Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
5. Плохой Рок-н-Ролл
(К. Кинчев)
7. Экспериментатор
(К. Кинчев)
К.Кинчев музыка и слова
А.Шаталин музыка (4)
К.Кинчев и П.Кондратенко музыка (8)
К.Кинчев вокал (1-10), гитара (10)
П.Самойлов эл.гитара, бас (9,10), клавишные (8), перкуссия (1), подпевки
П.Кондратенко клавишные (1-3,5,7-9), подпевки
В.Задерий ударные
С.Курехин клавишные (4,7,9)
О.Васильев труба (7,8), флейта (8)
А.Куссуль скрипка (6)
В.Гаккель виолончель (6)
А.Рахов саксофон (6,8)
М.Чернов саксофон (2)
А.Тропилло флейта (6),подпевки
Первый альбом группы «Алиса», записанный с К.Кинчевым. С тех пор понятия «Алиса» и Кинчев неразрывны.
В фонограмме звучат фрагменты произведений
Ш.Бодлера, М.Булгакова, Н.Гоголя, А. Островского
Запись студии Ленинградского рок-клуба 1985-86 г.
Звукорежиссер — А.Тропилло
Редакторы — Н. Барановская, Н. Кацман.
Художники — В. Обаткин, А. Смирнов.
Компьютерный дизайн — П. Семёнов (на переиздании Moroz Records).
МАГНИТОАЛЬБОМ 1985
Ленинградский рок-клуб
(p) 1988 Мелодия C90 26733 000 [LP]
(c) (p) 1994 Moroz Records MR 94009 [CD, MC]
(p) 1998 Moroz Records dMR [CD; упрощенное оформление]
(p) 2003 Союз SZCD 2048-03 [CD; live bonus]
* * *
М. Нефедов, газета «Шабаш» N 3, 1993:
Приходит на репетицию Задерий и говорит: мол, был в Москве, познакомился через Андрея Заблудовского с парнем — зовут Костя, сочиняет и поет. Музыканты «Секрета» помогли ему записать альбом «Нервная Ночь». Послушайте кассету, может, понравится…». Мы послушали. Мне, кстати, совсем не понравилось — говорю, гребенщиковщина какая-то, на фиг нам это надо? Славка говорит: парень завтра приезжает, давайте попробуем, может, что и получится. Приехал Кинчев, скромный такой. И знаешь, с первой репетиции как-то покатило, мы сразу за один присест сделали шесть вещей — основу будущей программы «Энергия»…
***
К. Кинчев:
После нашего выступления <на III-го фестивале Ленингражского рок-клуба — С.К.>, на следующий день, ко мне подбежал Гребенщиков и говорит:»У тебя есть на сорок минут программа?», я говорю: «Конечно!» — хотя этого не было ещё, мы сделали [для фестиваля] всего шесть песен…- «Тогда пошли со мной…» Мы подходим к человеку, такой прилизанный, с драными усами — Андрей Владимирович Тропилло! Боб говорит: «Вот кого надо сейчас записывать.» А этот: «М-да?! Ну, ладно, подойдите ко мне где-нибудь в мае… у меня много работы, я сейчас делать ничего не хочу… я сейчас вообще занимаюсь НЛО(!). Буду [в мае]писать вас всех сразу…» — имеется в виду Аквариум, Кино, Телевизор, нас и Странные игры.
***
Из интервью с К. Кинчевым, октябрь 1997:
Константин Кинчев: — …Потом Задерий пригласил меня в Алису и в марте 1985 года мы отыграли концерт, который почему-то всех потряс. Я до сих пор не понимаю, что уж в этом было такого удивительного, но видимо что-то было, потому что Андрей Владимирович Тропило дал добро на запись нормального альбома, к которому мы приступили в июне и закончили в декабре 1985 года.
— Новый альбом «Энергия» стал первым альбомом группы Алиса. Как он появлялся?
К.К. — Студия находилась в доме пионеров на улице Панфилова. Работали плотно: каждый день или через день. Запись происходила следующим образом — мы приезжали и Тропило говорил: «Тут вот станки пришли всякие — надо бы их погрузить…». Тащили все это на второй этаж, и только потом — в студию. Запись велась на 16-канальный Tascam. Работали сразу 4 коллектива: Аквариум, Цой, Телевизор и мы — в непрерывном режиме, на одной барабанной установке. Так что очень много времени уходило на отстройку ударных. В общем, работа кипела, но я до сих пор не могу понять, как Тропило мог существовать в этом режиме.
— Рок — особая, честная музыка, которая, порой, рождается в самый момент записи…
К.К. — Конечно. Когда мы приходили в студию, нам казалось, что все готово. Но получалось абсолютно не так.
.
***
Конфликты внутри группы, которые работе над альбомом, конечно, не способствовали, начались ещё до записей, когда Задерий со скандалом выгнал из Алисы гитариста Андрея Шаталина — неотъемлемую составляющую «живого» звучания группы. Cитуацию не мог спасти ни Пётр Самойлов, пришедший на место Шаталина, ни бессменный «алисовец» Михаил Нефёдов, ни приглашённый на запись целый ряд известных питерских музыкантов (Гаккель, Курёхин, Чернов и др.).
Все эти постоянные ссоры и примирения привели к тому, что к концу записи группа Алиса как таковая уже не существовала. По крайней мере, в старом составе. Записав бас на первых композициях, «отчалил» основатель группы Слава Задерий, а вместе с ним — клавишник Павел Кондратенко и Нефёдов. Таким образом запись альбома заканчивали три человека: Кинчев, Самойлов и Тропилло, который и стал инициатором переименования проекта на «Доктор Кинчев Сотоварищи». С ведома музыкантов именно под такой «шапкой» альбом «Энергия» и пошёл в народ в начале 1986 года.
***
СТАРЫЙ РОКЕР, «РОКСИ», сентябрь-декабрь 1985 года:
Недолго прожили вместе АЛИСА и Константин Кинчев — меньше года. За этот короткий срок они круто перекроили ленинградский табель о рангах, уверенно войдя в компанию лидеров. КИНО, ДЖУНГЛЯМ, СТРАННЫМ ИГРАМ пришлось потесниться.
…Потом наступили летние каникулы; мы ждали осени, чтобы снова увидеть АЛИСУ с Костей на сцене.
… Сначала АЛИСА выступать не могла (по непонятной причине), а когда смогла — не захотела. Кое-как сыгранный ноябрьский концерт особой радости не принес ни музыкантам, ни публике. Через несколько дней после концерта АЛИСА и Кинчев разошлись. На память об их союзе остались среднего качества концертные записи, несколько эпизодов в дурацком фильме «Переступить Черту», два десятка фотографий и студийный альбом «Энергия».
Работа над ним велась всю осень, а завершена была уже после раскола.
… Сейчас трудно сказать, как сложиться в дальнейшем судьба Доктора Кинчева: вернется он в Москву, или все же переедет в Ленинград. Но как бы там ни было, мы еще наверняка услышим в его исполнении эти песни, только с другим составом. А сезон 85-го года, во многом прошедший под знаком АЛИСЫ, с каждым днем отделяется от нас, медленно погружаясь в пучину прошлого. И жаль, что альбом «Энергия» не самым лучшим образом зафиксировал триумфальный взлет АЛИСЫ.
Вообще-то, дело не в буквальной фиксации, всем понятно, что «Livе» и студийная работа — ни одно и то же. И все-таки, даже несовершенные концертные записи лучше всего передают мощный драйв АЛИСЫ, они звучат естественнее, живее. Ведь АЛИСА играла демоническую, жутковатую музыку, которая пронизывала насквозь, вызывала сильнейший катарсический шок. Все понимали: идет волна!
На альбоме саунд оказался совсем другим — искусственным, стерильным, модным; это особенно ощутимо в «Меломане», «Экспериментаторе», «Ко мне».
Впрочем, проблема не в саунде: Каждый пишет, как он слышит, а тем, кто не имел удовольствия увидеть АЛИСУ в натуре, «Энергия» принесет немало радости и прочих положительных эмоций. Вот если бы не было еще драматизации: Автором сего почтенного изобретения является, видимо, г-н Тропилло, а Кинчев, фамилия которого в списке драматизаторов идет второй, похоже, исполнял в данном случае роль подмастерья при великом мэтре. И тот и другой неплохо поработали по части режиссуры: Цитаты из Островского, Булгакова, Бодлера и кого-то еще (из Гоголя, что ли?), очевидно, должны вызвать у нас восхищение широтой кругозора и эрудицией «драматизаторов» и дать понять, что все не так просто, как кажется, а гораздо сложнее, загадочнее, страшнее.
***
Из интервью С. Задерия, журнал «Ура бум-бум!» (Ростов-на-Дону»), 1987:
…Тропилло просто показал свои акульи интересы. Такую же историю он с «Энергией» устоил. «Демонический голос» — это Тропилло, непременно. Стал Костю врубать, давайте, сол, сами сведем. И когда я уехал на время, все и сработалось. А Тропилло, я тебе скажу, сводить не умеет. Как надо было — знал только я. Там много было музыкальных и смысловых пластов, и по распределению частот — тоже тонкости были. Я приехал, услышал — плохо сделалось — две начальные фразы убраны. Там было нечто вроде театра абсурда, хотя, подспудно, мысль проходила. Звучал голос: «Давайте поднимем это вверх!» и второй голос: «Давйте опустим это вниз!» и третий — разрешающий: «Можно!» А в результате? Женский голос есть, а первые два голоса Тропилло забыл ввести. Вступление превратилось в чепуху. Как я мог терпеть? Музыка и аранжировки — мои, тексты — Кости. И вдруг — «аранжировка А.Тропилло»- даже Костя опух! Два года ушли просто в ветер!
***
Интервью с К. Кинчевым в программе «АРМИЯ АЛИСА» на радиостанции SNC (Москва) 22.02.1992.:
— Существует легенда, что «Энергия» перезаписывалась несколько раз…
— Один раз записали, раз и навсегда! У небезызвестного Андрея Тропиллы. Интересная студия во дворце пионеров у него тогда была. Восьмиканальный магнитофон, по тем временам это круто!
.
***
Из интервью с К. Кинчевым, журнал «Фузз» май 1995 г.:
Кинчев: Потом, в 85-м, после триумфального — (Костя скептически усмехнулся и продолжал),- после мощного выступления на фестивале в Рок-клубе, Тропилло дал добро на запись альбома, а я уже в то время был в АЛИСЕ, и мы во Дворце Пионеров в переулке Панфилова, что само по себе символично, приступили к работе над альбомом «Энергия». Процесс происходил следующим образом: мы приходили на запись, а Тропилло нам говорил: «Ребята, тут токарные станочки привезли во Дворец Пионеров, надо бы на третий этаж перенести…» Так что мы сначала носили эти станочки — жутко тяжелые, — а потом приступали к записи…
Корр.: А как вышла ваша первая пластинка? В те времена АЛИСА на виниле — это был нонсенс…И тут выходит «Энергия».
Кинчев: Как только я понял, что есть такая возможность, я сразу за нее ухватился. Мы с этого ничего не получали, потому что расценки в ту пору были примерно следующие: 0,1 (одна десятая) копейки за одну проданную пластинку — на группу. Но, в общем-то, не в этом дело. Важно, что они выходили…
.
***
Владимир Обатнин об оформлении пластинки «Энергия»:
Я был связан с фирмой «Мелодия», там был некий Насонов, он нам с товарищем предложил сделать обложку. Я познакомился с Кинчевым. Он мне показал свой эскиз. Детский лепет — обычный металлический жест, «коза». А я решил, раз они любят такое черное начало, перевернуть знак victory, а поскольку музыка на первом альбоме была очень бодрая, пропустить между пальцами молнию, удар электрическим током. Компьютеров у нас тогда не было, мы все сделали руками, при помощи аэрографа. Потом принесли ее художественному редактору — с «Алисой» даже не согласовывали. Сначала мы хотели сделать лицевой заднюю сторону, с портретом Кинчева. Редактор удивился, сказал: я много смотрел пластинок, каталогов, поверьте мне, такую, что с двумя пальцами, я нигде не видел — давайте сделаем ее главной. Мы согласились и поменяли обложки местами, потому что первый вариант был заезженным. Дело в том, что существовали стереотипы, тенденция — посмотреть, что делают на Западе, сделать похоже или попасть под стандарты. А нам хотелось выбиться из этого ряда.
.
***
Выходу виниловой пластинки предшествовал выход в 1987 г. сингла (по-советскому — миньона) — маленькой пластинки, включающей три композиции — «Мы вместе», «Меломан» и «Энергия».
Об оформлении миньона рассказывает художник Николай Бельтюков:
Для дизайна конверта была использована чб фотография с видом из окна дома 19 к.1 по пр. Луначарского. Затем она красилась виражами и анелинкой — красной и оранжевой. Надпись «АлисА» была выклеена на стекле полосками черной бумаги. Стеклом прижималась фотобумага при экспонировании ее на увеличителе. Белая обводка логотипа делалась тоже врукопашную (1987!) — рейсфедером, гуашью. Макет Коля Васин показывал Кинчеву еще до типографии. Косте он понравился, только он сожалел, что на небе нет молнии. Потом он почему-то рассказывал, что оформление был сделано без его ведома. Вот такая история. Банк Империал.
.
***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:
…После эффектнейшего выступления группы на III ленинградском рок-фестивале Тропилло приглашал АЛИСУ на запись с любопытством, но не без опаски… Первые сессионные опыты с музыкантами АЛИСЫ подтвердили самые худшие опасения Тропилло.
-Когда мы стали записывать «Энергию», на пленке начал получаться тухляк, — вспоминает он. — Совершенно тухлая болванка, совершенно вялый саунд. Энергией там не пахло и в помине. И тогда я сказал Кинчеву: — Давай попробуем разыгрывать сценки и наносить сверху инструментальных партий и вокала второй звуковой слой.
Идея Тропилло заключалась в том, чтобы за счет реплик и мини-диалогов, выдернутых из произведений русско-советской литературной классики, перегрузить альбом интонационно. Насытить его настолько плотно, чтобы человеческое ухо данный объем бит-информации не могло воспринимать даже теоретически. Строго говоря, подобные приемы уже встречались в мировой практике — начиная с эпоса полинезийских племен и заканчивая произведениями Прокофьева. На «Энергии» подобная система подхода к толщине звука и построению драматургии получила название тропиллизация…
Несмотря на то, что аналогов столь продуманной работы со звуком советская магнитофонная культура до тех пор не знала, «Энергию» ругали все подряд. Особенно доставалось Тропилло — начиная от обвинений в волюнтаризме и развале группы и заканчивая массовым неприятием приема тропиллизации. Все вокруг говорили, что альбом не отражает концертный звук АЛИСЫ, что в нем нет воздуха и он состоит из сплошных команд. Сам Кинчев, соглашаясь с тем, что «Энергия» дала мощный толчок группе, позднее называл его звучание чудовищным.
— Это была наша первая студийная работа, и по большому счету мы к ней оказались не готовы, — вспоминает Кинчев. — Первоначальное звучание — вялое оно было или не вялое — выглядело естественнее. На мой взгляд, студийный альбом — это качественная фотография того, что собой представляет коллектив. Чем тоньше звукорежиссер, тем качественней он делает фотографию. А мы с Тропилло чрезмерно увлеклись экспериментами в аранжировках, наложениями голоса на голос, дабл-треками…
Для Тропилло работа над «Энергией» стала одним из последних студийных опытов и, возможно, его самым глобальным экспериментом в области звуковых реформ. В спродюсированном Тропилло альбоме разрабатывалось огромное количество звуковых находок и авансов, размещенных в разных стилистических направлениях — от джаза до рэпа. Тропилловские теории в области интонационного аранжа представляли песни АЛИСЫ не в контексте прямолинейной атаки пресловутого жги-гуляй-бита, а в новом ракурсе, подчиненном законам не смысла, а чувства.
***
К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:
На каком-то из очередных концертов в рок-клубе Борис Борисович подошел ко мне, говорит «Хочешь я тебя познакомлю с Тропиллой?». Познакомил меня с Тропиллой и говорит… «Вот, — говорит, — Андрей Владимирович, надо вот уже как бы писать человека». И, соответственно, Тропилло решил записать и нас в череде тех коллективов, которые он планировал писать тем самым летом. Писал он одновременно «Телевизор», «Кино», «Аквариум» и «Алису», то есть, конечно, он — монстр. Да он многому научил, то есть, в принципе, альбом «Энергия» — это 70% его заслуга, что он вообще вышел, потому что то играть никто не умел толком. То есть на записи выяснилось абсолютно, что Задерия вообще не умеет играть на бас-гитаре, то есть пришлось Пете Самойлову, принципе играть на басу, а он на альбом приглашен, как гитарист и в группу, соответственно, после этого альбома он поменял квалификацию: я ему предложил стать бас-гитаристом.
Членский билет Кинчева в Ленинградском рок-клубе.
***
Из интервью с К. Кинчевым и П. Самойловым, «FUZZ» сентябрь 2005:
— Возвращаясь на двадцать лет назад к «Энергии». Альбом записывался с июня до декабря?
Константин: Очень большой объем работы был выполнен. И, я считаю, альбом «Энергия» — это на семьдесят процентов заслуга Тропилло, который в процессе увлекся, и эта работа стала главной. В тот период он писал много групп, и остальные даже задвинул. За то, что увлекся этой работой, огромное ему спасибо.
— Подавлял ли он?
Константин: Нет. Только собственным обаянием, опытом. Мне он внушал безусловное доверие. Если только авторитетом подавлял своим. Когда ты с кем-то работаешь, необходимо взаимопонимание и доверие. Как можно не доверять человеку, который вкладывает душу и хочет сделать, чтобы было максимально хорошо? Когда человек работает спустя рукава, это тоже видно сразу. Соответственно, никакого контакта не получается. С Тропилло получилось. Я был в этой ситуации ведомым, о чем абсолютно не жалею.
— Потому что не было студийной практики?
Константин: Абсолютно никакой. Поэтому, придя на студию, я сразу определил приоритеты. Человек, у которого за плечами огромный объем студийной работы и группы с именами, которые уже были записаны — безусловный авторитет. И пиетет он у меня вызывал. Поэтому я прислушивался ко всем советам Тропилло, и мы выполняли все задачи, которые он перед нами ставил.
— Эта полугодовая работа велась, конечно, эпизодически?
Константин: Да, Тропилло писал пять групп одновременно. Мы работали в часы, которые нам выделялись. Если бы было иначе, могли, наверное, быстрее записать.
— Если вспомнить тогдашнее состояние, чем ты жил?
Константин: Я альбомом исключительно и жил, больше ничем. Этот процесс меня поглотил полностью, целиком и бесповоротно. Я с удовольствием вспоминаю — это была колоссальная практика, огромный опыт. И действительно плодотворная работа получилась. Эпохальный альбом вышел.
…- Ты можешь охарактеризовать составы АЛИСЫ — времен окончания записи «Энергии» и сегодняшний?
Константин: Был еще состав до окончания записи «Энергии»: Задерий, Кондратенко, Шаталин, Нефедов и я. Потом был состав с Самойловым как гитаристом, и на «Энергии» Петя как раз стал бас-гитаристом, потому что он играл там и на гитаре и на бас-гитаре. И после этого альбома перешел на бас-гитару. Сложно говорить о составах. Есть прелесть во всех составах своя. Все диктует та музыка, которую хочется играть в данный момент. Каждый состав делал ровно то, на что был способен. И делает.
… — Какие отношения были в группе при записи «Энергии»?
Пётр: Могу сказать служебной фразой: творческие отношения. Даже супер-творческие. Потому что мы в процессе работы друг друга узнавали. Я не был знаком с Кинчевым. Как я понимаю, он тоже с ребятами провел не так много времени. Это была первая запись по сути студийная. Если не брать в расчет «Нервную Ночь», которую он с СЕКРЕТОМ и Задерием делал. В то время на репетиции аппарат был такого качества, что, может быть, человек себя и слышал, что он играет, но в целом понять все было сложно. А запись позволяла понять, кто о чем ведет речь.
— Запись альбома ведь заняла полгода.
Пётр: Всё лето. А по сведению — действительно позже. Склейки, сшивки — в то время ведь не было компьютеров, и все делалось с помощью ножниц. Это сейчас называется сэмплы, клипы — а в то время называлось ножницы.
…- Как строилась работа между музыкантами и звукорежиссером в студии?
Пётр: Андрей (Тропилло — ред.) все-таки постарше нас, лет семь разницы. И мы должны вроде к нему относиться как к взрослому товарищу, брату старшему. Когда дело касалось технических вопросов, которые нам нужно было выполнять, он принимал позицию начальника, взрослого человека и не подавлял, а объяснял, как надо делать. Во всем, что касалось творчества, он принимал активнейшее участие. У него был богатый опыт общения с музыкантами, и он понимал, что рождается что-то новое. Он — как повивальная бабка, принимал роды. И у него было отношение к нашей группе как к роженице.
— Как долго шла работа в студии и всегда ли на трезвую голову?
Пётр: Такое ощущение, что процесс был непрерывным, какой-то линейкой. Скорее всего, что-то было на трезвую голову, что-то нет. Человек не может три-четыре месяца находиться в одухотворенном состоянии с утра до вечера. И не один человек, а много.
— Костя вспоминал, что у Тропилло было красное вино, прокисшее, как уксус, и к концу работы он обпился этим вином до такой степени, что пожелтел.
Пётр: У него глаза были желтые, я испугался страшно. Руки мыть побежал. Это была типичная желтуха. Но я это вино не пил. У меня есть подозрение, что я в тот момент вообще не пил. Не хотелось и все. Меня Задерий тогда закодировал. Может, он сам не знает, что умеет это делать. Я год не пил. Может, это после альбома уже было.
Кинчев и Задерий в общежитии ДАС МГУ (25 апреля 1985 год).
***
Из интервью с П. Самойловым, газета «Шабаш»:
— И играл ты там на гитаре, с Задерием. Слава ведь бас тебе не дал, ты гитаристом был.
— Так я и был гитаристом. Шатл-то ушел, значит, кому на гитаре, мне на гитаре играть. Меня на гитаре играть и взяли. Я там всю «Энергию» и записал, по сути. Всю «Энергию» записал я. Потом, поскольку так вышло. Славка начал говорить…
… — Ведь «Энергию» надо ж было подготовить…
— А очень просто все. Все произошло естественно. У них были записи с Шатлом. Болванки. Я просто их взял и выучил.
— Ты имеешь в виду то, что Панкер писал?
— Да.
—Ты ведь как бы появился, в который уже, наверное, раз,— когда они писали вовсю «Энергию»…
— Нет. Они же играли концерт, и это было записано на концерте. Это концертная запись была. Я ее прослушал. Качество жуткое совершенно. И вот то, что потом там на альбоме… «Волна» — Шатла идея, которую все равно я развивал. «Мы вместе» — это моя телега, уже гитарная. «Поколение» — тоже моя телега, с Задерием. «Соковыжиматель» — это идея все-таки Шатла, но поскольку я там бас сыграл, то, наверное, пополам пошла.
***
А. Тропилло, rollingstone, 06.04.2007.:
Я тогда узнал о методе позиционной аранжировки. Это когда дрессировщик приказывает собаке «лежать» с интонацией «фас!» — и собака бросается.
Я решил использовать этот метод на Кинчеве, чтобы он, произнося одно слово, вкладывал в него другой смысл. Костя поддался и остался доволен результатом. Но в итоге он вышел из-под моего влияния и в самом конце пластинки, когда я говорю «довольно», не дал мне последнего слова и дописал своим голосом «антракт, негодяи».
.
***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:
А «Энергию» мы не сделали из-за Тропиллы. Тропилло му-му, пардон, тянул, тянул… Ты ж знаешь Тропиллину манеру: он сказал в воздух, типа надо бы, а потом оказалось, что у него кто-то уже сделал это все. А тогда ж это была не работа. Или, скажем, не просто работа. Тогда ж это было еще и престижно — выпустить первый альбом. За день до того, как это уже нужно было отвозить в Москву, Тропилло заявил: «Ну где же вы раньше были? Все давно готово». И v нас с Потаповым все готово почти. Пластинка совершенно другая должна была быть. И девочка вот эта, маленькая Алиса — она уже тогда была сделана. Это должно было быть как бы началом сказки. Именно так это должно было прозвучать. Начало сказки. А потом должно было идти развитие сказки: «БлокАда», и дальше, дальше. Сказка должна была продолжаться от альбома к альбому. Только она не тем сейчас заканчивается немножко…
.
***
Андрей Тропилло, 20.11.2017:
https://specialradio.ru/art/681/
В 1985 году во время записи альбома «Энергия» Святослав Задерий по имени Алиса самоустранился, и альбом мы сделали без него. А, стало быть, и название «Алиса» использовать было неуместно. Я придумал назвать проект «Dr. Кинчев со товарищи» и был продюсером этого альбома. Пригласил музыкантов: Курёхина, Чернова, Гаккеля, Куссуля, Рахова в помощь. И на пластинке, выпущенной фирмой «Мелодия» было по кругу написано «Dr. Кинчев со товарищи», а в скобках «Алиса» маленькими буквами. И то, потому что они пришли ко мне, держа под руки валящегося с ног Задерия под стереоэффектом – это когда наркотики на алкоголе – и он еле шевеля языком на вопрос о названии с большим трудом подтвердил:
– А хуй с ними, пускай забирают.
Тогда Паша Кондратенко убеждал меня:
– Ну, не продаёмся мы под придуманным тобой названием «Dr. Кинчев со товарищи», не покупают билеты. Но, стоит написать «Алиса», как сразу же полный зал. Напиши на пластинке «Алиса», это очень важно.
В итоге вышло так, как хотели они. Однако, не так давно Кинчев организовал тур, посвящённый пластинке Алисы «Энергия», совершенно выпустив из виду, что это вообще-то моя пластинка, и я был её продюсером, а не он. И оформление придумал я — название Алиса в виде электрического разряда между пальцами. Картину нарисовали мои художники Абатнин и Смирнов, потом написание группы перелицевал другой художник, который даже судился с группой. И Кинчев спокойно предал забвению моё название проекта. А у меня все ведь документы со времён издания на виниле сохранились, где чётко прописано что кому принадлежит. Не так давно я тоже хотел подавать в суд, но Костю хватил удар, и я решил его лишний раз не беспокоить. Украл и украл.
.
***
Владимир Обатнин об оформлении альбома «Энергия»:
Я был связан с фирмой «Мелодия», там был некий Насонов, он нам с товарищем предложил сделать обложку. Я познакомился с Кинчевым. Он мне показал свой эскиз. Детский лепет — обычный металлический жест, «коза». А я решил, раз они любят такое черное начало, перевернуть знак victory, а поскольку музыка на первом альбоме была очень бодрая, пропустить между пальцами молнию, удар электрическим током. Компьютеров у нас тогда не было, мы все сделали руками, при помощи аэрографа. Потом принесли ее художественному редактору — с «Алисой» даже не согласовывали. Сначала мы хотели сделать лицевой заднюю сторону, с портретом Кинчева. Редактор удивился, сказал: я много смотрел пластинок, каталогов, поверьте мне, такую, что с двумя пальцами, я нигде не видел — давайте сделаем ее главной. Мы согласились и поменяли обложки местами, потому что первый вариант был заезженным. Дело в том, что существовали стереотипы, тенденция — посмотреть, что делают на Западе, сделать похоже или попасть под стандарты. А нам хотелось выбиться из этого ряда.
***
…Конечно, как часто бывает при студийных записях (и как это будет у АЛИСЫ в будущем всегда), кроме песен, попавших на альбом, часть осталась «за бортом». Для «Энергии» записывались, но так и не были признаны годными для альбома «Ветер перемен» (Если ты веришь мне) (впоследствии она будет-таки доведена до ума и войдёт в «БлокАду», а «энергиевскую» версию можно услышать на бутлеге «Суд») и «Посторонний» (эту вещь Кинчев играл на квартирниках в период 1985-87гг., а вот в «электричестве» песня будет издана только в 2001г. на «Танцевать»).
.
***
Из книги А. Чернина «Другая история» , 2007:
Первая треть 1986 — го прошла в чехарде, которую сложно проследить, но мы попробуем. Итак, бывшие участники «Алисы» разбрелись по нескольким проектам. Основные противоречия возникли между Кинчевым и вторым лидером группы — басистом Святославом Задерием. Тот устранился отдел примерно на половине работы над «Энергией». Однако ведущий историограф питерского рока Андрей Бурлака сообщает, что Задерий, не согласный с конечной версией «Энергии», опубликовал свой вариант сведения альбома под названием «Суд» (Скачать этот вариант альбома можно здесь).
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий