Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
Сторона Жести:
3. Марш
(БГ, А.Романов — А. «Джордж» Гуницкий)
5. Поэзия
(БГ/А.»Джордж»Гуницкий)
6. Два тракториста
(О.Першина/БГ)
8. Хорал
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)
9. Крюкообразность
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)
Сторона Бронзы:
11. Миша из города скрипящих статуй
(БГ)
13. Начальник фарфоровой башни
(БГ)
14. У императора Нерона
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)
15. Мой муравей
(БГ — А. «Джордж» Гуницкий)
16. Сергей Ильич (Песня для МБ)
(М.Болан — БГ)
В записи принимали участие: БГ, Андрей Романов, В. Гаккель, М. Файнштейн, А. Кондрашкин + С. Курехин, В. Козлов, О. Першина (Протасова), А. Тропилло, В. Леви
Альбом записан летом 1981 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото — Андрей «Вилли» Усов
Ремастеринг — А. Субботин, «Saturday Mastering Studio» 2002
design: (c) 2002 derbenev
АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло
(с) Б.Г. 1981
(с) Студия «Триарий» 1994
(с) Студия «Союз» 2002
* * *
Из интервью с БГ, январь 1985 г.:
— Возьмем «Синий альбом» — в общем-то это альбом социальный…
БГ: В общем, да… Может быть.
— А «Треугольник» — нечто иное…
БГ: Я бы сказал, что он более социален, особенно перваясторона. Этот фарс, который там, за что и обрушилась на меня вся общественность, за что меня любят все те, кто знает «Аквариум» прежде всего по «Старику Козлодоеву» и всегда требует петь его на концертах, за что меня так не любят люди, владеющие какой-то силой, так вот — все это фарс!
— Фарс, хохма, ржа, а значит — долой?
БГ: В общем, да, но для меня любят это просто мюзик-холльный фарс, вся первая сторона «Треугольника».
***
БГ:
В репертуаре АКВАРИУМА все композиции делились на более-менее серьезные и те, которые можно было назвать песнями абсурда. Многие из них копились давно… Такого рода вещами я начал заниматься еще во времена обучения в университете. Но только теперь у меня появилась возможность со спокойной совестью выпустить накопившийся абсурдистский пар — при условии, что параллельно будет записываться еще что-нибудь серьезное.
БГ.
***
Реплика БГ на концерте в Харькове, 1984:
Концепция «Треугольника»? Много есть таких песен, которые появляются сами по себе — совершенно непрошенными. И они настолько какие-то такие вот — «Ха-ха-ха, тру-ляля» — что их как-то неудобно засунуть в серьезные альбомы. Допустим, в «Табу» я бы побоялся что-то засунуть такое веселое. А тут… Когда таких вещей много собирается… я очень долго думал о том, что хорошо бы это всё взять и как-то записать.
И как-то летом было настроение хоршее, и вот я думаю, что наконец пришла пора — можно над этим поработать. Идей у меня не было никаких, кроме того, что это будет такая смешная штука, которая меня самого будет долго веселить. Ну… было несколько вещей, которые я знал, что туда войдут, но как они будут выглядеть, я сам не знал. То есть, мы приходили в студию, я говорил: «Вот такая штука значит… У меня такие-то идеи… Давайте посмотрим, что из этого выйдет». Некоторые вещи писались прямо на ходу — по дороге. И вот поэтому, поскольку он самый такой свежий, самый непредвзятый был по записи по своей, то вот до сих пор его люблю слушать.
.
***
А. Кушнир:
Примерно половина песен «Треугольника» была написана на стихи одного из основателей «Аквариума» Джорджа Гуницкого. Такие тексты, как «Хорал», «Марш», «Крюкообразность», «Поэзия», «У императора Нерона», «Мой Муравей» создавались Гуницким еще в середине семидесятых годов и особого успеха тогда не имели. Даже близким друзьям «Аквариума» эти вещи казались в ту пору дикими и надуманными. По воспоминаниям Гребенщикова, в 73-м году никто напрочь не понимал, для чего такой бред, как «Мочалкин блюз» может быть вообще написан…
Анатолий «Джордж» Гуницкий.
***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
В волшебным образом свалившейся на нас с неба студии весной и летом ’81 мы записываем то, что я всегда любил — альбом чистого и безответственного абсурда.
Половина песен написана в трамвае по дороге в студию, а срепетирована и аранжирована на ступенях Дома Юного Техника в ожидании звукорежиссера, известного своими многочасовыми опозданиями. К чести его надо сказать, что происходящий бред он воспринимал крайне профессионально, сам подыграл на блок-флейте в «Мише» и вообще уважал нашу бескомпромиссную любовь ко всему нелогичному. Вообще, в «Треугольнике» (как он стал известен в народе — в принципе названием является сам символ, который и не произносится) небывало высок процент группового творчества; наверное, все просто были настроены на одну и ту же волну.
На «Треугольнике» в Аквариуме впервые появился Курехин (кто-то из друзей посоветовал позвать его на запись для повышения нашего музыкально-аранжировочного уровня — и был в этом весьма прав). Капитан пришел, с удовольствием навел клавишного блеска, велел всем играть на казу в «Поручике» и — остался с нами на долгие годы, исчезая и вновь появляясь. Очень многое в Аквариуме без него просто бы не случилось.
Сергей Курёхин.
Андрей «Дюша» Романов и Всеволод Гаккель. 1981 год
***
Из интервью А. Кушнира с Сергеем Курёхиным, 1996,
впервые опубликовано «Московский Комсомолец» от 18.06.2004:
http://www.mk.ru/editions/daily/article/2004/06/18/110670-sergey-kurehin-zhilbyil-rok.html
— Как познакомился с Гребенщиковым?
— С ним мы были знакомы еще по Сайгону . Вместе бывали в одной театральной студии и просто дружили. Аквариум был тогда неизвестным затрапезным ансамблем. Был такой Сева Гаккель и Боб. Дюша еще иногда подыгрывал, Файнштейн. Не группа, а идея. На первый серьезный альбом Тропилло — Треугольник — они позвали меня записывать. Я основное время уделял Вапирову, Аквариум был для меня чем-то неважным. Но поскольку времени было свободного много, я там изгалялся, сидел ночью в студии. Потом стал Бутмана и Грищенко подключать. В «Поручике Иванове» , я помню, классный проигрыш придумал. «Мочалкин Блюз» мне тоже понравился. Я тогда такого напридумывал, на колокольчиках где-то играл. На чем и где — не помню, давно не слушал. Это Боб помнит, он там лидер.
.
***
А. Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока»:
…После завершения работы со звуковым рядом (август-81) Гребенщиков всерьез задумался о названии и оформлении альбома. Первоначально эту работу планировали назвать «Инцест» и лишь впоследствии в просветленном абсурдистском сознании Гребенщикова возник треугольник — причем исключительно в качестве символа.
.
***
А. Кушнир:
«Треугольник» стал первой попыткой творческого тандема Усов-Гребенщиков поэкспериментировать в области авангардного дизайна. Обсуждая оформление западных альбомов, они пришли к выводу, что обложки должны быть загадочными и вовсе не обязаны нести в массы «лобовую» информацию.
«Оформление альбома должно являться продолжением того, что находится внутри него, — считает Гребенщиков. — Любая рок-группа может наполнить обложку определенным количеством тайнописей и знаков, которые затем интересно будет искать. Это и есть та мифологизация, которой занимается рок-н-ролл».
.
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:
Альбом концеуально не должен был иметь никакого названия, птросто на обложке был этот символ.
.
***
БГ, из интервью, апрель 1992 г.:
БГ: …У нас масса вещей …просто пропала. Скажем, «Треугольника» могло бы быть два — вместо одного.
— Ну, куда два…
БГ: У нас в тот момент было материала и энергии на два таких альбома.
.
***
Интервью с БГ для издания «Собеседник», 26.02.2011:
БГ: — …когда мы в 1981 году привезли в Москву «Треугольник», Артем Троицкий – он наверняка это помнит – сказал: вот как привез, так и увози, это чушь и сумасшествие, которого никто не будет слушать. Вы совсем там заигрались в свои игры.
.
***
Из интервьюс Джорджем Гуницким для «Уездного города N» г. С-Пб, 27.07.2013:
— В 70-х годах Вы с Борисом Гребенщиковым сделали несколько домашних записей, а помните, когда в первые услышали «Синий альбом» — первую настоящую студийную работу «Аквариума»?
— Я в тот момент был вне группы, встречал иногда Боба где-то, иногда ходил на концерты, но музыкой уже не занимался. Не помню про «Синий альбом» точно, а про «Треугольник» там была такая история, что пришёл я на одну квартиру на Лиговском к знакомой, какая-то музыка звучит, выпивали, как водится. Потом я пришёл туда ещё раз через несколько дней, опять эта музыка звучит ,и только тогда я врубился, что песни звучат «Аквариума» и даже на мои слова. Так я узнал о существовании «Треугольника». В общем, я ничего не знал об альбомах, знал только что что-то записывают на студии у Тропилло.
.
***
Анатолий «Джордж» Гуницкий «Осторожно! Играет „Аквариум“!» (2018):
https://www.ozon.ru/context/detail/id/147153609/
Альбом «Треугольник», записанный в студии Андрея Тропилло. Что же он такое для большинства из тех, кто его слышал в те годы? Абракадабра, абсурд, нонсенс. Интеллектуальный стеб и сюрреализм апеллируют к необычной логике, но она совсем не для широких масс. Вообще не для масс…
«Треугольник» мог развеселить – смешные, в общем-то, песенки, – но больше дразнил, раздражал, нежно глумился и откровенно ерничал. Странный такой шел кайф, непонятный, пугающий своей нездешностью. Загадочно закручиваются лабиринты тотального детерминизма.
«Два тракториста», «Старик Козлодоев»… Забавно, конечно, но что все это значит?
Много позже альбом «Треугольник» был признан одним из лучших аквариумных альбомов. Есть в нем и несколько моих текстов, однако к моменту создания «Треугольника» я уже несколько лет не играл в группе. Контакты поддерживал и был вхож, куда хотел. Только не всегда хотел. Впрочем, «Сайгон» не давал развиться полной изоляции.
Что же касается моих текстов в «Треугольнике», то они были сочинены в один присест, в году примерно 1974-м или даже в 1973-м, в одной квартире на Петроградской, где тогда жила девушка нашего общего знакомого, художника Руслана Судакова. Тексты были записаны на коробке для магнитофонной бобины, а потом и коробка, и бобина куда-то улетучились… Я про эти тексты начисто забыл. Вплоть до того времени, когда услышал готовый «Треугольник». Некоторые слова показались мне удивительно знакомыми. «Мой муравей», «У императора Нерона», «Крюкообразность»…
«Где-то я это слышал, – думал я. – Только вот где и когда?»
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий