Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
1. Сидя на красивом холме
(БГ)
8. Она не знает, что это (Сны)
(БГ)
9. Выстрелы с той стороны
(БГ)
11. Моя Смерть
(Тема для новой войны)
(БГ)
БГ — голос, гитары
В. Гаккель — виолончель, вокал.
А. Куссуль — скрипка
П. Трощенков — ударные
А. Титов — бас
А. Романов — флейты
А. Ляпин — гитара
М. Васильев — percussion
А. Беренсон — труба (2, 9)
Записано в студии А. Тропилло, кроме 9 — Дом Радио.
Запись — Андрей Тропилло.
Первоначальная обложка: идея БГ, исполнение С.Дебижева.
Внизу набпись: «Боящийся в любви несовершенен»
Новая обложка:
Художник — В. Вальге.
АКВАРИУМ благодарит Игоря Петрученко за предоставленные фотоматериалы.
(с) Б.Г. 1984
(с) Студия «Союз» 2002
(p) Антроп 1984
В 1994 году фирма «Триарий» выпускала альбом без бонус-треков и в собственном оформлении (см. фото ниже).
***
А. Старцев, «История группы АКВАРИУМ», 1986 г.:
Зиму и весну 1984 года БГ провел на обычной репетиционной точке — дома у Гаккеля, где за питьем чая шла работа над новыми проектами (закрытыми впоследствии) — исполнением ряда песен Глинки для фильма известного режисера А.Сокурова, а заодно обсуждались и аранжировались новые вещи типа «Дело мастера Бо». Для работы над ними был привлечен скрипач Саша Куссуль, знакомый по совместной работе в курехинском оркестре Поп-механика.
Осенью 1984 года был закончен альбом «День Серебра», концепция которого вынашивалась в течение 8 месяцев. …В «Иване Бодхидхарме» использованы трубы (А.Беренсон), в «Электричестве» и «Снах» играет струнный квартет; вместе с тем, гитары Ляпина стало меньше и она стала более изящной. «День Серебра» — одна из самых лучших, и едва ли не самая сбалансированная запись «Аквариума». В момент ее выхода она воспринималась почти как итог более чем десятилетней деятельности группы.
***
А. Кушнир (информация с буклета CD 2002 г.):
Вскоре после записи альбома «Радио Африка» в составе «Аквариума»произошли очередные изменения, следствием которых стала ориентация группы на плотный струнный звук и временный отказ от электрических выступлений. Одной из причин движения в сторону акустики и камерной музыки стало отсутствие Курёхина, переключившегося на собственные проекты — в частности, на «Поп-механику».
В этот период эпицентр аквариумских экспериментов переместился на улицу Восстания в квартиру к Севе Гаккелю. С осени 83-го года Гребенщиков с Гаккелем в течение нескольких месяцев пытались реанимировать музыкальные находки «Аквариума» модели 75-го года, которые со временем оказались либо подзабыты, либо утеряны. Определённый намёк на подобную эстетику прослеживался еще в композиции «Радамаэрл» — по-видимому, так должен был звучать «Аквариум» с точки зрения Гаккеля. «Такого рода вкрапления имели очень разный характер и были подчинены какому-то интуитивному порыву в определенный момент времени», — вспоминает он.
Еще одним виновником аквариумских новшеств невольно оказался режиссёр Александр Сокуров, предложивший группе исполнить в его новом фильме пару инструментальных тем из… романсов Глинки. Кроме того, как личность творческая, Сокуров привёл с собой знакомого баса, который по его замыслу должен был петь романсы Глинки в сопровождении музыкантов «Аквариума».
Поражённые столь неординарным восприятием творчества «Аквариума», БГ и Гаккель принялись разыскивать пластинки с произведениями Глинки и после прослушивания обнаружили в них немало сюрпризов.
«Разбираясь в том, что наворотил Глинка, я понял, что в музыке он позволяет себе гораздо больше, чем я, — вспоминает Гребенщиков. — Наверное, мне никогда не хватало убеждённости, чтобы производить такую глобальную работу с мелодиями — когда композитор свободно переходит из одной гармонии в другую, меняя всё на ходу. И я подумал : «Почему русские композиторы могут себе это позволить, а я — нет? «
Под влиянием экспериментов Глинки Гребенщиков написал композиции «Сны» и «Дело мастера Бо», на которых ему удалось продвинуться в области гармонии далеко вперёд — на новые, ранее неизведанные территории. «Аквариум» всегда был для меня чем-то большим, чем просто четыре аккорда, — поясняет Гребенщиков. — Почему-то именно в районе «Дня Серебра» мы решили развернуться вовсю и сделать то, что хотели сделать очень давно, не жалея на это ни времени, ни сил. «Сны» и «Дело мастера Бо» показывают, чем именно, помимо концертов и сочинения повседневных песен, мы должны были бы в идеале заниматься».
…Выпустив весной 1984-го года концертный сборник «Ихтиология», «Аквариум» отправился в студию к Тропилло записывать «День Серебра». Спустя годы стало очевидно, что для «Аквариума» середины восьмидесятых «День Серебра» явился поистине уникальной работой. В частности, это был чуть ли не единственный альбом, аранжировки для которого создавались дома, а не бардачным методом в студии. Непосредственно в стенах Дома юного техника музыкантов ожидал приятный сюрприз: Тропилло удалось на непродолжительное время изъять с «Мелодии» восьмиканальный магнитофон Ampex. Таким образом, «День Серебра» стал первым альбомом «Аквариума», от начала до конца записанным на профессиональной аппаратуре.
«На этой записи мы оказались исследователями не только музыкальной стороны процесса, — философствовал впоследствии Дюша Романов, который за одну смену отыграл партии флейты в «Сидя на красивом холме» и «Колыбельной». — Увеличение количества каналов на магнитофоне послужило для нас неплохим поводом для расширения сознания посредством технического прогресса».
В своё время Брайан Ино заметил, что студия для музыканта — то же самое, что палитра и краски для художника. И когда у импрессионистов из «Аквариума» наконец-то после примитивного двухдорожечного магнитофона появилась возможность делать сознательные аранжировки и правильно микшировать композиции, оказалось, что восьми каналов группе явно не хватает. Если акустические песни («Сидя на красивом холме», «Джаз», «Колыбельная») вписались на многоканальник сравнительно легко, то с электрическими композициями начались сложности. В финале «Небо становится ближе» Ляпин неудачно свёл по балансу две гитары, в «Двигаться дальше» для записи бубна пришлось на одном из каналов убрать часть гитарного соло, а в одном из фрагментов трека «Иван Бодхидхарма» Гребенщиков был вынужден имитировать гитарное соло голосом.
Несмотря на битву с упрямой техникой, обстановка в студии была близка к идеальной. «Это была «песня», а не запись, — вспоминает Александр Титов, который в той же студии параллельно работал с Цоем над альбомом «Начальник Камчатки». — Вся спонтанность исходила от нас, а вся разумность и жёсткость шла от Тропилло. Это черта его характера. Он умеет в любой ситуации находить быстрое и адекватное решение, и у него всегда существует собственная концепция на любой факт и любое событие».
С точки зрения Тропилло, отличительной чертой данной сессии оказалось органичное сочетание «уличной дерзости и профессионального подхода»…
…Окончательное сведение происходило в начале октября 84-го года, когда в студии находилось всего два человека — Тропилло и Гребенщиков.
…В октябре-ноябре 84-го года работа была завершена, и «День Серебра» наконец-то пошёл в народ. «Альбом получился идеальным, — говорит Титов. — Я считаю его пиком акустическо-спокойного аквариумовского периода».
В Ленинграде «День Серебра» без долгих колебаний был признан лучшим в истории группы, статус которой к тому времени перерос рамки культовой. В Москве альбом подобного фурора не произвёл, был назван «заумным» и подвергся жесточайшей критике. В столице появились новые герои — социально более актуальные и энергетически более активные. Многомерность, ассоциативность и асоциальность гребенщиковской поэзии послужили поводом для упрёков со стороны консервативно настроенных рок-критиков. Тексты Гребенщикова называли «метафизическими ананасами в шампанском», причём подобная терминология рождалась в рядах поклонников «прямолинейного» «Аквариума», воспитанных на песнях «Немое кино», «Мой друг — музыкант», «Прекрасный дилетант», «Мы никогда не станем старше».
«В Москве всё время ждут агрессии, мата и наездов, — говорит Гребенщиков. — В этой ситуации меня очень поддержали Макаревич с Кутиковым, которые оценили «День Серебра» как феноменальный шаг вперёд. У меня самого в тот момент было ощущение полной победы, и мне было лишь не вполне понятно, как эту победу воспримут остальные».
.
***
Интервью БГ Джоанне Стингрей, ноябрь 1984:
Борис: …С одной стороны, неофициальные музыканты действительно денег не получают, что плохо. Но с другой стороны, меня как-то спросили, во что нам обошлась запись наших альбомов, а мы за четыре года записали восемь альбомов — и я вдруг поразился, сообразив, что на запись мы не потратили ни копейки. Последний альбом мы записывали на вполне приличном восьмидорожечном магнитофоне. Официально эта запись обошлась бы в большие деньги, для нас же она была бесплатной. Денег мы не получаем, но мы их не платим.
Джоанна: Как это все работает?
Борис: Так получилось. Это просто чудо. Человек привез профессиональный магнитофон, мы поработали с ним неделю, и он увез его обратно.
Джоанна: Это ваш друг?
Борис: Да. Не знаю, как ему это удалось, потому что магнитофон был совершенно официальный, но когда живешь здесь, с чудесами встречаешься постоянно и учишься с ними работать. В каком-то смысле само существование «Аквариума» — постоянное чудо, но мы по-прежнему работаем. А с другой стороны — как иначе, это совершенно нормально.
.
***
Интервью с БГ, 1992 г.:
…на «Дне Серебра» это уже приблизилось к какой-то ясности. Там достаточно ясно просвечивает то, чем, собственно, «Аквариум» и был. Это очень хороший альбом, я его люблю больше всех, но он — слишком успокоенный.
***
Из интервью с БГ, январь 1985:
— Расскажи, как был записан «День Серебра».
БГ: Чудесным образом нам в руки попала машина для записи, такой магнитофон, который по идее, в принципе, к нам в руки попасть не мог. И находился он у нас ровно столько времени, чтобы записать — точка в точку — этот альбом. В состоянии дикой спешки! Спасло то, что к записи все для альбома было готово.
… «День Серебра», это определенное завершение самого «Аквариума», с выпуском этого альбома мы преодолели много провалов во времени, восполнили то, что не успели сделать до «Дня Серебра», то есть мы начали дистанцию вовремя — хотя, может и нет, не знаю — но шли по ней все время с опозданием, которое то сокращалось, то увеличивалось, и множество вещей в течение этого марафона мы сделать не успели, хотя на финиш пришли вовремя.
.
***
«Московский Комсомолец в Самаре», …..:
БГ: Альбом «День Серебра» считаю самым лучшим. Он лишён штампов и наполнен какой-то по-хорошему «чокнутой» лирикой. Настоящее отражение середины 80-х.
***
Из интервью с БГ, 1994 г.:
…старый Аквариум все что мог сделал в 84-м году, в 87-м все это печатью припечатал, а потом пошли стадионы.
***
Информация из интернет-справочника «ВИКИПЕДИЯ»:
Автором первоначального варианта оформления стал Сергей Дебижев. На обложке был изображён ацтекский символ входа и выхода: линия, которая, закручиваясь, выходит из спирали, не прервавшись. Идея такой обложки возникла у «Аквариума» под влиянием книг Карлоса Кастанеды. Позже символ переместился из центра на верх обложки, а в центр были вынесены греческие буквы «дельта» и «сигма», которые в первом варианте были использованы как стилизованные Д и С. На обратной стороне обложки после списка песен была надпись: «Боящийся в любви несовершенен».
Первый вариант оформления обложки:
***
ЗВУКИ.РУ, 22.09.2003:
Двойная спираль на обложке «Дня серебра» возникла под влиянием книги «Белая Богиня». Спираль — символ бесконечности в кельтской мифологии, которой в те годы активно увлекался БГ.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий