АКВАРИУМ — «500» (БГ)

Входит в альбом «Сестра Хаос» (2002)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:

Однажды, сидя летом 2000 года в Коктебеле, БГ неожиданно для самого себя написал песню «500». Приехав в Санкт-Петербург на запись «Территории», он сыграл ее друзьям, но записывать не стал, работа над ней началась только месяца через три, зимой.

«В звуковом смысле мы вместили в нее многое из того, что я хотел». (БГ)

Вектор будущего альбома был задан песней «500» — как только она была сделана в виде демо, в тот же день оказалась выложена в интернет. Мало кто выставляет новую песню в сеть бесплатно, но БГ считает, что группа поступила правильно.

***
Интервью с БГ, Журнал FUZZ, 20.10.2002:

— He очень ли злой получилась песня «500»? Ведь АКВАРИУМУ более свойственно ироничное отношение к жизни?
— Смешно, потому что там нет никаких обвинений ни в чей адрес. Все, что там изложено, — это уличный язык, то, что на самом деле происходит. В провинции на самом деле суховей, и на «грузе-200» на самом деле зарабатываются деньги. Я не имею в виду грузчиков, я имею в виду людей, которые устраивают войны, что, с моей точки зрения, является кардинальным преступлением. На самом деле, эту песню я написал и до «Курска», и до всех этих событий. Я просто не понимал, что с ней делать. Я ее отложил на пять месяцев, и потом в январе мы поняли, что откладывать больше нельзя, пора за нее браться…
— По впечатлениям от концертов в Северной Америке, — что-нибудь изменилось после 11 сентября?
— 11 сентября мы были в студии, нам позвонили и сказали: «Смотрите, что происходит». Это как безмолвный крик чувствовалось. Это все потом обнаружилось в песне «500». Я только сейчас понял, сопоставляясь с библейским текстом, что эта песня и есть о конце эры. Это не начало нового века, но конец старого — разгребание руин. Новый век начинается совершенно в другом месте, и мы этого не видим, и не сможем увидеть. У нас сканеры не настроены на это, мы не можем отследить то, что на самом деле происходит. Мы сталкиваемся пока только со знакомой системой, а такого не можем вычислить, и-ден-ти-фи-ци-ро-вать.

***
Интервью с БГ, январь 2002:

— А песни сбываются?
— В этом-то и ужас. «500» была написана за 2 недели до того, как Курск утонул. Сначала мумии в рубке, потом лифт падающий… Я как барометр, я ощущаю.

***
Пресс-конференция с БГ, устроенная студией «Союз», 16.11.2002:

— Как Вы думаете — в этой стране имеет ли музыка хип-хоп или рэп в чистом виде, именно В России?..
— Безусловно имеет. Но когда этим будут заниматься не коммерческие люди, а люди, искренне желающие сказать что-то, что сказать в иных терминах невозможно. По-моему, теперешняя обстановка в стране требует хип-хопа, рэпа, три-хопа и всего остального, потому что есть вещи, которых в других формах, в других ритмах просто не сказать.

***
Интервью БГ в газете «Аргументы и факты», 18.07.2002:

— В рэпе для вас есть что-то привлекательное?
— Рэп — это вообще новая форма поэзии, и я жду, когда в России это осознают. Децл и все его друзья — это все-таки не рэп, они не чувствуют формы. Настоящий рэп — это невероятно сложная музыка, естественная, с уличным орнаментом. Я пытался перевести и посмотреть, что делает, к примеру, Снупи Догги Дог. У меня волосы дыбом встали — какая сложная у него поэзия. Из русских поэтов ближе всего к рэпу был Иосиф Бродский. Он мастер внутренних кольцевых рифм, которые повторяются внутри строки, он писал самый лучший рэп.

***
Интервью БГ в журнале «Ять», январь 2003:

— Позвольте вспомнить несколько известных цитат из ваших песен. «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?», «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», «Я до сих пор пою, но я не уверен, хочу ли я что-то сказать», «Пятьсот песен и нечего петь…» Какое из этих ощущений наиболее точно характеризует ваше внутреннее состояние на данный момент?
— Безусловно, то, что нечего петь. Потому что песни, которые были в прошлом, прочно там и остаются, а жить в прошлом лично мне не очень интересно. Поэтому мне хочется все время новых песен.

***
Пресс-конференция с БГ перед концертом в г.Уфе, 24.03.2012:
http://www.mkset.ru/news/music/15536/

— Подсчитывали количество песен за всю карьеру?
— Последний раз, когда я считал, это было во время «Сестры Хаос», было что-то около 500 песен.

***
Из интервью с БГ, 21.04.2009:

— «Пятьсот песен и нечего петь», — спели вы в одной из песен. Вы даже не все их, наверно, и помните. Потому что песен у вас очень много. Ловили ли вы себя на том, что иногда повторяетесь — пишете о том, о чём уже спели ранее?
— Когда пишу песню, то откидываю сотни вариантов. Иногда, действительно, думаешь: «Стоп, это у меня уже где-то было. Или это уже было, например, у Боба Дилана». Но при этом есть вещи значительно главнее – когда ты чувствуешь, что слова и музыка сами складываются. Когда такая магия у песни возникает, все сомнения отпадают. Может, про это уже было 10 раз, но у тебя это уникально. Люди ведь довольно часто говорят: «Я люблю тебя». В этой фразе нет ничего нового. Однако, каждый раз эти слова звучат по-разному. Они могут продрать так, что ты забудешь о том, что слышал их сотни раз.
— Время от времени вас «продирает» — рождаются песни с социальным подтекстом, например, такие как «500» со словами: «Патриотизм, значит, просто «убей иноверца». Эта трещина проходит через моё сердце…»
— Как может не продирать? Я вижу и реагирую.

***
Из интервью с БГ, «Известия», 15.04.2005:

известия: Так странно, что это «тру-ля-ля» написал тот же автор, что недавно спел: «Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей».

БГ: Если бы реальность была только тем, что описано в этой песне, все могли бы немедленно покончить с собой. Но все-таки этот мир — место абсолютно счастливое и полноценное. И только мой собственный кретинизм мешает мне это увидеть. Нет, в депрессию я могу впасть легко и часто это делаю. Но голова мне подсказывает, что депрессия закончится, а настоящее останется. С другой стороны, если я все время буду петь «ля-ля-ля, какие тут цветочки» — что отчасти отражает мое состояние, — то сам себя на части разорву.

***
Мёртвые хоронят своих мертвецов… — см.:

Евангелие от Луки, 9:59-60 :

«А другому <Иисус> сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие».

***
«Груз 200» — маркировка авиационного груза, перевозка покойников.

***
Жёлтая подводная лодка (Yellow Submarine) — название песни BEATLES и мультфильма с их участием.

***
Патриотизм значит просто «убей иноверца»… — см.:

БГ, «Музыкальная газета»:

«Патриотизм — последнее убежище негодяев», как сказал классик. Вот и подались все коммунисты и ретрограды в патриоты. Русский рок не означает нееврейский, неанглийский. Иначе это отдает ксенофобией.

***
Пресс-конференция БГ после фестиваля «Рок над Волгой» г.Самара, 12.06.2011:

— Как вам кажется, что такое патриотизм в понимании молодежи? — спросили БГ журналисты.
— Патриотизм – это последнее прибежище жуликов, — ответил музыкант. – Это орудие, посредством которого
людей заставляют голосовать за этих или за тех, это метод покупки. Понимаете, нормальный человек Родину свою и так любит. И нет необходимости это констатировать. Я хотел сказать что-то со сцены, но я понял, что не надо этого делать. Потому что — потрясающий фестиваль, мне страшно нравится, это единственный фестиваль, на котором мы играем в России. Но когда я вижу, сколько груза навесили на музыку! Ведь люди приходят сюда за музыкой, а им правительство это и правительство это, какое это имеет отношение к музыке? Не люблю, когда спекулируют!

***
Эта трещина проходит через мое сердце… — Ср. со словами немецкого поэта Генриха Гейне: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта».

***
В эту игру могут играть двое… — «Two can play this game» — английское выражение, означающее «Посмотрим еще, чья возьмет».

.

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «500»:

Пятьсот песен — и нечего петь;
Небо обращается в запертую клеть.
Те же старые слова в новом шрифте.
Комический куплет для падающих в лифте.
По улицам провинции метет суховей,
Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей;
С неумолимостью сверхзвуковой дрели
Руки в перчатках качают колыбель.

Свечи запалены с обоих концов.
Мертвые хоронят своих мертвецов.

Хэй, кто-нибудь помнит, кто висит на кресте?
Праведников колбасит, как братву на кислоте;
Каждый раз, когда мне говорят, что мы — вместе,
Я помню — больше всего денег приносит «груз 200».
У желтой подводной лодки мумии в рубке.
Колесо смеха обнаруживает свойства мясорубки.
Патриотизм значит просто «убей иноверца».
Эта трещина проходит через мое сердце

В мутной воде не видно концов.
Мертвые хоронят своих мертвецов.

Я чувствую себя, как негатив на свету;
Сухая ярость в сердце, вкус железа во рту,
Наше счастье изготовлено в Гонконге и Польше,
Ни одно имя не подходит нам больше;
В каждом юном бутоне часовой механизм,
Мы движемся вниз по лестнице, ведущей вниз,
Связанная птица не может быть певчей,
Падающим в лифте с каждой секундой становится все легче.

Собаки захлебнулись от воя
Нас учили не жить, нас учили умирать стоя
Знаешь, в эту игру могут играть двое

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий