пресли действительно разбросаны эти «взрывные» словечки, позже Пер признался, что ляпнул про Пресли просто так — ради красного словца…
Несмотря на название, «Crash! Boom! Bang!» оказалась не боевым рок-н-роллом, а очередной трагической балладой, где речь шла о хрупкости любви.
На песню был снят красивый клип, в котором Мари Фредрикссон поднималась по бесконечной лестнице, встречая по пути самых разных персонажей. Видео снималось в Лондоне на очень современной, для своего времени, аппаратуре. Настолько современной, что, когда дуэт вернулся с отснятым материалом в Швецию, то клип не смогли смонтировать и даже кое-где испортили плёнку. Пришлось вернуться в Лондон, чтобы довести видеоролик до ума.
Другими яркими песнями альбома 1994 года стали также «Run To You» и «Sleeping In My Car».
С последней у ROXETTE неожиданно возникли проблемы, когда в 1995 году группа впервые дала концерты в Пекине. Китайская цензура сочла текст «Sleeping In My Car» слишком «откровенным» и попросила дуэт, либо убрать отдельные строчки, либо исполнить их на шведском. Пер, вроде бы, согласился, но во время концерта ничего менять так и не стал…
После гастролей ROXETTE взяли творческий перерыв вплоть до 1999 года, когда вышел очередной лонгплей «Have a Nice Day». До нынешнего дня дуэт Пера и Мари продолжает радовать своих поклонников крепкими качественными поп-песнями.
Автор: Сергей Курий
май 2014 г.
P.S. 9 декабря 2019 года Мари Фредрикссон умерла от рака на 62-м году жизни.