Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Вернись в Сорренто
(Э. де Куртис и Дж. де Куртис)
2. Чудный вечер
(АУКЦЫОН — Л. Федоров)
3. Книга учета жизни
(АУКЦЫОН — О. Гаркуша)
4. Волчица
(АУКЦЫОН — Д. Озерский)
5. Женщина
(АУКЦЫОН — Д. Озерский)
6. Деньги — это бумага
(АУКЦЫОН — О. Гаркуша)
7. Радиодиверсия
(АУКЦЫОН — Д. Озерский)
8. Что делать
(АУКЦЫОН — П. Элюар)
9. Рабочее утро
(АУКЦЫОН — неизвестный поэт)
Черидник Игорь — барабаны;
Бондарик Виктор — бас;
Федоров Леонид — гитара, вокал;
Рубанов Николай — саксофон;
Озерский Дима — клавиши;
Олег Гаркуша — подпевки;
Рогожин Сергей — вокал (1, 3, 5, 9);
Фёдорович Николай — саксофон (3, 4);
Скалдин Игорь — гитара (4)
Музыка:
АукцЫон, кроме Э. де Куртис и Дж. де Куртис (1);
тексты:
Дмитрий Озерский (4, 5, 7),
Олег Гаркуша (3, 4, 6),
Поль Элюар (8),
Леонид Фёдоров (2),
неизвестный поэт (9)
Запись 1988
MC/CD, Manchester, 1998.
Кассета фирмы «Хор»:
* * *
Александр КУШНИР «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:
Программа «Вернись в Сорренто» была сколочена буквально по кусочкам: все записывалось в разных местах и альбома как такового не было. Что-то удалось зафиксировать на радио, что-то вобрала в себя миллеровская портостудия, что-то осталось благодаря съемкам группы в проблемном кинофильме «Взломщик».
***
Из интервью с О. Гаркушей, Фонтанка.ру, 20.01.2012:
http://www.fontanka.ru/2012/01/20/131/
— У «АукцЫона» когда-нибудь был застойный период?
— Нет, не было. У нас был с 1983 по 1985 годы репетиционный период, когда собирали людей и готовили программу «Вернись в Сорренто». За два года мы дали только один концерт.
***
Информация с сайта www.rock-n-roll.ru :
…в мае 1986 вернулся к публике, с триумфом выступив на IV Фестивале Рок-клуба с программой «Вернись в Сорренто», став одним из его лауреатов и главных открытий: зал ДК Невский мгновенно откликнулся на их энергичные, свежие и мелодически оригинальные песни, подхватил припевы отдаваших поэтикой абсурда текстов Гаркуши и Озерского, был очарован центральным элементом сценического шоу АУКЦИОНА — вокальным трио в составе: Фёдоров, Гаркуша (на этот раз в роли танцора-шоумена) и пришедший в группу незадолго до Фестиваля студент Института Культуры Сергей Рогожин (p.31.08.63 в Бельцах, Молдавия), обладатель впечатляющего природного тенора. Он получил приз как лучший певец, а Гаркуша к тому же был увенчан аналогичной наградой за артистизм.
…К весне 1988 АУКЦИОН закончил запись альбома «Вернись в Сорренто» (профессионально издан только в 1997).
…В 1996 фирма SNC, которая в то время дистрибутировала альбомы АУКЦЫОНА, выпустила сборник их лучших песен; в 1997 питерский лэйбл Manchester Files переиздал на кассетах и компакт-дисках весь архив группы, добавив к их дискографии ранее имевшие хождение только в самиздате «Вернись в Сорренто» и «Д’Обсервер», запись их концерта в пулковской Обсерватории осенью 1986.
О. Гаркуша и Л. Фёдоров.
***
Д. Озерский, интервью 22.01.2005:
Скажем, если брать какую-нибудь [песню с диска] «Вернись в Сорренто», то это вообще, там, с поэтической точки зрения – такие же рифмованные шуточки или ещё что-то.
***
Михаил Марголис, «АукцЫон»: Книга учёта жизни» («Амфора», 2010):
— С 1983 го по 1985 й я искал новых музыкантов, — говорит Леня, — поскольку четко осознавал, что «АукцЫон» должен играть значительно лучше, чем прежде. Ждал Витьку из армии, иногда встречался с Гаркушей, Озерским. Помнится, мы пытались что то репетировать с парнем, который играл с Цоем в «Палате № б». Потрясающий музыкант, кстати. Он пел и играл на всем, барабанщиком был потрясающим, но потом куда то исчез.
Нам хотелось сделать веселую, драйвовую группу, как «Странные игры», только круче, чтобы все плясали. Тексты «Кино», даже «Аквариума» уже не вдохновляли, тянуло к чему то совсем абсурдному. «Странные игры», скажем, делали песни на стихи Поля Элюара, Козьмы Пруткова. Мы понимали, что сами то не Элюары, зато готовы сыграть еще отвязнее «Странных игр» и всех остальных…
…Молодой специалист металловед производственного объединения «Русские самоцветы» Леонид Федоров, продолжавший формально числиться вместе со своим коллективом «АукцЫон» (тогда еще через «И») членом ленинградского рок клуба, летом 1985-го, пожалуй, впервые ощутил, как на него «накатила суть». За несколько теплых месяцев, чередуя беспонтовые трудовые будни с «вяленькими пока» репетициями и выездами за город, Леня сочинил фактически весь материал для первой по настоящему самостоятельной программы «Ы», которая очень скоро принесла группе победы, популярность и оказалась кладезем хитов, исполнявшихся потом на «аукцыоновских» концертах многие годы. «Книга учета жизни», «Чудный вечер», «Женщина»,»Волчица», «Деньги — это бумага»… Тексты Озерского и Гаркуши, резво избавлявшиеся от любительской угловатости, прямолинейности, шаблонности и обретавшие шутовство, изощренную наивность, ироничный сюрреализм Саши Черного, были в равной мере подвластны федоровскому мелодизму, вдруг брызнувшему фонтаном.
— Эти песни родились в сжатый срок, — подчеркивает Леня, — фактически за одно лето. Иногда я писал музыку на готовый текст, иногда на какую то показавшуюся удачной фразу. Скажем, «Волчица» (ее я сочинил на даче) появилась из одной строки Гаркуши «он идет к своей волчице». Дальше я придумал мелодию, а Озерский на нее дописал остальные слова.
…Осенью 1985 го нехило укрепившемуся составу «АукцЫона» с бронебойным и сенсационным на тот момент репертуаром и имиджем предстояло, в сущности, заново прописаться в рок клубе, пройдя те же испытательные стадии, что и в первый раз.
— Нас там уже порядком подзабыли, — рассказывает Леня. — Хотя Гаркуша продолжал какие то слухи об «АукцЫоне» распространять. Когда мы начали осенью активно репетировать, к нам на точку стали приходить разные интересующиеся люди, всякие панки продвинутые. Слушали, говорили: «О, круто!»
Поскольку от нас ушел Волк, а мой комплекс в отношении собственного вокала сохранялся и я считал, что нам нужен солист, мы периодически просматривали кого то на эту роль. Но никто у нас не задерживался, до тех пор пока Озерский не нашел Сергея Рогожина…
— Не сказал бы, что мы вели целенаправленный поиск вокалиста, — дополняет Бондарик. — Просто Ленька все еще не чувствовал в себе уверенность фронтмена, и было понятно, что кто то нам на это место нужен. И тут Димка сказал, что в его институте учится парень, который очень хорошо поет.
…Отдельных предводителей Ленинградского рок клуба «неправильность» и безыдейность таинственного «Ы» почти бесила.
— Как только мы отдали на «литовку» в рок клуб наши новые тексты, сразу случился скандал, — улыбается Федоров. — Их стали разбирать с чрезвычайным пристрастием, еще до того, как нас «живьем» послушали. В частности, создатель «Санкт Петербурга» Владимир Рекшан, заведовавший тогда в рок клубе поэтическим семинаром, разбил тексты Димки и Олега в пух и прах, назвав их безграмотными. Нас обвинили чуть ли не в том, что мы засланные казачки — от кагэбэшников и наша задача развалить сплоченное рок сообщество.
…- Захожу в ДК Металлистов, — продолжает Рогожин, — вижу пустой зал, где сидит комиссия, человек пять наверное. Тоже сажусь неприметно на стульчик в уголке, смотрю… На сцене безумие просто: носится Гаркуша со своей странной пластикой, поет Леня Федоров, не выговаривавший тогда, по моему, 32 буквы алфавита. А текст то тогда в нашей рок музыке считался первичным…
Комиссия смотрела, смотрела и вынесла вердикт: вы или солиста к логопеду сводите, или поменяйте его, что ли? «АукцЫонщики» стояли растерянные. Им же нужно было одобрение, фестиваль впереди. А их все «банят» и «банят», выражаясь сегодняшним сленгом.
Тогда Леня спросил у Озерского: «Привел?» Тот отвечает: «Привел». Они поворачиваются к комиссии и заявляют: у нас есть солист. Вот он — в зале сидит. Это Леня говорит обо мне, не видев и не слышав меня до этого момента никогда. Полнейшая авантюра. А я не знаю ни одной песни «АукцЫона»!
Кто то из комиссии предложил: раз у вас есть солист, пусть выйдет и споет. Леня мне со сцены: «Ну чего, споешь?» «Спою», — говорю. И пока я иду к сцене, судорожно думаю: «Что мне спеть то сейчас? Ариозо Германа из «Овода» не подойдет, ария индийского гостя из «Садко» — тоже. И «Белеет парус одинокий» — не то, и народные песни…» Перебираю весь свой репертуар и понимаю, что в нем нет ничего подходящего для данной ситуации. И тут меня осенило. Когда то в Запорожье, где я вырос, к нам приезжала венгерская группа «Пирамеш» — хардилово такое. Мне страшно понравилась у них одна рок баллада. И мои знакомые венгерские студентки, проходившие тогда практику в нашем местном вузе, меня этой песне научили. Ее я и решил исполнить.
Выхожу на сцену, пацаны из «АукцЫона» спрашивают: «Ну что, тебе подыграть?» «Не надо», — говорю.
И начинаю петь а капелла эту тему на венгерском языке!.. Комиссия офигевает, «АукцЫон», застыв, стоит на сцене. Это было из серии непонятно, но здорово. Я допел, и за моей спиной раздались одиночные аплодисменты. Хлопали сами «аукцыонщики». Из зала говорят: «Ну вот, у вас, оказывается, солист отличный, все слова слышны. Что же вы раньше о нем молчали?» Потом комиссия свинтила, и «АукцЫон» вновь приняли в рок клуб.
…Тот «спектакль» вскоре стараниями Фирика разошелся среди активных меломанов в виде самиздатовского альбома «Рио де Шушары» и, в сущности, открыл аудиографию «Ы». Правда, по утверждению Гаркунделя, ту запись сегодня отыскать почти нереально, ее нет даже у самих «аукцыонщиков». Любая же запротоколированная дискография «АукцЫона» начинается с альбома «Вернись в Сорренто», хотя он и не вполне альбом и официально издан не первым из работ группы.
— После нашего нового вступления в рок клуб я сразу хотел записывать альбом, — говорит Федоров. — Взял у кого то, у Миллера возможно, портастудию, и мы на своей точке в «Авангарде» приступили к записи «Вернись в Сорренто». Я примерно знал, что должно быть в этом альбоме. Хотя никакой конкретной концепции у нас не существовало. Просто хотелось записать наши лучшие на тот период песни. Их имелось штук восемь. О каком то особом звуке в процессе тех записей мы тоже не думали. Делали так, как могли и как было возможно.
Андрей Тропилло уже начал тогда вокруг нас виться, чего то хотел. Мы даже ездили в его известную студию в Доме юного техника на улице Панфилова. Он показывал нам, где писал все великие альбомы «Аквариума», «Зоопарка», «Алисы», «Кино»… Мы постоянно с ним общались, но что то у него с «АукцЫоном» не срасталось. Мы как бы стояли в очереди к нему, поскольку вперед проходили «старшие товарищи» из русского рока. Поэтому я особо на Тропилло не надеялся. Зато через Гаркушу мы познакомились с Лешей Вишней. Он, по сути дела, и записал нам черидниковские барабаны для «Вернись в Сорренто». Чирик, конечно, уникальный человек. Он сыграл все свои партии в студии один, по памяти, без метронома. Настолько у него было врожденное чувство ритма.
— Вишня как то пробовал на нашей точке записывать нас сидя в туалете, так чтобы до него звук со сцены не долетал. Не получилось, к сожалению… — вздыхает Гаркуша.
А Бондарик и сейчас с вдохновением вспоминает те первые «аукцыоновские» рекординговые упражнения:
— Сперва мы в «Авангарде» записывались на два магнитофона и пытались потом весь материал согнать в одну запись. Мудрили так, что мама дорогая… Но когда у нас появилась четырехканальная миллеровская портастудия, началась другая работа, более профессиональная…
Однако до профессионального издания «Вернись в Сорренто» оставалось еще несколько лет, а в первой половине 1986 го наливалась соком и стебом одноименная концертная программа «Ы».
— Для меня «Сорренто» воспринималось случайно сформировавшейся программой, где все песни сочинялись как шутки, — признается Озерский. — Не только, когда нас опять приняли в рок клуб, но даже после успеха «Вернись в Сорренто» я еще окончательно не решил, что буду музыкантом. Просто мы в «АукцЫоне» создавали действо, близкое к театру, которым я, собственно, и хотел заниматься. К тому моменту я благополучно окончил Институт культуры, распределился режиссером в один из ленинградских театров и приступил там к работе. Но смущала неблагодарность и волчья сущность режиссерской доли. Ты должен тащить на себе всех и чувствовать, что все это только тебе и нужно. А в музыкальной группе все друг друга подталкивают и дышат с тобой в унисон. Из тебя не высасывают энергию, а напротив — заряжают ею.
Наверное, это в итоге и склонило меня в сторону музыки.
***
АукцЫон. «Вернись в Сорренто». 01.08.2014:
http://reproduktor.net/
Альбом «Вернись в Сорренто» был составлен группой «Аукцион» из студийных записей, сделанных в разных местах в период 1986-87 гг. Собственно, с этого магнитоальбома и началась история одного из лучших отечественных музыкальных коллективов.
…Его новая встреча со слушателями состоялась весной 2014 года благодаря стараниям компании «Геометрия», выпустившей пластинку в, как всегда, отличном оформлении с большим количеством дополнительных материалов.
…Помимо канонической версии альбома в комплект входит и его альтернативная версия, которая, не слишком сильно, но всё же отличается от официальной. Например, в аранжировке заглавной композиции здесь отсутствуют «лишние» звуковые эффекты, благодаря чему голос Рогожина звучит намного сильнее, чем в канонической версии. «Чудный вечер» сыгран куда более энергично.
В общем, если целенаправленно сравнивать «версию» с оригиналом, то различий можно отыскать очень много, но в то же время если подобную цель не ставить, то бонус-диск воспринимается как полноценный альбом.
Материал дополнительного диска «Вернись в Сорренто» дополнен аудио-записью интервью Сергея Рогожина Антону Чернину, которое состоялось в 2004 году и было приурочено к 20-летию «АукцЫона». Многое из того, что Рогожин рассказывает, позднее было описано в книге Михаила Марголиса «АукцЫон: книга учёта жизни», но кое-что из рассказанного героем в этом художественном романе отражено не было.
Кстати, на DVD, который входит в состав коллекционного бокса также есть запись беседы Олега Гаркуши с Аликом Каном, сделанная в 1986 году. Интересующимся историей «Ы» будет интересно сопоставить рассказы двух видных участников коллектива и посмотреть на его историю их глазами.
DVD, по сложившейся традиции, в переиздании дискографии «АукцЫона» является одним из наиболее интересных составляющих бокса. Как обычно, основной материал здесь отражает временной период существования коллектива, на который пришлось создание «Вернись в Сорренто». Это клипы «Волчица», «Женщина», «Деньги – это бумага» и «Чудный вечер», по досадному недоразумению не попавший на первый тираж бокса, хоть и заявленный в выходных данных.
Исторический экскурс закрывает ролик «Книга учёта жизни», составленный из кадров художественного фильма «Взломщик». Здесь же – два интервью, уже упомянутое выше Алику Кану, а также данное «АукцЫоном» программе «Розыгрыш» Ленинградского ТВ.
Особое место на DVD занимает фрагмент концерта, посвящённого 30-летию «Ы», который состоялся в Москве 5 октября 2013 года. Это четыре композиции с альбома «Вернись в Сорренто», для исполнения которых был приглашён Сергей Рогожин. К сожалению, съёмка концерта статичная и велась из глубины зала. Крупных планов здесь нет, поэтому о происходящем на сцене можно получить лишь очень общее впечатление, что, конечно, печалит. Всё-таки столь значимые события хотелось бы видеть снятыми более профессионально.
——————
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АУКЦЫОН
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АУКЦЫОН«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АУКЦЫОН по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий