Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
«Самолёт» (1990)
Единственным релизом АУКЦЫОНА, где поэзия Гаркуши явно господствовала, стал альбом 1990 года под названием «Жопа». Правда, для советского винила его переименуют в «Дупло», что прозвучит ещё более омерзительно.
Старая и новая обложки альбома 1990 года.
Леонид Федоров:
«Самой издевательской нашей программой, мрачнейшей, гнуснейшей по текстам и музыке получилась «Жопа». В ней же нет ничего, что может человека радовать. Жил был веселый АУКЦЫОН, а стал вот такой…»
Лирические герои данного альбома, действительно, вышли в большинстве своём неприятные и уродливо-гротескные. АУКЦЫОН явно творил «Жопу» без оглядок на коммерцию. Лишь две песни можно как-то назвать хитами — издевательского «Пионера» и параноидальный «Самолёт».
В процессе создания песен у АУКЦЫОНА были свои добрые традиции. Если Фёдоров работал с Озерским, то, как правило, первой появлялась мелодия, которую поэт фонетически оформлял. В случае с Гаркушей, сначала появлялся текст, а потом Фёдоров старался развить его мелодически.
Так вышло и с «Самолётом». По разным свидетельствам, свой стих Гаркуша сочинил прямо в самолёте, когда летел из Франции. Олег вообще побаивался полётов, а тут так сильно трясло в воздушных ямах…
В фантастическом романе С. Лема «Магелланово облако» есть момент, когда космический корабль выходит на субсветовую скорость. В этот момент у многих пассажиров возникает эффект «мерцающего сознания», и они панически требуют выпустить их… наружу. Подобный клаустрофобический припадок, видимо, испытал и Гаркуша.
Владимир Весёлкин:
«Гаркуша мне говорил, что они в самолете перепили с нашим бывшим директором С. Скворцовым, и ему стало дико страшно, панически страшно так, что захотелось срочно выйти наружу».Взорвите салон!
Позовите террористов!
Свяжите стюардессу!
Разрешите курить!
Остановите самолёт, я слезу!!!
Последняя фраза прямо отсылала слушателя к диссидентской повести советского эмигранта Э. Сэвелы «Остановите самолет, я сойду». Книгу Гаркуша, разумеется, читал, но с песней её связывала только, всплывшей в мозгу Олега, фраза.
В руках Фёдорова стих Гаркуши превратился в настоящую разворачивающуюся пружину ужаса и истерики. При этом музыкально всё было решено более чем лаконичными средствами.
«День Победы» (1991)
За «Жопой» последовал «Бодун» — по моему мнению, лучший альбом АУКЦЫОНА. Сам Фёдоров говорил: «Для меня именно «Бодун» самый важный, не «Птица» никакая. Он олицетворял крах сложившейся внутри меня системы». Хотя альбом вышел ещё более мрачным и гнусным, чем «Жопа», драйва в нём было на порядок больше.
В этот период начинает меняться и творческий подход АУКЦЫОНА. Шоу постепенно отходит на второй план. Вскоре группу покинет Весёлкин, Гаркуша начнёт отходить на второй план, а на первый выдвинется главный вокалист и композитор Фёдоров. А так как Фёдоров всё больше отходит от «логичности» текстов в сторону «фонетической импровизации», то и главным поэтом группы окончательно станет Озерский.
Яркий пример — энергичная композиция «День Победы», представляющая собой просто невнятный болезненный лепет, из которого ясно понятно лишь то, что герою хочется «чёрную смелую женщину».
«Ушла» (1991)
«Ушла» — одна из первых «ласточек» лирической стороны АУКЦЫОНА, которая в полной мере раскроется в следующем альбоме «Птица».
Л. Фёдоров:
«Для «Бодуна» мы с Димкой Озерским пытались сочинять тексты с минимальным количеством слов, в которых есть буква «р». Самой гениальной в этом плане получилась песня «Ушла». В ней в первых двух строфах «р» вообще нет. Да и во всем альбоме эта буква возникает не столь часто. Фишка такая.
Меня уже мало волновало тогда, что я картавлю и кто-то может это воспринять с иронией. Просто казалось, что из за такого изъяна тексты наших песен не всем понятны. Вроде некрасиво. А потом я плюнул на все это. Да пусть не понимают! Еще лучше: чем непонятней, тем интереснее».
«Зима» (1991)
Очевидцы вспоминают, что, когда «Бодун» вышел, восторга он не вызвал. Многие жалели о том, что весёлый и радостный АУКЦЫОН превратился в унылую мрачную группу. Недаром, от альбома осталось не так уж много хитов: тот же «День Победы» и «Зима», иронические строчки из которой можно было бы вынести в эпиграф к альбому.
То ли солнце мне не светит,
То ли дети, то ли не дает.
То ли весел, то ли вечер,
То ли ветер, то ли самолет.Как из тучи — я невезучий,
Лето излечит, осень научит май…
Лето лечит, осень канючит,
Я невезучий, радость моя, прощай.Был бы я не светел,
Заварил бы зелье,
Может, ты заметил —
У меня веселье…Л. Фёдоров:
«Отталкиваешься от какого то звука и нащупываешь песню. О смысле текста не думаешь, он просто должен ложиться на музыку. Например, вся песня «Зима» на «Бодуне» выстроилась из слова «то ли»».
В каком-то смысле «Бодун» стал эпилогом старого АУКЦЫОНА. Дальнейший путь группы Фёдоров видел, как в тумане. Но именно там его ждало плодотворное сотрудничество с Алексеем Хвостенко и неожиданный (для самого Фёдорова) всенародный успех альбома «Птица»…
Автор статьи: Сергей Курий
февраль 2015 г.
Хиты группы АУКЦЫОН, ч.3: история песни «Орландина» (1992)
Хиты группы АУКЦЫОН, ч.4: история песни «Дорога» (1993)
См. также: