***
Из интервью В. Цоя бюллетеню «Новый фильм»(Алма-Ата), Март 1988 г:
— Виктор, с чего началось ваше увлечение музыкой?
— Конечно, с гитары. Я не избег общей участи мальчишек моего возраста, охваченных желанием овладеть столь престижным в те годы инструментом. Мне было четырнадцать лет, и занимался я тогда в художественном училище, но постепенно, как ни странно, бесперспективное занятие рок-музыкой взяло верх. Я бросил свои живописные начинания и стал писать песни.
…- Всякое творчество, и ваше в том числе, — способ выражения мироощущения, миропонимания…
— У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою. А рок-музыка для меня так же, как и для огромной массы молодежи, совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть — твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне. Как показало время, появилось не случайное поветрие моды, а социальное явление — современная музыка. Причем, как мне кажется, с довольно-таки размытыми жанровыми границами. Я, например, часто выступаю и как автор-исполнитель. Вообще для меня есть просто песня. Можно ее петь одному под гитару, можно — группой, можно — в сопровождении оркестра из трехсот человек. Это неважно…
— Как вы пишете свои песни?
— Беру гитару, начинаю играть. Складывается стихотворный размер, потом строчки начинают обрастать музыкальными фразами. И наоборот..
…молодые музыканты вовсе не разрушители или хулиганы от искусства, а скорее его хранители. Ведь в сложное время, во многом лживое и циничное, именно они сумели сберечь в своем искусстве радость живой жизни, индивидуальность, неприятие конформизма, протест против псевдоценностей.
.
***
В. Цой, декабрь 1986:
Меня, в принципе, музыка, особенно эстрадная, не очень интересует. Меня интересует музыка как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, которая на самом деле народная.
…Я думаю, что мода – явление, которое захватывает, так сказать, верхний слой, и увлекает за собой много народу, которым, как я уже говорил на примере АКВАРИУМА, всё это на самом деле, может, и не надо. Под общим таким воздействием… Рок-музыка может исчерпать себя только как социальное явление, как явление, которое уже просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким как джаз, просто музыка, а не что-то больше. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-нибудь другим.
.
***
В. Цой, 1987:
С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и еще – это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.
…В принципе, рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях.
.
***
В. Цой, 1987:
Новое всегда находится в конфликте со старым. Это естественно. Ироничный, иногда агрессивный, искренний и свободный самодеятельный рок никогда не был фальшивым. Противопоставление его духовной глухоте, бездарности, скуке, благополучному мироощущению обывателей и послужило, вероятно, причиной неприязни многих к року. Самодеятельные группы не имели возможности приобрести дорогостоящую технику, инструменты, записываться в специальных студиях, но пели то, что думали, честно и бескомпромиссно. Конечно, можно ругать ребят за серьги в ушах, заклепки, цепи, причудливые прически. Но если разобраться, эти внешние проявления вызваны протестом против традиционного мышления, образа жизни, культуры. Насколько я знаю свою аудиторию, там плохих людей не больше, чем в любой другой. А молодые музыканты вовсе не разрушители или хулиганы от искусства, а скорее его хранители. Ведь в сложное время, во многом лживое и циничное, именно они сумели сберечь в своем искусстве радость живой жизни, индивидуальность, неприятие конформизма, протест против псевдоценностей.
.
***
В. Цой, Ташкент, март 1990:
Мы все изменились, и не всегда в лучшую сторону. Теперь мы получаем за концерты хорошие деньги, имеем возможность записываться на Западе, у нас хорошие инструменты и самые большие залы… Жизнь идет вперед. Мы многое обретаем. Но в этом движении всё время приходится что-то оставлять, чем-то жертвовать… Правда, мы пожертвовали слишком многим.
.
***
В. Цой, Ленинград, декабрь 1986:
Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.
.
***
Из интервью с В. Цоем, Таллинн, лето 1987:
– Публиковать свои собственные стихи?
– Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой.
.
***
Из интервью с В. Цоем, Одесса, сентябрь 1988:
– Что важнее – текст или музыка?
– Равнозначно.
.
***
В. Цой, Мурманск, апрель 1989:
Понимаете, поэты – это поэты… А я не поэт, я песни пишу. Сравнивать смысла нет. Я считаю, что мои тексты не могут существовать без потери в отрыве от музыки. Они рассчитаны на музыку, написаны вместе с музыкой.
.
***
Из интервью с В. Цоем, Красноярск, декабрь 1989:
– Считаете ли вы себя поэтом?
– Это не мне решать. Человек может себя считать кем угодно, но в глазах окружающих он им отнюдь не становится. Конечно, мне хочется, чтобы люди относились к моим текстам серьезно, но буду самонадеянным, если скажу, что так оно и есть на самом деле. Поэтому я не знаю, поэт ли я…
.
***
Интервью В.Цоя, Газета «Политехник»:
— В чем вы лучше можете выразить свои мысли — в стихах или в музыке?
— Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна. А вообще, стихов я не пишу, только песни.
.
***
Интервью с В. Цоем, Мурманское ТВ, апрель 1989 г.:
— Несколько слов о Ваших текстах. Они очень интересны, и, с одной стороны, всегда чувствуется стремление к лаконизму, никогда тексты не перегружены. А, с другой стороны, в них всегда такая насыщенная смысловая нагрузка. Как удается писать такие тексты? Вообще, как Вы работаете над песнями?
— Как Вам сказать… Я не работаю над песнями. Это для меня не работа, просто так получается.
— То есть, это всегда естественно?
— То есть, рабочих моментов там нет. Там есть… Я не знаю, я начинаю что-то играть, потом начинаю что-то записывать, делаю какие-то чиркушки. А потом получается песня. Для меня самого это всегда загадка — что у меня получится.
.
***
Интервью с В. Цоем, «РИО» №19, 1988:
— Витя, как ты считаешь, чего в вашей музыке больше: естественности или продуманности?
— Не знаю. У нас в группе у всех какое-то чутье — когда я прихожу и показываю новую песню, мы начинаем о ней думать -что должен играть бас, что гитара и так далее. И когда, например, Юрик предлагает вот такую-то партию, как правило, раздается несколько голосов — «это классно», «это лажа», «этого мы играть не будем». Просто мы стараемся сделать так, чтобы нам всем это нравилось. Но пока не всегда получается.
— А ты не боишься, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру, заявлять, что Виктор Цой занимается поп-музыкой?
— Да, я занимаюсь поп-музыкой. Музыка должна охватывать все: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать.
.
***
В. Цой:
Когда я пишу песню, она получается у меня под гитару вот так, как есть. Потом мы делаем вместе аранжировку там, придумываем что-то сидим. И вот этот конечный результат, который получается — уже мне одной гитары кажется мало. Я вспоминаю все какие-то партии, какие там есть. Это кажется мне более интересным, потому что, мне кажется, что одной гитары уже недостаточно. Хотя, я думаю, что это тоже интересно.
.
***
Из интервью с В. Цоем, журнал «Родник», N10, 1988 г:
— Совпадают ли «я» в ваших песнях с вашим собственным «я»?
— Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз по-своему.
.
***
Из интервью с В. Цоем, 1989??
— Как вы относитесь к политическим песням?
— У нас нет политических песен.
.
***
Интервью В. Цоя в Красноярске. ДС «Енисей». 1-4 декабря 1989 г.:
— В ваших текстах, начиная с самого первого альбома, упоминается некая ЗВЕЗДА. Что это — талисман, самоцель? (Абашин Д., 16 лет).
— На все вопросы, касающиеся анализа текстов и музыки я отвечать не буду, потому что сам не знаю, откуда у меня взялась звезда, замок, ключ от замка, небесный пастух и т.д.
.
***
Из интервью с В. Цоем:
— Вы противоречивый человек?
— Нет, я совершенно монолитный.
_______________________________________________________________________
Другие о творчестве В. Цоя
***
Марианна Цой:
…я думаю, ребят привлекает… то, что он в их пустое болтание внес долю романтизма, осмысленность. У нас цели в жизни не было, пока не появилось «Кино». Витя оправдал кучу народа в собственных исканиях. В Цое нашли себя очень многие подростки нашей огромной родины, в которой черт знает что происходит и детьми никто не занимается. Он стал наставником, что ли, для них…
.
***
Виталий Калгин «Виктор Цой. Последний герой современного мифа»
(М: Рипол Классик. 2016)
Алексей Рыбин:
Витька был упорным и в этом плане трудолюбивым человеком. Некоторые песни рождались у него очень быстро, но над большей частью того, что было написано им с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, прислушиваясь к сочетаниям звуков, отбрасывая лишние и дописывая новые куплеты… Так же осторожно он относился и к музыкальной стороне дела. Витька менял аккорды до тех пор, пока не добивался гармонии, которая полностью удовлетворяла бы его, – в ранних его песнях практически нет сомнительных мест, изменить в них ничего невозможно.
.
***
А. Титов:
У Витьки был несомненный дар. Мне кажется, что Витька был творчески более честным, чем Борька (Гребенщиков). Тот за счет своей эрудиции часто вуалировал послание, которое у него есть в песне. Он очень талантливо это делал, очень тонко. А Витька подавал более прямолинейно. И эти простые слова действовали еще сильнее. Поэтому с Витькой у нас никогда не было разговоров о трактовках песен, я его понимал безоговорочно.
***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:
<Говорит Юрий Каспарян:>
…что касается его самосовершенствования, то гитарой он практически не занимался, он больше работал над гармонией, мелодикой, он сочинял вещь в целом. Вот с текстами — да, очень серьезно подходил к этому делу. Сначала, на раннем этапе, с фонетикой работал, находил интересные сочетания, просто набор букв, звуков, а начинаешь петь, получаются вроде бы и слова. Потом стал работать с пословицами, уходил глубже в язык, уже более глубокие связи задевал, не только на внешнем, первом языковом уровне работал, более тонкие вещи находил.
***
Б. Гребенщиков, «Краткая история «Кино», 30.11.1983:
Началось все с того, что Цой писал песни, про которые все говорили, что это жутко похоже на «Аквариум», но я так не считал. Во мне его песни задевали какие-то струны, которые мои песни во мне не задевают. …Если говорить о лирическом герое, то у нас они принципиально разные. У меня лирический герой получается именно героем — так или иначе, тот человек, от лица которого поется — проекция героического плана, хочу я этого или нет. Тексты запутанные и многие мысли этого лирического героя предполагают сильно развитую эстетику — образы могут встречаться какие угодно и откуда угодно. У Цоя, как я это понимаю, герой обходится минимальными возможностями — прост набор слов, несложны грамматические построения, но при этом построением фраз плюс тембром голоса он выражает такие нюансы, которые меня задевают. В его песне «Дерево» всего каких-то восемь фраз, а какой образ щемящий получился. По тонкости я ничего равного песням Цоя не знаю. Под музыкой прячется существо редкое, особенно для музыки рок. В чем-то его песни сродни бардам, но не сегодняшним, а тем, которые начинали — Окуджава, ранний Клячкин. Место действий его песен — дворы, подъезды, улицы, герой — пятнадцатилетний парень, но у него за текстами встает такой образ, что даже трудно назвать — откуда идет его обаяние.
.
***
Н. Кадыров:
Музыкант Цой был хороший, его многие недооценивают. Он просто не лез в такие вещи, как соло-гитара. И правильно делал. Это слышно на квартирниках. У него какая была функция? Гармоническая и ритмическая. Он очень хорошо справлялся с ритм-гитарой. Я его помню абсолютно спокойным человеком, рассудительным, знающим, что он делает. Он не был спонтанным, нет, — очень здравомыслящий, трудолюбивый, работяга.
.
***
Интервью с Г. Каспаряном, kp.ru, 19.06.2012:
http://kp.ru/online/news/1177657/
— Виктора Цоя в первую очередь считают гениальным за его тексты. Как же так: концерт группы «Кино» и без слов?
— Не согласен. Цой не был прежде всего автором текстов. Он вообще был человеком музыкальным.
.
***
А. Троицкий:
Цой вырос в стадионную фигуру еще за несколько лет до своей смерти. Но это, разумеется, не главная причина. Я думаю, что главных причин несколько. Первая причина, самая серьезная, в том, что Виктор Цой был фантастически талантливым songwriter’oм. Он писал прекрасные песни, которые не становятся старше, которые абсолютно самостоятельны в музыкальном отношении. Интересно, что у Цоя фактически даже не было последователей. Есть масса групп в Москве, в Питере, Сибири и так далее, которые явным образом выползли из АКВАРИУМА. Несколько меньше групп, на которых очень сильно подействовали Майк и ЗООПАРК. Если же говорить о влиянии Цоя, то оно, с одной стороны, повсеместно, но, с другой стороны, нигде не прослеживается явно. Нет групп, о которых можно сказать: Они копируют Цоя, явно под Цоя работают и пр.
…то, что делал Цой, очень просто, но как-то неповторимо. И с этим связана вторая важная причина, ибо неповторимость песен Цоя во многом сочленена с неповторимостью его фигуры. А тут уже можно спекулировать на чем угодно — от корейской национальности до каких-то особенностей менталитета, мировосприятия, темперамента и так далее. Цой был необычным парнем, и я бы сказал, что в своих песнях он проявлял себя, реализовывался в гораздо в большей степени, чем в чем-то другом. В этом смысле он был стопроцентным музыкантом. Я не считаю, что он был интеллектуалом, я не считаю, что он был суперартистичен, — во всяком случае, он никогда не играл, и, слава Богу, из-за этого никогда не переигрывал. В нем не было рок-н-ролльной пошлости, которая сейчас, к сожалению, прет отовсюду. Он был молчалив, закрыт, очень монолитен. От него исходила мощная энергия, но это была интровертная энергия. А экстравертным образом, в народ, он выдавал только свои песни. И именно поэтому эти песни живучи, они могут жить совершенно спокойно без Цоя.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на страницу В. Цоя и группы «КИНО»
<<< Вернуться на страницу «Дискография»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы КИНО по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий