Хиты группы АЛИСА, часть 2: история песен «Красное на Черном» (1986-87), «Тоталитарный рэп» (1987) и «Всё это рок-н-ролл» (1988)

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика
«Наши хиты»

«Красное на Черном» (1987)

Несмотря на то, что к 1987 году лидер группы АЛИСА всё смелее декламировал антисоветскую позицию, его новые песни парадоксально ассоциировались с революционными гимнами времён гражданской войны, а сам он — с неким подобием «трибуна» в духе Маяковского.

Это боевое революционное настроение в полной мере проявилось в главном хите альбома «БлокАда» — рок-гимне «Красное на Черном».

К. Кинчев, «Газета», 24 октября 2003 г.:
«Это песня настолько знаковая для нас, что мы до сих пор от неё не отказались и вряд ли откажемся. Программная».

Данная цветовая гамма появилась в творчестве Кинчева в 1986 году — причём сразу в двух песнях. Второй была баллада «Воздух», где звучали такие строчки:

Чёрно-красный мой цвет,
Но он выбран, увы, не мной…

В следующем году обе песни были записаны для альбома «БлокАда». На этом альбоме АЛИСА стала уходить от модной «новой волны» в сторону более «олдового» хард-рока. И маршеобразный гимн «Красное на Чёрном» идеально вписывался в этот саунд.

К. Кинчев (из книги А. Чернина «Другая история»), 2007:

««Красное на чёрном» — как-то написалась она очень легко и сразу, то есть не мучила меня. …Ну, было у меня ощущение, что она будет как «Мы вместе», то есть такая как бы визитная карточка, а у меня всегда такое ощущение есть».

Единственное, что изрядно подпортило впечатление от песни — так это заметно расстроенная гитара Андрея Шаталина на записи «БлокАды» (пытаясь минимизировать этот недостаток, звук гитары приглушили).

Наиболее же мощно и полноценно «Красное на Чёрном» прозвучит на концертном альбоме «Шабаш» (эту запись уже можно было услышать выше — в первом видеоролике к этой статье).

Как ни странно, по словам Кинчева, на создание песни его вдохновил, наверное, самый попсовый хит группы KISS — «I Was Made For Loving You» (хотя заметить это почти невозможно — ну, разве что первые такты припева чем-то схожи).

А вот в исполненном отчаянного героического накала тексте песни отсылок можно найти куда больше. Например, к творчеству Владимира Высоцкого.
Строчки «И если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить…» сразу воскрешают в памяти «Коней привередливых» («Коль дожить не успел, так хотя бы допеть…»), а «Души резали напополам…» — песню «О фатальных датах и цифрах» («Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут и кровь свои босые души!…»).

alisa_14
Кинчев на записи «БлокАды».

«Коней привередливых» «Красное на чёрном» чем-то напоминает даже по своему настроению. Как и у Высоцкого, эта песня тоже некое отражение метаний человека, живущего в потоке сильных страстей — как гибельных, так и возвышающих.

По ошибке? Конечно нет!
Награждают сердцами птиц
Тех, кто помнит дорогу наверх
И стремится броситься вниз.
Нас вели поводыри-облака,
За ступенью — ступень, как над пропастью мост,
Порою нас швыряло на дно,
Порой поднимало до самых звезд…

Недаром, из трёх братьев романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» Кинчев считал наиболее родственной душой брата Диму.

Нина Барановская «По дороге в Рай»:

«В тот день перед концертом мы вдруг с Костей разговорились и выяснили, что «Гессе — вот это действительно круто», что «Андреев, да — клево, классно пишет, но — чернуха, ломает, да? И тебя?», что «карамазавщина в каждом из нас, куда деваться», «но во мне… если только Митя… Митя? Митей звали? Нет, не Иван, Иван — чернуха, и умничает больно. А до Алеши — куда мне? Митя. Он ближе всех…»
[…]
Он пел «Стерха», а я думала: и как это все в нем уживается? Пьяное безрассудство и подростковое хамство и тут же Пастернак, Гумилев, Достоевский, Гессе?
Мне вспомнилось из любимого им «Степного волка»: «Все эти люди заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское… И эти люди, чья жизнь весьма беспокойна, ощущают порой, в свои редкие мгновенья счастья такую силу, такую невыразимую красоту, пена мгновенного счастья вздымается порой настолько высоко и ослепительно над морем страдания, что лучи от этой короткой вспышки счастья доходят и до других и их околдовывают».
Тогда впервые я почувствовала это двуединство в Косте. Тут следует, наверное, привести еще одну цитату. Вот что говорил о себе Митя Карамазов, герой, близость с которым признавал Константин:
«- Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой. И вот в самом-то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается Бог мой; пусть я иду в то же самое время за чертом, но я все-таки и Твой сын, Господи, и люблю Тебя, и ощущаю радость, без которой нельзя миру стоять и быть…».

Кроме прочего, «Красное на чёрном» — это ещё и песня о судьбе рок-музыканта, осознанно выбравшего свой путь, постоянно живущего «на грани» и не боящегося осуждения.

Словно в оттепель снегопад,
По земле проходили мы.
Нас величали черной чумой,
Нечистой силой честили нас,
Когда мы шли, как по передовой,
Под прицелом пристальных глаз…

Ну, а в третьем куплете и вовсе присутствует проблеск надежды, которую Кинчев видел в Христе, прнёсшем себя в жертву во имя любви к человечеству. Правда, отношение лидера АЛИСЫ с, так сказать, каноническим христианством тогда были весьма сложными. Поэтому далеко не все могли понять его парадоксальную поэтическую метафору — «Как смиренье — глаза Заратустры, как пощёчина — Христос!».

Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Сдвиг» (Москва), 1993:

«– Есть такая заповедь: ударили по одной щеке – подставь другую. Подставишь?
– Я – нет. Я не готов еще. Это очень высоко, я пока не могу.
– А не считаешь это проявлением слабости?
– Конечно, ну так я – человек, я только стремлюсь к совершенству…
– Нет, не считаешь проявлением слабости то, что подставить другую щеку?
– Да это – проявление огромной силы, ты что!!»

Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru , 10.01.2001:

«Александр:
Здравствуйте Константин, меня долго мучил вопрос, в песне «Красное на Чёрном» есть такие слова: «…Как смиренье — глаза Заратустры…» Скажи пожалуйста почему глаза Заратустры являются смиреньем, для тебя? Ведь он жил 7 веке до н.э. и был реформатором древнеиранской религии, а какое это имеет отношение к смиренью? (Ведь в этой строчке можно было написать и любое другое имя, но ты выбрали именно это…). Заранее благодарен

К. Кинчев:
Александр, в песне «Красное на чёрном» я имел в виду не древнеиранского реформатора, а персонажа «Книги для всех и не для кого» Ф.Ницше. Дело в том, что «провозвестнику молнии и тяжелой капли из тучи», сверхчеловеку Заратустре и иже с ним, с понтом преодолевшим человека в себе, на мой взгляд, как раз и не хватало самой малости, а именно, — смирения. В этой песне я пытаюсь сопоставить несопоставимое и прочитать в глазах гордеца спасительное для души чувство. И как холодный душ, трезвящий заигравшихся, возникает пощечина, тоже на первый взгляд, несопоставимая с Господом нашим Иисусом Христом. Эта песня — всего лишь отражение той борьбы, которая происходила, да чего там греха таить, и происходит в моем сердце. Такие дела».

Вся эта борьба и была воплощена в контрастной цветовой гамме, которая вскоре станет брендом всей группы.

К. Кинчев (из книги А. Чернина «Другая история»), 2007:
«…красно — черные цвета возникли до альбома «БлокАда», то есть это были мои цвета, с которыми я, в общем, в «Алису» пришел. Поэтому эти цвета как бы принес я, а символика возникла… наш художник Андрей Столыпин, Масик, изобрел надпись эту, и она прижилась».

Из интервью с К. Кинчевым, «Сельская Молодежь» №2, 1989:
«— А твой сценический образ?
— Черное и красное. Цвета гибели и восходящего солнца, жизни. В моем костюме нет белого цвета — цвета кристальной чистоты, я его не достоин».

Интервью К. Кинчева журналу «Рокси», 1988 г.:
«— Красное на черном. Просто цветосочетание?
— Это, скорее, отражение того, что происходит вокруг нас. В мире настолько мало белого цвета, что мы не вправе взять его за основу. Может быть, когда-нибудь, мы к этому придём».

«Тоталитарный рэп» (1987)

Во время записи в Шушарах альбома «БлокАда» в гости к Кинчеву нагрянул Юрий Шевчук, заявивший, что у него день рождения со всеми вытекающими. Праздник плавно перетёк в музыцирование, во время которого лидер ДДТ спел свою «Революцию», а лидер АЛИСЫ продекламировал, недавно сочинённый, «Тоталитарный рэп».

Сначала Кинчев старался не особо давить на то, что в своей песне он критикует весь советский строй, хотя в общем всё было понятно («Реконструкции церкви под склад», «Но за гласностью негласный надзор«). Находило место и модное тогда сравнение «Сталин — Гитлер».

К. Кинчев, 1989:
«»Тоталитарный рэп» не имеет какого-то конкретного адресата. То, о чём в ней говорится, было и у нас, и в других странах. Я представляю себе так: несколько раз в столетие с небес на землю ниспосылается этакий монстр. Он устанавливает режим, который держит людей в постоянном страхе. И эта песня как раз о таком режиме, о презрении прав человека, об отсутствии свободы — об обществе, лишенном демократии. В XX веке этими монстрами были Гитлер, Мао Цзедун… У нас — Сталин».

Любопытной поэтической «фишкой» стало и обыгрывание во втором куплете названий питерских рок-групп:

Тоталитарный рэп — это АКВАРИУМ
Для тех, кто когда-то любил океан.
Тоталитарный рэп — это ЗООПАРК,
Если за решеткой ты сам… и т.д.

Долгое время всех озадачивала строчка:

Тоталитарный рэп — это КИНО,
Но о КИНО я не хочу говорить…

Дело в том, что была какая-то ссора между лидером АЛИСЫ и барабанщиком КИНО — Гурьяновым. Правда, отношения Кинчева с Виктором Цоем сложились вполне приятельские. Поэтому радикальное «не хочу» вскоре сменилось на нейтральное «не могу».

alisa_15
Кинчев и Цой.

Студийная запись песни вышла лишь в 1989 году на пластинке «Шестой лесничий». Там песня уже называлась несколько иначе «Тыр-тыр-тыр» (и только рядом в скобках — «Тоталитарный рэп»).
Дело в том, что музыка в песне кардинально изменилась. Если на акустических концертах 1987-88 гг. она действительно напоминала энергичный рэп и исполнялась под эдакую испанскую гармонию, то на диске предстала в мрачной тягучей аранжировке (как по мне, зря).

«Всё это рок-н-ролл» (1988)

Песне «Всё это рок-н-ролл» в дискографии АЛИСЫ явно не везло. Для «Шестого лесничего» она не подходила, поэтому её включили в «хулиганский» альбом «206. Часть 2», фонограмма которого… потерялась на долгие годы.

alisa_19

Лишь на концертнике «Шабаш» 1990 года песня наконец-то была зафиксирована — правда, на мой взгляд, не в самой лучшей версии. Лично мне больше всего нравиться концертный дебют этой песни с партией саксофона, сыгранный весной 1988 года на VI Ленинградском рок-фестивале.
Публика очередной раз убедилась, что в написании рок-гимнов Кинчев не имеет себе равных.

Беседы на сонных кухнях,
Танцы на пьяных столах,
Где музы облюбовали сортиры,
А боги живут в зеркалах,
Где каждый в душе Сид Вишес,
А на деле Иосиф Кобзон,
Где так стоек девиз:
Кто раньше успеет, ты или он?
Все это Rock-n-Roll!

Строчка «Мы пена в мутном потоке пресловутой красной волны» — явная отсылка к пластинке 1986 г. «Red Wave» («Красная волна»), которой американка Джоана Стингрей впервые пропиарила на Западе советские любительские рок-группы.

Что касается строчек:

Ну а мы, ну мы — педерасты,
Наркоманы, нацисты, шпана,
Как один социально опасны
И по каждому плачет тюрьма…

то они тогда не были для Кинчева просто обобщающим поэтическим образом. Заявления вроде «Я — антифашист!» из «Тоталитарного рэпа» не сильно помогли лидеру АЛИСЫ, когда осенью 1987 года он попал в центр сразу нескольких скандалов. Сначала он ударил сотрудника милиции, толкнувшего его беременную жену. После чего, уже на концерте, перед исполнением песни «Эй, ты, там, на том берегу» объявил, что она посвящается «иностранным гостям, присутствующим в этом зале, ментам и прочим гадам».
Последней каплей стала статья в ленинградской газете «Смена», где журналист, заявил, что слышал, как Кинчев спел «Хайль Гитлер, на другом берегу!». Лидер АЛИСЫ решил, что это слишком и возбудил против газеты судебное дело, которое спустя время выиграл…

alisa_16

Но вернёмся к песне «Всё это рок-н-ролл».
Массовую известность она приобрела лишь в 1992 году, благодаря Гарику Сукачёву, который захотел записать альбом своих любимых чужих песен.

alisa_17

Главную роль в раскрутке сыграл, конечно, клип, где хит АЛИСЫ исполнил «сборный хор» советских рокеров: сам Кинчев с Сукачёвым, а также Шахрин, Шевчук, Бутусов, Галанин, Скляр, «Боров» — плюс иностранная гостья Джоана Стингрей (кстати, именно ей отдали строчку про «педерастов», которую никто из мужиков не захотел петь).

alisa_18

По воспоминаниям Шахрина, первоначально клип планировали снимать на каких-то песчаных отмелях. Но потом пошёл дождь и музыканты в автобусе изрядно напились. Понимая, что скоро «сборный хор» окончательно расклеится, режиссёр срочно отвёз рокеров в какой-то павильон «Научфильма» и снял песню на фоне чьих-то чужих декораций.

Автор: Сергей Курий
декабрь 2014 г.

Хиты группы АЛИСА, часть 1: история песен «Мы Вместе» (1985) и «Моё Поколение» (1985)

Хиты группы АЛИСА, часть 3: история песен «Шестой лесничий» (1986-89), «Стерх» (1987-89), «Шабаш» (1988-90) и «Сумерки» (1987-90)

Хиты группы АЛИСА, часть 4: история песен «Трасса Е-95» (1996-97) и «Небо славян» (2000-2003)

См. также:

Раздел группы АЛИСА на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»