АЛИСА — история альбома «Шестой Лесничий» (1989)

1989_lesnichiy_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Новый Метод
(К. Кинчев / П. Самойлов)

2. Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный Рэп)
(К. Кинчев)

3. Шестой Лесничий
(А. Киселев)

4. Театр Теней
(К. Кинчев, THE CURE)

5. Аэробика
(К. Кинчев)

6. Только Этот День
(А. Шаталин, К. Кинчев)

7. Солнце за Нас
(К. Кинчев)

8. Стерх
(К. Кинчев)

 1989_lesnichiy_02

К.Кинчев — музыка и слова
А.Киселев — музыка и слова (3)
А.Шаталин — музыка (6)
К.Кинчев — вокал
П.Самойлов — бас, бэк-вокал
А.Шаталин — гитара
В.Осинский — клавишные
И.Чумычкин — гитара
А.Журавлев — саксофон

Записывался на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») в 1989 г.
 
Звукорежиссер — В.Глазков

МАГНИТОАЛЬБОМ 1989

LP
СССР, «Мелодия», 1989, тираж 1000000 экз.
CD, CC
Moroz Records.

1989_lesnichiy_03

* * *

Из интервью с К. Кинчевым, газета «Советская молодежь», 05.05.1988:

— У «Алисы» на сегодняшний день вышло уже два полновесных альбома — «Энергия» и «БлокАда». Каким будет третий?

— Каждый альбом преследует определенные цели. Другое дело, как показывает практика, они никогда не выполняются до конца, как было задумано. Я думаю, что это нормальное явление, так как, достигнув идеала, придется остановиться, что равносильно творческой смерти. Поэтому в нашем новом альбоме, который планируется записатьв ближайшее время, слегка изменится музыкальный стиль: мы хотим сделать его более «попсовым», легким по музыке.

***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:

<Говорит Алексей Вишня:>
— …как раз в это время из Москвы приезжал Костя Кинчев и жил у меня. Мы с ним тоже писали альбом. В общем, был сумасшедший дом. Записали песню «Шестой лесничий», «Театр теней», где я играл на секвенсоре, Петя Самойлов — на клавишах, а Костя — на гитаре. Очень интересные были версии.
…Костя Кинчев не простил мне того, что я снова вышел на контакт с Цоем <Вишня в то же время стал работать над альбомом КИНО — «Группа Крови» — С.К.>. В то время у них существовала какая-то подземная, глубоко запрятанная внутрь конкуренция, борьба за абсолютное лидерство. И когда Кинчев услышал «Группу крови»… В общем, я остался и не с Цоем, и не с Кинчевым.

***
Из интервью с К. Кнчевым, «Россійская газета» №5025 от 22.10.2009:

Российская газета: — Константин, «Шестой лесничий», безусловно, стал одним из главных музыкальных событий рок-сцены конца 80-х. А чем он важен лично вам?

Константин Кинчев: — Прежде всего тем, что зафиксировал сложный, этапный момент моей жизни. 1988 год, когда писался этот альбом, вообще мог поменять в моей жизни все. Я был под следствием по делу о злостном хулиганстве (начавшемся с того, что Константин заступился за свою беременную жену, которую милиционеры не пропускали за кулисы на одном из концертов. — Прим. авт.), меня должны были посадить, и поэтому я должен был закончить этот альбом, чтобы на зоне начать писать следующий (улыбается).

РГ: — «Шестой лесничий» интересен еще тем, что был «кочевым», то есть записывался в разных городах Советского Союза.

Кинчев: — Жить завтрашним днем в тех условиях было невозможно. Требовалось как можно быстрее записаться. Поэтому мы двинулись вслед за передвижной студией звукозаписи «Тонваген», колесившей по стране и записывающей официальных артистов из разных городов. Артисты уходили домой, а под покровом ночи в этот вагончик к нашим друзьям-звукорежиссерам проникали мы и записывали наши песни.

РГ: Каким вам вспоминается то время 20 лет спустя?

Кинчев: — Счастливым и беззаботным. Мы все были молодыми. А остальное — частности.

 

***
«Наше радио», программа «Летопись»:

Кинчев: — Ну, запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут. То есть, мы альбом выпустили в 89-м году, а начали писать зимой 87-го. То есть, соответственно, 2 года. Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.

К 1989 году дискография группы Алиса насчитывала 2 полноценных альбома, к тому же выпущенных на виниле. Это альбом 85 года «Энергия», и альбом 87 года «Блок Ада». Работа над альбомом «Шестой лесничий» длилась целых 4 года. Это если считать от момента написания первой песни и до выхода в продажу. Альбом делался в полном смысле слова «на колесах» — то есть в легендарной передвижной студии «MCI». Это был здоровенный, 10-метровый вагон, набитый под завязку высококлассной аппаратурой. Там стоял 24-канальный магнитофон с системой шумопонижения «Dolby», микшерный пульт «Sony» и другие чудеса техники, включая цветные мониторы. Его сделали в Лондоне специально для международной выставки «Связь-80», которая проходила в Москве накануне Олимпиады. Домой англичане увезли 250 тысяч долларов — тогда это были бешеные деньги. А вагон остался в СССР и стал записывать различные оркестры, да народные хоры. Вся эта экзотика шла за рубеж, потраченные доллары отбивались, а по ночам в этом вагоне творилась экзотика еще бОльшая. Еще в 83-м звукорежиссер Виктор Глазков одновременно писал в этом вагончике «Аквариум» с «Радио Африкой», «Странные игры» и «Мануфактуру». В 87-м в нем же была записан а алисовская «БлокАда». С «Лесничим» все было не так просто: в 88-м вагон постоянно колесил по стране, и музыкантам приходилось за ним поспевать.

Кинчев: — Поэтому пользовались малейшей возможностью, чтобы прописать готовый уже материал. Нам здорово помогал в этом Виктор Глазков, хозяин передвижной студии. И мы двигались по его маршруту, поскольку он нас писал подпольно и совершенно бесплатно — естественно, о деньгах никаких разговоров в то время вообще не было. Вот. А он говорил свой график передвижений по стране, мы в те города, где он работал, подтягивались. В Минске он писал, по-моему, или «Сябров» или «Вирасов»…

***
Информация с официального сайта группы АЛИСА:

Записывался на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») в 1989 г.
Сложность заключалась в том, что вагон-студия имел свойство перемещаться по городам страны (Минск-Вильнюс-Москва-Ленинград) по своим «важнецким» «мелодийный» делам, так что Кинчев и Самойлов подлавливали вагончик в пути для того, чтоб прописать голос и добавить басовую партию.

***
К. Кинчев, октябрь 1997:

«Лесничий» записывался сумасшедшим образом. Мы путешествовали за передвижкой MCI по всей стране. В Минске они работали с Сябрами — мы неслись в Минск. В Вильнюсе они записывали какой-то хор — мы ехали в Вильнюс. В итоге альбом, начатый в 1988 году был завершен только в 1989. И технология была такая: барабаны записывались в зале, а все остальное — в передвижном вагоне.

***
К. Кинчев, интервью журналу «Rockfuzz» №23, 1995:

Ко времени записи «Шестого Лесничего» мы подружились с Витей Глазковым, который работал в передвижном вагоне, и договорились с ним таким образом: поскольку этот вагон все время путешествовал по стране и записывал, Витя говорил мне, что «выезжает в Минск писать СЯБРОВ». Мы садились на поезд, приезжали в Минск, искали этот вагон. И после записи СЯБРОВ, ночью, затарившись портвейном, мы входили в вагон и начинали работать. За вагоном мы двигались в Минск, в Вильнюс, в другие города, а потом на «Мелодии» сводили. Так получился «Шестой Лесничий».

***
Из интервью с К. Кинчевым, «Коммерсантъ», 2009:

— В 1989 году, наверное, ни презентации альбома «Шестой лесничий» не было, ни слова такого не существовало?

— Нет, конечно. Тогда мы жили сегодняшним днем, потому что завтра могло и не наступить, учитывая, что в тот момент, когда создавался этот альбом, я был под следствием. Песни писались, когда я еще по судам ходил. В феврале 1988-го Александр Башлачев выбросился из окна, и я помню, что это было время, когда прессинг в отношении меня достиг апогея. Меня то закрывали, то выпускали под подписку о невыезде. Я был уверен, что меня посадят, буквально готовился к зоне, так что мне нужно было как можно быстрее сделать этот альбом. Нужно было зафиксировать те песни, которые были, кроме того, я уже следующий альбом сочинял — «Шабаш», уже были песни «Шабаш», «Все это рок-н-ролл» и «Армия жизни». На меня тогда просто охота была, писал кровью в течение полугода, потому что все время били. Отлежишься после очередных побоев — и с ребенком гулять. Я гулял, а в голове песни вертелись. Так что было не до вопросов о том, как бы нам публике новый материал представить. К тому времени, как альбом вышел, дело в отношении меня было закрыто, но я до конца не верил, что меня не посадят.

— Дизайн альбома был для своего времени очень прогрессивным, по этой причине, насколько я помню, он даже на сходках рок-коллекционеров ценился наравне с зарубежными. Мне кажется, обложка полностью соответствует теме тоталитаризма, которая в альбоме главная.

— Не совсем так. Для меня там главные песни — «Осеннее солнце» и «Стерх».

***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:

…На тему «Шестого Лесничего», например, у меня был триптих. Даже не триптих, а четвериптих. С этой штуки сделаны были снимки, а уже по этим снимкам я сделал коллажи. Из этого всего дела вылезает сама обложка.
Ну, а вылезла она не тем местом. В чем тут дело? Не знаю. Хотя, наверное, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Может быть, тут много и моего непрофессионализма на тот момент, и неумение работать с той же дурацкой «Мелодией». Меня не удовлетворяет ни одна, ни вторая работы.

***
История оформления обложки альбома «Шестой Лесничий»:
http://alisa-tver.ru/story/6lesn.html

20 марта 1741 года во французском городе Версале родился Жан-Антуан Гудон, талантливый скульптор, кавалер ордена Почётного легиона, член влиятельной масонской ложи «Девять сестёр». Какое отношение он имеет к обложке Шестого Лесничего? Самое прямое! Терпение, дорогой читатель, сейчас всё прояснится.
 В 1764 году Жан-Антуан переезжает в Рим, где начинает обучаться во Французской академии, изучая и копируя произведения античной скульптуры. Гудон также посещает больницу Св. Людовика, где тамошний хирург Сегиюр преподаёт своим ученикам анатомию на трупах. В 1766 году молодой скульптур получает свой первый большой заказ от настоятеля римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели: изготовить статуи покровителя картезианцев святого Бруно и святого Иоанна Крестителя. Для большей уверенности Гудон, прежде чем лепить Иоанна Крестителя, создал статую человека с обнажённой мускулатурой — Экорше (фр. ecorche — «ободранный» от фр. ecorce — «кора, корка») в той же позе, в какой он задумал Иоанна. «Экорше» Гудона получил высокую оценку и Сегиюра, и художников, и ценителей искусства. «Экорше» объявили лучшей из всех известных анатомических моделей. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя. А копии «Экорше» до сих используются в европейских, американских и российских художественных школах.

lesnichiy_oblozhka_01

Все узнали персонажа?
 Тогда продолжаем:

lesnichiy_oblozhka_00
Константин Кинчев и Андрей Столыпин.

11 июня 1963 года в советском городе Ленинграде родился Андрей Столыпин — художник, дизайнер, продюсер и журналист, потомок дворянского рода Столыпиных. С 1985 года он начинает сотрудничать с группой Алиса, участвуя в создании фирменного логотипа, сценического оформления и вообще работая над стилем группы. Параллельно с этим он занимается другими проектами, одним из которых является «Безотходность» — эко-концепт, все работы в котором полностью выполнены из отходов производства различных предприятий. Одной из таких работ является «Мясо», в которой нам вновь встречается упомянутый выше Экорше:

lesnichiy_oblozhka_02
«Мясо» (смешанная техника 1986 г.).

В 1987 году Столыпин делает ещё одну работу с использованием Экорше — триптих Обновление:

lesnichiy_oblozhka_03
«Обновление» (триптих, картон, тушь, гипс, смола, 1987).
Использованы материалы с завода Ленпродмаш.

lesnichiy_oblozhka_04

Именно с третьего листа фотограф группы АлисА Валерий Потапов делает снимки, которые легли в основу обложки альбома «Шестой лесничий». Со снимками опять работал Столыпин, в окончательный коллаж был добавлен вид на стрелку Васильевского острова. Да, именно так: коллаж был сфотографирован для того чтобы из коллажа сделать коллаж. Фотошопа тогда не было. Автор остался недоволен работой:

«На тему «Шестого Лесничего», например, у меня был триптих. Даже не триптих, а четвериптих. С этой штуки сделаны были снимки, а уже по этим снимкам я сделал коллажи. Из этого всего дела вылезает сама обложка. Ну, а вылезла она не тем местом. В чем тут дело? Не знаю. Хотя, наверное, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Может быть, тут. много и моего непрофессионализма на тот момент, и неумение работать с той же дурацкой «Мелодией». Меня не удовлетворяет ни одна, ни вторая работы.»
 (Андрей Столыпин. газета Шабаша, август 1993)

«На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память.»(Константин Кинчев. 18.12.2000)

lesnichiy_oblozhka_05
Шестой Лесничий и Валерий Потапов.

Альбом был выпущен на виниловых пластинках, компакт-кассетах и компакт-дисках. В полном объёме детали рисунка можно разглядеть лишь на виниле — хорошо видны как стрелка ВО, так и следы швов, по которым был склеен коллаж. В зависимости от издания обложка альбома могла претерпевать некоторые изменения. Поскольку компакт-кассета имела вертикальную ориентацию, рисунок не стали обрезать, вместили целиком, но размыли низ:

lesnichiy_oblozhka_06
Канонически изображения: LP Мелодия 1989, CD и MC Moroz Records 1994.

В 1990 году фирма Мелодия выпустила первый компакт-диск в истории группы Алиса. Он содержал альбом Шестой Лесничий и 4 трека с БлокАды. Аппараты для воспроизведения audio CD имели в Советском Союзе лишь избранные, диск предназначался в основном для продажи на экспорт. Обложка была оформлена в более холодных тонах:

1989_lesnichiy_04
Alice Rock Group: Soviet Union CD 60-00119

В 2003 году фирма Союз переиздала несколько альбомов Алисы, в том числе Шестой Лесничий. Обложка переиздания примечательна тем, что заметно отличается от предыдущих релизов. Во первых набережная стала длинее, теперь стало видно не только Дворцовый мост у стрелки ВО, но и следующий — Биржевой. Во вторых голова в левом нижнем углу теперь располагается гораздо выше, почти загородив «фасолину» и касаясь носом другой головы. Был ли использован другой вариант эскиза или переделан существующий и самое главное — зачем? — остаётся загадкой. Тем более что на компакт-кассете переиздания дизайн был оставлен прежним.

lesnichiy_oblozhka_08
Обложки диска и кассеты 2003 года.

Материал составил Забей.
Использованы материалы из архивов В. Потапова, А. Столыпина.

 

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий