Хиты Алексея Рыбникова, ч.4: история песен из к-ф «Про Красную Шапочку» (1977) и музыки к к-ф «Усатый нянь» (1977)

aleksey_ribnikov_36

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

«Про Красную Шапочку» (1977)

На этом сотрудничество Нечаева и Рыбникова не закончилось.  Следующей совместной работой стал фильм «Про Красную Шапочку», который Нечаев позиционировал, как «продолжение старой сказки».

В новом фильме снова были задействованы замечательные актёры, многие — из старой «буратинной» гвардии: Владимир Басов, Ролан Быков, Рина Зелёная и сам «Буратино» — Дима Иосифов (теперь он играл Волчонка). Из новых именитых актёров можно отметить Евгения Евстигнеева, Галину Волчек и Николая Трофимова.

aleksey_ribnikov_07

Сбылась и старая мечта Нечаева — наконец-то слова к песням сочинял Юлий Ким. Однако, по причине шлейфа «неблагонадёжности» в титрах Кима пришлось указывать под псевдонимом «Юлий Михайлов».

Сценарий, как и в случае с «Буратино», принадлежал Инне Веткиной, которая развернула на почве коротенькой назидательной сказки настоящую притчу, главным тезисом которой можно считать диалог Красной Шапочки с избалованным малышом:

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА. У меня есть дело, и я сначала сделаю его.
РЕБЁНОК. А мне нет дела до твоего дела! У меня-то нет дела.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. У всех людей есть дела.
РЕБЁНОК. А я ребёнок.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Не городи чушь! Ты — человек и должен жить по-человечески».

Сама Красная Шапочка вышла в фильме, с одной стороны, по-взрослому дерзкой, самостоятельной и ответственной, с другой — по-детски метательной и жизнерадостной.

«РЕБЁНОК. Тебе страшно?
КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Мне не страшно. Мне противно».

По сути, героиня как бы противостояла миру взрослых — когда обывательскому, когда трусливому, а когда хищному.

Я и не знал, и не помнил,
Что значит «зуб», а что «клык».
Правда, потом-то я понял,
А уж потом и привык.

Но тёмною ночью спросонок
Слышу я даже теперь:
— Милый мой мальчик,
Пока ты волчонок,
Ты не совсем ещё зверь.

А вот отличный кавер на эту же песню от группы ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ:

Конечно, фильм вышел несколько «завёрнутым» и проигрывал «Буратино» фееричности и динамике.. Но и при этом популярность его была очень высока. Ну, а саундтрек и вовсе ни в чём «Буратино» не уступал.
Теперь уже актёры не стеснялись петь: мы можем слышать голоса Басова, Быкова, Зелёной и Евстигнеева.

Визитной же карточкой фильма и классикой детской песни, безусловно, стала авантюрная песня Красной Шапочки про то, что «если долго-долго-долго топать, ехать и бежать, можно в Африку прийти». Задорный куплет и пронзительно-красивый припев покорили сердца не только детей.

aleksey_ribnikov_37

Из интервью с А. Рыбниковым:
«— Кто придумал петь «Ааааа!» — вы или автор стихов, Юлий Ким?
— Я, я, я. Ким написал: «Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины, ах, здравствуйте, горы вот такой вышины!» И я, честно говоря, когда получил эти длинные строки, вообще не знал, чего с этим делать. Очень долго мучился, пока не нашел это «ааааа». А иначе как спеть?».

Кроме самих актёров песни исполняли и профессионалы. Например, партию Волчицы пригласили исполнить певицу Жанну Рождественскую. Та явилась на съёмочную площадку не одна, а вместе с 8-летней дочерью Олей.

aleksey_ribnikov_38

Оля неожиданно оказалась настоящей находкой. Когда Рыбников предложил девочке исполнить песню про Африку, та справилась с этим с первого дубля. Восхищённый композитор произнёс: «Это не человеческий голос, так поют ангелы». Именно голос Оли мы слышим также в песнях про звёзды и необитаемый остров.

Позже «Песню про звёзды» перепоют Александр Васильев и Борис Гребенщиков. Разумеется, роль Звезды в этом дуэте отдали последнему.

Но вернёмся к фильму. Главной его находкой, безусловно, стала исполнительница главной роли — Яна Поплавская. Она буквально обаяла всю съёмочную группу, а затем и телезрителей. И это несмотря на то, что поначалу режиссёр не хотел брать Яну из-за её «лягушачьей» внешности.

aleksey_ribnikov_42
Яна Поплавская и Леонид Нечаев.

И некрасивая она, никуда не годная,
И глаза у нее кривые, да и нос тоже,
Ой, и корзиночка у нее такая плевая,
Да и бабка-то у нее, небось, здоровая.
И нос в лапше, и губа в борще, и вообще…

Удачным оказался и тот факт, что голоса Яны и Оли совпали по тембру. Правда, по признанию Поплавской в фильме она исполнила своим голосом только одну песню — «ту, что звучит около колодца» (имеется в виду «Первая песня о звёздах»).

А. Рыбников:
«Два юных существа, совсем дети ещё — Яна Поплавская и Оля Рождественская — во многом сделали фильм».

А. Рыбников:
«Я никогда не писал музыку специально для детей. Что детского в песне Кота и Лисы из того же «Буратино»? Или черепахи Тортилы? У меня там рок-группа писалась, я в саундтрек джаз-рок вплел. И с песнями к «Красной Шапочке» — та же история. А почему нужно сюсюкать, упрощать? Детское — только потому, что написано к сказке, всего-навсего. Может быть, они таким успехом и пользуются по сей день, потому что в них на уровне музыки разговор абсолютно взрослый — без каких-либо скидок. Но кое-кто был разочарован во мне, поставил крест на мне как на серьезном композиторе».

«Усатый нянь» (1977)

После блестящего кинодебюта Оля Рождественская очень быстро стало востребованной детской певицей. Её голос можно слышать в мультфильме «Девочка и дельфин», фильме про Петрова и Васечкина и даже в рок-опере Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

aleksey_ribnikov_39
Оля Рождественская.

Звучит он и в знаменитом вокализе из к-ф «Усатый нянь», который так любят ставить в качестве телефонного рингтона сердобольные мамы и бабушки.

Интересно, что режиссёром этого фильма стал Владимир Грамматиков, которого Рыбников знал ещё со времён работы над «Островом сокровищ», где тот сыграл роль слуги Ричарда Джойса. Тогда Грамматиков был ещё актёром, и именно «Усатый нянь» стал его дебютом в качестве режиссёра.

aleksey_ribnikov_43

Весёлая, добрая и трогательная история про великовозрастного раздолбая Кешу, которого отправили на «исправительные работы» в детский сад, была снята ещё задолго до западного «Полицейского из детсада» и стала одним из лидеров советского кинопроката 1979 года.
Фильм в одночасье сделал знаменитыми и режиссёра, и исполнителя главной роли — актёра Сергея Проханова.

aleksey_ribnikov_44

Главным доводом в пользу Сергея стало умение ладить с детьми. Режиссёр вспоминал, как на пробах оставил актёра с 18-ю «бармалейчиками» и спустя время услышал, как шум и гам за дверьми затих. Зайдя в комнату, Грамматиков увидел, как Проханов вместе с детьми лежит на полу и повторяет: «Мы рыбы, а рыбы молчат!».

aleksey_ribnikov_45

Собственно из песен в фильме присутствует лишь одна — импровизационная шутка про Колобка, написанная Юлием Кимом («Колобок-колобок, докатился, голубок»).

Но отсутствие слов отнюдь не помешало зрителю запомнить тот самый вокализ, который стал так же ассоциироваться с детской темой, как и замечательный инструментал В. Космы из французского фильма «Игрушка».

Что до Рыбникова, то он напишет ещё пару знаменитых вокализов для следующего фильма Грамматикова «Шла собака по роялю» (1978): имеются в виду прежде всего темы «Вертолёт» и «Мечты Татьяны».

Автор: Сергей Курий
июль 2014 г.

Хиты Алексея Рыбникова, ч.1: история музыки к фильмам «Остров сокровищ» (1971) и «Большое космическое путешествие» (1974)

Хиты Алексея Рыбникова, ч.2: история музыки к тележурналу «Ералаш» (1974) и м-ф «Волк и семеро козлят на новый лад» (1975)

Хиты Алексея Рыбникова, ч.3: история песен из к-ф «Приключения Буратино» (1975)

Хиты Алексея Рыбникова, ч.5: история музыки к к-ф «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) и «Вам и не снилось» (1980)

Хиты Алексея Рыбникова, часть 6: история рок-оперы «Юнона и Авось» (1981)