Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Культовые Сказки»
Начну с того, что поклонником «Гарри Поттера» я стал задолго до выхода на экраны первого фильма этой франшизы. К тому времени мне уже удалось прочитать целых четыре книги из саги Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике (две — в книжном варианте и две — в Интернет-переводах), чтобы убедиться – в сказочной литературе произошло настоящее событие…
Тогда так считали далеко не все. Помню, как меня поразило то огульное неприятие и презрение, с которым встретила эту сказку российская критика. Возможно, именно поэтому первые русскоязычные издания Роулинг продавалась у нас ни шатко, ни валко. По крайней мере, все мои знакомые узнавали о «Гарри Поттере» исключительно от меня. И это, несмотря на то, что на Западе уже бушевала настоящая «поттеромания».
С выходом фильма «Гарри Поттер и философский камень» ситуация коренным образом изменилась. Залежавшиеся книги, наконец-то, начали сметать с прилавков, да и тон критики постепенно изменился. Хотя до сих пор нет-нет, да и услышишь, как какой-нибудь интеллектуал заявляет, что принципиально не читал «Гарри Поттера» — причём таким гордым тоном, что кажется, что речь идёт о песнях Ольги Бузовой. Есть и те, которые называют эту сказку вторичной, посредственной, а успех объясняют тем, что «Роулинг» — это не один человек, а целый коммерческий проект — с коллективом авторов и большим бюджетом. Да и среди «глубоко верующих» попадаются такие, кто на голубом глазу заявляют: «Хотя я книгу не читал, но знаю, что она «сатанинская»!».
Я сам брал в руки книгу с большим скепсисом, поэтому могу с полным правом заявить — посредственной её не назовёшь, хотя последние романы мне понравились куда меньше первых. Более того — все попытки «раскрутить» на волне «поттеромании» другие детские сказки (вроде «Лемони Сниккета») таким успехом не увенчались.
Впрочем, обо всём этом я писал ещё в 2003 году, поэтому в данной статье хочу сконцентрироваться только на кинофраншизе — её истории, особенностях съёмочного процесса и главное — секрете вполне заслуженной популярности.
Джоан Роулинг.
Надо сказать, что конец 2001 года оказался особенно «урожайным» и знаковым для всех поклонников сказок и фэнтези. Что не мудрено — ведь за зрительское внимание одновременно боролись экранизации двух культовых произведений — «Гарри Поттера» и «Властелина Колец». В итоге — «по очкам» победила кинотрилогия о Кольце Всевластья — из 30 номинаций на «Оскар» она выиграла 17. Франшиза о Гарри Поттере тоже номинировалась на «Оскар» несколько раз, но ни одной награды так и не получила. Зато каждый фильм франшизы стабильно зарабатывал около миллиарда долларов, поэтому о коммерческом провале говорить не приходится.
Но как обстоят дела с творческой стороной?
Будучи поклонником, как сказки Роулинг, так и эпоса Толкина, чистосердечно заявляю — франшиза по «Гарри Поттеру» мне понравилась гораздо больше. Конечно, бэкграунд у «Властелина Колец» был куда мощнее, а съёмки Питера Джексона поражали своей глобальносттью и размахом. Однако, фильмы про Гарри Поттера оказались несоизмеримо адекватнее первоисточнику. Более того — я вообще редко видел столь бережный и уважительный перенос книги на большой экран. О том, почему так получилось, мы здесь и поговорим.
Дэвид Хейман в поисках сказки и режиссёра
Как ни странно, история кинофраншизы началась в далёком 1997-м году, когда первый роман Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» только вышел из печати. Один из экземпляров был отослан в лондонский офис кинопродюсера Дэвида Хеймана, который как раз искал какую-нибудь хорошую детскую книгу для экранизации.
1997 год. Джоан Роулинг держит в руках первый опубликованный роман о приключениях Гарри Поттера.
Никакой «поттероманией» тогда ещё не пахло, поэтому сказку Роулинг поместили на полку книг «с низким приоритетом». К счастью её случайно прочёл секретарь Хеймана и тут же порекомендовал своему боссу. Продюсеру сильно не понравилось «бульварное» название книги, однако, ознакомившись с содержанием, он понял — это то, что надо!
Хейман начал переговоры с «Warner Bros.», и в 1999-м кинокомпания приобрела права на экранизацию.
Дэвид Хейман.
К этому времени сказки Роулинг уже стали сенсацией в книжном мире, поэтому претендентов на роль режиссёра было хоть отбавляй. Поначалу на сказку положил глаз именитый Стивен Спилберг. Однако его условия не удовлетворили ни компанию, ни Джоан Роулинг. Во-первых, Спилберг хотел полностью контролировать производство, во-вторых, снять не фильм, а мультфильм. При этом голосом Гарри должен был стать Хэйли Джоэл Осмент — американский мальчик, уже прославившийся в фильме «Шестое чувство». Недаром, когда Спилбергу отказали, он всё равно задействовал Осмента в своём «Искусственном разуме».
Среди других претендентов на кресло режиссёра «Гарри Поттера» были и другие громкие имена: Терри Гиллиам, Алан Паркер, Брэд Силберлинг, Крис Коламбус… Сама Роулинг хотела видеть на этом месте Гиллиама, но, видимо, «Warner Bros.» сочли его киноязык слишком экспериментальным и рискованным для столь высокобюджетной экранизации. Забавно, что, когда спустя годы, Гиллиаму всё-таки предложат снять один из фильмов франшизы, он гордо откажется, заявив, что они упустили свой шанс ещё тогда.
А «тогда» режиссёром утвердили Криса Коламбуса, известного, в первую очередь, знаменитой семейной комедией «Один дома». Честно скажу, меня подобный выбор в тот момент не обрадовал. При всём уважении к Коламбусу, мне казалось, что он превратит оригинальную сказку Роулинг в слишком рафинированный голливудский «продукт».
К счастью, я ошибся. Как верно подметил Дэвид Хейман, «Коламбус был самым «консервативным» выбором компании, но он вложил в фильм всю свою страсть».
Крис Коламбус.
Правда, этот режиссёр снял только два первых (по моему мнению, лучших) фильма франшизы, после чего в режиссёрском кресле началась текучка. «Узника Азкабана» снимал Альфонсо Куарон, «Кубок огня» — Майкл Ньюэлл, а остальные четыре фильма — Дэвид Йейтс. Несмотря на это, качество франшизы всё равно получилось удержать на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что все режиссёры «Гарри Поттера» относились друг к другу с уважением и, по возможности, консультировали своих «сменщиков», чтобы франшиза не теряла цельности.
Впрочем, обзор каждого фильма я сделаю позже. А пока вернусь к главному вопросу — почему же данная экранизация оказалась столь хороша?
Всевидящее око Джоан Роулинг
Мне кажется главный секрет того, что фильм смог сохранить верность духу книги, заключается в том, что процесс съёмок постоянно контролировала сама Роулинг (уверен, будь жив Толкин, Питеру Джексону вряд ли вообще продали права на «Властелина Колец»).
Из интервью с Джоан Роулинг:
«— Насколько трудно вам было решиться дать разрешение на экранизацию?
— Ну, поначалу я ответила «Warner Bros.» отказом. Они были не единственными, кто хотел снимать фильмы, и я отказала всем. Потом «Ворнеры» вернулись — они думали, что вопрос в сумме, и спросили: «Вы хотите получить больше денег? «, и я ответила, что дело не в этом, а в том, что я не хочу давать им контроль над продолжением истории. Я сказала, что если они обещают не снимать никаких сиквелов, кроме того, что я сама напишу, мы продолжим разговор.
— Значит, такое было возможно? Они хотели купить права на героев?
— Да, точно. И мы могли бы увидеть фильм «Гарри в Лас-Вегасе» или «Гарри… что там вам угодно»».
Писательница консультировала режиссёров, рисовала им план Хогвартса, поясняла актёрам изнанку характера того или иного персонажа. Бывало и так, что она резко осаживала режиссёра, если тот слишком нарушал логику, придуманного ею, мира. Например, запретила Альфонсо Куарону ввести в фильм лилипутов и разместить на территории Хогвартса кладбище.
Джоан Роулинг на премьере «Философского камня» вместе с главными актёрами франшизы.
Также Роулинг выдвинула компании жёсткое условие – мол, раз сказка — английская, то фильм должен сниматься на английской студии и в антуражах Великобритании. Более того — все актёры должны быть либо британцами, либо ирландцами. Исключение делалось только для тех персонажей, которые в самой книге были иностранцами — как, например, гости, приглашённые на магический турнир. Так Виктора Крама действительно играл болгарин Станислав Яневский, а Флёр Делакур — француженка Клеманс Поэзи.
В поисках актёров
Тут пришло время поговорить ещё об одной важнейшей составляющей успеха фильма — замечательно подобранном актёрском составе. Причём я имею в виду не только мастерство актёров, но и удачно подобранные типажи. О том, что типажи будут хороши, я узнал ещё до выхода «Философского камня», когда в Интернете появились первые фото с кастинга.
Гарри, Рон и Гермиона.
Не секрет, что режиссёрам крайне трудно угодить поклонникам книги. Ведь при чтении у нас формируется свой образ персонажа, который часто не совпадает с режиссёрским видением. Франшиза про Гарри Поттера — редкое исключение.
Интересно, что одними из первых утверждённых актёров стали те, кого хотела сама Роулинг. Это — Мэгги Смит в роли профессора Макгонагалл и Робби Колтрейн в роли Хагрида (последний был несказанно рад, ибо уже давно был фанатом сказки).
Хагрид и Макгонагалл.
Актёры-дети тоже не подкачали, особенно, если учесть то, что ни у кого из главной троицы не было достаточного актёрского опыта. Разве что исполнитель роли Гарри — Дэниел Рэдклифф — успел засветиться в сериале BBC по «Дэвиду Копперфильду». Что касается Руперта Гринта и Эммы Уотсон, то весь их опыт ограничивался только школьными постановками.
Гарри, Рон и Гермиона.
Если актёров на роль Рона и Гермионы нашли довольно быстро, то поиск Гарри Поттера растянулся более чем на полгода. Продюсер Дэвид Хейман так долго отвергал предложенные кандидатуры, что ответственная за кастинг не выдержала и уволилась.
Как оказалось, Гарри был совсем рядом — Хейман был знаком с родителями Рэдклиффа и неожиданно понял, что их сын — то, что ему нужно. Дэниел вспоминал, как однажды он посетил театральную пьесу и заметил, как в зале его пристально разглядывают два дяденьки. Мальчик даже подумал — не стоит ли позвать полицию? «Дяденьками» оказались Хейман и сценарист Кловз.
Ситуация осложнялась тем, что родители Рэдклиффа опасались отпускать мальчишку в пучину большого шоу-бизнеса. И оказались, в какой-то степени, правы. В 2019 году Дэниэл признался, что общественное внимание к его персоне стало столь велико, что во время съёмок в «Принце-полукровке» парень стал активно закладывать за воротник.
Дэниел Рэдклифф:
«Когда я был подростком, мне было трудно справиться с тем, что люди узнают меня в баре или пабе и наблюдают за мной. Чтобы забыть об этом, я предпочитал сильно напиться. Потом мне приходило в голову, что теперь я пьян и привлекаю еще больше внимания, и начинал пить снова. Это может разрушить вашу психику».
Подобное давление испытывала и Эмма Уотсон. Перед съёмками в том же «Принце-полукровке» она даже хотела уйти из франшизы, но не могла представить, что Гермиону будет играть кто-то другой…
Разумеется, в подборе актёров были и свои недочёты. Например, Уотсон оказалась настолько хорошенькой, что возникал вопрос: как же Гермиона будет «преображаться» из разлохмаченной зубрилки с брекетами (по книге) в красавицу на балу в четвертом фильме? Собственно, эффекта преображения в кино и не получилось, хотя девочку вполне можно было в первых фильмах загримировать, «притушив» её очарование. Забавно, что спустя годы я узнал, что этот недочёт вполне осознавала и сама Роулинг, но «портить» девочку не захотела…
Гермиона и Гарри на балу.
А вот Гарри Поттеру с девушками явно не повезло (надеюсь, что актрисы, играющие эти роли, не прочтут эту статью). Киношные Джинни и Чо Чанг не обладали ни внешней привлекательностью, ни харизмой, поэтому понять, почему в них влюбился главный герой, лично мне было трудно.
Ещё больше это касается героини Флёр Делакур. Актриса Клеманс Поэзи — девушка милая, но совсем не та стопроцентная красавица, от которой в книге парни просто теряли голову. Неужели так трудно найти стандартно красивую девушку? Тот же красавчик Седрик Дигори (актёр Роберт Паттинсон) подобран идеально — именно такой типаж обычно нравится девчонкам-подросткам (участие Паттисона в киносаге «Сумерки» только лишний раз это подтвердило).
Дженни, Чо, Флёр и Седрик.
Немного переборщили и с Северусом Снейпом в исполнении Алана Рикмана. Вместо мерзкого мелочного типа (именно таким он предстаёт в первых книгах) мы сразу видим на экране обаятельную трагическую личность – чуть ли не в Гамлета. Недаром, в Интернете появлялись целые сайты поклонников и поклонниц Снейпа (а точнее образа, блестяще сыгранного Рикманом).
Профессор Снейп.
По той же причине, поклонницы появилось даже у откровенно отрицательного персонажа — Драко Малфоя. Хотя белокурый Том Фелтон довольно убедительно играл мерзкого подонка, девочки снова купились на внешность.
Джоан Роулинг:
«Я пытаюсь разъяснить, что надо различать Тома Фелтона — красивого молодого человека и Драко, который выглядит примерно также, но приятным человеком его не назовёшь. Это романтичное, но очень вредное заблуждение многих девушек. …И меня всерьёз беспокоит, когда молодые девушки восхищаются этим героем, говорят, что в нём есть что-то хорошее. Мне не нравятся мысли вроде «Со мной он стал бы другим». Я понимаю, откуда это берётся, но это очень нездоровая тенденция».
Драко Малфой.
Другие интересные факты об актёрах «Гарри Поттера»:
— Одним из мальчиков, который прослушивался на роль Гарри Поттера, был Уильям Мозли. Позже он всё-таки сыграет одну из главных ролей в другой знаменитой сказочной франшизе «Хроники Нарнии» — а именно роль Питера Певенси.
Уильям Мозли в роли Питера Певенси.
— Так как по книге глаза Гарри были зелёного цвета, Дэниела Рэдклиффа поначалу заставляли носить цветные контактные линзы. Однако линзы вызывали у мальчика такое сильное раздражение, что от них пришлось отказаться. Ролинг ничего не имела против того, что её герой станет голубоглазым — главное, чтобы похожий цвет глаз был и у актрисы, играющей роль матери Гарри.
От очков отказаться было нельзя, хотя и они сильно раздражали лицо актёра, отчего кожа покрывалась прыщами. Дэниел вообще говорил, что подростковая прыщавость оказалась изрядной проблемой, как для него, так и для Эммы. Только, благодаря гримёрам, зрители этого так и не заметили.
— Ирландский актёр Ричард Харрис поначалу отказывался от роли Альбуса Дамблдора. Его переубедили внуки, заявившие, что не будут разговаривать с дедом, если тот не согласится.
Альбус Дамблдор.
— А вот Гарри Олдмен с радостью откликнулся на предложение сыграть роль Сириуса Блэка. Во-первых. актёр давно уже давно не снимался в блокбастерах. Во-вторых, согласившись на роль, Олдмен тут же стал героем в глазах своих детей.
Сириус Блэк.
— Сначала роль Снейпа должен был играть Тим Рот (и, как по мне, это был замечательный выбор). Но актёр предпочёл сниматься в дурацкой «Планете обезьян».
— Как мне кажется, идея взять на роль Снейпа Алана Рикмана пришла в головы создателей фильма после того, как они увидели образ актёра в фильме «Месмер» (1994). Типажи обоих героев действительно очень похожи.
Алан Рикман в роли Месмера (слева) и роли Снейпа (справа).
— Алан Рикман был единственным человеком мире, который знал всю подноготную Снейпа до выхода последней книги. Для того, чтобы актёр лучше понимал поведение и мотивацию своего персонажа, Роулинг рассказала ему, что Снейп был влюблён в мать Гарри, но при этом ненавидел его отца. Поэтому он, с одной стороны, оберегает мальчика, а с другой — переносит на него ту неприязнь, которую испытывал к отцу.
Снейп над телом Лили Поттер.
— На роль пугливого профессора Квирелла поначалу прослушивался Дэвид Тьюлис, но она досталась Иэну Харту. Зато в третьем фильме Тьюлиса выбрали на роль Ремуса Люпина. Мне очень нравятся работы этого актёра, но Люпина я представлял иначе. Тьюлис в фильме больше походил на молодого Корнея Чуковского, нежели на измученного оборотня.
Корней Чуковский (слева) и Дэвид Тьюлис в роли Люпина (справа).
— Непохожей на свой литературный прототип получилась и преподаватель прорицания — Сивилла Трелони (её сыграла Эмма Томпсон). В фильме она походит на чудаковатую пожилую хиппи, в то время как в книге Трелони — достаточно изящна и даже чем-то напоминает тех дам эпохи декаданса, что увлекались спиритическими сеансами.
Сивилла Трелони.
Д. Роулинг «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (здесь и далее — пер. М. Спивак):
«Самым первым впечатлением Гарри было: большое, сверкающее насекомое. Профессор Трелони вошла в круг света перед камином, открыв взорам чрезвычайную худобу. Огромные очки увеличивали её глаза в несколько раз по сравнению с обыкновенными, тело окутывала газовая шаль с блёстками. Бесчисленные цепочки и бусы свисали с тонюсенькой шейки, а руки и запястья украшали разнообразные браслеты и кольца».
— Иначе я представлял себе и образ Грюма. Наблюдая за актёром Бренданом Глисоном, я не мог избавиться от мысли, что вижу старого Юрия Антонова (если бы певец долго бомжевал и много пил).
Аластор Грюм.
— Карлик Уорик Дэвис сыграл во франшизе сразу две роли — профессора Флитвика и гоблина, возглавляющего банк «Гринготтс».
Гоблин и Флитвик.
— Несмотря на то, что Гермиона и Драко Малфой по фильму — непримиримые антагонисты, Эмма Уотсон признавалась, что во время съёмок была немного влюблена в Тома Фелтона.
Том Фелтон и Эмма Уотсон.
— Замечательному актёру — Джейсону Айзексу (исполнителю роли отца Драко — Люциуса) — поначалу не только надели белый парик, но и высветлили брови. Однако оказалось, что лицо Люциуса сразу теряет свою властность и брови оставили чёрными.
Люциус Малфой.
Сценарий: сокращения и изменения
Наблюдая за фильмами последних лет, поневоле начинаешь думать, что самой главной проблемой кинематографа становится недостаток толковых сценаристов. Ни режиссёрский талант, ни актёрское мастерство, ни обилие спецэффектов не могут компенсировать отсутствие оригинального, увлекательного и продуманного сюжета — той самой истории, которая вырывает вас из реальности, заставляет полностью погрузиться в происходящее на экране и сопереживать вымышленным героям. Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз сопереживали героям, волновались за их судьбу? То-то же…
Гермиона, Рон и Гарри среди волшебных шахмат.
Казалось бы, с «Гарри Поттером» дела обстоят куда проще. Уже есть замечательная литературная основа, да и сам автор книг всегда под рукой. На самом деле контроль со стороны автора для режиссёра и сценариста — настоящая головная боль. Особенно такого, как Джоан Роулинг, для которой главным был не размер гонорара, а бережное отношение к оригиналу.
Правда, писательница сразу заявила, что осознаёт, что кино и литература — разные жанры, поэтому требовала соответствия не столько «букве», сколько духу книги.
Сценаристом «Гарри Поттера» был назначен Стив Кловз. Стив вспоминал, как сильно волновался перед первой встречей с Роулинг, поскольку не хотел, чтобы писательница думала, что он собирается уничтожить её детище. В свою очередь, Джоан признавалась, что была «заочно» готова «ненавидеть этого Кловза». Однако опасения оказались напрасными.
Джоан Роулинг:
«Когда я впервые встретилась с ним, он сказал мне: «Ты знаешь, кто мой любимый персонаж?» И я подумала, он скажет: Рон. Но он сказал: «Гермиона». И я просто растаяла».
Сценарист Стив Кловз.
Кроме того, как я уже писал, Роулинг имела право контролировать творческую сторону фильма, что положительно сказалось на результате.
Стив Кловз (сценарист):
«Ролинг была бесценна, пока я работал над сценарием. Она всегда была готова помочь, очень щедро уделяла мне время».Дэвид Хейман (продюсер):
«Её знания гораздо глубже того, что написано в книгах. Я смотрю на книгу, как на дерево, и мы видим дерево, но она знает корни».
Разумеется, втиснуть в фильм все нюансы сюжета было физически невозможно — иначе он растянулся бы минимум на пять часов. Говорят, что поначалу студия вообще хотела сделать один фильм на основе первых двух книг. К счастью, этого не произошло.
Крис Коламбус:
«Я услышал про это, проходя интервью на должность режиссёра первой картины о Поттере. Говорили о соединении двух книг, чтобы легче было снимать. Выбрать любимые эпизоды, сделать из них один фильм… И кино получится великолепное, но оно отметёт все продолжения».
Тем не менее, поклонники книг сожалели, когда не видели на экране таких забавных персонажей, как вредный полтергейст Пивз или гномов, которые в книге играли роль… «садовых вредителей»! Очень сильно сократили комические сцены с близнецами Уизли, которые так веселили читателей. Полностью свели на нет сюжетную линию старосты Перси — старшего брата Уизли, который в итоге предаёт свою семью. В последнем испытании на магическом чемпионате куда-то исчезли монстры, населяющие лабиринт. И таким примерам несть числа…
Кроме того, в фильм не попали и некоторые уже снятые сцены. Причём почти все из них можно было бы оставить.
Особенно жаль те купюры, которые касались семейки Дурсли. Например, из первого фильма вырезали сцену, где «приёмышу» Гарри говорят, что, в отличие от Дадли, он будет ходить в обычную «дешёвую» школу и носить старую школьную форму. А из «Даров Смерти» полностью убрали эпизоды, где Гарри прощается с Дурсли. А ведь именно в них эта откровенно пародийная семейка впервые показана с человеческой стороны. Дадли даже в каком-то смысле примиряется с Гарри и жмёт ему руку (хотя, как по мне, это преображение всё-таки сильно притянуто за уши).
Дадли прощается с Гарри.
Были в фильмах про Гарри Поттера и нововведения — причём, по большому счёту, удачные. В основном, это касалось зрелищных сцен. Например, в книге сцена с гигантскими «живыми» шахматами выглядела не столь эффектно и драматично. То же касается и сцены с драконом на магическом турнире. В книге он не срывается с цепи и не гоняет Гарри по окрестностям Хогвартса. Но разве эта воздушная погоня испортила сюжет?
Рон ходит «конём».
Сцена из «Тайной комнаты», где Гарри сражается с Василиском вообще вышла лучше, чем в книге. Мне всегда было трудно представить, как 12-летний подросток убивает мечом огромную змею. А вот в фильме режиссёр сделал всё возможное, чтобы этот поединок выглядел максимально правдоподобным. Гарри не столько сражается, сколько убегает от Василиска, и монстр напарывается на меч по счастливой случайности.
Гарри и Василиск.
Поле для игры в квиддич тоже было подвергнуто ряду изменений. Если в книге оно напоминает традиционный стадион, то в фильме роль трибун стали исполнять высокие башни. Что логично, ведь игра напоминает некую помесь баскетбола и бейсбола, где игроки летают на мётлах. Во втором фильме поле решили дополнительно окружить рвом, в котором Гарри будет удирать от взбесившегося шара-бладжера.
Поле для квиддича.
Нельзя забывать и об импровизации актёров на съёмочной площадке.
Судя по всему, самым креативным оказался исполнитель роли Люциуса Малфоя — Джейсон Айзекс. В «Тайной комнате» финальная сцена в кабинете Дамблдора поначалу была быть несколько иной. Однако Айзекс чувствовал, что его герой после такого унижения не мог уйти молча. Поэтому актёр сымпровизировал, произнеся напоследок язвительную фразу: «Что ж, я уверен, что мистер Поттер всегда будет рядом, чтобы спасти нас». Дэниел Редклифф тоже не растерялся и ответил: «Буду. Не сомневайтесь…», чем восхитил опытного актёра. На это импровизации не закончились. Выходя из кабинета, Айзекс посчитал, что будет уместным, если он пнёт своего домового эльфа Добби. Так как Добби был персонажем компьютерным и на площадке отсутствовал, то съёмочной группе показалось, что актёр просто споткнулся…
Гарри Поттер и Люциус Малфой.
Исполнитель роли Драко Малфоя — Том Фелдон — тоже позволил себе отсебятину в сцене, где Гарри преображается в Гойла и забывает снять очки. Драко спрашивает, зачем ему очки, и Гарри-Гойл отвечает: «Чтобы читать». На что Фелдон насмешливо произносит: «Не знал, что ты умеешь читать…», хотя по сценарию он должен был всего лишь «посмотреть на Гарри с подозрением».
Антураж и спецэффекты
Конечно же, сказка о вымышленном мире, полном магии и фантастических тварей, не могла обойтись без зрелищных спецэффектов и причудливого антуража.
К работе над фильмом было подключено огромное количество специалистов — строителей, осветителей, инженеров, костюмеров, гримёров, мастеров компьютерной графики.
Дракон Венгерский хвосторог.
Например, далеко не все зрители догадывались, что большинство интерьеров замка Хогвартс были выполнены с нуля. Их мастерили из гипса и дерева, а потом окрашивали в нужную текстуру.
Вдобавок все эти помещения были заполнены множеством причудливых вещей. Так для магазина близнецов Уизли было создано около трёхсот «магических» экспонатов со своими оригинальными названиями. Большинство из них зрители даже не успевают рассмотреть, зато на подсознательном уровне появляется ощущение глубины и достоверности этого вымышленного мира…
Хогвартс.
Для подводных сцен четвёртого фильма в студии построили огромный резервуар с водой и синим экраном, решив, что снимать в настоящем — холодном и тёмном — озере неудобно и вредно для здоровья. Кроме того, резервуар пригодился ещё не раз — для «Принца-полукровки» (сцена в пещерном озере) и «Даров Смерти» (где Гарри проваливается под лёд).
Одной из самых технически сложных сцен стала поездка магического трёхэтажного автобуса по ночному Лондону. Чтобы создать впечатление, что автобус несётся с огромной скоростью, окружающие его автомобили заставили ехать не быстрее 13 км/ч (ну, а потом плёнку ускорили).
Трёхэтажный автобус «Ночной рыцарь» проносится между двумя двухэтажными.
Что касается компьютерных персонажей, то почти все из них получились превосходно — домовые эльфы, драконы, инферналы, лезущие из озера…
Эльф Добби.
Единственным компьютерным персонажем, который мне откровенно не понравился, оказался волк-оборотень из 3-го фильма. Он получился слишком ненатуральным и вместо того, чтобы пугать, больше смешил.
Оборотень Люпин.
Иногда создателям фантастических образов приходилось проявлять изрядную смекалку, чтобы фантастические существа выглядели неожиданно и свежо. Как в случае с русалами и русалками, лицам которых придали рыбьи черты.
Русалка.
Особенно долго мучились над образами дементоров — жутких существ в чёрных капюшонах, которые высасывают из людей радость.
Дементор.
Когда я читал книгу, то не мог избавиться от ощущения, что представляю себе то назгулов из «Властелина Колец», то расхожий образ смерти (разве что без косы).
Режиссёр «Узника Азкабана» — Альфонсо Куарон — это понимал и хотел, как можно дальше уйти от подобных стереотипов. В итоге, дементоры в его фильме превратились в существ эфирных, которые парят в воздухе с развевающимися лоскутами плащей.
Менее жуткими они от этого не стали — наоборот, их внешность чем-то походила на прокажённых с гниющей плотью. Интересно, что поначалу Куарон сделал куклы и даже погружал их в воду, чтобы передать текучую пластику, К сожалению, данный метод оказался непрактичным, и дементоров сделали на компьютере.
Дементоры.
Огромное количество сил и времени было потрачено и на создание гиппогрифа. Тут задействовали и компьютерную графику, и автоматизированную модель. Разработчикам пришлось поломать голову над тем, чтобы эта помесь птицы и лошади двигалась в кадре, как можно естественней.
Кстати, не все замечают, что во время первого появления гиппогрифа на экране, это животное испражняется аки лошадь. Наверное, это был первый фильм, где компьютерный персонаж совершал прозаический акт дефекации.
Гиппогриф.
А вот для создания гигантского паука Арагога компьютерную графику решили не использовать, и надо сказать кукла получилась весьма убедительной.
Паук Арагог.
Кроме кукольных и «цифровых» моделей в «Гарри Поттере» участвовало немало настоящих животных, у каждого из которых был свой дрессировщик. Например, Гэри Джеро отвечал за дрессировку птиц — сов и ворон. Да-да, 80% сов в фильме были натуральными. Их действительно выучили летать в нужном направлении и переносить почтовые грузы вроде метлы «Нимбус 2000». Это было нелегко, ведь совы особой сообразительностью не отличаются. Недаром в роли белой совы Букли использовали 3-4 птицы.
Сова Букля.
Другие дрессировщики отвечали за крысу Рона, кота Гермионы и летучих мышей в доме Хагрида. Чтобы сделать кота более мрачным его даже пришлось гримировать.
Гермиона с котом Живоглотом.
На съёмочную площадку «Узника Азкабана» даже привезли редкого карликового бегемота. Его можно видеть на одной из «живых» картин Хогвартса, в которой Толстая Леди прячется от Сириуса Блэка.
Напоследок, нельзя обойти вниманием и замечательную музыку, которую написал ни кто иной, как Джон Уильямс — создатель саундтреков к фильмам «Челюсти», «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Один дома» и многим другим. Одна из написанных к «Гарри Поттеру» тем — «Тема Букли» — так всем понравилась, что стала заглавной для всей франшизы.
В 2002 году за музыку к «Гарри Поттеру» Уильямса номинировали на «Оскар». Однако очередную статуэтку в свою коллекцию («Оскаров» у композитора было уже пять) он не получил, уступив приз Говарду Шору, написавшему саундтрек к «Властелину Колец».
Краткий обзор фильмов по «Гарри Поттеру»
Сразу вынужден предупредить, что не собираюсь разбирать каждый из фильмов про Гарри Поттера подробно. Во многом потому, что в предыдущих статьях цикла многие моменты были уже отмечены. Поэтому постараюсь передать лишь общие впечатления и те интересные факты, которые не успел осветить ранее.
«Гарри Поттер и философский камень»
Режиссёр: Крис Коламбус
Премьера: 16 ноября 2001
Продолжительность: 2 ч. 32 мин.
Сборы в прокате: 974 755 37 $ (самый кассовый фильм 2001 года)
Те, кто читал мой цикл статей «Алисин кинозал», знают, насколько критически я отношусь к экранизации своих любимых книг. Вместо того, чтобы просто увлечённо смотреть сам фильм, поневоле приходится постоянно сравнивать происходящее на экране с первоисточником. Наверно, это не совсем правильно, но что поделаешь…
Например, к фильму, снятому по роману У. Эко «Имя Розы» в 1986 году, у меня сразу возникли большие претензии. При этом множество зрителей фильм искренне хвалили. Как хвалил бы его, наверно, и я, если бы не прочёл до этого сам роман — куда более глубокий и логичный…
Лёгкая предвзятость была и в отношении к «Философскому камню». Сегодня я понимаю, что большинство моих претензий к фильму грешили читательским снобизмом. Ведь фильм — не книга, фильм — не резиновый и т.п. Однако одну претензию я до сих пор считаю вполне обоснованной.
Знаете, какой момент в первой книге мне нравится больше всего? Когда затюканный сирота Гарри узнает, что он волшебник. Но, чтобы этот миг «катарсиса», преображения действительности подействовал, мы должны в полной мере ощутить всю безрадостность и серость житья Гарри у Дурслеев. К сожалению, в течение времени, отпущенного на это в фильме, трудно понять НАСКОЛЬКО плохо жилось Поттеру в чужой семье. Обычно я не люблю в фильмах затянутые вступления, но здесь лишние 10-15 минут пошли бы только на пользу.
Семейка Дурсли.
В остальном фильм сохранил одно из достоинств книги — ощущение яркого фееричного праздника, увлекательной экскурсии в мир волшебства.
Кое в чём он даже выигрывал, а именно в зрелищности, что, на мой взгляд, и является основным достоинством кинематографа. Как я уже писал, и матч по квиддичу, и битва гигантских шахмат на экране выглядели гораздо более захватывающими, чем в книге.
Про замечательный актёрский состав повторяться не буду…
Интересные факты:
— В США первая книга, а затем и фильм, выходили под немного другим названием. Издатели посчитали, что выражение «Philosopher’s Stone» («Философский камень») отпугнёт американских детишек, и заменили его на «Sorcerer’s Stone» («Камень Колдуна»).
В результате, некоторые сцены пришлось снимать сразу в двух вариантах: в одном актёры говорили «философский камень», а в другом — «колдунский».:)
— Похожая история произошла и с русским переводом.
Например, в оригинальной книге нет никаких «волшебников» и «волшебниц» — там их называют «колдунами» и «ведьмами». Видимо, такое изменение было обусловлено отечественной сказочной традицией, где колдуны и ведьмы — персонажи, как правило, резко отрицательные.
Гермиона варит зелье.
Более странным оказался перевод фамилии профессора Снейпа, как «Снэгг», который перекочевал и в русский дубляж. Если англоязычный читатель слышал в слове «Snape» отзвук слова «Snake» («змея») (ведь змея была символом факультета Слизерин, где профессор преподавал), то для русскоязычного — «Снэгг» никакого дополнительного значения не нёс (уж перевели бы тогда, как «Змейс»).
Не удалось русским переводчикам передать и особенности речи Хагрида, который говорит в книге на простоватом юго-западным диалекте (т.н. West Country English). Интересно, что в украинском переводе эту проблему попытались решить, наградив Хагрида… западноукраинским говором!
«Гарри Поттер и тайная комната»
Режиссёр: Крис Коламбус
Премьера: 15 ноября 2002
Продолжительность: 2 ч. 40 мин.
Сборы в прокате: 879,2 млн. $ (самый кассовый фильм 2002 года)
«Тайная комната» — наверное, моя самая любимая часть всей саги про Гарри Поттера. В ней был интересный замысел, более серьёзное содержание, глубокий моральный посыл, напряжённая, почти детективная, линия…
На этот раз режиссёру Крису Коламбусу удалось максимально полно воплотить на экране сюжет и атмосферу первоисточника. Недаром это самый длинный фильм всей франшизы. Даже не знаю, что ещё добавить… Прекрасная и, наверное, самая точная экранизация из всей серии про Гарри Поттера.
Интересные факты:
— Слизняки, которыми тошнил Рон Уизли, на самом деле были сделаны из… шоколада!
— Если вы выключали «Тайную комнату» после появления финальных титров, то явно упустили «пасхалку». За титрами идёт ещё одна сцена, где на прилавке книжного магазина лежит новая книга Златопуста Локонса под названием «Кто я?» (как помните, этому самовлюблённому колдуну-болтуну отшибло память).
«Гарри Поттер и узник Азкабана»
Режиссёр: Альфонсо Куарон
Премьера: 31 мая 2004
Продолжительность: 2 ч. 21 мин.
Сборы в прокате: 796 688 549 $
Как по мне, Крис Коламбус оказался лучшим режиссёром «поттерианы». К сожалению, после «Тайной комнаты» он оставил кресло режиссёра, чтобы больше уделять время своей семье (Коламбус — отец четырёх детей).
Освободившееся место просили занять знаменитого мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо. Однако тот предпочёл снимать «Хеллбоя», а вместо себя предложил своего земляка — Альфонсо Куарона.
Куарон до этого предложения книг Роулинг не читал и поначалу не особо горел желанием снимать фильм. Он считал, что мир, созданный Коламбусом, будет ограничивать его режиссёрское видение. В результате, и Куарону, и сценаристу Колвсу дали добро на более вольную интерпретацию книги, что вызвало весьма противоречивые отклики.
Поклонники книги были недовольны отклонениями от оригинального сюжета, и по кассовым сборам «Узник Азкабана» уступал всем фильмам франшизы. А вот критики, напротив, оценили его выше предыдущих фильмов «поттерианы».
Оно и понятно. Куарон больше остальных режиссёров старался привнести в экранизацию свой оригинальный почерк. Режиссёр заявлял, что его главная цель — снять фильм о мальчике, который осознаёт, что «монстры из шкафа» прячутся уже не снаружи, а внутри его самого.
Кроме того, Куарон сильно изменил антураж и цветовую гамму. Если большинство эпизодов первых двух фильмов снимали в студийных декорациях, то в «Узнике Азкабана» стало больше пространства и натурального природного ландшафта. Для этого съёмочная группа отправилась на просторы Шотландии, где… попала под почти непрерывный дождь.
В результате цветовая гамма франшизы изменилась, став более мрачной и обесцвеченной.
Забегая вперёд, скажу, что мрачная гамма станет отныне доминировать и в последующих фильмах франшизы. Что изрядно подпортило то эстетическое удовольствие, которое я получал от фильмов Коламбуса. Вы скажете, что это изменение закономерно — ведь книги Роулинг постепенно становятся мрачнее и мрачнее. Но ведь «Тайная комната» — книга уж точно не менее мрачная, чем «Узник Азкабана». Однако в фильме Коламбуса нет такого обилия серо-зелёной гаммы и даже в тёмных сценах доминируют тёплые насыщенные цвета.
Несмотря на вышесказанное, назвать фильм Куарона неудачей я не могу. Он атмосферный, динамичный, а за прекрасное воплощение на экране дементоров и гиппогрифа — вообще, отдельный респект. Даже Роулинг, у которой были свои претензии к Куарону во время съёмок, в итоге назвала его экранизацию (на тот момент) самой любимой.
Действительно, сокращения и изменения в этом фильме весьма уместны. Кроме нескольких.
В первую очередь, эта сцена, где Люпин учит Гарри вызывать магического защитника от дементоров. Чтобы этот защитник появился, герой должен держать перед мысленным взором своё самое лучшее воспоминание. В книге лучшим воспоминанием Гарри логично является известие о том, что он едет учиться в школу волшебников.
«Он напряг мозги. Нужно очень-очень-очень счастливое воспоминание… такое, которое станет настоящим, хорошим Заступником…
Вот оно! Момент, когда он узнал, что он колдун и что он уедет от Дурслеев и будет учиться в «Хогвартсе»! Если уж это не счастливое воспоминание, то непонятно, чего же ещё.… Вспомнив свои ощущения при известии о том, что он покидает Бирючиновую аллею, и сконцентрировавшись на них, Гарри встал лицом к ящику».
В фильме же Гарри почему-то вспоминает родителей, которых он до этого видел, разве что, в магическом зеркале.
И уж совершенно невыносимы редкие, но «меткие» репризы Дамблдора, который в фильме представлен настоящим «мешком», набитым пошлыми банальностями. Вот замечательные цитаты, которых и подавно нет в книге: «Счастье можно найти даже в тёмные времена, если не забывать обращаться к Свету», «Как прекрасен мир, являющийся в снах — от загадочных глубин океана до сверкающих звезд Вселенной!», «Удивительная вещь — время: могущественное, а когда в него вмешиваются — опасное». Такое ощущение, что мудрейший профессор Хогвартса в свободное от магии время постоянно читает бульварную литературу.
Что касается актёров, то самым большим недостатком «Узника Азкабана» является то, что дети выглядят заметно старше своих литературных прототипов.
По книге Гарри начинает учиться в Хогвартсе, когда ему исполняется 11 лет. В 2000 году — во время съёмок «Философского камня» — актёры более-менее соответствовали этому возрасту. Дэниелу Рэдклиффу (Гарри) и Мэттью Льюису (Невилл) было 11 лет, Эмме Уотсон (Гермиона) — 10, Руперту Гринту (Рон) — 12, а Тому Фелтону (Драко) — 13.
Как известно, в подростковом возрасте дети меняются стремительно. А так, как между вторым и третьим фильмом прошло аж 2 года, изменения были просто на лицо. Самое неожиданное произошло с персонажем Невилла — смешной пухленький мальчонка за время съёмок франшизы обогнал в росте почти всех своих сверстников.
Невилл Долгопупс в 1-м и 3-м фильме.
Интересные факты:
— В 2002 году незадолго до премьеры «Тайной комнаты» умер Ричард Харрис, который играл роль профессора Дамблдора. Известно, что среди кандидатур на его место рассматривались такие колоритные актёры, как Кристофер Ли и Иэн Маккеллен. Хотя, как по мне, в этом случае было бы трудно отмахнуться от мысли, что смотришь не на волшебника Дамблдора, а на мага Сарумана или мага Гэндальфа (именно эти роли актёры играли во франшизе «Властелин Колец»).
Забавно, что Маккелен отказался от участия в «Гарри Поттере» потому, что Харрис в своё время критиковал его за то, что он играет «без страсти» («Я не мог взять роль актёра, который был недоволен моей актёрской игрой»).
В итоге, Дамблодором стал Майкл Гэмбон, который играл эту роль до самого окончания франшизы.
— В сцене, где Гарри посещает магазин «Дырявый котёл» можно заметить колдуна, который читает «Краткую историю времени» знаменитого астофизика Стивена Хокинга.
«Гарри Поттер и Кубок огня»
Режиссёр: Майк Ньюэлл
Премьера: 18 ноября 2005
Продолжительность: 2 ч. 37 мин.
Сборы в прокате: 897,1 млн. $ (самый кассовый фильм 2005 года)
И снова смена режиссёра. На этот раз им впервые стал британец — а именно Майк Ньюэлл, известный большинству по фильму «Донни Браско».
Не знаю, вина ли это режиссёра, но «Кубок Огня» — это первый фильм франшизы, которым я остался крайне разочарован. В первую очередь, потому, что считаю четвёртый роман Роулинг последней качественной книгой в серии. Да, он не без огрех, да, по своему объёму он почти в два раза превосходил предыдущие книги, но при этом его сюжет нигде не провисает и постоянно держит в напряжении.
И вот — этот увлекательный сюжет в фильме безжалостно порезали и скомкали (особенно в начале).
Справедливости ради, надо сказать, что тому были объективные причины. Сценарист Стив Кловз признавался, что изначально они собирались разбить «Кубок Огня» на две части, но никак не могли придумать, как именно его разбить. Кловза можно понять — сюжет книги настолько цельный, что трудно найти такой финал 1-й части, чтобы фильм не казался оборванным на полуслове.
Так или иначе, поклонники книги точно страдали, ощущая эти регулярные лакуны и недосказанности. Линии и характеры многих новых персонажей остались недоразвитыми — особенно Грюма (точнее, лже-Грюма). По книге он должен обладать яркой харизмой и поначалу вызывать у зрителя уважение и симпатию. В фильме же Грюм выглядит чересчур комично и практически сразу наводит на нехорошие подозрения.
Впрочем, те, кто книгу не читал, наверное, скучать не будут. Фильм очень зрелищный, хотя эта зеленоватая гамма… Ладно! Не буду повторяться.
Интересные факты:
— В одной из сцен, вырезанных из окончательной версии фильма, можно было услышать, как ученики поют «Гимн Хогвартса», когда приветствуют гостей чемпионата.
— В «Кубке Огня» главные герои носят самые длинные волосы за всю франшизу.
— Роль вокалиста группы «The Weird Sisters», которая играет в Хогвартсе на балу, исполнил Джарвис Кокер (в реальной жизни — лидер британской группы PULP).
Джарвис Кокер в роли магического рокера.
— В финальных титрах среди прочего можно прочесть, что «При создании фильма дракон не пострадал».
«Гарри Поттер и Орден Феникса»
Режиссёр: Дэвид Йейтс
Премьера: 11 июля 2007
Продолжительность: 2 ч. 18 мин.
Сборы в прокате: 939 885 929 $
Лишь к 5-му фильму чехарда с режиссёрами, наконец-то, прекратилась. Последним режиссёром стал британец Дэвид Йейтс, снявший все оставшиеся фильмы — с 5-го по 8-й.
Никак не могу назвать «Орден Феникса» своим любимым фильмом франшизы, но вот парадокс — он понравился мне намного больше книги. Дело в том, что пятый роман оказался самым объёмным и одновременно самым слабым во всей «поттериане». Он полон второстепенных деталей, утомительных разговоров, лишних сюжетных линий и прочего «пищевого наполнителя». Сюжет, по большей части, настолько скучен, что выйди такая книга о Поттере первой — не видать Роулинг мировой славы. Более того — именно мировая слава привела к тому, что давление редакторов на писательницу исчезло, и она могла писать теперь всё, что хотела, не заботясь о плотности сюжета. Всё равно ведь прочтут!
Учитывая вышесказанное, Йетса можно только похвалить. Из книги отжали всю «воду», и — о чудо! — самый длинный роман серии превратился в самый короткий фильм франшизы (2-я часть «Даров смерти» — не в счёт, потому что это «часть»).
Из новых актёров я бы особо отметил Имельду Стонтон, которая идеально сыграла «мерзкую училку-бюрократку» Долорес Амбридж. Поговаривают, что своей причёской она не случайно напоминала Маргарет Тетчер — бывшего премьер-министра Великобритании, которую у нас называли «железной леди», а в самой Англии, мягко говоря, недолюбливали.
Интересные факты:
— Это единственный фильм франшизы, где сценаристом выступил не Стив Клов, а Майкл Голденберг.
— Сначала в роли «пожирательницы смерти» — Беллатрисы Лестрейндж — должна была выступить Хелен МакКрори. Но актриса внезапно забеременела и её место заняла, не менее колоритная, Хелена Бонэм Картер. Впрочем, о МакКрори не забыли, и в 6-м фильме она сыграла роль Нарциссы Малфой — матери Драко и младшей сестры Беллатрисы.
Нарцисса и Беллатриса среди прочих «Пожирателей смерти».
— Сцена первого поцелуя Гарри и Чо Чанг далась Дэниелу Рэдклиффу нелегко. В результате «первый поцелуй» растянулся почти на 30 дублей.
— По словам Дэвида Йейтса, изначально материала для фильма было отснято аж на три часа. Некоторые из вырезанных сцен — в основном с участием Имельды Стонтон и Эммы Томпсон — позже были восстановлены на DVD-издании.
«Гарри Поттер и Принц-полукровка»
Режиссёр: Дэвид Йейтс
Премьера: 15 июля 2009
Продолжительность: 2 ч. 33 мин.
Сборы в прокате: 934 416 487 $
Шестая книга «поттерианы» оказалась намного интересней предыдущей. Да и фильм я посмотрел с удовольствием. В нём очень хорошо показаны взаимоотношения персонажей и, несмотря на всю мрачность происходящего, много добротного юмора.
А вот зрелищности и, так сказать, «экшена» можно было бы добавить больше. Честно говоря, ни битва у «Норы», ни приключения в пещере не произвели на меня должного впечатления.
И… снова эти проклятые тёмные тона!
Интересные факты:
— Финальную сцену сражения с «пожирателями смерти» в Хогвартсе продюсер решил из фильма убрать, чтобы избежать «повторения» с предстоящей битвой за Хогвартс в «Дарах Смерти».
— Во время премьеры Роулинг заявляла, что это её самый любимый из шести фильмов франшизы.
— А вот Дэниел Рэдклифф был крайне недоволен своей игрой в «Принце-полукровке». Видимо, именно в этот период, утомлённый славой, подросток сильно запил.
— Именно во время съёмок «Принца-полукровки» Роулинг впервые рассказала о нетрадиционной ориентации Дамблдора.
Джоан Роулинг (из интервью с Дэниелом Рэдклиффом):
«Помнишь, в первом сценарии к «Принцу-полукровке», где Гарри находится на вокзале, а Дамблдор приходит его встречать… Так вот в первом варианте сценария Дамблдор сказал Гарри: «Я помню молодую женщину с горящими глазами, черноволосую…», или что-то в этом роде. Я прочла и нацарапала на своём экземпляре сценария: «Стив! Дамблдор — гей!» и положила ему на стол. И он сказал: «А-а-а…». Вот почему эта реплика в фильм и не попала».
«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1» / «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»
Режиссёр: Дэвид Йейтс
Премьера: 19 ноября 2010 / 15 июля 2011
Продолжительность: 2 ч. 26 мин. / 2 ч. 10 мин
Сборы в прокате: 960 283 305 $ / 1 341 511 219 $ (самый кассовый фильм 2011 года и самый прибыльный фильм франшизы)
По сравнению с «Кубком Огня», судьба последнего романа «поттерианы» сложилась с точностью до наоборот. Продюсер Дэвид Хейман страшно не хотел делить «Дары Смерти» на две части, но Стив Кловз убедил, что иначе всё в один фильм не впихнуть.
Как по мне, ничего впихивать и не надо было. Роман и так был чрезмерно перегружен сюжетными линиями и бесконечными «твистами» — читать его, признаюсь, было несколько утомительно. После «Ордена Феникса» – это, наверно, самая скучная книга всей серии. Лишь финал как-то искупал чрезмерную сюжетный сумбур.
Лично я без особого сожаления сократил бы зануднейшие сцены в лесу, вообще бы вырезал путешествие в Годрикову впадину и сильно изменил историю пленения Гарри Поттера и его друзей (она вообще крайне неубедительна). А ведь это почти половина всей первой части.
Вторая часть получилась поживее.
Интересный факт:
— Некоторые, особо жестокие, сцены продюсер решил из фильма вырезать. Иначе, по его словам, получался не фильм для детей, а какая-то «Пила».
***
Подводя итог, я бы так расположил фильмы франшизы в своём личном рейтинге:
1) «Тайная комната»
2) «Философский камень»
3) «Узник Азкабана»
4) «Принц-полукровка»
5) «Кубок огня»
6) «Орден Феникса», «Дары Смерти, часть 2»
7) «Дары Смерти, часть 1»
Дэниел Рэдкоифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт на премьере последнего фильма «поттерианы». Лондон. 7 июля 2011 года.
Несмотря на недостатки (куда без них) в общем и целом мы получили добротную экранизацию замечательной сказки. Перед написанием этой статьи я пересмотрел подряд всю франшизу – и, надо сказать, не без удовольствия. А из всего вышесказанного можно вынести следующий урок.
Писатели, чьи книги хотят экранизировать!
Контролируйте судьбу своих творений!
Не поддавайтесь конъюнктуре и общественному давлению, как это сделал тот же Сапковский, расхваливший явно слабый сериал по «Ведьмаку»!
Или даже та же Роулинг, которая обвинила в «расизме» тех, кто недоумевал, почему Гермиону в театральной постановке «Гарри Поттер и Проклятое дитя» играет чернокожая актриса Нома Думезвени (для полного эффекта рекомендую найти её фото).
Кстати, а почему не бородатая женщина?
Автор: Сергей Курий
март 2020 г.
См. также: