АКВАРИУМ — история альбома «Radio London» (1990)

london09

1. Up In Smoke
(БГ)

2. Eloise
(БГ)

3. Heading For The Absolute One
(БГ)

4. Best Years Of Our Lives
(БГ)

5. Listen To The Quiet One
(БГ)

6. Can’t Stop Repeating Your Name
(БГ)

7. Beautiful Blue Train
(БГ)

8. Annie Of The Nightingales
(БГ)

9. Under The Good Sun
(БГ)

10. Promises Of Eden
(БГ)

11. The Angel Calling
(БГ)

12. Up In Smoke (clever, clever version)
(БГ)

Борис Гребенщиков — вокал, гитары, аранжировки
Чучо Мэрчен — запись, продюсирование и аранжировки
Мартин Чемберс — барабаны
Джонатан — клавиши

1-7, 12 записаны на «Chucho Merchan’s Studio», North London. Запись — Чучо Мэрчен.

8, 9 записаны в студии Дэйва Стюарта «The Church London». Запись — Крис Шихэн.

10-11 записаны в ДК «Связи», Ленинград, Россия. Запись — Олег Гончаров.


(c) BG 1991
(p) Solyd Records 1996

* * *

БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Лондонская интерлюдия 1990 года. Почти все записано в домашней студии басиста «Eurhytmics» Чучо Мерчана, как демо для follow-up к «Radio Silence». Я играл на гитарах и пел, он программировал компьютер и играл на басу; каждая песня занимала не больше двух дней. Специально для помощи в писании музыки к нам в Лондон подъехал Гаккель; на записи его не слышно, но каждую ночь при отслушивании записанного летели пух и перья. Свободными от работы днями мы бродили по Лондону, слушали какую-нибудь антикварную музыку или поедали кору амазонского дуба — и так далее.
По счастью, мы с японцами разошлись в выборе продюсера (имя Рэя Купера ничего не значило для Sony, а я хотел работать именно с ним). Demo не стали законченной пластинкой; мы с Sony полюбовно разошлись, как в море корабли. Одной из написанных в это прекрасное время песен была «Елизавета». Еще не видимый человеческому глазу, на горизонте брезжил «Русский Альбом».

.

***
Пресс-конференция БГ в Красноярске, 2005:

— В американо-английский период «Radio Silence» и «Radio London» Дейв Стюарт действительно был необходим как незаменимый сотрудник?

— На «Radio Silence» он был совершенно необходим. Так сложилось, так было необходимо в то время. А «Radio London» Дейв, по-моему, и не слышал никогда. Это мы делали уже вдвоем с Чучо Мёрчаном.

.

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

«Radio Silence» был благополучно записан и пошел в продажу. Отдел CBS, занимающийся работой с БГ, не заставил себя ждать с предложением продолжения. Думалось, что следующий альбом будет записан на тех же условиях и по той же схеме, что и «Radio Silence».
Однако сотрудники компании не были в курсе того, что за год до этого Борису выпало счастье впервые оказаться в Лондоне.
По его словам, когда он только еще подлетал к аэропорту Хитроу, когда он только смотрел сверху на эту землю, почувствовал внутри себя, что это место — его. Это та земля, на которой он хочет быть, жить, писать, работать, отдыхать и так далее.
Это чувство не оставляло Гребенщикова довольно долго.Когда только зашла речь о записи второго альбома для CBS, БГ спокойно заявил руководству компании, что их Америка его совершенно не интересует и второй альбом будет записан только в Лондоне и нигде больше. Для этого CBS нужно снять там квартиру, чтобы артисту было где жить и писать.
Представители компании раскрыли рты и от неожиданной наглости русского музыканта не смогли ответить ничего внятного, но квартиру в Лондоне для Бориса сняли. В самом начале 1990 года БГ уезжает в Лондон вместе с женой Ириной и дочерью Василисой.

Утвердившись в Лондоне, Борис начал было писать песни, но ничего особенного как-то не писалось. БГ бродил по городу, начал рисовать картинки, подумывал о том, чтобы зарабатывать на жизнь живописью, и думал об этом чем дальше, тем серьезней.
Однако нужно было записывать альбом, и Борис выписал из России по старой памяти и дружбе Севу Гаккеля.
Посидев и поиграв некоторое время вдвоем, БГ и Гак-кель увидели, что все равно толком ничего не пишется, и нашли более продуктивным посвятить время прогулкам по городу и новым знакомствам.

«Сева жил то у меня, то у Дэйва. Мы шлялись по Лондону. Тогда только появилась в аптеках такая штука — «гварана», по действию как «экстази», только мягче. Так ее и рекламировали. Продавалась без рецептов — свободно. Вот мы с этой «гвараной» и бродили.
В доме у нас жили привидения — оказалось, дом стоял на кладбище, куда прежде свозили повешенных. Наши привидения были парнями из XVII или XVIII века — у нас были с ними проблемы, правда, не очень сильные, в конце концов договорились. Вообще год этот получился очень приятным». (БГ)

В процессе прогулок, party и случайных встреч Борис встретился с Чучо Мэрчен — бывшим басистом Eurythmics, оченьтемпераментным и заводным колумбийцем. У Чучо дома была своя студия, на которой он писал свои демо и не демо, студия вполне приличная, и БГ, подружившись с энергичным басистом, стал ходить к нему каждое утро как на работу, приносить свои заготовки и постепенно превращать их в песни. Жизнь вошла в рабочий режим и идеи песен стали обрастать музыкой.
Таким образом была записана основная часть песен, входящих ныне в альбом «Радио Лондон», — записаны они были в качестве демо, которое предполагалось показать CBS, и по утверждении материала начать с ним работать. Кроме семи песен на английском были записаны «Королевское утро», «Горный хрусталь», версии песни «Елизавета» и «Когда я вернулся домой», которая была написана еще в 1986 году.

Все записанные песни были показаны представителям CBS, представители остались очень довольны, и встал вопрос о выборе продюсера. Здесь снова, как в случае квартиры в Лондоне, возникло напряжение. Борис настаивал на том, чтобы продюсером альбома выступил Рэй Купер и вместе с ним к записи подключился бы Джордж Харрисон. Служащие CBS ответили, что все это замечательно, но никакого Рэя Купера они не знают и знать не хотят, а хотят они, чтобы БГ работал с их продюсером, и предложили выбрать из поданного списка по желанию. Имена в списке были довольно крупные, но известность продюсеров не сломила уверенности БГ в том, что ему нужен только Рэй Купер и никто другой. Тем более что Купер уже слышал этот материал и был вполне готов к работе. CBS же уперлась.
Время шло, переговоры продолжались, и вдруг в какой-то момент выяснилось, что фирмы CBS больше в природе не существует, а существует японская компания Sony, в которую все, что только было у CBS, плавно влилось, утратив оригинальное название.
Спустя десяток лет выяснилась любопытная вещь: «Radio Silence» был последним альбомом, выпущенным CBS под крылом Уолтера Йетникова. Теперешний директор Sony, «вполне конкретный» боец Томми Мотола подготовил продажу CBS фирме Sony, а параллельно организовал одновремвнный выпуск книги о связях Йетникова с мафией. В итоге Уолтер исчез с горизонта, а все проекты, связанные с его именем, были мягко спущены на тормозах.
К концу года БГ договорился с японцами о том, что они «мирно расходятся и никто никому ничего не должен. И в результате записанный материал остался в собственности автора, однако за квартиру теперь Борису пришлось платить самому. Японцы, правда, были в большом энтузиазме по поводу «Горного хрусталя» и других песен, но что-то с ними не срослось, и Борис начал ходить в сопровождении друзей по другим лондонским компаниям. Пока суд да дело, БГ записал две вещи в студии Дэйва Стюарта — Annie of the Nightingales и Under the good sun, еще две песни дописались уже в Петербурге -в ДК связи.

В Россию семья Гребенщиковых вернулась без денег и на пустое место. Сняли у знакомых маленькую квартиру, и тут все сорвалось с места и понеслось — самороспуск АКВАРИУМА 1.0; новый виток дружбы и сотворчества с Курехиным (вылившийся в месяц записей на «Мелодии», впоследствии пропавших), и самое главное: новые песни, кардинально непохожие на то, что было раньше. Про семейный скарб, оставшийся в Лондоне, некогда было даже вспоминать. Впоследствии разные друзья несколько лет будут частями довозить его до Петербурга.
В Лондоне БГ вновь оказался только лет через пять. Демо, записанные у Чучо и Стюарта, остались в неприкосновенности, и когда про них прознал Андрей Гав-рилов, он тут же взял их и выпустил альбом «Радио Лондон». Собственно в Англии, так же, как и в Америке, этот диск не выходил.

Если «Radio Silence», несмотря на то что музыканты группы на записи некоторое время присутствовали, с ходу воспринимается как сольная работа БГ, то «Радио Лондон» по звучанию, настроению, темпоритму и всем прочим параметрам — в чистом виде АКВАРИУМ с песнями на английском языке. Это и немудрено, поскольку в тех вещах, что были записаны на квартире Чучо, на всех инструментах, кроме клавиш, играл, собственно, БГ — он записал все гитары и голоса. То, что делалось в студии Стюарта, записано с помощью Мартина Чемберса — барабаны, человека по имени Джонатан — клавиши, парня Криса и всех тех, кто тусовался в момент записи в студии и рядом с ней. Исходя из этого, понятно, что постороннее вмешательство в аранжировки, собственно, запись, было практически равно нулю — все музыканты делали только то, что просил их сделать БГ. Полученный результат говорит о том, что эта работа могла бы иметь очень большое и интересное продолжение.
Однако прощай, «Radio London»! Впереди ждал «Русский альбом», который и будет являться ключом к открывающимся 90-м…

.

***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 2. 27 мая 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/

— Вы писали, что в работе над «Radio London» помогал В.Гаккель. Почему же его нет на записи?

— Он приехал ко мне в гости в Лондон, чтобы писать песни, мы честно пытались играть, но у нас не получилось и сотрудничество прекратилось.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий