Входит в альбом «Шестой Лесничий» (1989)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Вариант песни в «Шестом лесничем» сильно отличался от первоначального, который можно услышать на акустических записях 1987-88 годов. Изначально песня действительно напоминала рэп и игралась более энергично. Затем ее музыка стала более тягучей, в связи с чем, видимо, название и изменили на «Тыр-тыр-тыр».
***
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:
Помню я ситуацию, концерт в Шушарах был, когда мы «Блокаду» писали. Вот. И мы сидели в беседке с Рикошетом, подошёл Шевчук и сказал: «У меня день рождения», ну, то есть мы там сразу выпили по этому поводу, и он спел песню «Революция», а я продекламировал ему «Тоталитарный рэп». На чём мы, в общем, обнявшись, продолжили чествовать Юрия Юлианыча.
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, «Сельская Молодежь» №2’1989:
— Теперь относительно антисоветизма. Со «вступительным словом», которое ты сделал к «Тоталитарному рэпу», эта вещь, пожалуй, может восприниматься как своеобразная трактовка социалистического строя.
— На самом деле это не так. «Тоталитарный рэп» не имеет какого-то конкретного адресата. То, о чем в ней говорится, было и у нас, и в других странах.
Я представляю себе так: несколько раз в столетие с небес на землю ниспосылается этакий монстр. Он устанавливает режим, который держит людей в постоянном страхе. И эта песня как раз о таком режиме, о презрении прав человека, об отсутствии свободы — об обществе, лишенном демократии. В XX веке этими монстрами были Гитлер, Мао Цзедун… У нас — Сталин.
.
***
Интервью с К. Кинчевым, «Аргументы Недели», февраль 2012:
— Мы выбрались из этого «тоталитарного рэпа», или он по-прежнему с нами, только в легком и загримированном образе?
КК: Если процитировать весь текст песни, станет ясно, что ничего не изменилось. Ну, нет счастья на земле, что ж поделать:))
.
***
…это вариант реконструкции церкви под склад… — во время антирелигиозной компании 1920-х годов в СССР было закрыто и разрушено множество церквей. Нередко помещения церкви использовались под клуб или склад.
***
Шаг вперед, два шага назад… — обыгрывается название одной из статей В. И. Ленина.
***
Аусвайс (нем. Ausweis) — пропуск, удостоверение личности.
.
***
Во втором куплете иронично обыгрываются названия групп Ленинградского рок-клуба: АКВАРИУМ, ЗООПАРК, АУКЦЫОН, ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР, КИНО, ИГРЫ.
.
***
Но о «Кино» я не могу говорить… — см.:
Н. Барановская «По дороге в рай», 1993:
…Сложнее было с Цоем. Точнее — было страннее. Я знаю, что Константин и Виктор всегда с интересом следили друг за другом. В творческом, конечно, отношении. И каждый из них ценил то, что делает другой. Помню, когда московская рок-лаборатория впервые устроила нечто вроде фестиваля, в качестве гостей пригласили и питерские команды, в том числе «Кино» и «Алису». После мрачноватых изысков москвичей выступление «Кино» было как порыв свежего ветра. В антракте я подошла к Цою и сказала ему об этом. И он, несомненно, радуясь отличному своему выступлению, с азартом произнес:
— Э, подождите, вот сейчас еще Костя выступит! Он им покажет!.. Куда Москве
до нас!..
В одном из своих интервью Цой называл Кинчева в числе немногих, чьи песни ему близки. Марианна Цой, помнится, говорила, что «бунтарский» период Виктора (когда на смену песням «Фильмы», «Звезды останутся здесь», его иронично-любовной лирике пришли «Перемены», «Дальше действовать будем мы» и т.п.) начался в творчестве Цоя не без влияния «героических» песен Кинчева.
Между ними не было конкуренции. Каждый был самодостаточен. И тем не менее отношения были удивительные. Во всяком случае, меня они поразили. Цой во времена своего московского периода жизни не раз бывал у Кости. В один из своих приездов в Москву я заехала к Кинчеву и застала там Цоя Это было время, когда Виктор писал песни, вошедшие потом в альбом «Звезда по имени Солнце».
Сидели как всегда на кухне. Цой пел. И заметно нервничал. Потом гитару взял Костя Начал что-то наигрывать. Вдруг отставил гитару
— А-а, новых песен нет, а старые не хочу петь…
Но я видела, что дело в чем-то другом. И вдруг словно озарило: да они стесняются, боятся друг друга. Как боится публики человек, первый раз выходящий на сцену.
Когда Цой ушел, я спросила Костю:
— А что это вы с Витькой так друг друга стесняетесь, так дрейфите, будто от вашего взаимного суда вся жизнь зависит?
— Ты заметила? Слушай, никто не замечает… Но ты права, права… Это так. А почему? А черт его знает. Сам не знаю, почему. Но это правда.
В самом начале их знакомства у них был какой-то мелкий конфликт. Даже не у Кинчева с Цоем, а, скорее, у «Алисы» и «Кино». Вот почему в первоначальном варианте «Тоталитарного рэпа» появились слова «…но о «Кино» я не хочу говорить». Категоричное «не хочу» со временем сменилось на нейтральное «не могу». Но, будучи людьми талантливыми, занятыми в гораздо большей степени вопросами из так называемых «проклятых» и в меньшей, если не совсем в малой, — житейскими, они быстро поняли, что делить им нечего. Я уверена, они оба глубоко уважали друг друга.
.
***
Из ответов К. Кинчева на вопросы посетителей официального сайта АЛИСЫ alisa.ru:
Василий:
Я слышал, что вроде в первоначальном варианте песни «Тоталитарный рэп» было «..но о КИНО я не хочу говорить…», правда ли это? И почему о КИНО ты не мог или не хотел говорить? Спасибо.
Кинчев:
Василий, действительно, первоначально эта строчка звучала именно так. Дело в том, что в момент написания этой песни я только что отснялся в кинофильме. И этот кинофильм мне очень не понравился. Со временем я успокоился и стал произносить эту строчку так, как произношу ее и сейчас.
.
***
«Наше радио», программа «Летопись»:
Единственная, по-настоящему обидная строчка «Тоталитарного рэпа» посвящалась группе «Кино» «Но о «Кино» я не хочу говорить». В Питере Кинчев и Цой общались не особенно близко, хотя за творчеством «Кино» лидер «Алисы» следил еще со времен альбома «45». Отношения стали ближе, когда Цой перебрался в Москву. В то время — в последний период жизни Виктора — они часто сидели на кухне и показывали друг другу новые песни. Так, именно Кинчев стал одним из первых слушателей «Красно-желтых дней». Мало того, позже Кинчев вспоминал еще об одной неопубликованной цоевской песне — со словами «Не промахнись, атаман, не заряди холостым». По словам Кинчева, Цой не стал записывать ее из-за того, что остальные киношники сочли ее похожей на «Алису». Далеко не со всеми коллегами Цоя по группе «Кино» у Кинчева были теплые отношения — может быть, это и вызвало к жизни столь резкую строчку. В любом случае, уже через 2 года, на концертах, вместо «не хочу говорить» Кинчев стал петь «не могу говорить».
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, «Время Культуры» (Петербург), № 2 (4) за 2014 г.:
— «Тоталитарный рэп — это вам не ха-ха, тоталитарный рэп — это факт, тоталитарный рэп сформирован годами под вой сирен и лай собак…» Как ты считаешь, потеряла ли актуальность эта твоя песня?
— Нет. Не потеряла. Пропагандистская машина работает отлаженно. Но что поделать, холодная война на дворе, пропаганда необходима. Причём всем сторонам. Мы тут не оригинальны.
Алиса — Тоталитарный рэп (Live 1988)
АлисА — Тоталитарный рэп, 20 ноября 1988
Из фильма «ROCK ON A RED HORSE» (1990); Ken Thurlbeck, USA:
Алиса — Тоталитарный рэп, Москва (1991)
Акция в защиту программы «Взгляд»:
Фрагмент выступления на фестивале «Максидром-99»
Алиса — Тоталитарный рэп 9.12.2011 г. Саратов
_______________________________________________________________________
Текст песни «Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)»:
Тоталитарный реп — это вам не ха-ха,
Тоталитарный реп — это факт.
Тоталитарный реп сформирован годами
Под вой сирен и лай собак.
Тоталитарный реп — это вариант
Реконструкции церкви под склад.
Тоталитарный реп — это танец:
Шаг вперед, два шага назад.
Тоталитарный реп — это эквилибр,
Тоталитарный реп — это акт,
Тоталитарный реп — это абстрактный пряник
И совершенно конкретный кулак.
Тоталитарный реп — это эксперимент
По перестройке сознания масс.
Тоталитарный реп — это голос:
— Предьявите ваш аусвайс!Тоталитарный реп — это «Аквариум»
Для тех, кто когда-то любил океан.
Тоталитарный реп — это «Зоопарк»,
Если за решеткой ты сам.
Тоталитарный реп — это «Аукцион»,
Где тебя покупают, тебя продают.
Тоталитарный реп — это «Джунгли»,
В которых, как ни странно, живут.
Тоталитарный реп — это «Телевизор» —
Он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный реп — это «Кино»,
Но о «Кино» я не могу говорить.
Тоталитарный реп — это «Игры» под током,
Этакий брейк-данс.
Тоталитарный реп — это дискотека,
Где крутит свои диски пулеметчик Ганс.Тоталитарный реп — это старый, как мир, аттракцион,
Но он жив и теперь.
И комнату смеха от камеры пыток
До сих пор отделяет лишь дверь.
И гласность имеет свой собственный голос,
Но за гласностью негласный надзор.
И если тебя выбирают мишенью, то стреляют точно, в упор.
Тоталитарный реп — это модель общества глухонемых.
И если они вдобавок плохо видят,
То это только лучше для них.
Вы скажете мне: «Что за поза? Вы, батенька, максималист!»
Я отвечу вам: «Что вы, мой фюрер, я просто антифашист!»Раз-два, тыр-тыр-тыр.
Раз-два, у нас новый командир.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий