Входит в альбом «Сестра Хаос» (2002)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:
Однажды, сидя летом 2000 года в Коктебеле, БГ неожиданно для самого себя написал песню «500». Приехав в Санкт-Петербург на запись «Территории», он сыграл ее друзьям, но записывать не стал, работа над ней началась только месяца через три, зимой.
«В звуковом смысле мы вместили в нее многое из того, что я хотел». (БГ)
Вектор будущего альбома был задан песней «500» — как только она была сделана в виде демо, в тот же день оказалась выложена в интернет. Мало кто выставляет новую песню в сеть бесплатно, но БГ считает, что группа поступила правильно.
***
Интервью с БГ, Журнал FUZZ, 20.10.2002:
— He очень ли злой получилась песня «500»? Ведь АКВАРИУМУ более свойственно ироничное отношение к жизни?
— Смешно, потому что там нет никаких обвинений ни в чей адрес. Все, что там изложено, — это уличный язык, то, что на самом деле происходит. В провинции на самом деле суховей, и на «грузе-200» на самом деле зарабатываются деньги. Я не имею в виду грузчиков, я имею в виду людей, которые устраивают войны, что, с моей точки зрения, является кардинальным преступлением. На самом деле, эту песню я написал и до «Курска», и до всех этих событий. Я просто не понимал, что с ней делать. Я ее отложил на пять месяцев, и потом в январе мы поняли, что откладывать больше нельзя, пора за нее браться…
— По впечатлениям от концертов в Северной Америке, — что-нибудь изменилось после 11 сентября?
— 11 сентября мы были в студии, нам позвонили и сказали: «Смотрите, что происходит». Это как безмолвный крик чувствовалось. Это все потом обнаружилось в песне «500». Я только сейчас понял, сопоставляясь с библейским текстом, что эта песня и есть о конце эры. Это не начало нового века, но конец старого — разгребание руин. Новый век начинается совершенно в другом месте, и мы этого не видим, и не сможем увидеть. У нас сканеры не настроены на это, мы не можем отследить то, что на самом деле происходит. Мы сталкиваемся пока только со знакомой системой, а такого не можем вычислить, и-ден-ти-фи-ци-ро-вать.
***
Интервью с БГ, январь 2002:
— А песни сбываются?
— В этом-то и ужас. «500» была написана за 2 недели до того, как Курск утонул. Сначала мумии в рубке, потом лифт падающий… Я как барометр, я ощущаю.
***
Пресс-конференция с БГ, устроенная студией «Союз», 16.11.2002:
— Как Вы думаете — в этой стране имеет ли музыка хип-хоп или рэп в чистом виде, именно В России?..
— Безусловно имеет. Но когда этим будут заниматься не коммерческие люди, а люди, искренне желающие сказать что-то, что сказать в иных терминах невозможно. По-моему, теперешняя обстановка в стране требует хип-хопа, рэпа, три-хопа и всего остального, потому что есть вещи, которых в других формах, в других ритмах просто не сказать.
***
Интервью БГ в газете «Аргументы и факты», 18.07.2002:
— В рэпе для вас есть что-то привлекательное?
— Рэп — это вообще новая форма поэзии, и я жду, когда в России это осознают. Децл и все его друзья — это все-таки не рэп, они не чувствуют формы. Настоящий рэп — это невероятно сложная музыка, естественная, с уличным орнаментом. Я пытался перевести и посмотреть, что делает, к примеру, Снупи Догги Дог. У меня волосы дыбом встали — какая сложная у него поэзия. Из русских поэтов ближе всего к рэпу был Иосиф Бродский. Он мастер внутренних кольцевых рифм, которые повторяются внутри строки, он писал самый лучший рэп.
***
Интервью БГ в журнале «Ять», январь 2003:
— Позвольте вспомнить несколько известных цитат из ваших песен. «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?», «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», «Я до сих пор пою, но я не уверен, хочу ли я что-то сказать», «Пятьсот песен и нечего петь…» Какое из этих ощущений наиболее точно характеризует ваше внутреннее состояние на данный момент?
— Безусловно, то, что нечего петь. Потому что песни, которые были в прошлом, прочно там и остаются, а жить в прошлом лично мне не очень интересно. Поэтому мне хочется все время новых песен.
***
Пресс-конференция с БГ перед концертом в г.Уфе, 24.03.2012:
http://www.mkset.ru/news/music/15536/
— Подсчитывали количество песен за всю карьеру?
— Последний раз, когда я считал, это было во время «Сестры Хаос», было что-то около 500 песен.
***
Из интервью с БГ, 21.04.2009:
— «Пятьсот песен и нечего петь», — спели вы в одной из песен. Вы даже не все их, наверно, и помните. Потому что песен у вас очень много. Ловили ли вы себя на том, что иногда повторяетесь — пишете о том, о чём уже спели ранее?
— Когда пишу песню, то откидываю сотни вариантов. Иногда, действительно, думаешь: «Стоп, это у меня уже где-то было. Или это уже было, например, у Боба Дилана». Но при этом есть вещи значительно главнее – когда ты чувствуешь, что слова и музыка сами складываются. Когда такая магия у песни возникает, все сомнения отпадают. Может, про это уже было 10 раз, но у тебя это уникально. Люди ведь довольно часто говорят: «Я люблю тебя». В этой фразе нет ничего нового. Однако, каждый раз эти слова звучат по-разному. Они могут продрать так, что ты забудешь о том, что слышал их сотни раз.
— Время от времени вас «продирает» — рождаются песни с социальным подтекстом, например, такие как «500» со словами: «Патриотизм, значит, просто «убей иноверца». Эта трещина проходит через моё сердце…»
— Как может не продирать? Я вижу и реагирую.
***
Из интервью с БГ, «Известия», 15.04.2005:
известия: Так странно, что это «тру-ля-ля» написал тот же автор, что недавно спел: «Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей».
БГ: Если бы реальность была только тем, что описано в этой песне, все могли бы немедленно покончить с собой. Но все-таки этот мир — место абсолютно счастливое и полноценное. И только мой собственный кретинизм мешает мне это увидеть. Нет, в депрессию я могу впасть легко и часто это делаю. Но голова мне подсказывает, что депрессия закончится, а настоящее останется. С другой стороны, если я все время буду петь «ля-ля-ля, какие тут цветочки» — что отчасти отражает мое состояние, — то сам себя на части разорву.
***
Мёртвые хоронят своих мертвецов… — см.:
Евангелие от Луки, 9:59-60 :
«А другому <Иисус> сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие».
***
«Груз 200» — маркировка авиационного груза, перевозка покойников.
***
Жёлтая подводная лодка (Yellow Submarine) — название песни BEATLES и мультфильма с их участием.
***
Патриотизм значит просто «убей иноверца»… — см.:
БГ, «Музыкальная газета»:
«Патриотизм — последнее убежище негодяев», как сказал классик. Вот и подались все коммунисты и ретрограды в патриоты. Русский рок не означает нееврейский, неанглийский. Иначе это отдает ксенофобией.
***
Пресс-конференция БГ после фестиваля «Рок над Волгой» г.Самара, 12.06.2011:
— Как вам кажется, что такое патриотизм в понимании молодежи? — спросили БГ журналисты.
— Патриотизм – это последнее прибежище жуликов, — ответил музыкант. – Это орудие, посредством которого
людей заставляют голосовать за этих или за тех, это метод покупки. Понимаете, нормальный человек Родину свою и так любит. И нет необходимости это констатировать. Я хотел сказать что-то со сцены, но я понял, что не надо этого делать. Потому что — потрясающий фестиваль, мне страшно нравится, это единственный фестиваль, на котором мы играем в России. Но когда я вижу, сколько груза навесили на музыку! Ведь люди приходят сюда за музыкой, а им правительство это и правительство это, какое это имеет отношение к музыке? Не люблю, когда спекулируют!
***
Эта трещина проходит через мое сердце… — Ср. со словами немецкого поэта Генриха Гейне: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта».
***
В эту игру могут играть двое… — «Two can play this game» — английское выражение, означающее «Посмотрим еще, чья возьмет».
.
_______________________________________________________________________
Текст песни «500»:
Пятьсот песен — и нечего петь;
Небо обращается в запертую клеть.
Те же старые слова в новом шрифте.
Комический куплет для падающих в лифте.
По улицам провинции метет суховей,
Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей;
С неумолимостью сверхзвуковой дрели
Руки в перчатках качают колыбель.Свечи запалены с обоих концов.
Мертвые хоронят своих мертвецов.Хэй, кто-нибудь помнит, кто висит на кресте?
Праведников колбасит, как братву на кислоте;
Каждый раз, когда мне говорят, что мы — вместе,
Я помню — больше всего денег приносит «груз 200».
У желтой подводной лодки мумии в рубке.
Колесо смеха обнаруживает свойства мясорубки.
Патриотизм значит просто «убей иноверца».
Эта трещина проходит через мое сердцеВ мутной воде не видно концов.
Мертвые хоронят своих мертвецов.Я чувствую себя, как негатив на свету;
Сухая ярость в сердце, вкус железа во рту,
Наше счастье изготовлено в Гонконге и Польше,
Ни одно имя не подходит нам больше;
В каждом юном бутоне часовой механизм,
Мы движемся вниз по лестнице, ведущей вниз,
Связанная птица не может быть певчей,
Падающим в лифте с каждой секундой становится все легче.Собаки захлебнулись от воя
Нас учили не жить, нас учили умирать стоя
Знаешь, в эту игру могут играть двое.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий