Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
«Вася» (1990)
В 1988 году Жанна Агузарова решила покинуть группу и отправиться в сольное плавание. Произошло это во многом с подачи Аллы Пугачёвой, убедившей певицу, что она — основная «изюминка» коллектива и без него не пропадёт. Жанна, действительно, начала сольную карьеру неплохо, но потом решила уехать покорять Америку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
После потери столь харизматичной, оригинальной и раскрученной солистки Хавтану пришлось начинать почти с нуля. На место Жанны пробовались, как юноши (Евгений Осин), так и девушки (например, Ирина Епифанова, запомнившаяся исполнением песни «Джамайка»). В итоге Хавтан мудро решил, что любая новая вокалистка будет находиться в тени своей яркой предшественницы, и сделал выбор в сторону мужского начала.
Новым вокалистом БРАВО стал малоизвестный тогда певец Валерий Сюткин. В его лице группа обрела не только артистичного фронтмэна с приятным голосом, но и талантливого автора текстов. Более того, «изысканно-понтовая» песня «Я то, что надо», полностью написанная Сюткиным, была настолько хороша, что её включили в репертуар группы (и это при наличии столь талантливого композитора, как Хавтан). Недаром после ухода певца из БРАВО именно эта песня стала отправной точкой его карьеры, дав название первому сольному альбому. Ну, а группа никогда не исполняла «Я то, что надо» на концертах без Сюткина…
Музыканты БРАВО поняли, что Валерий, «то, что надо», уже на первой репетиции. Единственное условие, которое Хавтан поставил перед Сюткиным — остричь длинные волосы. Всё дело в том, что в стилистике группы как раз происходил поворот от «новой волны» к эстетике советских стиляг 1950-60-х годов.
Первым примером удачного сотрудничества стала знаменитая песня про Васю. Началось с того, что Хавтан наиграл Сюткину музыкальную заготовку и попросил того сочинить какой-нибудь текст про стилягу. Певец тут же придумал сюжет о неком мачо, который известен всей Москве своей крутизной и неотразимостю.
Загвоздка возникла только, когда персонажу надо было выбрать имя. Поначалу Хавтан настаивал, что имя должно быть вычурным (стиляги очень это любили) — например, Эдик. Но Сюткин, напротив, посчитал, что гораздо прикольнее сыграть на контрасте — пусть супер-пупер-мэн именуется предельно просто. Тут басист Сергей Лапин и ляпнул: «А что если — Вася?». «Только не это!» — взмолился Хавтан, но его таки убедили. Как тут не вспомнить анекдот про загадочного Васю, которого знали лучше Римского Папы («А что это за старичок рядом с Васей?»).
Песня имела оглушительный успех. Настолько, что многие считали, что нового вокалиста так и зовут — Вася. Впрочем, порой Сюткина называли и Женей. Всё потому, что на афишах писали «руководитель коллектива — Евгений Хавтан», а лавры лидера публика по привычке приписывала фронтмэну.
Из интервью с В. Сюткиным:
«— А вы сами можете назвать себя стилягой?
— Нет, я не стиляга, а пижон. Знаете, в чем разница? Пижон относится к себе с долей самоиронии. Он понимает: всё, что он делает, — это весёлая шутка, забава. Стиляга же любой ценой пытается привлечь к себе внимание — красными ботинками, безумными коками, оранжевыми галстуками. Для него именно в этом смысл жизни. Я настоящий пижон, то есть люблю хорошего качества костюм. Сейчас уже борюсь за звание денди».
Несмотря на бесспорные заслуги Хавтана, вряд ли кто будет отрицать, что именно благодаря Сюткину группа пережила вторую волну популярности. Неожиданно оказалось, что и без Агузаровой БРАВО может собирать стадионы.
«Король Оранжевое Лето» (1990)
Надо сказать, что большая часть песен альбома «Стиляги из Москвы» была создана ещё до прихода Сюткина (он просто наложил свой вокал на уже готовые фонограммы). Так песню «Добрый вечер, Москва» страна впервые услышала в клипе, где её пел Евгений Осин. То же произошло и с песней «Король Оранжевое Лето», которая засветилась по ТВ в исполнении ещё одной «пробной» вокалистки — Анны Салминой.
Надо сказать, что последняя композиция настолько здорово имитировала ретро-дух 1960-х, что я долго считал, что это кавер. Ан, нет…
Более того, слова к двум вышеупомянутым милым песням сочинил… лидер группы БАХЫТ-КОМПОТ. Оказалось, что таланты Вадима Степанцова не ограничиваются сочинением хулиганских песен про «пьяную-помятую пионервожатую».
Правда, ещё позже я узнал, что и текст «Короля Оранжевое Лето» первоначально не был столь гладким. Припев, например, звучал так:
Король оранжевое лето —
Золотоглазый хулиган —
Молотит солнцем, как кастетом,
По нашим буйным головам.
Но в оригинальном варианте этот текст прозвучит гораздо позже — на одном из юбилейных концертов группы (там её исполнит сам автор слов). А тогда — в 1989 году — композицию с такими словами вряд ли бы пропустили на ТВ. И по просьбе Хавтана Степанцов текст переписал:
Король оранжевое лето —
Голубоглазый мальчуган —
Фонтаны ультрафиолета
Пускает в небо по утрам…
«Стильный Оранжевый Галстук» (1993)
Лёгкие и задорные песни нового БРАВО, сдобренные изрядной долей ностальгии, пришлись ко двору, как молодой, так и взрослой публике — особенно на фоне разрушительной постсоветской действительности. Пик популярности группы пришёлся на время выхода очередного альбома «Московский бит» (1993). Такой коммерческий успех не снился БРАВО и во времена Агузаровой.
Группа продолжала эксплуатировать «стиляжную» тему, ярким примером которой может служить песня про стильный оранжевый галстук. Именно такие аляповатые галстуки попугайной расцветки были крайне популярны в 1950-е годы (достаточно посмотреть сериал про детектива Ниро Вульфа). Кстати, упомянутые в песне «Рассвет в Африке» и «Пожар в джунглях» — не просто поэтические метафоры, но и названия галстучных фасонов.
На «Стильный Оранжевый Галстук» был снят остроумный клип, где музыканты в разных вариациях позируют в популярной некогда на пляжах фанерной декорации, куда достаточно просунуть голову, чтобы предстать в виде ковбоя, космонавта или лётчика. Роль фотографа в клипе исполнил участник МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Евгений Маргулис.
Песня привела к тому, что поклонники постоянно стали одаривать группу десятками оранжевых галстуков. При этом мало, кто подозревал, что Евгений Хавтан галстуки вообще, а оранжевые — в частности, терпеть не мог.
Е. Хавтан:
«…когда мне приносят и вешают на концерте этот оранжевый галстук, то считают, что сделали мне отличный подарок. Мы в группе галстуки практически не носим. В период соц-арта — 90-е, когда мы работали с Валерой Сюткиным, у нас столько этих галстуков было, что я не хочу к этому возвращаться, даже близко к этому приближаться. У меня сейчас нет ни одного, я раздал все».
Автор: Сергей Курий
июль 2014 г.
Хиты группы БРАВО, ч.1: история песен «Белый День (Верю Я)» и «Жёлтые Ботинки» (1984)