Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
Весной 2019 года творчество бывшей советской группы АЛЬЯНС пережило полноценный ренессанс. Со стороны даже могло показаться, что всё произошедшее — часть какой-то хитроумной маркетинговой кампании. Судите сами…
Буквально накануне Нового года главный хит АЛЬЯНСА — «На заре» — перепевает модная и юная певица Монеточка. А 5 апреля на YouTube-канале Олега Парастаева (автора этой песни) появляется клип, снятый в далёком 1987 году. За сутки ностальгический ролик «На заре» умудрился набрать 500 тысяч просмотров, что ввело в удивлённый ступор не только Парастаева, но и сам видеохостинг. Поначалу YouTube заподозрил мошенничество и «накрутку», а видео заблокировал — к счастью ненадолго.
В итоге АЛЬЯНС во многом повторил судьбу Эдуарда Хиля с его вокализом 1976 года «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», который благодаря Интернету пережил вторую волну популярности — в том числе на Западе, где певца прозвали «Мистер Трололо». И вот зарубежные слушатели оказались снова очарованы очередной советской ретро-песней, даже не понимая её слов…
Чем по-настоящему удивляет АЛЬЯНС, так это стилистической широтой своего творчества. Если неискушённому слушателю поставить друг за другом три альбома — 1984, 1987 и 1992 года — вряд ли кто-то догадается, что их записывала одна и та же группа. Вот, что сказал по этому поводу единственный бессменный участник АЛЬЯНСА — вокалист и гитарист Игорь Журавлёв:
«С самого начала АЛЬЯНС не придерживался какой-то определенной концепции. …Музыка не имеет границ. Мне всегда было интересно пробовать что-то новое. Вот это стремление к новым ощущениям, новым знаниям — оно и руководило мною и заставляло менять стили, направления концепции».
Игорь Журавлёв.
Группа образовалась в 1981 году по инициативе экс-участника знаменитого электронного проекта ЗОДИАК — Сергея Володина. Широкая же известность пришла к АЛЬЯНСУ после судьбоносного знакомства со звукорежиссёром Игорем Замараевым. Во многом благодаря ему, в 1983 году появился первый альбом группы — «Кукла», который спустя год был расширен и перезаписан под новым названием — «Я медленно учился жить».
В то время музыканты группы, как и многие их коллеги по рок-цеху (КРУИЗ, ДИНАМИК, КАРНАВАЛ), были увлечены западной «новой волной» и пытались в меру своих сил играть в этом стиле.
Ранний АЛЬЯНС.
К слову, те, кто считает АЛЬЯНС «группой одного хита» не совсем правы. Меломаны моего поколения прекрасно знали дебютный альбом, а одноименная «Я медленно учился жить», написанная Сергея Володиным на стихи поэта Юрия Левитанского, звучала под гитару во многих дворах. Забавно, что, переслушивая её последний раз, я заметил, что мелодия проигрыша удивительно похожа на припев песни «Скрипач Моня», известной в исполнении Александра Розенбаума и Михаила Шуфутинского.
Песни на дебютном альбоме в основном представляли собой набор нравоучительных басен и бытовой сатиры. Ничего антисоветского в них не было, но это не помешало Министерству культуры занести АЛЬЯНС в «чёрный список», направленный против самодеятельных ансамблей. И к концу 1984 года первый альянс АЛЬЯНСА распался.
Игорь Журавлёв:
«…почему туда попали мы? Была у нас песня «Пропустите в очередь меня» со словами «Пропустите в очередь меня и проверьте номер на руке…». Возможно, они решили, что мы очереди высмеиваем, но по сравнению с тем, что писали другие группы, мы были такие пушистенькие…».
В 1986 году — с началом перестройки — группа возродилась, хотя и в изрядно обновлённом составе. В частности, появились два новых клавишника — Константин Гаврилов и Олег Парастаев, а вместе с ними коренным образом поменялась творческая концепция. Музыканты попали под сильнейшее влияние европейского синти-попа и «новых романтиков» (вроде a-ha, ULTRAVOX, TEARS for FEARS, DEPECHE MODE) и решили занять эту нишу в отечественной музыке, задолго до коммерческого взлёта группы ТЕХНОЛОГИЯ.
Как следствие, главную роль в музыке АЛЬЯНСА стали играть синтезаторы и ритм-бокс, а гитара либо исчезла, либо отошла на второй план.
АЛЬЯНС 1987 года.
Крайний слева — Константин Гаврилов, крайний справа — Олег Парастаев.
В том же 1986 году Олег Парастаев сочиняет потрясающе красивую композицию «На заре», которая по сей день заслуженно остаётся «нетленкой» советского рока.
Олег Парастаев:
«Когда я пришёл в АЛЬЯНС, мы начали репетировать программу из девяти песен. Все песни были написаны клавишником группы — Константином Гавриловым. Программа показалась мне несколько скучной, и я решил написать песню, чтобы было немного повеселее».
По словам автора, мелодия припева родилась довольно быстро. Единственное, что волновало Парастаева — сможет ли Журавлёв всё это спеть? Ведь разброс между самой нижней и самой верхней нотами составлял ни много, ни мало, две с половиной октавы! Но Журавлёв уверил, что справится и, действительно, справился. Причём фальцетом он петь не умел, поэтому издавал высокие ноты обычным человеческим голосом (уроки академического вокала в музучилище Ипполитова-Иванова не прошли даром). Также Парастаев спросил Журавлёва – какую гласную ему удобнее всего петь? Певец выбрал «е», что и определило ударную фразу припева — «На зарееееееее!».
Как видите, благозвучие интересовало Парастаева гораздо сильнее содержания. Придя домой, он быстро досочинил куплеты, наполнив их набором туманных романтических образов — «лунный свет», «майский дождь», «робкий взгляд», «звёздный час». Правда, один раз автор всё-таки против благозвучия погрешил…
Игорь Журавлёв, из интервью:
«Там не «блеск души», а «плеск души». Понимаешь?
…Вот и я спорил с Олегом: что за плеск такой? Я ему говорил, что душа не может плескаться. А он возражал: «Представь себе, что человек — это сосуд. А в нем — душа. И она плещется». Ну, бог с тобой, пусть будет «плеск». Но все поют «блеск»!».
Надо отметить, что над окончательной аранжировкой песни работала вся группа. Например, ударную партию баса придумал Журавлёв. Также он вместе с Гавриловым разукрасил мелодию дополнительными проигрышами. Один из проигрышей Журавлёв даже хотел сыграть на гитаре, но в итоге решили, что играть и одновременно петь сложную вокальную партию ему будет неудобно. Так песня полностью стала синтезаторной.
Благодаря помощи, упомянутого выше, Замараева, «На заре» была тут же зафиксирована на профессиональной студии Муслима Магомаева — причём с первого дубля. В итоге запись и сведение трека заняли всего 4 часа.
Почти сразу после записи песня была обкатана на концерте в московском кинотеатре «Новороссийск». Однако полная уверенность в её хитовости пришла к музыкантам во время «Фестиваля надежд», организованного Московской рок-лабораторией в феврале 1987 года. Перед АЛЬЯНСОМ выступали такие группы, как КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА и ЧУДО-ЮДО, поэтому пришедшая публика была настроена к «синтезаторной попсе» крайне неблагожелательно. Тем не менее, ко второму куплету ультразвуковой вокал Журавлёва смог таки покорить даже панков с металлистами.
Очень эффектным получилось исполнение «На заре» во время телемоста «Москва-Ленинград», представлявшего собой эдакую творческую перекличку между Московской рок-лабораторией и Ленинградским рок-клубом. На этом выступлении музыканты АЛЬЯНСА запомнились не только песней, но и пёстрым имиджем. Журавлёв щеголял брошью на воротнике и эполетом на плече, Парастаев — гавайской рубашкой и необычными чёрными очками, а Гаврилов — кожаной «косухой», усеянной блестящими значками. К сожалению, запись телемоста в эфир так и не пошла.
К массам хит АЛЬЯНСА добрался через другие каналы. Во-первых, благодаря премьере того самого клипа в суперпопулярной программе «Взгляд». Во-вторых, благодаря пластинке «Рок-панорама-87», представляющей собой сборник выступлений на одноименном фестивале. Кстати, слушая эту концертную запись, обратите внимание, что Журавлёву гораздо тяжелее петь не припев, а первый куплет, где приходится сильно занижать голос. А я всегда говорил, что петь в нижнем регистре не менее тяжело, чем в высоком…
Что касается клипа, то он заслуживает отдельного разговора. Инициатором съёмок стал Михаил Макаренков (в то время — музыкальный редактор на канале ТВЦ), в распоряжении которого оказалась пристойная видеоаппаратура. Так как подобная возможность любительским группам подворачивается редко, всё снималось на скорую руку. Местом съёмки избрали московский дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», однако добраться туда смогли лишь Журавлёв и Протасов. Гаврилов, решив, что под фразой «Дворец Царицино» имеется в виду «Дворец культуры», заблудился и в кадр не попал.
Мартовская погода тоже не слишком подходила для съёмок на природе — было холодно, моросил дождь, поэтому нетрудно заметить, как изо рта Журавлёва периодически вырываются пар. Впрочем, певцу повезло больше — он был облачён в «футуристический» белоснежный костюм с синим плащом, взятый из костюмерной телесериала «Этот фантастический мир». А вот клавишнику пришлось стоять под дождём во всё той же гавайской рубахе.
Честно говоря, сегодня смотреть на клип без слёз невозможно — настолько он незатейлив. Единственным «спецэффектом» можно назвать обратную съёмку, благодаря которой Журавлёв как бы взлетал в небеса (а на самом деле прыгал с двухметрового забора спиной назад)…
Успех «На заре» не остановил группу от дальнейших кадровых перестановок. Первым АЛЬЯНС покинул Парастаев — по его словам, из-за творческих разногласий. Журавлёв в то время находился под сильным впечатлением от группы КИНО с её «Переменами» и старался писать более «революционные» и социальные песни. Ярким примером нового подхода стал ещё один хит группы — «Дайте огня» (хотя он и не был таким «плакатным», как творения других «героев перестройки»).
Из интервью с Олегом Парастаевым:
«— «На заре» называют одним из символов перестройки. Чувствуете ли вы в этой песне дух перемен?
— Про перемены — это, скорее, песня «Дайте огня». Я всегда был романтиком, мне хотелось направлять слушателя к прекрасному, не к переменам. Мы уже столько наменялись в нашем государстве, что хочется спокойно пожить. Без перемен. А менять нужно себя».
Парастаев хотел продолжать играть неоромантическую лирику и создал для этого свой проект — НОВАЯ РУССКАЯ ГРУППА. АЛЬЯНС же облачился в чёрные одежды и заиграл музыку более гитарную и традиционную (примером может служить песня «Мама, укрой»).
Однако в начале 1990-х группа вновь делает неожиданный творческий поворот. Его инициатором выступил всё тот же звукорежиссёр — Игорь Замараев, который уловил, витающий в воздухе, интерес к этнической музыке — в данном случае, к «корневым» славянским образам и мотивам (у АЛЬЯНСА уже были поползновения в этом духе — вроде песни «Гражданские войны»).
Благодаря Замараеву, в составе АЛЬЯНСА также появилась юная певица Инна Желанная. Оказалась, что девушка не только чудесно поёт, но и сочиняет песни, вполне отвечающие новой концепции. Как предполагал Журавлёв, Желанная «набралась духа почвенности от Димы Ревякина (лидера КАЛИНОВА МОСТА — С.К.)».
АЛЬЯНС с Инной Желанной.
Инна Желанная:
«Так говорили, да, но меня саму это удивляло — я не слышала ничего народного в своих песнях. Когда Игорь Замараев, мой первый и единственный продюсер, привел меня к АЛЬЯНСУ, он мне сказал: вот те люди, которые сделают тебе хорошо. А я была панкушница, рокерша: «Какой АЛЬЯНС? Это же попса!» Нет, это не попса, а нью-вейв, ты ничего не понимаешь, и главное не что они играют, а что они могут сделать.
…Они действительно всё сделали очень круто и для меня абсолютно неожиданно. И эта работа перевернула мое восприятие музыки, мое отношение к музыке.
…Все мы знаем русские песни в том виде, в котором их в течение долгих десятилетий подавало Министерство культуры. Подмены, авторские стилизации и «разлюли-малина». И вдруг я столкнулась с чем-то глубоким, совершенно магическим, о чём раньше не знала. Это меня завлекло».
Ещё одними важными участниками нового проекта стали музыканты Сергей Старостин и Сергей Клевенский – большие знатоки фольклора, играющие на духовых народных инструментах.
Так в 1991 году был записан альбом «Сделано в белом», а Журавлёв, вполне в духе веяний того времени, заговорил о пользе христианства и советской «бездуховности»:
«Еще до нашего рождения была уничтожена почва, снесен ее плодородный слой, а мертвая почва дать урожай не может… И те ростки, которые она взрастила, оказались бесплодными, словно сорняки. Те немногие «колосья» были также уничтожены, но уже морально — эмиграция многих деятелей культуры на Запад во время «эпохи застоя»… Мы дети обманутого поколения, следовательно, мы потеряны!».
Как только альбом был записан, состав АЛЬЯНСА снова развалился. Старостин и Клевенский сразу предупреждали, что их участие в проекте будет лишь эпизодическим. Что касается Инны Желанной, то в 1992 году она стала мамой, а после — тоже пошла собственным путём. Хотя периодически и вступала в альянс с АЛЬЯНСОМ. Например, в 1993 году, когда неожиданно выяснилось, что альбом «Сделано в белом» получил во Франции приз, как лучшая европейская пластинка в стиле «world music». В результате Инна и АЛЬЯНС не смогли отказаться от предложения погастролировать по Европе.
А вот для массового отечественного слушателя «этническая» пластинка АЛЬЯНСА оказалась чересчур специфической и экспериментальной. «Духовности» в новой России тоже почему-то не прибавлялось.
Игорь Журавлёв:
«Мы хотели воспитывать вкус. Нам казалось, что вместе с перестройкой, с открывшейся свободой публика станет более взыскательной. Мы не предполагали, что случится все ровно наоборот, что с открытием границ в России упадет и уровень образования, и уровень культуры, а вкус совсем исчезнет. В результате мы оказались на обочине».Олег Парастаев:
«Перестройка в том виде, в котором она произошла, была ошибкой. Хотя в то время я целиком и полностью её поддерживал. Но я-то думал, что будет что-то другое. Что что-то будут перестраивать. А получилось: легли под сильных мира сильных сего и начали использовать по назначению. За этим красивым фасадом, на самом деле, скрывался публичный дом.
Что до Советского Союза — плюсов было больше. Были и основополагающие ошибки, не давшие этой стране развиться. И тем не менее, там, где я вырос, было много хорошего и позитивного. Мне и та страна нравилась, и эта нравится, которая сейчас. Но та страна, которая была в 1990-х, мне точно не нравилась».
Все 90-е и нулевые АЛЬЯНС находился в подвешенном неопределённом состоянии. Однако их главному хиту так не суждено было сгинуть в закромах памяти старых меломанов.
Первую «бучу» поднял в 2007 году известный актёр, драматург и мастер «потока сознания» — Евгений Гришковец. Он подошёл к записи новой версии «На заре» творчески. Петь припев пригласил Ренарса Кауперса — лидера латвийской группы BRAINSTORM. а вместо куплетов зачитал свои личные лирические переживания, связанные с этой песней.
Евгений Гришковец:
«Я вернулся в 1988-м году со службы, и меня эта песня потрясла.
…Но ведь там, в куплете довольно невнятные символические слова, которые мне никогда не были понятны, и, в общем, их никто не слушал. Все всегда там вылавливали что-то своё. И вдруг я понял, что эта песня совпала с моей юностью, и это вообще песня про юность. Только нужно это проговорить, проговорить все мои ощущения от того времени, которые были, вместо вот этих символических слов».
В 2011 году вышла техно-версия от Алексея Рыжова (ДИСКОТЕКА АВАРИЯ), ChinKong и DJ Smash. А в предновогодней передаче «Вечерний Ургант» 2018 года «На заре» была исполнена тонким голоском Елизаветы Гырдымовой — более известной, как Монеточка.
Многие сочли, что вокальные данные певицы не годятся для столь сложной песни. А вот Журавлёв и Парастаев отнеслись к её версии благосклонно.
Игорь Журавлев:
«На фоне других исполнителей в этой передаче Монеточка выделялась своей свежестью. И менее цинично прозвучала, чем все остальные. …Версия Монеточки мне теперь больше всего нравится: она оригинальная, свежая, интеллигентная».Олег Парастаев:
«Как смогла, так и спела. Спела с душой. Без этих современных непонятных посылов. Мне не было стыдно. Все пытаются сравнивать с оригиналом, а чего сравнивать? Оригинал всегда лучше».
Со словами Парастаева трудно не согласится. К сожалению, даже вокальный диапазон Журавлёва с возрастом сузился. Недаром теперь он не пытается начинать «На заре» в нижнем регистре, хотя припев тянет ещё достаточно уверенно.
Ну, а дальнейшую судьбу песни вы уже знаете. Успех винтажного клипа, как нельзя лучше, совпал с выходом нового релиза — «Хочу летать!» — первого оригинального альбома группы за целые 25 лет. Его премьера состоялась 19 апреля, когда просмотры ролика уже преодолели отметку в 1 миллион 600 тысяч.
Все новые песни написал Парастаев, а записывались они с Журавлёвым и Андреем Тумановым (исторически первым басистом АЛЬЯНСА). Музыка же была будто специально выдержана в романтической эстетике их главного хита.
Игорь Журавлёв:
«Что-то из разряда «позабытое, но очень клёвое», и сейчас выглядит свежо. Я попытался добавить туда что-то от «новой волны», это не всегда мне удавалось, но песни получились красивые. Если сравнивать с той музыкой, которую я сейчас слышу, то наша ниша свободна, и альбом займёт своё место».
Автор: Сергей Курий
апрель 2019 г.