АУКЦЫОН — история альбома «Юла» (2011)

2011_ula_00

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Огонь
(Л. Федоров — Д. Озерский)

2. Хомба
(Л. Федоров — Д. Озерский)

3. Метели
(Л. Федоров — Д. Озерский)

4. Шишки
(Л. Федоров — Д. Озерский)

5. Полдень
(Л. Федоров — Д. Озерский)

6. Природа
(Л. Федоров — О. Гаркуша)

7. Кожаный
(Л. Федоров — О. Гаркуша)

8. Мимо
(Л. Федоров — Д. Озерский)

9. Летучая
(А. Волков)

10. Карандаши и палочки
(Л. Федоров — О. Гаркуша)

11. Юла
(Л. Федоров — Д. Поляков)

2011_ula_01b

Борис Шавейников — барабаны, перкуссия
Виктор Бондарик — бас-гитара
Николай Рубанов — саксофоны, бас-кларнет, фортепьяно, синтезатор, трубафон и рубафон
Михаил Коловский — туба
Дмитрий Ogepcкий — синтезатор, фортепьяно, подпевки, перкуссия, окарина, расчёска
Владимир Волков — контрабас, виола да гамба, синтезатор, перкуссия, фортепьяно, вокал, арфочка
Олег Гаркуша — голос, звенелки, свистелки, гуделки, трещётки
Леонид Фёдоров — голос, гитары, перкуссия
Сергей Старостин — кларнет, мянкелефинский кларнет (4)
Николай Сарабъянов — электрогитара (4)
Анатолий Герасимов — флейта (4)
Юрий Парфёнов — труба (6, 9)

2011_ula_01c

Музыка:
Леонид Фёдоров
Николай Рубанов (6)
Владимир Волков (9)

Слова:
Дмитрий Озерский
Олег Гаркуша (6, 7, 10)
Дмитрий Поляков (11)

2011_ula_01

* * *

Изначально для пластинки было записано 12 треков, однако, по мнению авторов, одна из них не соответствовала концепции альбома.

2011_ula2

***
О пресс-конференции АУКЦЫОН, посвященной выходу альбома,  NEWSmusic.ru, 29.08.2011:

Первый вопрос, поступивший Леониду Федорову, звучал так: «Почему «Юла» у вас получилась самым легким альбомом со времен «Вернись в Сорренто»?». Федоров предположил, что это связано с хорошим питанием музыкантов во время записи диска, а Виктор Бондарик заметил: «Жизнь у нас становится все тяжелее, а альбомы – все легче».

…Как выяснилось, что на запись «Юлы» ушло всего 11 дней – то есть в среднем уходило по дню на песню. При этом, по словам Леонида Федорова, некоторые песни были зафиксированы с первого дубля, а другие – с тридцатого. Звукорежиссером пластинки был Денис Юровский. «Мы использовали студию как акустическое пространство для точной и быстрой передачи наших задумок, а весь саунд продумывался заранее, дома», — признался вокалист «Аукцыона». Большую роль в «Юле» играют басовые инструменты. Помимо бас-гитары, в записи задействован бас-кларнет и туба, причем, эти инструменты чаще всего звучат одновременно. Труднее всего группе далась запись песни «Мимо», а все остальные воплощались несравненно легче. В альбоме отметились такие специально приглашенные музыканты, как Сергей Старостин, Николай Сарабьянов и Анатолий Герасимов. По поводу присутствующих в альбоме двух песен на стихи Олега Гаркуши Федоров сказал, что эти тексты извлечены из загашников и подчеркнул, что Гаркуша никогда не сочиняет тексты на готовую музыку.

…Во время подготовки альбома вокалист «АукцЫона» слушал много старого рока и джаза, а также древнюю ориентальную музыку. «Не могу назвать себя меломаном – из новых записей слушаю больше друзей, — смущенно признался Федоров. – А из того, что звучит в эфире, мне не нравится ничего. Все это – ерунда, не имеющая ни малейшего отношения действительности».


***

focus.ua, 30.08.2011:

В день релиза, «Юла» поступит в музыкальные магазины, а также будет доступна на официальном сайте группы, где ее можно будет либо скачать бесплатно, либо купить.
«Любая вещь в этом мире стоит каких-то денег, и либо ты ее получаешь за деньги, либо ты получаешь ее бесплатно. Поэтому мы решили так и ставить вопрос — хочешь, качай бесплатно, а если считаешь нужным платить деньги, то нажимай соответствующую кнопку. При этом сумма должна быть не больше и не меньше, чем заплатит другой человек», – объясняет такой шаг директор группы Сергей Васильев.

***
Comments.UA, 30.08.2011:

Альбом был записан в студии «Параметрика» в Москве, и, по словам Федорова, она была выбрана, поскольку там прекрасное расположение помещений, «дающее возможность записаться всем составом».


***

Из интервью с Л. Федоровым, izvestia.ru, 25.08.2011:

— Альбом пока никто не слышал, но 29 августа его, кажется, собирались выложить в Сети?

— В этот день должна состояться посвященная ему пресс-конференция в виде телемоста между Москвой и Питером. Журналисты одновременно в двух городах послушают наш альбом и после этого, видимо, зададут нам какие-то вопросы. В Питере отвечать придется Олегу Гаркуше и Коле Рубанову. В Москве — мне и Вове Волкову. А в интернет выложат только кусочек одной из новых песен.

— Когда же все желающие впервые смогут оценить «Юлу»?

— Думаю, 1 октября диск появится в продаже, а 7 октября мы официально презентуем его на сольном концерте  в столичной «Арене».

— Сколько по времени создавался альбом?

— Год, наверное. Хотя непосредственно студийная работа протекала быстро — фактически за день записывали песню. Но делали это раз в месяц.

— Все тексты в «Юле» написаны, как водится, Дмитрием Озерским и Олегом Гаркушей?

— Кроме одного. Как раз к заглавной песне. Его написал мой приятель Дима Поляков, давно живущий за границей.

— Гаркуша в «Юле» задействован активно, чего уже давно, с начала 1990-х, не было.

— Он исполняет три песни, а играет на перкуссии и издает различные звуки во всех композициях. Но он и в записи «Девушек…», в общем-то, полноценно участвовал. А раньше… Просто был период, когда он, по известным причинам, физически не мог заниматься студийной работой. Зато сейчас все его партии записывались едва ли ни с одного дубля.

— Вы записывали этот альбом в Москве. Выглядит скромно после американского размаха предыдущего диска «Девушки поют» с заокеанскими саундпродюсерами и приглашенными супермузыкантами: Медески, Рибо…

— Хотелось сделать свою пластинку самостоятельно. Над этим альбомом лично я работал гораздо больше, чем над «Девушками…». Тогда мы просто записались и ждали, когда американский звукорежиссер все сведет с учетом наших небольших пожеланий. Я специально отошел от этого процесса. А в данном случае я тщательно сидел, сам сводил каждый трек.

— Мне показалось, что «Юла» похожа скорее на твою сольную пластинку, чем на «АукцЫон».

— Не согласен. Это в «Девушках…» или когда-то в «Птице» я предлагал конкретные темы, которые все пытались сыграть. А сейчас участие музыкантов было намного больше, каждый сам придумывал свои партии. В целом «Юла» отражает сегодняшнее состояние «АукцЫона».

— У тебя уже накопился свежий материал, который ты реализуешь вне группы?

— Материал есть, но я пока не думал, с «АукцЫоном» его запишу или с кем-то еще. Все само собой решается. С группой, конечно, веселей, чем одному или вдвоем.

2011_ula_03
О. Гаркуша и Д. Озерский на пресс-конференции в магазине «Дом Культуры». Москва. 06.10.2011.

***
Пресс-конференця, посвященная выходу альбома «Юла», 29.08.2011:

– Чего стоит ожидать слушателям от нового альбома, к чему готовиться?, – под занавес конференции был задан вопрос музыкантам.

«К большому длительному музыкальному путешествию, – ответил Николай Рубанов, – Потому, что данный альбом я с большим интересом слушаю, и каждый раз открываю что-то новое. По той причине, что мы записывались в студии и большую часть треков записывали живьем, после чего были сделаны наложения, и временами количество этих наложений доходило до бесконечности, то, соответственно данный альбом будет готовиться специально для концертного представления. И что получится в результате репетиций, никто из нас не знает, потому что некоторые вещи физически не сыграть. У нас есть идея, чтобы хотя бы в Москве на концерте участие приняли все музыканты, которые были задействованы в записи альбома. Но получится это или нет — большой вопрос».

На вопрос, откуда возникла данная идея, ответил директор группы Сергей Васильев.

«У нас довольно давно, в связи с выходом альбома, родилась идея бесплатно распространять его в интернете. Есть опыт у музыкальных коллективов, которые выкладывают альбомы в интернет и предлагают скачать и заплатить столько, сколько вы считаете нужным. Мне кажется, это не совсем корректно. Потому, что любая вещь в этом мире стоит каких-то денег. И ты ее получаешь либо за деньги, либо бесплатно. Поэтому мы решили просто поставить вопрос: хочешь – качай бесплатно. А если считаешь нужным – заплати деньги. Но эти деньги должны быть не больше и не меньше тех, которые заплатит другой человек.» (т.е. который купит альбом в магазине – авт.)

Работа над альбомом «Юла» длилась год, хотя сам альбом был записан за 11 дней на студии «Геометрия». Композиции записывались всем составом «Аукцыона» и одновременно, «вживую».

Ситуацию прокомментировал Николай Рубанов:
«Понимаете, тут есть такой нюанс. Очень многие коллективы были погублены контрактами и обязательствами, которые обязывали коллективы регулярно выпускать новую продукцию. Это, к сожалению, не пирожки, и если их выпускать с частотой один раз в двенадцать месяцев, то такой «пирожок» получится очень черствым… или несвежим и т.д. По-моему, этим можно гордиться, что у группы «Аукцыон» нет похожих альбомов. К сожалению, каждый последующий альбом гораздо труднее сделать неповторимым, потому что это свойство любого человека: он пытается что-то новое сделать, используя старые наработки. И когда постоянно приходится отказываться от старых наработках, в какой-то момент сделать что-то новое становится все труднее».

Альбом «Юла» получил такое название потому, что, по мнению музыкантов, оно очень хорошо отражает концепцию, объединяющую все песни в альбоме.

«Юла – это состояние единства, состояние юлы – очень четкое описание альбома, на мой взгляд… Если объяснить подробнее: есть такое течение в мусульманском мире, орден – танцующий дервиш. Если покрутиться вокруг собственной оси в течении 15 минут, то создание – меняется. Начитает вдруг меняться ощущение мира. Причем без всякого воздействия психотропных средств…» – пояснил Николай Рубанов идею, заложенную в названии альбома и в сам альбом.
Кстати, обложка альбома до сих пор не утверждена, так как выбрать из разнообразия вариантов музыканты пока еще не успели. Например, было предложение поместить на обложку изображение юлы. Другая идея – окунуть конец юлы в краску и каждый музыкант группы сам запустит игрушку – оставленные на бумаге траектории можно будет использовать при оформлении. И подобно этим – еще множество других предложений.

О том, какую роль играли импровизации при записи альбома, также рассказал Николай Рубанов:

«…Так как не было наперед заданного произведения, то трудно разграничивать, что есть импровизация в альбоме, а что – нет. Импровизация возможна тогда, когда есть изначально архитектура. Если ее нет, то само понятие импровизация – размывается. Это был процесс коллективного творчества. Есть первоисточник идей Лени Федорова, и он… модерировал этот процесс, направлял его. В общем-то, мы варились в едином котле, пытались двигаться в одном направлении. Но так, чтобы строго: «минута, сорок три секунды, потом начинается импровизация, после опять все играют тему» — такое нет. Такое уже называется аранжировкой, причем довольно строгой».


***
Из интервью с Л. Федоровым, «Лента.ру», 05.10.2011:
http://lenta.ru/articles/2011/10/05/ula/

— «Юла» появилась относительно скоро после «Девушки поют» — всего через четыре года, а не через четырнадцать. Как так вышло? Что было изначальным импульсом?

— Ну, просто захотелось, скажем так.

— Сотоварищи по группе подталкивали?

— Такое желание возникло у всех. Общее желание.

— А не было желания пригласить «очень специальных гостей», как в прошлый раз пригласили Марка Рибо и прочих зубров нью-йоркского джаза?

— Нет, не было. Изначально хотели сделать все сами. Народу достаточно. На одну песню пригласили Старостина (Сергей Старостин – фольклорист, русская звезда «мировой музыки», участник групп Moscow Art Trio и Farlanders — прим. «Ленты.ру»), Колю Сарабьянова (более всего известен по участию в проекте Гришковец и «Бигуди» — прим. «Ленты.ру») на гитаре, и еще Толя Герасимов (джазовый саксофонист, двадцать лет проживший в США, многолетний партнер Алексея Хвостенко и участник всех его проектов — прим. «Ленты.ру») на флейте нам сыграл. Все это на одной песне, на «Шишках». И еще Юрий Парфенов (солист оркестра Лундстрема, многолетний участник новоджазвого трио Сергея Летова «ТриО» — прим. «Ленты.ру») сыграл на двух вещах – нам показалась, что здесь нужна труба, и вспомнили про Юру.

— Эти приглашенные музыканты будут на премьерных концертах?

— Парфенов — точно будет. А остальные — посмотрим. Наверно, нет. В Питере точно не будут. Нет смысла тащить ради одной песни.

— Большая часть записанных на альбоме песен звучит почти как джем, как фиксация часто играемого на концертах материала. Это так?

— Нет, совсем не так. Мы эти песни вообще еще не играли никогда, даже не пробовали (смеется). Вот седьмого числа и начнем.

— А почему пластинка называется «Юла»? Мне кажется, это явная отсылка к аукцыоновскому хиту «Все вертится». Юла — вот она-то все и вертится.

— Ну-у-у… нет, конечно. Просто записали, стали название искать — думать, на что похоже.

— На юлу? Да, пожалуй, особенно в самой песне «Юла». Действительно, ритм, как у волчка. Офигительно будет на концертах идти.

— Ну да, как-то вот так сложилось все.

— Будет ли выходить пластинка на виниле?

— Пока не знаю. Винил здесь очень плохо продается, как я понимаю. Такая идея изначально была, я даже прикидывал — «сторона А», «сторона Б», но объективно нет такой возможности.

— Меня очень порадовал концертный виниловый диск «Девушки поют». Если бы я знал, что выйдет LP, я бы лучше его купил, а не CD.

— Да это понятно… Только мало таких людей. Это в Европе, на Западе сейчас бум. А мы на самом деле на виниле почти ничего не продали. Только деньги потратили. И вообще, как я понимаю, эпоха CD сейчас тоже практически заканчивается. Все всё качают.

— Но «Юла» будет выходить на CD? Или будет какая-то история с «Кругами»?

— Да, конечно, выйдет на CD. И на «Кругах» можно будет скачать — и так, и за деньги. Или на iTunes — я не знаю точно, как это там будет устроено. Это общее место сейчас стало. «Геометрия» взялась издавать на CD, и слава богу. А виниловая пластинка — это уж совсем смешно. Совсем непонятно, что с ней делать. Это некий снобизм, который мне, в общем, чужд.

— Вопрос, который всех интересует, но в котором все, наверно, уже отчаялись разобраться: как вы определяете, что из сочиненных песен пойдет для «АукцЫона», а что на ваши сольные диски с Волковым? Или такой вопрос вообще не стоит?

— Выбор простой — что проще сделать, что быстрей. Важно придумать песню, а потом уже начинаешь думать, как лучше ее записать. Можно ведь вообще одному, а можно с группой. Что касается этих песен, на «Юле», я понимал, как играет группа, и придумывал конкретно для этого состава, для конкретной ситуации. Ведь одни и те же песни можно сыграть по-разному.

***
Из интервью с О. Гаркушей, Фонтанка.ру, 20.01.2012:
http://www.fontanka.ru/2012/01/20/131/

— Недавно у группы вышел новый альбом «Юла»…

— Да, для меня было удивлением, что в нем использованы три моих стихотворения — «Кожаный», «Карандаши и палочки» и «Природа». Эти стихотворения, конечно, отличаются от текстов Димы Озерского, но это получилось хорошо.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АУКЦЫОН

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АУКЦЫОН«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АУКЦЫОН по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий