Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Новый Метод
(К. Кинчев / П. Самойлов)
2. Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный Рэп)
(К. Кинчев)
3. Шестой Лесничий
(А. Киселев)
4. Театр Теней
(К. Кинчев, THE CURE)
6. Только Этот День
(А. Шаталин, К. Кинчев)
К.Кинчев — музыка и слова
А.Киселев — музыка и слова (3)
А.Шаталин — музыка (6)
К.Кинчев — вокал
П.Самойлов — бас, бэк-вокал
А.Шаталин — гитара
В.Осинский — клавишные
И.Чумычкин — гитара
А.Журавлев — саксофон
Записывался на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») в 1989 г.
Звукорежиссер — В.Глазков
МАГНИТОАЛЬБОМ 1989
LP
СССР, «Мелодия», 1989, тираж 1000000 экз.
CD, CC
Moroz Records.
* * *
Из интервью с К. Кинчевым, газета «Советская молодежь», 05.05.1988:
— У «Алисы» на сегодняшний день вышло уже два полновесных альбома — «Энергия» и «БлокАда». Каким будет третий?
— Каждый альбом преследует определенные цели. Другое дело, как показывает практика, они никогда не выполняются до конца, как было задумано. Я думаю, что это нормальное явление, так как, достигнув идеала, придется остановиться, что равносильно творческой смерти. Поэтому в нашем новом альбоме, который планируется записатьв ближайшее время, слегка изменится музыкальный стиль: мы хотим сделать его более «попсовым», легким по музыке.
***
А. Рыбин «Кино с самого начала и до самого конца», изд-во «Феникс», 2001:
<Говорит Алексей Вишня:>
— …как раз в это время из Москвы приезжал Костя Кинчев и жил у меня. Мы с ним тоже писали альбом. В общем, был сумасшедший дом. Записали песню «Шестой лесничий», «Театр теней», где я играл на секвенсоре, Петя Самойлов — на клавишах, а Костя — на гитаре. Очень интересные были версии.
…Костя Кинчев не простил мне того, что я снова вышел на контакт с Цоем <Вишня в то же время стал работать над альбомом КИНО — «Группа Крови» — С.К.>. В то время у них существовала какая-то подземная, глубоко запрятанная внутрь конкуренция, борьба за абсолютное лидерство. И когда Кинчев услышал «Группу крови»… В общем, я остался и не с Цоем, и не с Кинчевым.
***
Из интервью с К. Кнчевым, «Россійская газета» №5025 от 22.10.2009:
Российская газета: — Константин, «Шестой лесничий», безусловно, стал одним из главных музыкальных событий рок-сцены конца 80-х. А чем он важен лично вам?
Константин Кинчев: — Прежде всего тем, что зафиксировал сложный, этапный момент моей жизни. 1988 год, когда писался этот альбом, вообще мог поменять в моей жизни все. Я был под следствием по делу о злостном хулиганстве (начавшемся с того, что Константин заступился за свою беременную жену, которую милиционеры не пропускали за кулисы на одном из концертов. — Прим. авт.), меня должны были посадить, и поэтому я должен был закончить этот альбом, чтобы на зоне начать писать следующий (улыбается).
РГ: — «Шестой лесничий» интересен еще тем, что был «кочевым», то есть записывался в разных городах Советского Союза.
Кинчев: — Жить завтрашним днем в тех условиях было невозможно. Требовалось как можно быстрее записаться. Поэтому мы двинулись вслед за передвижной студией звукозаписи «Тонваген», колесившей по стране и записывающей официальных артистов из разных городов. Артисты уходили домой, а под покровом ночи в этот вагончик к нашим друзьям-звукорежиссерам проникали мы и записывали наши песни.
РГ: Каким вам вспоминается то время 20 лет спустя?
Кинчев: — Счастливым и беззаботным. Мы все были молодыми. А остальное — частности.
***
«Наше радио», программа «Летопись»:
Кинчев: — Ну, запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут. То есть, мы альбом выпустили в 89-м году, а начали писать зимой 87-го. То есть, соответственно, 2 года. Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.
К 1989 году дискография группы Алиса насчитывала 2 полноценных альбома, к тому же выпущенных на виниле. Это альбом 85 года «Энергия», и альбом 87 года «Блок Ада». Работа над альбомом «Шестой лесничий» длилась целых 4 года. Это если считать от момента написания первой песни и до выхода в продажу. Альбом делался в полном смысле слова «на колесах» — то есть в легендарной передвижной студии «MCI». Это был здоровенный, 10-метровый вагон, набитый под завязку высококлассной аппаратурой. Там стоял 24-канальный магнитофон с системой шумопонижения «Dolby», микшерный пульт «Sony» и другие чудеса техники, включая цветные мониторы. Его сделали в Лондоне специально для международной выставки «Связь-80», которая проходила в Москве накануне Олимпиады. Домой англичане увезли 250 тысяч долларов — тогда это были бешеные деньги. А вагон остался в СССР и стал записывать различные оркестры, да народные хоры. Вся эта экзотика шла за рубеж, потраченные доллары отбивались, а по ночам в этом вагоне творилась экзотика еще бОльшая. Еще в 83-м звукорежиссер Виктор Глазков одновременно писал в этом вагончике «Аквариум» с «Радио Африкой», «Странные игры» и «Мануфактуру». В 87-м в нем же была записан а алисовская «БлокАда». С «Лесничим» все было не так просто: в 88-м вагон постоянно колесил по стране, и музыкантам приходилось за ним поспевать.
Кинчев: — Поэтому пользовались малейшей возможностью, чтобы прописать готовый уже материал. Нам здорово помогал в этом Виктор Глазков, хозяин передвижной студии. И мы двигались по его маршруту, поскольку он нас писал подпольно и совершенно бесплатно — естественно, о деньгах никаких разговоров в то время вообще не было. Вот. А он говорил свой график передвижений по стране, мы в те города, где он работал, подтягивались. В Минске он писал, по-моему, или «Сябров» или «Вирасов»…
***
Информация с официального сайта группы АЛИСА:
Записывался на передвижной студии «Тонваген» (фирма «Мелодия») в 1989 г.
Сложность заключалась в том, что вагон-студия имел свойство перемещаться по городам страны (Минск-Вильнюс-Москва-Ленинград) по своим «важнецким» «мелодийный» делам, так что Кинчев и Самойлов подлавливали вагончик в пути для того, чтоб прописать голос и добавить басовую партию.
***
К. Кинчев, октябрь 1997:
«Лесничий» записывался сумасшедшим образом. Мы путешествовали за передвижкой MCI по всей стране. В Минске они работали с Сябрами — мы неслись в Минск. В Вильнюсе они записывали какой-то хор — мы ехали в Вильнюс. В итоге альбом, начатый в 1988 году был завершен только в 1989. И технология была такая: барабаны записывались в зале, а все остальное — в передвижном вагоне.
***
К. Кинчев, интервью журналу «Rockfuzz» №23, 1995:
Ко времени записи «Шестого Лесничего» мы подружились с Витей Глазковым, который работал в передвижном вагоне, и договорились с ним таким образом: поскольку этот вагон все время путешествовал по стране и записывал, Витя говорил мне, что «выезжает в Минск писать СЯБРОВ». Мы садились на поезд, приезжали в Минск, искали этот вагон. И после записи СЯБРОВ, ночью, затарившись портвейном, мы входили в вагон и начинали работать. За вагоном мы двигались в Минск, в Вильнюс, в другие города, а потом на «Мелодии» сводили. Так получился «Шестой Лесничий».
***
Из интервью с К. Кинчевым, «Коммерсантъ», 2009:
— В 1989 году, наверное, ни презентации альбома «Шестой лесничий» не было, ни слова такого не существовало?
— Нет, конечно. Тогда мы жили сегодняшним днем, потому что завтра могло и не наступить, учитывая, что в тот момент, когда создавался этот альбом, я был под следствием. Песни писались, когда я еще по судам ходил. В феврале 1988-го Александр Башлачев выбросился из окна, и я помню, что это было время, когда прессинг в отношении меня достиг апогея. Меня то закрывали, то выпускали под подписку о невыезде. Я был уверен, что меня посадят, буквально готовился к зоне, так что мне нужно было как можно быстрее сделать этот альбом. Нужно было зафиксировать те песни, которые были, кроме того, я уже следующий альбом сочинял — «Шабаш», уже были песни «Шабаш», «Все это рок-н-ролл» и «Армия жизни». На меня тогда просто охота была, писал кровью в течение полугода, потому что все время били. Отлежишься после очередных побоев — и с ребенком гулять. Я гулял, а в голове песни вертелись. Так что было не до вопросов о том, как бы нам публике новый материал представить. К тому времени, как альбом вышел, дело в отношении меня было закрыто, но я до конца не верил, что меня не посадят.
— Дизайн альбома был для своего времени очень прогрессивным, по этой причине, насколько я помню, он даже на сходках рок-коллекционеров ценился наравне с зарубежными. Мне кажется, обложка полностью соответствует теме тоталитаризма, которая в альбоме главная.
— Не совсем так. Для меня там главные песни — «Осеннее солнце» и «Стерх».
***
Из интервью с А. Столыпиным («Масиком»), газета «Шабаш», 1993:
…На тему «Шестого Лесничего», например, у меня был триптих. Даже не триптих, а четвериптих. С этой штуки сделаны были снимки, а уже по этим снимкам я сделал коллажи. Из этого всего дела вылезает сама обложка.
Ну, а вылезла она не тем местом. В чем тут дело? Не знаю. Хотя, наверное, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Может быть, тут много и моего непрофессионализма на тот момент, и неумение работать с той же дурацкой «Мелодией». Меня не удовлетворяет ни одна, ни вторая работы.
***
История оформления обложки альбома «Шестой Лесничий»:
http://alisa-tver.ru/story/6lesn.html
20 марта 1741 года во французском городе Версале родился Жан-Антуан Гудон, талантливый скульптор, кавалер ордена Почётного легиона, член влиятельной масонской ложи «Девять сестёр». Какое отношение он имеет к обложке Шестого Лесничего? Самое прямое! Терпение, дорогой читатель, сейчас всё прояснится.
В 1764 году Жан-Антуан переезжает в Рим, где начинает обучаться во Французской академии, изучая и копируя произведения античной скульптуры. Гудон также посещает больницу Св. Людовика, где тамошний хирург Сегиюр преподаёт своим ученикам анатомию на трупах. В 1766 году молодой скульптур получает свой первый большой заказ от настоятеля римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели: изготовить статуи покровителя картезианцев святого Бруно и святого Иоанна Крестителя. Для большей уверенности Гудон, прежде чем лепить Иоанна Крестителя, создал статую человека с обнажённой мускулатурой — Экорше (фр. ecorche — «ободранный» от фр. ecorce — «кора, корка») в той же позе, в какой он задумал Иоанна. «Экорше» Гудона получил высокую оценку и Сегиюра, и художников, и ценителей искусства. «Экорше» объявили лучшей из всех известных анатомических моделей. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя. А копии «Экорше» до сих используются в европейских, американских и российских художественных школах.
Все узнали персонажа?
Тогда продолжаем:
Константин Кинчев и Андрей Столыпин.
11 июня 1963 года в советском городе Ленинграде родился Андрей Столыпин — художник, дизайнер, продюсер и журналист, потомок дворянского рода Столыпиных. С 1985 года он начинает сотрудничать с группой Алиса, участвуя в создании фирменного логотипа, сценического оформления и вообще работая над стилем группы. Параллельно с этим он занимается другими проектами, одним из которых является «Безотходность» — эко-концепт, все работы в котором полностью выполнены из отходов производства различных предприятий. Одной из таких работ является «Мясо», в которой нам вновь встречается упомянутый выше Экорше:
«Мясо» (смешанная техника 1986 г.).
В 1987 году Столыпин делает ещё одну работу с использованием Экорше — триптих Обновление:
«Обновление» (триптих, картон, тушь, гипс, смола, 1987).
Использованы материалы с завода Ленпродмаш.
Именно с третьего листа фотограф группы АлисА Валерий Потапов делает снимки, которые легли в основу обложки альбома «Шестой лесничий». Со снимками опять работал Столыпин, в окончательный коллаж был добавлен вид на стрелку Васильевского острова. Да, именно так: коллаж был сфотографирован для того чтобы из коллажа сделать коллаж. Фотошопа тогда не было. Автор остался недоволен работой:
«На тему «Шестого Лесничего», например, у меня был триптих. Даже не триптих, а четвериптих. С этой штуки сделаны были снимки, а уже по этим снимкам я сделал коллажи. Из этого всего дела вылезает сама обложка. Ну, а вылезла она не тем местом. В чем тут дело? Не знаю. Хотя, наверное, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Может быть, тут. много и моего непрофессионализма на тот момент, и неумение работать с той же дурацкой «Мелодией». Меня не удовлетворяет ни одна, ни вторая работы.»
(Андрей Столыпин. газета Шабаша, август 1993)
«На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память.»(Константин Кинчев. 18.12.2000)
Шестой Лесничий и Валерий Потапов.
Альбом был выпущен на виниловых пластинках, компакт-кассетах и компакт-дисках. В полном объёме детали рисунка можно разглядеть лишь на виниле — хорошо видны как стрелка ВО, так и следы швов, по которым был склеен коллаж. В зависимости от издания обложка альбома могла претерпевать некоторые изменения. Поскольку компакт-кассета имела вертикальную ориентацию, рисунок не стали обрезать, вместили целиком, но размыли низ:
Канонически изображения: LP Мелодия 1989, CD и MC Moroz Records 1994.
В 1990 году фирма Мелодия выпустила первый компакт-диск в истории группы Алиса. Он содержал альбом Шестой Лесничий и 4 трека с БлокАды. Аппараты для воспроизведения audio CD имели в Советском Союзе лишь избранные, диск предназначался в основном для продажи на экспорт. Обложка была оформлена в более холодных тонах:
Alice Rock Group: Soviet Union CD 60-00119
В 2003 году фирма Союз переиздала несколько альбомов Алисы, в том числе Шестой Лесничий. Обложка переиздания примечательна тем, что заметно отличается от предыдущих релизов. Во первых набережная стала длинее, теперь стало видно не только Дворцовый мост у стрелки ВО, но и следующий — Биржевой. Во вторых голова в левом нижнем углу теперь располагается гораздо выше, почти загородив «фасолину» и касаясь носом другой головы. Был ли использован другой вариант эскиза или переделан существующий и самое главное — зачем? — остаётся загадкой. Тем более что на компакт-кассете переиздания дизайн был оставлен прежним.
Обложки диска и кассеты 2003 года.
Материал составил Забей.
Использованы материалы из архивов В. Потапова, А. Столыпина.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АЛИСА
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АЛИСА«
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АЛИСА по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий