Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
В конце 1985-го газета «Смена» подводила музыкальные итоги уходящего года. Среди певиц главной «звездой» ожидаемо объявили Аллу Пугачёву, а среди певцов — лидера рок-группы ДИНАМИК — Владимира Кузьмина. Увидев сей результат, Примадонна не могла не заинтересоваться «конкурентом» и решила с ним познакомиться…
Встреча состоялась за кулисами — после концертов ДИНАМИКА в феврале 1986 года. Судя по всему, юноша приглянулся Пугачёвой не только, как талантливый исполнитель, но и как мужчина. Певица почти сразу озвучила ему предложение, от которого трудно было отказаться: «А переходи-ка ко мне в РЕЦИТАЛ». Кузьмин уже давно устал от постоянных проблем с легализацией группы. А учитывая то, что Пугачёва не посягала на его статуса композитора и исполнителя, раздумывал он недолго.
Слухи о новом «протеже» Пугачёвой стали реальностью, когда пара выступила дуэтом, исполнив знаменитый хит «Две звезды». Несмотря на композиторские таланты Кузьмина, эту песню написал не он, а Игорь Николаев.
Доподлинно известно, что её история началась на дне рождения Николаева в ночь с 16 на 17 января 1986 года. Когда «звёздную» компанию гостей — Пугачёву, Болдина, Резника, Горобца — сморил сон, оставшийся в одиночестве именинник сел за рояль да и написал будущий хит — вместе со стихами. Предвидел ли он в тот момент будущий дуэт — неизвестно. Кое-где пишут, что на том празднике уже присутствовал Кузьмин — хотя, как это могло быть, если две «звезды» познакомились лишь в феврале?
Так или иначе, уже в марте песня была исполнена Пугачёвой и Кузьмином на концерте «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве». Однако самым запоминающимся стало выступление дуэта на концерте в городке Зелёный Мыс вблизи злополучной Припяти…
Как известно, 26 апреля произошла масштабная авария на энергоблоке Чернобыльской АЭС. На ликвидацию аварии героически отправилось множество советских людей. Одни погибали сразу, другие умирали от лучевой болезни позже…
Звёзды эстрады тоже не остались в стороне. В мае Пугачёва организовала благотворительный концерт «Счёт №904», а 9 сентября лично отправилась на Припять — выступать перед ликвидаторами аварии.
Алла Пугачёва в зоне Чернобыльской аварии.
По словам певицы, поездка вскоре ей аукнулась — воспалилась щитовидная железа, а завести ребёнка нормальным способом отныне стало невозможно…
Кстати, Кузьмину сладкая песенка про две звезды никогда не нравилась.
В. Кузьмин, 2004:
«Таким меня и узнала публика — прилизанным, в белом костюмчике, нежным романтическим юношей, которым, кстати, я никогда не был. И песню эту я никогда не любил и не понимал».
А вот Николаев, напротив, своим хитом очень гордился.
И. Николаев:
«Когда строчка из песни уходит в народ в виде поговорки или пословицы, то тем самым это народное признание. Когда говорят «две звезды, две светлых повести» как нечто не имеющее отношения к песне, тогда я понимаю, что «да», как у поэта у меня получилось!
…Она была написана в стиле Сан-Ремо, очень бодро, и пела ее абсолютно счастливая пара. Суть в том, что если две звезды падают, то обратно на небо вернуться уже не могут. Падение — действительно праздник, любой парашютист вам об этом скажет. Но хотелось бы как минимум иметь за спиной парашют! Когда потом всплывает скрытый смысл таких песен, становится как-то не по себе».
Впрочем, Кузьмин тоже изрядно обновил репертуар Пугачёвой своими песнями. В их числе — «Золотая Карусель», «Этот парень с гитарой» и, конечно же, знаменитый хит «Надо же». Именно с ним парочка выступала в 1987 году на фестивале, проходящем уже в самом Сан-Ремо.
В. Кузьмин:
«Я никогда не писал однодневных супершлягеров. Однажды, правда, мы поспорили с Пугачевой, и я написал песню «Надо же». Она мне стала говорить, что я сочиняю очень сложную музыку… Пришлось доказать ей, что такую песню написать проще. Но мы вместе над ней работали. Музыка и слова мои, Алла выступила как продюсер. Это был такой спортивный интерес.
…Песню (для выступления на Сан-Ремо — С.К.) мы, кстати, выбрали по совету опытного итальянского продюсера. Итальянцы же в Сан-Ремо пели, извините, такую «нудятину» — все на один манер, в романтическом миноре, что я чуть не заснул, благо, по московскому времени уже четыре утра было, когда объявили наш выход».
К 1988 году творческий дуэт Кузьмина и Пугачёвой распался. Да и Игорь Николаев к тому времени уже сделал себе на голове перманент и предстал, как сольный исполнитель. Впрочем, он был достаточно плодовит и стабильно снабжал певицу песнями до самого конца советской эпохи (последним ярким совместным хитом стало пошловатое «Озеро надежды»).
К тому же во второй половине 1980-х Пугачёва активизировалась, как композитор. Вот краткий дайджест её собственных хитов того периода.
— «Алло»
В 1986-88 годах мода на «хеви-металл» в СССР становится массовой. Даже такие матроны советской эстрады, как Ротару и Пугачёва наряжаются в клёпанную кожу и привносят в аранжировки тяжёлые риффы. Но если в «Хуторянке» Ротару ревущая гитара звучит смешно, то «Алло» вышла у Пугачёвой более органичной. Кстати, в создании этой песни поучаствовал Николаев – правда, только в качестве поэта.
— «Королева»
Текст этой красивой и грустной баллады тоже написал Николаев, но идея исходила от Пугачёвой. Песня стала своеобразным посвящением бывшей однокласснице певицы — надо сказать, не самым приятным посвящением… Недаром в книге нот к своим песням, Пугачёва сопроводила «Королеву» примечанием: «Ленка! Я не хотела бы, чтобы ты узнала себя в этой песне (имя изменено)».
— «Я тебя поцеловала»
Первоначально этот текст адресовался не мужчине, а женщине, точнее – девушке, точнее – самой Пугачёвой. Написано оно было давно, когда за 17-летней Аллой ухаживал юноша по имени Александр Николаев и посвящал ей множество стихотворений. Позже певица нашла одно из них под названием «Ты меня поцеловала» и исполнила от своего лица.
А. Пугачева:
«Сейчас так много популярных Николаевых, что я решила дать псевдоним автору этого стихотворения — Сандр Нико. Интересно, где ты сейчас, Александр?».
Не удержусь, чтоб не привести, по-своему, замечательный кавер от луганчанки Аделины Моисеевой, исполненный на проекте голос.
— «Фотограф»
Стихи написал Илья Резник. В остальном дадим слово самой певице.
А. Пугачева:
«Я не люблю фотографироваться. Но это неотъемлемая часть жизни артиста. Мне везло на хороших фотографов. Они делали меня на фото счастливой».
— «Три счастливых дня»
Мелодию этой песни Пугачёва сочинила ещё в 1982 году после своего возвращения из Франции, (певица выступала в главном концертном зале Парижа «Олимпия»). Долгое время музыка была «немой», а потом Резник написал на неё песню «В городе моём», которую отдали очередной «протеже» Пугачёвой — Жанне Агузаровой. Лишь на «Рождественских встречах — 90» Пугачёва исполнила песню сама — с новым текстом, где от первой версии Резник оставил лишь строчки про «маленькую смерть».
На этом мой цикл закончен. А о постсоветских песнях Пугачёвой пусть напишет кто-то другой…
Автор: Сергей Курий
апрель 2017 г.
Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 2: история песен «Волшебник-недоучка» (1976) и «Куда уходит детство» (1977)
Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 3: история песни «Арлекино» (1975)
Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 7: история песен «Маэстро» (1980) и «Старинные часы» (1981)
Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 8 история песни «Миллион алых роз» (1982)
Хиты Аллы Пугачёвой, ч. 9: история песен «Расскажите, птицы» (1983) и «Айсберг» (1983)