Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Наши хиты»
С одной стороны, имя Александра Зацепина в раскрутке не нуждается. С другой — композиторов народ знает всё-таки не в пример хуже певцов и актёров. Поэтому считаю не лишним напомнить, что именно Александр Сергеевич написал лучшие песни «ранней» Аллы Пугачёвой и музыку к таким фильмам, как «Земля Санникова» и «31 июня». Но, конечно, решающим в творческой судьбе композитора стало его почти непрерывное сотрудничество с режиссёром Леонидом Гайдаем.
С него, пожалуй, и начнём…
Началом этого сотрудничества стала… ссора. До Зацепина Гайдай работал с другим композитором — Никитой Богословским. Например, когда снимал короткометражки «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики», где впервые появляется знаменитая комедийная троица — Трус (Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Моргунов). И вот, во время работы над «Самогонщиками», Гайдай отверг какую-то часть музыки Богословского. Характер у режиссёра был не сахар, и спор вылился в скандал. Богословский в сердцах сломал дирижёрские палочки и заявил, что с этого момента ноги его здесь не будет.
Извиняться Гайдай не стал, но для следующей комедии — «Операция Ы» — ему срочно потребовался новый композитор. Тут-то режиссёру и порекомендовали Зацепина — к тому времени уже известного своими кинопеснями «Надо мной небо синее» и «Костер на снегу». Поначалу Гайдай относился к новому напарнику с подозрением: мол, одно дело — лирика, а другое — музыка к эксцентрической кинокомедии.
Однако, Зацепин поставленной задачи не испугался. Более того — сразу стал проявлять творческую самостоятельность. Дело в том, что вручённый ему сценарий весь пестрел режиссёрскими ремарками — в том числе и о том, где какая музыка должна быть. Возле отдельных сцен стояли пометки — «галоп», «марш», «вальс» и т.п.
У Зацепина же было своё виденье. Например, в сцене погони на заводе герой Алексея Смирнова выбегал из дыма весь чёрный с палкой в руках и напоминал папуасского дикаря. Поэтому вместо запланированного «галопа» композитор решил написать «тропическую» самбу.
Александр Зацепин:
«Показываю Гайдаю, что я написал. Он говорит: «Я не совсем понимаю, почему ты написал не то, что я хотел. Ты должен мне верить».
Я объясняю: «В записи эту сцену будет сопровождать живой оркестр, и тогда вы воспримете всё по-другому. Я ведь тоже не всегда понимаю, почему вы строите эту сцену именно так, а не иначе. Но я Вам верю и не прошу показать мне негатив, чтобы убедиться в вашей правоте». Гайдай помолчал, может быть, от удивления, а потом обронил: «Может, ты прав»».
Окончательно Гайдай поверил в Зацепина, когда тот сделал по-своему музыку к нервной сцене, где Шурик никак не может сесть в автобус.
Александр Зацепин:
«…мне понравился персонаж Шурика, как сказочный Иванушка-дурачок. И как мне казалось, вся музыка к подобному фильму и персонажу должна быть как «сказочная»».
Вместо очередного «галопа» композитор решил записать очень быстрое соло на аккордеоне. На этом инструменте Зацепин сам умел играть очень хорошо, но темп требовался чересчур быстрый. Тогда он прибег к хитрости — замедлил скорость базовой фонограммы вдвое, записал под неё соло, а затем пустил плёнку на обычной скорости.
Александр Сергеевич вообще любил всякие эксперименты в сфере звукозаписи (впоследствии, он создаст у себя дома целую студию — по тем временам даже превосходящую государственные аналоги).
Также композитор считал, что для эксцентрической комедии не помешают эксцентрические звуки. Для этого Зацепин скупал на барахолках самые необычные «инструменты». Например, в новелле про экзамен он использовал «крякающий» манок, который обычно используют охотники, чтобы подманивать уток.
А в сцене, где напарник пытается замуровать Шурика, слышен звук 20-сантиметрового колокольчика — правда, замедленный аж в 8 раз!
В итоге для фильма было написано целых 58 минут довольно быстрой музыки. Особенно гениально была обработана колыбельная «Баю-баюшки-баю…», которой композитор придал модную современную аранжировку. Нечто похожее он потом проделает в к-ф «Иван Васильевич…» с «Собачьим вальсом» (см. сцену встречи со шведским послом).
Зацепин также предлагал Гайдаю написать для второй новеллы полноценную песню, но тот отказался.
Впрочем, одна песня в «Операцию Ы» всё-таки попала. Разумеется, речь идёт о песне «Постой паровоз», которую в фильме исполнил под гитару Юрий Никулин. Собственно, Никулин эту песню Гайдаю и предложил.
Александр Зацепин:
«Он (Никулин — С.К.) часто напевал под гитару, он знал много песен. Вы же помните, это были ещё времена, когда было исключением из правил не играть на гитаре, не знать много песен, и не уметь вытянуть хотя бы пару нот, — это было вообще не хорошо».Юрий Никулин:
«Я с юности, кроме анекдотов, коллекционировал песни. Даже в армию взял альбомчик, который прошёл со мной через войну. Песня «Постой, паровоз» тоже была в том альбомчике. Автора я, конечно, не знаю. Её я записал уже после войны, когда демобилизовался. А в фильме песня появилась так. Во время съёмок «Операции» Гайдай сказал: «Нужна песня, какая-нибудь блатная». Я спел парочку, но они показались ему грубыми, а нужна была жалостливо-лирическая. И я вспомнил «Постой, паровоз» – она подошла».Не жди меня, мама, хорошего сына.
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала опасная трясина…
Кондуктор, нажми на тормоза!
Чаще всего, автором этой песни называют бывшего заключённого Николая Ивановского, который якобы написал её в 1946 году. Но большинство исследователей считают, что похожий сюжет и мотив ушёл в народ гораздо раньше — чуть ли, не в дореволюционные времена. Ведь именно тогда на задней площадке трамвая действительно находился кондуктор, который с помощью рычага притормаживал на крутых спусках.
Из интервью с А. Зацепиным:
«— Я думал, песня «Постой паровоз, не стучите колеса» народная, а оказалось, это вы к ней руку приложили?
— Она действительно народная, только обработка моя. Не хочу присваивать себе чужие лавры (смеется)».
Руководитель «Мосфильма» — Иван Пырьев — высоко оценил работу Гайдая и Зацепина, и тандем продолжил сотрудничество.
Слева — Зацепин, справа — Гайдай.
Автор: Сергей Курий
март 2017 г.
Кинохиты Александра Зацепина, ч.2: история песен из к-ф «Кавказская пленница» (1966)
Кинохиты Александра Зацепина, ч.3: история песен из к-ф «Бриллиантовая рука» (1968)
Кинохиты Александра Зацепина, ч.4: история музыки к к-ф «12 стульев» (1970)
Кинохиты Александра Зацепина, ч.5: история музыки к к-ф «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Кинохиты Александра Зацепина, ч.6: история музыки к к-ф «Земля Санникова» (1972)
Кинохиты Александра Зацепина, ч.7: история музыки к к-ф «31 июня» (1978)