Входит в альбом «Египтянин» (2001)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Из интервью с Э. Шклярским, «Вечерний Челябинск», №30 (10665), 19.02.2007:
— Правда, что вы большой поклонник Египта?
— Самого Египта? Нет. Я никогда там не был. А его визуального ряда — да. Мне нравятся рисунки, узоры, древние пирамиды и все такое.
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, «Наше радио» (Екатеринбург), 17.02.2004:
— Откуда у вас эта любовь к Египту?
— Скорее всего с детства, когда я впервые попал в египетский зал в Эрмитаже. Тогда у меня было единственное чувство поскорее убежать оттуда, потому что было страшно, такое тягостное впечатление. А потом это вылилось в очарование визуальным рядом. То есть нравятся скульптуры, иероглифы и картины.
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, «Наше радио», программа «Воздух», 2001 г.:
— Эдмунд, скажите, вот эта египетская тема и вообще тема востока в широком смысле, откуда она у вас идёт? Это путешествие, книги, какие у этого источники?
— И не книги, скорее это какое-то воображение или желание какой-то экзотики, так скажем, потому что я когда-то видел фильм: некий учёный бредил Египтом, то есть это документальный фильм о советском тогда ещё ученом, который бредил Египтом, и когда он туда, наконец, попал, он был очень разочарован. Поэтому это скорее воображаемое путешествие и попытка проникновения в какие-то такие состояния.
.
***
Эдмунд Шклярский ответил на вопросы читателей «МК», сентябрь 2014:
http://www.mk.ru/press-center/2014/09/23/lider-gruppy-piknik-edmund-shklyarskiy-otvetit-na-voprosy-chitateley-mk.html
Анастасия
Я бы очень хотела Вас спросить: Почему вам так близка тема Древнего Египта?
Шклярский Эдмунд
Тема Древнего Египта, может быть, близка тем, что меня когда-то повели в Эрмитаж и мое соприкосновение с Древним Египтом произвело очень сильное впечатление, внушило сильный страх. И это осталось навсегда. Скорее визуальный ряд интересен. Наверное, поэтому это искусство до сих пор и существует.
***
Из интервью с Э. Шклярским, «FUZZ», 2002 г.:
— …А касаемо Египта, — мое первое путешествие в детстве в Эрмитаж кончилось тем, что мне в Египетском зале стало страшно, меня под ручки с закрытыми глазами оттуда вывели. Сейчас мне там очень уютно, а тогда все давило. Я думаю, если в пирамиду залезу, будет нечто подобное. Так что из каких-то страхов пошел визуальный интерес.
— Выходит, Египет в вас присутствует только на уровне символики?
— Да. Я помню, смотрел какой-то фильм документальный, где человек бредил древним Египтом, занимался им как ученый, а потом поехал туда и после говорил: «Какого дьявола я туда поехал? Там живут совершенно другие люди!».
.
***
Из интервью с Э. Шклярским в Кирове:
— Ваши песни «Египтянин», «Иероглиф» — это отголоски жизненной философии, увлечение культурой древнего мира или просто тяготение к экзотике?
— У нас и древних египтян единые корни, если копнуть глубоко в прошлое (улыбается). Интонации различных времен и народов нам духовно близки и мы их применяем в творчестве. По мере необходимости, конечно.
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, 2002:
— Года два назад в одном из интервью Вы говорили, что записываете альбом «Миллион в мешке». Почему название сменилось на «Египтянина»?
— Да, мы хотели назвать альбом так, но сначала песни «Египтянин» в проекте не было. А вот когда она появилась, то сразу стало ясно, что станет центральной вещью на пластинке, а все остальное — нечто вроде обрамления. … А сама песня «Египтянин» — это передача жизненных ощущений при полном отсутствии сюжета. Потому и стала ядром пластинки.
.
***
Информация с буклета CD «Полная история. Египтянин», 2004 г. (текст — А. Шклярская):
Сейчас кажется маловероятным, что вышеназванный альбом должен был именоваться «Миллион в мешке» и, более того, сама песня «Египтянин», ставшая наряду с «Иероглифом» визитной карточкой группы, вообще не предполагалась на диске! Но произошло то, что произошло, и песня в свою очередь дала жизнь новому инструменту, на этот раз «новоегипетскому».
…Касаемо …заглавной композиции «Египтянин», то судьбу (то есть присутствие) песни на диске решили сами зрители. Они так бурно приняли на концерте ее первое исполнение, что сомнений у ПИКНИКа не осталось — песне на диске быть!
Хотя редактора и ди-джеи радиостанций предпочитали «энергичные» танцы и оставляли ее за бортом эфира. Такая примерно судьба была и у песни «Иероглиф» (опять же, хозяева ТВ и радио отдавали предпочтение «Празднику» и «Телефону», а если бы была песня еще быстрее, наверняка выделили бы и ее).
.
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 16.01.2009:
— «Чему вовсе не быть, так того не сгубить, а чего не сгубить — тому нету конца на Земле…» — о чем это? какие у Вас ассоциации на этот счет? в Вашем понимании речь о чем то конкретном идет?
— Конкретное и сгубить можно и придет ему закономерный конец, поэтому сказанное — часть личного мировоззрения. Ассоциации имеются,но раскрывать их не буду.
.
***
Из интервью с Э. Шклярским:
— На последнем альбоме, насколько я знаю, звучит вами изобретенный и собственноручно сконструированный инструмент…
— Он участвует в песне «Египтянин», и называем мы его «новоегипетский», поскольку инструмент электрический.
— Каков принцип его действия?
— Изменение тона с помощью рычага, с помощью специальной конструкции — петли и палки. …Он был создан под воздействием инструмента под названием «Мук». Некогда были такие инструменты одноголосые, только здесь у меня рычаг, который всё это регулирует.
Новоегипетский инструмент:
***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:
FUZZ: А «новоегипетский инструмент»? Он играет прикладную роль или декоративную? Можно его партию на гитаре сыграть?
Эдмунд: Нет, ни в коем случае. Там специфика в плавном управлении звуком. Этого на гитаре не сделаешь никаким образом.
.
***
Ответы Э. Шклярского на вопросы посетителей его сайтаhttp://qazimodo.ru, 2010:
— Не могли бы Вы раскрыть принцип действия (т.е. каким образом создается звук) египетского инструмента, сконструированного собственноручно, на котором Вы играли в композиции “Египтянин” на концерте в Октябрьском в 2005 году?
— Принцип действия: это одноголосый генератор звука. Регулирутся высота звука при помощи переменного сопротивления. В свою очерерь сопротивление приводится в движение рычагом.
.
***
Ответы Э. Шклярского в интерактиве сайта www.piknik.info10.05.2005:
— В песне «Египтянин» первое четверостишие по смыслу очень схоже с цитатой из произведений Лавкрафта «Над чем не властен тлен, то не мерство, Смерть ожидает смерть верней всего» («Некрономикон»). Оказал ли Г.Ф. Лавкрафт влияние на создание этой песни, и вообще каково ваще отношение к этому автору?
— Эти сентенция проходит через многие умы, и в данном случае влияние оказал не этот автор.
.
***
Из ответов Э. Шклярского на вопросы посетителей официального сайта ПИКНИКА (www.piknik.info/INTERACTIVE/), 2005:
— Почему в песне «Египтянин» сфинкс тарапает небо когтями.
— Кто-ж его знает, он же Сфинкс!
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:
FUZZ: А «Египтянин» просто назван по центральной песне альбома…
Эдмунд: Мы считаем, что она центральная, но для ротации она не подходит. Вот если б не было жизни за пределами ротации, то и этой песни как будто бы не было. Но поскольку есть жизнь, связанная с выпуском продукции, и концерты, то все расставляется по своим местам, может быть, более правильно, чем это делает редактор, который крутит по радио песни.
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, «Альфа-канал», 29.03.2005.:
— Какую песню вы считаете самой-самой?
— Мы можем считать что угодно. Но вместе со слушателями мы понимаем, что это «Иероглиф», «Египтянин».
.
***
Из интервью с Э. Шклярским, FUZZ №12/2002:
Эдмунд: В песне «Иероглиф», нам говорили, с ситаром и восточными делами переплетается русское народное песнопение. Как, собственно говоря, и в песне «Египтянин».
.
***
Из интервью с Эдмундом Шклярским, 04.05.2015:
http://www.nvspb.ru/stories/edmund-shklyarskiy-rok-muzyka-ne-doljna-byt-siyuminutnoy-56900
— Эдмунд Мечиславович, вот вы поёте: «Будто я — египтянин, и со мною – и солнце, и зной», а у меня мурашки по коже. Потому что кажется, что в этой песне – тоска по былому могуществу человека, которое мы растеряли. Как вы думаете: наши далёкие предки были мудрее нас?
— Если говорить о мощи, мне сразу вспоминается «Вишнёвый сад» Чехова – там есть такая фраза: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Наверное, это ощущение тоски по нереализованному могуществу человека свойственно не только вам и Чехову, а вообще витает в обществе. А по поводу мудрости… вот если бы я видел далёких предков в реальной жизни, наверное, смог бы сложить о них какое-то впечатление (смеётся). Но мне кажется, что, к сожалению, при всех благах цивилизации, развитии культуры и искусства люди не эволюционируют в своих моральных качествах. Да, гладиаторские бои истреблены, но в головах мало что поменялось.
Рис. Э. Шклярского из книги «Стихи и графика» (Нота-Р, 2014).
***
Пикник — история песни «Счастливчик»:
https://www.youtube.com/watch?v=oKHdPeg0IjQ
Павел Картаев: — Бывало ли у вас такое, что вы рассчитывали на песню, а она оказывалась проходной? Или наоборот — вы написали её за две минуты и уже хотели отправить в мусорную корзину, а эта песня выстреливала?
Эдмунд Шклярский: — Ну, скорее всего, неожиданность была с одной песней — «Египтянином». Как медленную песню её, естественно, нигде не крутили. А на концерте она была воспринята зрителями очень позитивно, и мы поняли, что она написана не зря.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Египтянин»:
F
Будто я…
Dm E
Будто я…Am
Чему вовсе не быть,
F
так того не сгубить,
G Dm
А чего не сгубить,
Am
тому нету конца на Земле.
Am
Тонких улиц иглу
F
Пальцем переломлю.
G
Будь свободна душа,
Dm
Но меня не лишай
E
Легких крыльев,
Ведь кажется мне,Am
Будто я египтянин,
Dm G C
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.Будто я…
Будто я…Тот терял, ты найдешь,
Тот молчал, ты поешь,
Тот задумал такое,
Так не будет покоя
Уже никогда.
А мечта не нова,
Чтоб до неба трава.Будь свободна душа,
Но меня не лишай
Легких крыльев,
Ведь кажется мне,Будто я египтянин,
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.Будто я…
Будто я…Чему вовсе не быть…
Чему вовсе не быть…Будто я египтянин,
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.Будто я…
Будто я….
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на страницу группы ПИКНИК
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ПИКНИК»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы ПИКНИК по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий