АУКЦЫОН — «Нэпман» (Л. Федоров & «Аукцыон» — Д. Озерский)

Входит в альбом «Как я стал предателем» (1988)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
Нэпман — от слова НЭП (Новая экономическая политика). Эта политика проводилась в Советской России начиная с 1921 года. НЭП сменила политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны и имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.
Главное содержание НЭП — замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Разбогатевшие нэпманы, мелкие частные торговцы, лавочники и ремесленники, не озабоченные романтическим революционным духом всеобщего счастья или конъюнктурными соображениями об удачном служении новой власти, оказались в этот период на первых ролях. Новых богачей мало интересовало классическое искусство — их вкусы отличались пошлостью и мещанством (отсюда у АУКЦЫОНА ироническое — «Хожу я на балет…»).
К началу 1930-х годов, когда нэпманы стали представлять опасность для советской власти, НЭП была фактически свёрнута.

nepman

***
Верните партбилет… — имеется в виду билет члена Коммунистической партии. Членство в Компартии в советский период было престижным и выгодным.

***
«Полюстрово» — если я не ошибаюсь, марка минеральной воды.

***
И снова в моде ананасы… — См. революционный стих В. Маяковского 1917 г.:

«Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй».

В начале перестройки власть дала «зеленый свет» бесконтрольному развитию частного предпринимательства. Отныне главными героями становятся кооператоры — «нэпманы» конца 1980-х. Этим очередным поворотом советской политики и была вызвана песня АУКЦЫОНА.

***
Плохиш, Кибальчиш — герои советской сказки А. Гайдара, включенной в его повесть «Военная тайна» (1935). Кибальчиш — олицетворял революционные силы, а Плохиш — реакционные (в частности, он предал Кибальчиша «за бочку варенья и ящик печенья»).

 nepman1           nepman2

***
В. Веселкин:

Скандал разразился во Франции. Мы с «АукцЫоном» поехали на фестиваль в Бурже, 1989 год. Это была песня «Нэпман». Я устроил пародию на мужской стриптиз, и по ходу дела остался только в нижнем белье, причем телесного цвета. На выступлении была вся элита, включая министра культуры Франции. И был еще ряд концертов, на каждом из которых было оно и то же. Шоу французов поразило, им-то все понравилось. Не понравилось здесь. Через агентство «Рейтер» пошли по миру фотографии, естественно, с моей голой ж…, в разных ракурсах. И здесь, у коммунистов, была совершенно обратная реакция. «Советская культура» написала пасквиль, «Комсомольская правда» тоже. А Наташа, наш концертный директор во Франции, кричала: «О! У вас такой успех. Вокруг вас такой скандал! Вас начинают преследовать! Мы сейчас из этого раздуем политическую шумиху». А у ребят, конечно, поджилки трясутся, потому что мы прекрасно знаем нашу власть, знаем ее беспредельность — что можно потерять голову просто реально. И вот мы приехали, и я пошел по этим редакциям, потом в ЦК КПСС. Причем к своему приезду я собрал подписи самых ведущих деятелей культуры в Ленинграде, собрал такую «телегу» от людей, с которыми считается мировое сообщество, элитное, и говорю: «Давайте разбираться». А они читают и глазам своим не верят. А у меня там страшные имена, дичайшие по своей знаменитости. И у них поехала крыша. В результате «Советская культура» опубликовала псевдоопревержение, «Комсомольская правда» никак не прореагировала. Потом было выступление в передаче «Музыкальный ринг», где я оказал все то же самое, что и в Париже. Здесь, конечно, шок был еще больше.

nepman3
АУКЦЫОН на «Музыкальном ринге».

***
О. Гаркуша, «АиФ Удмуртии», 12.05.2003:

«АукцЫон» частенько влипал в различные истории, которые доходили до народа в извращенном виде. Например, много говорили о показе голой задницы Веселкина на одном из концертов. В действительности этого не было. Эта скандальная слава «АукцЫона» прилипла к нам благодаря одной из газет и, собственно, самому Владимиру Весёлкину, который с 1988 по 1992 годы был в группе танцором. На том концерте в Париже Весёлкин, как обычно выступал в балетном бандаже. И как раз на этом концерте присутствовал тогдашний министр культуры Франции: В скором времени в газете появилась статья о том, что находясь за рубежом, некоторые граждане крутят жопами перед носами министров, чем профанируют советское искусство. В подтверждение факта напечатали фото весёлкинской задницы в этом самом бандаже.

.

***
Открытое письмо группы АУКЦЫОН в редакцию газеты «Советская культура», 1989:

08.04.89 г. в вашей газете был напечатан комментарий к снимку, изображающему группу «Аукцыон». Из-за крайне плохого качества снимка бандаж (балетная миниформа), используемая танцовщиком при пародировании стриптиза в костюме кабаретного стиля, не виден.
Основываясь только на этом снимке и на коротком сообщении ТАСС о гастролях группы во Франции, журналистка вашей газеты, не найдя нужным познакомиться с творчеством «Аукцыона», вместо этого обратилась последовательно в Госконцерт, в Московскую рок-лабораторию, Министерство культуры и, наконец, в Главное управление культурно-массовой работы, библиотечного и музейного дела с привычным вопросом: «С чьей помощью выехал на гастроли «Аукцыон»?». Затем она крайне эмоционально описала свои впечатления от снимка и детективного расследования на тему «Кто разрешил?», отредактировав произвольным купированием фраз даже смысл заявления директора Международных программ фестиваля Жака Эрвана.
Группа «Аукцыон» и танцовщик группы Владимир Веселкин заявляют, что написанное не имеет никакого отношения к их творчеству.
Хотелось бы видеть у уважаемой нами прогрессивной и интересной газеты большую ответственность перед миллионами ее читателей.
Оставляя на совести корреспондента уровень ее профессионализма, при ознакомлении с предметом, мы хотим ее собственные слова применить к ее же публикации: «Речь в данном случае идет о чувстве собственного достоинства исполнителя, об его личной ответственности за содеянное, чувстве меры и вкуса».

.

***
Михаил Марголис, «АукцЫон»: Книга учёта жизни» («Амфора», 2010):

…французы из компании «Антенн 2» на того же «Нэпмана» снимали «АукцЫону» шизоидный клип с залпами «Авроры», анархистским шествием группы по набережной Невы и танцами полуголого Вовы на гранитном парапете. Дятлов в нем уже не участвовал. Сразу после фестивального выступления он «АукцЫон» покинул.

Клип «Нэпман».
Съёмка ANTENNE-2 (Франция) для фильма Rock Around the Kremlin, июнь 1988;  режиссёр: Andrzej Kostenko, продюсер: Katherine Adamov

_______________________________________________________________________

Текст песни «Нэпман»:

Меня теперь не обижают,
Любой чужой отныне свой.
Меня не трогают, а знают,
Что я плохой, плохой, плохой.
«Полюстрово» с лапшой —
Живем мы хорошо!
А можно и еще!
Я нэпман!

Теперь в милиции эстеты,
Что было раньше, то прошло.
Теперь на рынке пистолеты
По девять семьдесят кило.
Я тоже стал эстет,
Хожу я на балет.
Верните партбилет!
Я нэпман!

Отныне будет хорошо,
Я смена проклятого класса,
И снова в моде ананасы,
Последний день уже прошел.
Я раньше был Плохиш,
Теперь я Кибальчиш.
Зачем мне ваш Париж?
Я нэпман!

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АУКЦЫОН

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АУКЦЫОН«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АУКЦЫОН по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий