АУКЦЫОН — история альбома «В Багдаде Всё Спокойно» (1987,1989)

1987_bagdad_1_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Путь в Джинистан
(Л. Федоров — Д. Озерский)

2. Банзай
(Л. Федоров — Д. Озерский)

3. Водяная дисциплина
(Л. Федоров — Д. Озерский)

4. Одинокий мужчина
(Л. Федоров — Д. Озерский)

5. Жертвоприношение
(Л. Федоров — Д. Озерский)

6. Карлик-нос
(Л. Федоров — Д. Озерский)

7. Колдун
(Л. Федоров — Д. Озерский)

8. Тоска
(Л. Федоров — Д. Озерский)

1987_bagdad_1_02

Федоров Леонид — гитара, вокал;
Гаркуша Олег — вокал;
Владимир Веселкин — вокал;
Михаил Раппопорт — вокал;
Бондарик Виктор — бас;
Озерский Дима — синтезатор, вокал;
Матковский Дмитрий — гитара (5, 6), ситар (1);
Рубанов Николай — саксофон (2 — 8), дудук (1);
Литвинов Павел — перкуссия (1, 2, 8), варган (1);
Скалдин Игорь — гитара (6);
Шавейников Борис — ударные

Тексты:  Дмитрий Озерский;
Музыка: Леонид Федоров.

В оформлении была использована карта Багдада 14 века.

1987_bagdad_1_03

Ленинградская студия грамзаписи, 1989

LP, Мелодия, 1990;
CD, SNC Records, 1996
MC, Manchester, 1997
.

Виниловая пластинка 1990:

1987_bagdad_vinil_1

1987_bagdad_vinil_2

* * *

Информация с сайта www.rock-n-roll.ru :

В июне 1987 группа повторила успех на V Фестивале Рок-клуба, представив на суд зрителей концептуальную программу «В Багдаде всё спокойно» со сценографией и костюмами известного питерского художника Кирилла Миллера.
Более сложная в музыкальном отношении и лишенная хитовой лапидарности их предыдущей работы, программа была принята залом достаточно сдержанно, но вместе с тем, продемонстрировала вектор художественных поисков АУКЦИОНА, направленный в сторону синтеза элементов различных музыкальных культур.
Ритм-секцию АУКЦИОНА на этом этапе усилил джазовый перкуссионист Павел Литвинов из ДЖУНГЛЕЙ, а на лидер-гитаре следующие полгода играл приехавший из Донецка Игорь Скалдин. В этом составе АУКЦИОН впервые выбрался за пределы родного города, дав наделавший немало шума концерт на II Фестивале Свердловского Рок-клуба.
Тем же летом Рогожин ушёл в модный ФОРУМ, а в октябре басиста Скалдина (позднее собравшего собственную группу САН) сменил Дмитрий Матковский (р.2.02.61 в Ленинграде) из распавшейся незадолго до этого культовой питерской группы МАНУФАКТУРА.
По причине всех этих потрясений «Багдад» был временно положен на полку, и группа начала репетировать следующую программу «Мальчик как мальчик» (позже переименованную в «Так я стал предателем»).
…В середине 1989 ленинградская «Мелодия» выпустила записанный предыдущей осенью звукорежиссером Виктором Диновым третий альбом группы «В Багдаде всё спокойно».


***

А. Бурлака. «Паломничество в страну востока», «МЕЛОДИЯ» 3, 1990:

…У положенной в основу альбома программы «В Багдаде все спокойно» — не самая удачная судьба.
Весной 1987 года «Аукцыон» (тогда еще без интригующего «ы» в своем названии) предпринял решительную попытку свернуть с накатанной колеи и отказался от ставшего привычным для аудитории Рок-клуба образа «веселых хитмейкеров», нашедшего свое воплощение в предыдущем песенном цикле «Вернись в Сорренто». Новый курс группы не сразу нашел поддержку даже у самых преданных поклонников: премьера «Багдада» на V Ленинградском Рок-фестивале была принята очень сдержанно, а последовавшие за ним события — изменения в составе, интенсивная гастрольная деятельность — принудили «Аукцыон» на время отказаться от ее исполнения.

5 Фестиваль Ленинградского рок-клуба:

Лишь два с половиной года спустя, когда в активе группы уже было несколько интересных магнитоальбомов и компакт-диск, выпущенный в Западной Европе, а за плечами — съемки на телевидении и кинодебют, гастроли за рубежом и участие в престижных рок-фестивалях, «Аукцыон» нашел в себе силы вернуться к своему «восточному» циклу и завершить начатую когда-то работу.

…Следуя заявленному в названии «ориентальному» уклону сюжета, музыканты сделали все, чтобы создать адекватное ему музыкальное оформление: прихотливое сплетение мелодических линий, неожиданные контрапункты гитар и клавишных, безостановочное словно пульс биение перкуссии и прямо-таки человеческие голоса духовых.
Звукорежиссер Виктор Динов (прежде известный более по работам в области академической музыки) сумел найти точный звук для того, чтобы спонтанная, чуть хаотическая и непринужденная атмосфера концертов «Аукцыона» — то, что делает группу столь желанной на любых подмостках — сохранилась и в условиях студийной записи.

1987_bagdad_3_17

***
О. Гаркуша:

АУКЦЫОН очень странная группа — совершенно разные диски, программы разные. Если брать, допустим, нашу первую программу «Вернись в Сорренто», то она просто безумна по хитам, там ведь одни хиты. А после мы сделали программу «В Багдаде все спокойно» — очень интересно, театрально, декорации новые, костюмы, приглашенные люди, индийские танцовщицы, культуристы, музыка интересная, а вот не покатило почему-то. А потом, через некоторое время, взял да и покатил «Багдад».

1987_bagdad_3_05

***
Из книги А. Кушнира «100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА»:

«В Багдаде все спокойно» — программу, предшествовавшую «Предателю», но обретшую студийное воплощение лишь летом 89-го года — группе предложили записать на «Мелодии» бесплатно.
«Багдад» мы писали полгода, — вспоминает Федоров, — нам выделяли по смене раз в неделю».

1987_bagdad_3_04

***

Из дневника В. Веселкина:

09.05.88
Рекламные съемки АУКЦЫОНА у метро «Парк Победы» (Ленинград) на крыше сталинского дома. Там была сделана моя фотография, которую утвердили на обратную сторону LP «В Багдаде все спокойно» и любимый портрет Олега, где он сидит на периллах в подъезде — милый и «датый». Все фото Вани Любимова, В. Щурова.

18.04.89
Леня на квартире К. Миллера сказал, что с 19 по 22-ое А. сделает запись LP «В Багдаде все спокойно» на «Мелодии» (капелла им. Глинки). Пока все хорошо.

1987_bagdad_3_03a

***
Из интервью с Д. Озерским, «Петербургский Книжный Вестник», 2003:

Д. Озерский: — В «Багдаде» концепция альбома была ясна уже с самого начала. Еще до написания музыки, мы решили, о чем будет альбом, какие будут тексты. Чья это была идея, уже не помню. Моя, наверно. Идея-то у альбома дохленькая: начитались Гофмана, решили перенести это на музыку, экстраполировать, так сказать, на современный материал.

— Вы считаете этот опыт удачным?

Д. Озерский: — Я считаю любой опыт удачным. Тем более, что все альбомы, даже те, которые мне сейчас, например, нравятся меньше, писались абсолютно искренне. Старые свои альбомы я могу слушать с интересом, они не вызывают отвращения. Другой разговор, что мне уже не интересно все это повторять. Хотя на тот момент — было все это делать интересно.

— «По багдадскому принципу», делались, ведь и другие альбомы…

Д. Озерский: — Да, в ранних альбомах мысль, словесно оформленная идея, как правило, предшествовала музыке. Примерно так же, как и «Багдад», мы делали альбомы «Вернись в Сорренто», «Дупло».

Кассета фирмы «Хор»: 

1987_bagdad_mc

***
Д. Матковский «Из жизни Аукцыона»:
http://www.dm.musicaroundus.com

— Ребята у нас проблемы, — говорит администратор, — вчера второй раз звонили какие-то люди с южным акцентом. Пугают. Кричат, что это издевательство в такое время выпускать альбом под названием “В Багдаде всё спокойно”. Я боюсь. У них очень серьёзные голоса.

На дворе лето 92-го года…”Буря в пустыне” в полном разгаре.

— Ты им объясни, что программа показана в первый раз на Ленинградском рок фестивале 87-го года, альбом записан в конце 88-го, а пластинка вышла в 90-м году.

— Ребята. мне страшно. Я всё объяснил им, но домой я больше не вернусь в ближайшее время. Надеюсь, бабушку они не тронут, — говорит озабоченно Скво (администратор Сергей Скворцов). В Ленинграде лучше концерты сейчас не проводить, опасно.

1987_bagdad_3_03

***
Д. Озерский, 22.01.2005.:

Потом «Багдад» был — тоже попытка работать с образами, но и попытка привнести какую-то идею. Тогда начитались Гофмана замечательного. Вот, начитались Гофмана, и решили привнести гофманскую атмосферу на какую-нибудь Богом забытую страну, где кроме нефти ничего нет. Да. Но: что бы стало, если бы оттуда и нефть ещё ушла? Ну вот. Это был такой театральный подход, а после этого уже, на этом как раз всё закончилось. Дальше уже пытались как бы не придумывать текстов.

1987_bagdad_3_08

***
Н.Рубанов и А.Малюков — «Ночные посиделки, или Неполная история «АУКЦЫОНА»» (1998):

CAM:
Как видно из всего вышеперечисленного =В Багдаде все спокойно= на CD нет, а вот он у меня перед носом лежит 😉

Колик: Это какой же? А-а-а, он очень долго выходил на CD, и не попал в список готовой продукции.

CAM: Я помню вы на ирц-конференции с Журналом.Ру сказали, что его нет на CD, а тут я смотрю — есть!

Колик: Наконец-то !!! ZR-конференция была почти год назад…

CAM: В =Багдаде= знаменательное событие: поют Раппопорт и Веселкин!

Колик: Да, люди поют, и жена моя там поет, хотя забыли, суки, указать! Веселкин, кстати, очень хорошо поет.

CAM: В Багдаде все спокойно… Кто название-то придумал?

Колик: Я не хочу скромничать, хотя завистники и интриганы приписывают это не мне, однако я придумал.

CAM: Достойное название!

Колик: Есть анекдот по этому поводу: Багдад вышел в продажу, когда война с Ираком началась, ну и некто усмотрел в этом намек. Нашему директору позвонил голос кавказской национальности и сказал НЕХОРОШО. Директор очень волновался. Конец анекдота.

CAM: Хм, я как-то запамятовал о той войне, все казалось, вчера агрессора наказали.

Колик: А тут новый анекдот напрашивается — Чечня и все такое — »нефть ушла от нас» — каково? И пусть не говорят, что группа не конъюнктурная.

CAM: Это, в Чечне нефти нет, Азербайджан тогда уж.

Колик: Но через нее она течет по трубе. И ХВАТИТ ПОЛИТИКУ ЗДЕСЬ РАЗВОДИТЬ !!!!!!!!!

1987_bagdad_3_06

***
Из интервью А. Липницкого с Л. Федоровым, программа «Содержание» на Финам.FM, 06.02.2011:

ЛИПНИЦКИЙ: Ну, что, давай перейдем к вашему альбому, который меня всегда радовал названием, потому что в Багдаде было всегда не спокойно, на самом деле, а у вас такое неожиданное название, притом, что группа «АукцЫон» никогда не отличалась вообще хоть каким-то интересом к политике. Пожалуй, можно сказать, самый аполитичный коллектив.

ФЕДОРОВ: Ну да, наверное. Я бы не сказал, что мы вообще не интересовались…

ЛИПНИЦКИЙ: А кто придумал название альбома?

ФЕДОРОВ: Ой, я не помню. Просто, мы решили, что будем делать программу на тему Востока. Такая идея родилась у нас Озерским и, собственно, вся программа писалась под Рогожина – у нас был вокалист такой, и мы решили, что он будет все петь. Хотели сделать шоу. И обыгрывали эту тему по-всякому, я бы не сказал, что это все было очень удачно.

ЛИПНИЦКИЙ: На вокале песни, которую мы сейчас послушаем, будет Рогожин?

ФЕДОРОВ: Нет.

ЛИПНИЦКИЙ: Нет?

ФЕДОРОВ: В результате, когда мы ее сделали, мы сыграли ее на фестивале Рок-клуба 1987 года. Рогожин, то ли после, то ли перед фестивалем подошел ко мне, буквально перед концертом и сказал: «Знаешь, я ухожу от вас в «Форум». В общем, это был единственный концерт с ним, после чего он собственно ушел. Сначала я даже не понимал что делать, потому что мы целый год работали, потом решил, что надо петь самому и записывал уже сам. Это был мой такой первый опыт пения.

1987_bagdad_3_09

***
Михаил Марголис, «АукцЫон»: Книга учёта жизни» («Амфора», 2010):

Так совпало, что пока Олег эпизодически плясал в «Поп механике», выполнял для Огородникова функцию сталкера в лабиринтах неформального питерского мира, дебютировал в кинематографе, «АукцЫон» подготовил новую концертную программу «В Багдаде все спокойно», в которой, в отличие от «Вернись в Сорренто», перу Гаркуши не принадлежало ни единого текста. Весь материал был сработан остававшимся в тени поразительным творческим альянсом Федоров Озерский.
— «Багдад…» — последний наш проект, созданный, если можно так выразиться, от головы, — считает Озерский. — Мы его абсолютно точно смакетировали, избрали идею — о чем будем писать и как станем это исполнять. Тогда мы начитались Гофмана и попытались создать свою страну грез. Поэтому у нас там зазвучали всякие арабские мотивы. Страна грез представлялась нам чем то вроде Арабских Эмиратов, в которых пропала нефть или еще что то. То есть это были такие, чисто умозрительные попытки переложения Гофмана на нашу современность. Поскольку все сочинялось по мотивам сказок, то в текстах наших вылезли разные фразы, кому то не очень приятные. И тут еще война в Ираке началась.
Новую программу «АукцЫон» репетировал опять с одним саксофонистом. Расширенная посредством Рубанова под фестиваль духовая секция группы вернулась к прежнему формату. Колик то остался, а вот его тезка Федорович сошел с пробега. «С ним стало сложно общаться, — объясняет Рубанов, — поскольку Николай в ту пору уже увлекся тяжелыми наркотиками и довольно быстро отпал от группы. Ему было просто некогда с нами играть, то есть — не до того».

…Усугубляя чем и кем возможно собственную театральность, еще сохраняя имидж этаких ряженых шутников, где то даже юродивых от рок н ролла (среди когорты русских рок мудрецов, поющих о вечных вопросах и поколенческой рефлексии), «аукцыонщики» в «Багдаде…» уже нащупывают известную в искусстве, но неповторимую у каждого талантливого автора ноту страдающего шута, острящего не улыбаясь, фехтующего с миром и обороняющегося от него убийственным смехом и испепеляющей независимостью своих мелодий, жестов и суждений.

1987_bagdad_3_11

…Такое драматичное ерничество в сочетании с изрядной жеманностью фронтмена Рогожина и командными аукцыоновскими чудачествами для многих обернулось фигой в кармане. В эволюцию «АукцЫона» критики и массы поначалу просто не врубились или не потрудились врубиться. Раз вы клоуны — так смешите нас и развлекайте, заполняйте, образно говоря, паузы между выступлениями столпов рок клуба, занимайте нишу «Странных игр», будьте нашим «Мэднессом» и не выдумывайте иных концепций. Впервые услышав «Багдад…», Алек Зандер в своем «Рокси» констатировал: «Эта компания попыталась порадовать народ новой программой «В Багдаде все спокойно», но неудачно. Хотя все было обставлено очень пышно — оформленная сцена, халаты, чалмы. Музыка стала помедленнее, тексты — поскучнее, и если Гаркуша, колбасящийся под быстрые ритмы новой волны, смотрелся очень здорово, то попытки извиваться наподобие танцовщицы под псевдовосточные пассажи окончились очевидным крахом. Сопротивление, как говорится, материала. В итоге «АукцЫон» вернулся к старой программе, которой и убрал московскую «Бригаду С» на концерте в ЛДМ».

1987_bagdad_3_13

…- Сейчас, по прошествии стольких лет, мне, честно говоря, все наши альбомы нравятся, — признается Рубанов. — Но недавнее внезапное прослушивание «Багдада…» впечатлило наиболее сильно. Возможно, оттого, что мы давным давно эту программу не играем. А тут вспомнил ее и задумался: ничего себе, это мы такое сочинили! И возгордился…

…Стоит заметить, что на пятом фесте «АукцЫону» пришлось гнуть свою линию на фоне исторических питерских дебютов «ДДТ», «Ноля» и Александры Башлачева. С «дядей Федором» Чистяковым, бесбашенностью своей, сюром и отвязанностью явно вторгавшимся на «аукцыоновское» поле, «Ы» довелось выступать еще и в одном концерте четвертого фестивального дня. Причем «Ноль» этот сейшен открывал, и «аукцыонщики» рисковали попасть в ситуацию, в которую на предыдущем фестивале сами загнали группу «Кино». То есть Федя эмоционально измочалит зал, а известный уже публике «АукцЫон» с незнакомой и не столь «веселой» программой встретят умиротворенно. Ну, приблизительно так и вышло. Хотя не только и не столько «Ноль» и вторая презентация «Багдада…» тому виной. Ключевым моментом не самого феерического выступления «Ы» на пятом фестивале стал, возможно, «человеческий фактор», а именно — решение Рогожина свалить из группы.

1987_bagdad_3_14

— Программа «В Багдаде все спокойно» специально под Рогожина строилась, — отмечает Леня. — Мы почти год на него работали. На фестивале он ее отпел и сразу после этого заявил мне, что уходит из группы, поскольку его пригласили в «Форум». У Рогожина тогда даже питерской прописки не было. А там ему обещали и прописку, и квартиру, и хорошую зарплату, и постоянные гастроли. Он уже был женат, у него дочка родилась… В общем, обломал он нас, конечно, дико своим уходом.

1987_bagdad_3_10

***
Кирилл Миллер об оформлении альбома «В Багдаде все спокойно»:

Я был штатным художником «АукцЫона». Работал на доверии, никаких ограничений. Делал, показывал ребятам. Для своих старался делать правильно и хорошо. Потом, правда, пираты стали печатать что ни попадя, стали появляться разные непонятные обложки…
Я профессиональный художник, я знаю, как обложка должна выглядеть. Западные образцы никак не влияют на «АукцЫон». Он выше по формату — ему не нужно смотреть на Запад, только вглубь себя.
Я старался создавать обложки, меньше рисуя и больше делая. Больше конкретного действия — меньше рисования, коллажирования. «В Багдаде все спокойно» — это реальный гипсовый рельеф, объект, потом хорошо отснятый. Побольше действия, побольше реальности — это мой рок-н-ролльный принцип.
Я делаю обложки только хорошим друзьям, достойным людям, которые знают, к кому они обращаются. Делал, скажем, «Краденому солнцу» к их одноименной сказке. Сейчас «АукцЫон» переиздается лейблом «Геометрия» — я работаю для них над эксклюзивными обложками.

***
«АукцЫон» переиздаёт «В Багдаде всё спокойно» 22.10.2015:
http://reproduktor.net/2015/10/aukcyon-pereizdayot-v-bagdade-vsyo-spokojno/

Издательство «Геометрия» продолжает переиздание дискографии группы «АукцЫон» выпуском альбома «В Багдаде всё спокойно». Релиз выходит в формате CD+DVD/CD. Старт продаж коллекционного бокса запланирован на 25 октября.

1987_bagdad_4

«В Багдаде всё спокойно» – это важная концептуальная работа «АукцЫона» конца 80-х годов. Этот альбом является единственным в дискографии коллектива, изданном на виниле фирмой «Мелодия». Этот вариант лежит в основе CD-издания от компании «Геометрия», причём для мастеринга релиза использовался звук с оригинальных магнитных лент.

Входящий в бокс-сет DVD содержит запись выступления группы «АукцЫон» на V фестивале Ленинградского рок-клуба, состоявшегося в 1987 году. На видеозаписи запечатлено последнее исполнение концертной программы «В Багдаде всё спокойно» с вокалистом Сергеем Рогожиным. Бонус CD содержит ту же программу, собранную из фрагментов выступлений «АукцЫона» 1987 года.

На лицевой обложке коллекционного бокса размещена оригинальная инсталляция Кирилла Миллера, сделанная в 1989 году для винилового издания. При изготовлении конверта диска-гиганта были искажены цвета и нарушена концепция оформления, а оригинальная инсталляция впоследствии была утеряна. В новом издании обложке возвращены оригинальные цвета.
Кроме того, специальное оформление сделано для издающегося впервые варианта альбома 1987 года. Выполнил его Кирилл Миллер, который сделал новую инсталляцию на основе элементов, использовавшихся для оформления сцены в 1987 году. Художник использовал битум, отсылающий к песне «Жертвоприношение» (с рефреном «Нефть ушла от нас»), шахматы, как ассоциацию со сценографией фестивального концерта 1987 года, молоко (3,5% жирности) и речной песок. В качестве традиционного арт-бонуса к изданию прилагаются специальные шахматы.

1987_bagdad_3_05a

 ——————

1987_bagdad_3_06a

1987_bagdad_3_12

1987_bagdad_3_15

1987_bagdad_3_16

1987_bagdad_3_18

1987_bagdad_3_19

1987_bagdad_3_20b

1987_bagdad_3_21

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АУКЦЫОН

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АУКЦЫОН«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АУКЦЫОН по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий