Входит в альбом «Лилит» (1997)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Беседа Дмитрия Быкова с Борисом Гребенщениковым, 1989 год
(напечатано в «Собеседник» №1, январь 1990):
http://www.nneformat.ru/archive/?id=1275
— Ленинград не изменился?
— Он не изменился с тех пор, как построен. Это город на костях, что не может не ощущаться, и, во-вторых, у нас масса захоронений радиоактивной земли, Невзоров называл цифру — больше 1300 микрорентген. Для меня Петербург — необычайно мощная мистическая единица, город, где все этим пронизано и все возможно.
.
***
БГ, реплика на концерте БГ и А. Ляпина в Таганском Дворике, 1997:
А теперь один сюрпризик…. Даже для меня… Песню я написал сегодня утром… Можете считать ее подарком на 850-летие.
.
***
БГ, реплика на сольном концерте в Обнинске, 1997:
Следующую песню наверное бы стоило играть по приезду поездов «Красная стрела» и тому подобных в Петербург… То есть, это почти гимн великому городу.
.
***
БГ, реплика на сольном концерте в John Bull Pub, 1997:
Ну про эту песню я устал уже рассказывать. Что она должна была называтся так… так…. что это подарок Лужкову… (выкрик из зала: «Болота Невы!»). Да. В общем все уже в курсе. Тогда с 850-летием! Человек так долго его строил — этот город (смех в зале). На самом деле в Москве жить всё-таки приятней, чем в Петербурге (выкрик из зала «Неправда!»).
.
***
БГ, интервью на радио «Свобода», 17.12.1997:
«Болота Невы» — вообще история отдельная. В Петербург приезжала тибетская шаманка, которую я знаю еще по Катманду. Она лечила 2-3 моих друзей. И мы с ней чуть-чуть общались. И я у нее расспрашивал про массу вещей, которые меня интересуют. Поскольку в нее вселяется Богиня, то у нее чуть-чуть другое восприятие. И она сообщила ряд удививших меня вещей
То есть я очень долго валил в Петербурге на нагов, то есть на духов воды и духов земли. Что Петр не там построил город и их разозлил. Она говорит: «Нет, с ними все нормально. Они тут не лучше и не хуже, чем в другом месте. Но очень много мертвых душ. Я начал выяснять, что она имеет в виду. Это не отпетых, которых не отпустили по православному обряду, по любому. Их не отпустили. И они без пути, они не знают, что им делать. Им никто не объяснял, что им делать, ни кто их не выводил оттуда, и они просто густо перенаселили. Она говорит, я вот просто смотрю на эти ваши страшные, чудовищные елки. Оказывается елка — самое страшное дерево на земле. Вот почему ее ставят на Новый год. Она впитывает в себя негатив всего года, и 1 января выкидывается, сжигается. Я не знал, что это так. У меня тоже всегда стояла долго, потому что я люблю елки. И когда я понял, что на самом деле, что это все сразу встало на свои места, я понял, почему это все происходит. Понял, для чего елка.
В Тибете тоже есть такие же вещи, только с другими вещами, не с елкой. Она говорит, я вижу, что вот тут просто души как гроздьями сидят на этих ваших елках. Я начал выяснять что, как. Говорит, очень много связанных с войной что-то, солдат. И вот там на самом деле мертвец входит в человека. И на самом деле он его парализует, и человек ходит, вроде живой, но человек сам понимает, что не то. А в чем дело, что не то, непонятно. Это был бы триллер, если бы это не происходило с моими друзьями. И после того, что она сделала, как бы стало легче, потому что стало понятно, что это такое. Это же происходит на самом деле в реальной жизни. Именно без всяких образов, без всякой поэтики — спад жизни. Мертвец на шее, на плечах. Факт.
.
***
Интервью БГ в журнале «Ять», январь 2003:
— Как бы вы определили метафизической образ этого города? Существует теория, что для России Москва — это такое женское начало, непредсказуемое, избалованное, своенравное, а Питер — мужское…
— Ну если и мужское, то оно очень давно страдает импотенцией… Потому что город основан в неподходящем для жизни месте, он стоит на костях десятков тысяч людей, которые его строили. Одна моя знакомая тибетская шаманка, которую я долго расспрашивал про климат Петербурга, сказала, что здесь такое количество мертвых людей, что пока их не отпустят, то есть не отпоют (по какому-либо обряду), они будут продолжать делать жизнь в этом городе серой и невыносимой.
.
***
Интервью с БГ в журнале «Вояж и Отдых», 2003 г.:
— Судя по песням, ваши отношения с городом достаточно непростые — достаточно вспомнить «На болотах Невы». Во всяком случае, безоговорочного восхищения там нет.
— Безоговорочное восхищение Петербургом бывает только у людей, которые в нем не живут. Я в этом городе живу с рождения, поэтому знаю его парадные стороны и его изнанку. Я прекрасно знаю, что за любым парадным подъездом и красивым фасадом в трех метрах скрывается беспросветная грязь. Нужно учитывать еще, что все достойные люди из Петербурга были изгнаны, были убиты, остались только доживающие свой век. Кровь города нужно обновлять. Было бы очень неплохо, если бы мэрия придумала какую-нибудь схему, как завлекать и оставлять здесь жить людей с большими перспективами, умных, интеллигентных, компьютерщиков, художников, в глубинке таких очень много.
Но вообще, я на город гляжу значительно оптимистичнее, чем Гоголь или Шевчук. Я его люблю, и я его вижу светлым. Немножко чахлым, но это можно исправить.
.
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):
«Петербург — место не простое и порой очень неуютное, — считает БГ. — Ив «Болотах Невы» отражено мое тоскливое отношение к нему: город я люблю, и мне очень жалко, что люди там по большей части чахлые, некрасивые и аморфные псевдоинтеллигенты — поскольку почти все интеллигенты давно уехали в далекие края… те, кого не уничтожили в / 930-е годы. У меня love-hate relationship с этим городом. Когда в него откуда-нибудь возвращаешься, потом несколько дней болеешь, потому что он очень сильно гнетет. Так, с помощью песни, я с этим городом разобрался для себя».
Невероятно, но и «Болота Невы», и «4D» (посвященная гибели принцессы Дианы) были написаны как-то в Москве за одно утро.
.
***
Я хотел быть как солнце, стал как тень на стене… — см.:
М. Тимашева «Мытарства души из Калинина в Вудсток», 1997 г.:
Любой, кто бывал в Петербурге, знает, сколько дней в году там светит настоящее солнце. А воздух в городе настолько влажный, что небо словно лежит на голове у человека. И окна домов в «колодцах» смотрят не на улицу, а на соседнюю стену так, что, выйдя с утра на родную коммунальную кухню, можно увидеть себя действительно тенью на стене чужого дома.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Болота Невы»:
Мои жилы, как тросы, моя память как лед
Мое сердце как дизель, кровь словно мед
Но мне выпало жить здесь, среди серой травы
В обмороченной тьме, на болотах НевыГде дома — лишь фасада, а слова — пустоцвет
И след сгоревшей звезды, этот самый проспект
Я хотел быть как солнце, стал как тень на стене
И неотпетый мертвец сел на плечи ко мнеИ с тех пор я стал видеть, что мы все как в цепях
И души мертвых солдат на еловых ветвях
Молча смотрят, как все мы кружим вальс при свечах
Каждый с пеплом в руке и мертвецом на плечахБудет день всепрощенья — бог с ним, я не дождусь
Я нашел как уйти, и я уйду и вернусь,
Я вернусь с этим словом, как с ключом синевы
Отпустить их домой
Всех их, кто спит на болотах Невы.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий