Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
9. Сыновья молчаливых дней
(БГ)
10.Радамаэрл
(БГ — В. Гаккель)
Музыка/текст — БГ, кроме «Радамаэрл» — БГ/В. Гаккель
В записи принимали участие БГ, Сергей Курехин, А. Ляпин, В. Грищенко, П. Трощенков, В. Гаккель, М. Васильев-Файнштейн, А. Романов.
АКВАРИУМ: БГ, В. Гаккель, С. Курехин, А. Ляпин, П. Губерман, Бутман, ВГ
Альбом записан летом 1982 года в студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника на Охте.
Фото — Андрей «Вилли» Усов
Ремастеринг — А. Субботин, «Saturday Mastering Studio» 2002
design: (c) 2002 derbenev
АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло
(с) Б.Г. 1982
(с) Студия «Союз» 2002
(p) Антроп 1982
В 1994 году фирма «Триарий» выпускала альбом без бонус-треков.
* * *
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем»», М.: «София», 2004 г.:
Основу «Табу» составили песни, написанные Гребенщиковым в конце 81-го года и ставшие базисом той электрической программы, с которой АКВАРИУМ, несмотря на всевозможные запреты, выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде.
К моменту записи альбома каждая композиция из «Табу» была обкатана «живьем». Если сравнивать архивные концертные записи АКВАРИУМА зимы и лета 82-го года («Арокс и Штёр» и «Электрошок» соответственно), нельзя не заметить прогресс, произошедший в звучании группы за эти полгода. К началу работы над «Табу» АКВАРИУМ находился в отличной форме.
…Неоценимую роль в формировании саунда «Табу» сыграл Сергей Курёхин… С приходом Курёхина в АКВАРИУМ автоматически возросли музыкальные требования — как к членам группы, так и к уровню предполагаемых аранжировок. И если Гребенщиков более или менее представлял себе конечный резултьат, то Курехин знал, каким именно способом этого результата можно добиться.
С подачи Курехина в записи приняли участие басист Владимир Грищенко (экс-ГОЛЬФСТРИМ) и юный джазовый саксофонист Игорь Бутман, в уровне которых он не сомневался. Курехину достаточно было написать им гармонии и объяснить стиль каждой песни, после чего все партии баса и саксофона были сыграны максимум со второго раза. Дюша и Фан оказались на записи практически невостребованными и отошли в сторону.
Странную на первый взгляд компанию дополнили гитарист Александр Ляпин и барабанщик Петр Трощенков.
***
А. Кушнир, «100 магнитоальбомов советского рока»:
К тому времени Гребенщиков понял, что, подключая к записи новых музыкантов, можно кардинальным образом менять саунд АКВАРИУМА, получая взамен графоманской акустики многокрасочную звуковую палитру в диапазоне от хард-рока до new wave и реггей. Именно за счет «свежей крови» приглашенных на «Табу» музыкантов звучание альбома в сравнении с предыдущими работами оказалось наименее «аквариумо-подобным»…
Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой — от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам «новой волны» любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс — с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитаро-извережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно.
Баланс звука между пианино Курехина и гитарой Ляпина выстраивался с немыслимыми боями. В итоге патологическая напряженность в студии обусловила ту истеричность саунда, которой, по первоначальным замыслам, там не должно было быть. Со временем Ляпин с Курехиным стали несовместимыми персонажами и на следующем альбоме «Радио Африка» свои партии записывали порознь.
Слева — А. Ляпин, справа — С. Курехин и БГ.
***
А. Старцев, «Краткая История АКВАРИУМА», 1986 г.:
АКВАРИУМ на обложке этого альбома значился под вопросом. В чем-то это было не случайно. Дело в том, что возникло много проблем. Дюша с Фаном подрабатывали на арбузах и никак не могли найти времени подтянуться на сессии. Оказалось, что мощное электричество в студии, где вещь приходиться переписывать по-нескольку раз — для Ляпина совсем не то, что на концерте, где он получает энергию из зала. Наконец избыток Курехина на клавишах ощущается на протяжении всего альбома. В общем это был неудачный альбом. Форма там восторжествовала над содержанием.
***
Из интервью с БГ, январь 1985 г.:
— Я знаю, ты его не любишь…
БГ: «Электричество»?
— Нет, «Табу».
БГ: Ты хочешь сказать, что это — хэви-метал или что-нибудь вроде?
— Для меня это прежде всего мысль. И, соответственно, альбом такой силы, какой я от тебя не очень-то и ожидал. Вообще, я сейчас задам немного отвлеченный вопрос: как рождается у тебя каждый новый альбом?
БГ: Заканчивается один, а еще до того, как он записан, начинаешь мечтать о следующем. Эта жажда существует и жжет все внутри, пока не представляется возможность начать делать это реально. И тут все зависит от того, с какой отдачей проходило время ожидания возможности записи. Время «Табу» проходило с меньшей отдачей, потому что я не думал, как был бы должен, о будущем…
— Расскажи все-таки о том, что значит «Табу» для тебя, почему ты его так не любишь?
БГ: Я не люблю его потому, что он получился кривобоким. И получилась вдобавок, каша. Из-за того, что в записи все хотели, чтобы их было слышно. Приходилось поддерживать баланс между Ляпиным, который хотел, чтобы его было в четыре раза больше везде, и остальными. Хотя, в общем-то, у него есть на это право, и я могу его понять. Короче, все музыканты хотели, чтобы их было слышно больше остальных, и я шел на компромисс между ними. В результате не получилось ни того, что они хотели, ни того, что хотел я. Если бы я был тогда взрослее, серьезней и жестче, то я бы записал его гораздо сильнее, чем он есть сейчас…
***
Из ответов БГ на вопросы зрителей во время сольного концерта 1983 (известного под названием «БГ рассказывает и показывает»):
— Касательно твоего последнего творения «Радио Африка»… На этом диске ты как-то гладенько стараешься уйти от всего. По-моему это из-за того, что вас «прижали»… То есть, конфликтов ты пытаешься не затевать?
— Это не из-за того, что нас «прижали», это из-за того, что годом раньше мы записали «Табу», который на меня крайне негативно весь этот год давил, потому что получился альбом очень нервный и очень тяжелый. А у меня нет такого ощущения, что чтобы сделать жизнь лучше, нужно записывать очень нервную, очень тяжелую музыку. И я весь год не мог расстаться с мыслью, что хорошо бы записать какую-то штуку, которая была бы светлее по ощущению. Когда я живу, я не думаю о том всё время, что «пустые места», или там «кусок жизни» — всё вот это. Я хожу, ловлю кайф, в общем-то, как и все нормальные люди.
.
***
Из интервью с Александром Ляпиным (1997 год):
Александр Ляпин: Мы познакомились с Борисом благодаря Дюше Романову, с которым я учился в одном классе, в 1972 году. Тогда еще АКВАРИУМА, как такового не было, была тусовка вокруг Бориса Борисовича. Да и он был просто Борька, как и сейчас для многих близких ему людей. Познакомились, пели песни, играли. Когда образовался АКВАРИУМ, я уже играл профессионально в разных ансамблях, но продолжал дружить с ребятами и мне было интересно, что делает АКВАРИУМ, я радовался любой возможности вместе поиграть.
А плотно я вошел в группу вскоре после тбилисского фестиваля. Несколько лет, с 1980 года, мы очень тесно сотрудничали. А в дальнейшем я периодически то отходил, то опять возвращался. Делал свои сольные проекты, например ТЕЛЕ У, что несколько мешало целиком отдавать себя АКВАРИУМУ и не очень, наверное, нравилось Борису. Но с самим собой трудно совладать. Мне хотелось экспериментировать и я это делал. Потом в группе начались большие перемены..
Но я до сих пор считаю, что я в АКВАРИУМЕ, потому что за столько лет мы стали родными, близкими друг другу людьми.
— Какой альбом АКВАРИУМА тебе кажется наиболее удачным, очень интересным?
А.Л. Охо-хо-хо… Конечно, ближе всего мне альбом Табу , это первый альбом АКВАРИУМА, в записи которого я участвовал. Я всю жизнь придерживался ритм-энд-блюзовой ориентации, а Табу по своему музыкальному содержанию близок этому стилю и, может быть, наиболее американизированный. Кстати, американцам, из числа наших общих знакомых, он очень нравился. Но он очень плохо был записан и я эту программу с удовольствием переписал бы вместе с Борисом и со всеми остальными. Если у нас такая идея возникнет, то было бы очень здорово сделать ремикс тех песен с современным звуком на хорошей студии. И
— Помнится, иногда во время концертов АКВАРИУМА ты очень увлекался собственным соло…
А.Л. С моей стороны это было порой не очень тактично. Хотя мне не кажется, что это могло быть поводом для конфликтов.
***
В альбом не вошла студийная запись песни «Сентябрь», часто сопутствующая записям «Табу» на кассетах.
.
***
А. Кушнир:
Вообще, по мнению многих, дизайнерское решение «Табу» представляло собой ярчайший образец изобретательности и виртуозной ручной работы. Акции проводились при помощи древнего аппарата Rolleiflex производства 1932 года. «Съемка была удивительно сложная, — вспоминает Вилли <Андрей «Вилли» Усов — автор многих обложек магнитоальбомов АКВАРИУМА — С.К.>. — Благодаря старой непросветленной оптике вокруг Гребенщикова получился некий специфический ореол и определенная нежность изображения. Когда я напечатал снимок в позитиве, меня всего начало ломать, — вспоминает Вилли. — Тогда я решил опубликовать его в негативе. Поэтому на задней стороне «Табу» тень от Гребенщикова — светлая».
Не менее сложной в «Табу» оказалась лицевая сторона. «Гребенщиков спросил, можно ли выделить из кадра лицо, увеличив его и разместив изображение на абсолютно белой обложке, — вспоминает Вилли. — И где-то что-то написать. Все, что он просил, я выполнил. Но почувствовал, что обложке чего-то не хватает. Чтобы у зрителя не было ощущения дырок, я дорисовал каких-то буквочек, ромбиков, звездочек. Красивые шрифты, найденные в каталоге, я использовал не по прямому назначению, а как элемент архитектуры. Для меня это было важнее, чем смысл».
Фотосессия для обложки альбома «Табу»:
***
И. Бутман:
Сегодня я решил поговорить о своём любимом альбоме группы «Аквариум» — «Табу». Можно сказать, что я — заинтересованное лицо, ведь я там играю в нескольких пьесах, но альбом чисто объективно, по-моему, получился очень сильным, очень роковым.
Ключевую роль в записи альбома сыграл Сергей Курёхин — который выступил продюсером записи и вообще привёл много хороших музыкантов в Аквариум, благодаря ему и я оказался в составе группы. Курехин был тогда молодым, очень интересным человеком. Подвижный такой, чувство юмора потрясающее. Первые записи мои были с его «Поп-механикой».
Мы играли эдакий авангард, который даже тогда я не очень любил. Но других саксофонистов не было, молодых, веселых и что-то играющих, вот он меня и привлекал. Сам я в таком стиле ничего не делал.
Такое играл только с ним, и это было интересно, потому что с ним. Мы ходили к Ефиму Барбану слушать позднего Колтрейна, Арчи Шеппа, Орнетта Коулмена, Art Ensemble of Chicago. Словом, мне было интересно, а Гребенщиков тоже был не чужд экспериментов, с удовольствием принял меня в «Аквариум».
Я тогда любил и сейчас люблю саксофониста Майкла Бреккера, который играл и джаз, и рок, и джаз-рок, поэтому я понимал, что саксофон — универсальный инструмент, он звучит на одном из моих любимых альбомов Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon», у Маккартни, у Спрингстина — я подумал, почему бы и нет. В роке мне всегда нравились мощь, динамика, здоровая агрессия – всё это есть на альбоме.
Для записи Курёхин с БГ собрали специальный состав, из «канонического» состава группы помимо БГ только виолончелист Всеволод Гаккель принимал участие в записи. В группу взяли любителя хард-рока гитариста Александра Ляпина, басиста Владимира Грищенко и джазового барабанщика Петра Трощенкова, на клавишах играл сам Курёхин (я недавно читал воспоминания Ляпина выяснилось, что одно соло я у него даже забрал) =).
Звук получился очень жёстким, нервным, бекомпромиссным, многие вещи построены на «конфронтации» фортепиано и гитары, тексты у Бори получились необычными, провокативными, ироничными. В целом у альбома был мощнейший посыл — и музыкальный, и социальный. Я считаю его одним из самых удачных альбомов российского рока.
***
Из интервью с В. Гаккелем, 14 марта 2011:
Всеволод Гаккель: Раньше, играя в АКВАРИУМЕ, мы все упирались в то, что Боб сугубо себе аккомпанировал на гитаре — он не играл с нами. Все инструментальные партии должны были встраиваться в уже готовую структуру песни. Она определялась либо чёсом, либо какими-то арпеджио на гитаре. Песни могли быть разными по динамике, по характеру, но всё равно аккомпанемент на гитаре, как правило, был достаточно однообразным. Это ограничивало… Кстати, в альбоме «Табу», аранжировки песен которого делались прямо в студии, Боб не играл на гитаре. На гитаре играл только Саша Ляпин, который играет по-другому. И получилось, что партии всех музыкантов, игравших в этом альбоме, гораздо лучше сочетаются. И этот альбом несколько особняком стоит в дискографии АКВАРИУМА. Там есть взаимодействие какое-то, есть зацепки.
.
***
Анатолий «Джордж» Гуницкий «Осторожно! Играет „Аквариум“!» (2018):
https://www.ozon.ru/context/detail/id/147153609/
…только с появлением в составе Ляпина у группы возникло собственное звуковое сознание, без Александра вряд ли состоялась бы последующая раскрутка «Аквариума», с одной только акустической программой, несмотря на все ее несомненные достоинства, прорыв к вершинам успеха не удалось бы осуществить.
В то же время Ляпин далеко не сразу освоился в группе, его знаменитые фундаментальные «запилы» порой не слишком вписывались в структуру аквариумных песен. Лидер-гитарная идея нередко подавляла все остальное. Порою даже из зала было заметно, что БГ это не очень нравилось, на один из концертов в рок-клубе он принес колокольчик, чтобы иметь возможность хоть таким образом возвращать разбушевавшегося лидер-гитариста к реальности концерта. Только в 1986 году гитарист и группа стали немного считаться друг с другом.
.
***
Александр Кушнир «Майк Науменко. Бегство из зоопарка» («Выргород», 2020):
https://www.mikenaumenko.com/
Ранней осенью 1982 года Майк прогуливался по Невскому, держа в руках фирменный диск Йоко Оно.
[…]
Внезапно на противоположной стороне Полицейского моста Науменко увидел знакомую фигуру Вилли Усова. Озираясь по сторонам, тот крался за кем-то, прижимая к груди фотоаппарат «Любитель», и был похож на шпиона из довоенного фильма.
Несколькими секундами позже Майку удалось рассмотреть, кого же снимает его приятель. В разгар рабочего дня по мосту, словно парусник, дрейфовал идеолог группы «Аквариум». Одет он был вызывающе: белые туфли, черные брюки и огромный плащ, развевавшийся по ветру, как у эльфов или герцогов из старинных преданий. Испуганные граждане шарахались в стороны, а Гребенщиков шел им навстречу стелящимся шагом и мистическим голосом вещал: «Я – черная смерть, я – черная смерть…», напоминая пришельца из другой галактики.
Удивленный поначалу Майк быстро догадался, что присутствует на фотосессии альбома «Табу», катушка с которым крутилась у него дома уже несколько недель.
.
***
БГ отвечает на наши вопросы по имейлу. Часть 3. 28 ноября 2020 г. :
https://www.facebook.com/groups/bgyavlenie/permalink/935794556894570/
— На альбоме «Табу» бас-гитаристом был В. Грищенко, далее на «Радио Африке» он сыграл в песне «Искусство Быть Смирным». Почему же не продолжилось с ним сотрудничество?
— Потому что у Аквариума была другая цель — делать все вместе; не нанимать музыкантов. Я хотел, чтобы все сыграл Фан (или Гаккель); без привлечения посторонних. Гриню на Табу приводил Курехин : значит привёл и сюда. Тит был позван, когда Фан просто отказался играть Время Луны. А Гриня был человеком немногословным и совсем не нашим.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»