АКВАРИУМ — история альбома «Снежный Лев» (1996)

sn_lev_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Серебряная роза
(БГ)

2. Центр Циклона
(БГ)

3. Максим-Лесник
(БГ)

4. Древнерусская тоска
(БГ)

5. Дубровский
(БГ)

6. Инцидент в Настасьино
(БГ)

7. Истребитель
(БГ)

8. Черный Брахман
(БГ)

9. Великая железнодорожная симфония
(БГ)

БГ
Олег Сакмаров
Алексей Зубарев
Сергей Щураков
Андрей Суротдинов
Александр Титов
Андрей Вихарев
Kate St. Jonn
David Mattacks

Copyright: БГ 1996, Триарий 1996

Обложка переиздания 2000 года:

sn_lev_02

* * *

БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:

Приступ писания песен, давший «Навигатора», им совсем не исчерпался (все та же деревня принесла мне в подоле «Истребителя», а прогулки по неземной жаре и тишине Долины Царей отлились в «Древнерусскую Тоску»). Поначалу казалось, что нужно сделать хулиганское lo-fi продолжение «Навигатора» и, естественно, назвать его «Аллигатор». Но демо показали, что дело обстоит гораздо серьезнее и пора снова снимать Livingston Studio.
…Короче, мы снова оказались в Лондоне. А Меллотрон (это то самое, что играет в самом начале «Железнодорожноой Симфонии») ждал нас в студии еще со времен «Навигатора».
Внимательно слушая происходящее, Джерри сказал:
«Я, кажется, понимаю, как это должно звучать»
и где-то разыскал старинные аппараты звукообработки, покрытые пылью с конца 68-го года. Пришла семья индусов с ситарами и танпурами; пришла женщина с кельтской арфой, хихикавшая характерным ведьминским смешком; пришел немолодой спокойный бородач с Uillean pipes (древняя ирланская волынка), послушал записанное и спросил — Здесь нужно сыграть что-то специально написанное, или то, что я здесь слышу? Я сказал — Музыку богов. Я знаю — сказал он, сыграл и ушел.
Скорый поезд в «Тоске» сымитировал скрипач горячо любимого Аквариумом «Penguin Cafe Orchestra» Боб Лавдэй. Middle 8 в «Серебряной Розе» написан Кэйт (не без мантры-другой в качестве моего вклада), середина «Брахмана» — Сергеем Щ. (Кстати, полное название «Розы» — «Серебряная Роза Раздевает Мир»). Так мало-помалу все это переставало быть «аллигатором», но пока что оставалось без названия.
И тут, разбудив меня среди ночи по дороге из Вятки в Москву, появился «Снежный Лев» — одновременно название, обложка и порядок песен; он пришел — и все встало на место.

***
Интервью с БГ, «Молодёжь Эстонии», май 1996 г.:

— Когда вышел «Навигатор», ты сказал, что это — «задумчивая, философская русская пластинка». Что теперь есть «Снежный Лев»?
— Получилось так, что мы решили оставить всю эту ерунду и… Я приведу образ, чтобы объяснить, что я имею в виду. В 60 — 70-е годы, когда везде и вокруг был Советский Союз, была одна категория мест, которая не являлась СССР, внутри России. Заходишь за ограду церкви и попадаешь в Россию 80-х годов. Не в Советский Союз, но в современную Россию. Со «Снежным Львом» мы как раз именно это и сделали — у нас получился альбом не для теперешней России, не для того, что происходит, а для нормальной России 1996 года. Без аберрации, без Ельцина, без всей этой… политики.
— А рабочее название альбома было «Аллигатор»…
— Да, потому что он предполагался абсолютно другим. И когда мы его начали записывать, вдруг выяснилось, что он, как всякий хороший альбом, зажил сам и остался без названия. Получилась совершенно другая пластинка. У меня была долгая, чудовищная нервная пауза между концом записи и началом микширования — две недели — я слушал всё это и пытался подогнать под концепт «Аллигатора», а он не лезет. Он живой, он не хочет идти туда, куда я ему приказываю. А потом взял и сам сформировался в абсолютно другое живое существо. И вдруг случайно выяснилось, что он называется «Снежный Лев»
— Взял и назвал себя сам…
— Да, по дороге из Вятки в Москву. Я вдруг ночью проснулся от того, что знаю, как эта штука называется и выглядит. Очень было приятно.

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

После успеха «Навигатора» возник вопрос: что делать с непопавшими в него песнями? А песни продолжали писаться — в уже известной деревне родилась песня «Истребитель»; в Египте — подобно рэпу, без гитары — написалась «Древнерусская Тоска» (дети Бориса услышали ее первыми и дали ей зеленый свет).
Появилась мысль «создать хулиганское lo-fi продолжение» и назвать его «Аллигатор». Но предварительные демо-записи на Пушкинской, 10, показали, что «хулиганские песни» неожиданно склеиваются в полноценное произведение. Впору было снова снимать Livingston Studio.
Работу продолжили с тем же коллективом, который записывал «Навигатора», — Kate St. John и Jerry Boys. Гребенщиков вспоминает: «Когда я позвонил Бойзу и сказал, что мы вновь собираемся записываться у него, Бойз ответил: «Я долго думал и понял, что вам нужно». И достал в Лондоне старинные приборы, которые с конца 60-х никто не использовал — какие-то невероятные ламповые компрессоры».

…Можно смело утверждать, что со второй попытки фактически все музыканты АКВАРИУМА оказались психологически готовы к записи в Лондоне. Алексей Зубарев, Александр Титов, Андрей Вихорев, Сергей Щура-ков, Андрей Суротдинов, Олег Сакмаров и сам БГ работали на равных с приглашенными английскими музыкантами. Более того, услышав аккордеон Щуракова на «Черном Брахмане», местная группа, которая записывалась в соседней студии, начала через Джерри Бойза узнавать, нельзя ли переманить Сергея к себе. Мол, такого техничного соло они «не слышали никогда в жизни».
За барабаны вновь сел старый знакомец Дэйв Мэттакс; на «Древнерусскую Тоску» пришел Боб Лавдэй — скрипач из давно любимого АКВАРИУМОМ Penguin Cafe Orchestra. Скрипичные аранжировки теперь писались вместе Суротдиновым, Кэйт и Сакмаровым. Приходили и более экзотические гости.

«Пришла семья индусов с ситарами и танпурами. Жена играла на всех инструментах, а муж с детьми ее менеджировали.
Пришла женщина с кельтской арфой, хихикавшая характерным ведьминским смешком (потом она играла у Пола Маккартни)… Пришел немолодой спокойный бородач с древней ирландской волынкой, послушал записанное и спросил: «Здесь нужно сыграть что-то специально написанное или то, что я здесь слышу?» Я сказал: «Музыку богов». «Я знаю», — сказал он, сыграл и ушел».

…Двадцать четыре дня работы в стенах Livingston Studio — и альбом готов. Джерри Бойз выставил на «Снежном льве» спокойный и «негрузящий» звук, идеально совместив саунд акустических инструментов (волынка, флейта, ситар, табла) и электрогитарных вторжений.
«Бойз всегда вел себя как гостеприимный хозяин, — рассказывает Сергей Щураков. — Он всегда понимал, чего хочет группа… С ним не было никаких проблем».

«Мы делали альбом на свой страх и риск — в Англии, но для России. Мы поняли, что можно жить по-человечески. И зажили по-человечески, не стесняясь записывать на свои деньги. И то, чего нам не удалось достичь на «Рамзесе IV», получилось в «Снежном Льве» и «Навигаторе». И мы записали звук, каким он должен быть у идеального АКВАРИУМА». (БГ)

Неожиданно для всех после записи «Снежного Льва» Александр Титов остался жить в Англии. Навсегда.
Судя по всему, это решение зрело давно. По словам самого Титова, его сильно достали совковые условия питерской жизни того времени.

«Незадолго до отъезда в Лондон меня с женой арестовали в клубе «TaMtAm» и пригрозили, что найдут повод посадить, — вспоминает басист АКВАРИУМА. — Это был обычный рейд пьяных оперативников, которые, поигрывая автоматами, пришли в клуб поиздеваться над музыкантами… Нам пытались подсунуть в сумку наркотики, но, к счастью для меня, не разобрались, где мой рюкзак, и подсунули кому-то другому… В Англии гораздо безопаснее — во всех смыслах. Здесь люди с большим, чем в России, уважением относятся к тем, кто занимается музыкой. БГ потому и записывает альбомы в Лондоне, что здесь атмосфера способствует нормальной творческой жизни».

Впоследствии Титов примет участие в записи еще одного из лондонских альбомов АКВАРИУМА («Пси»).
Что же касается «Снежного Льва», то, записав все треки, Борис взял большую паузу для того, чтобы многократно отслушать запись и разобраться, как должен звучать окончательный вариант альбома.

«Я совершенно не мог понять, как эту пластинку собирать, как ее микшировать. У меня был непреодолимый трехмесячнй стопор. И когда я в очередной раз поехал в Индию, в ашрам Сатьи Саи Бабы, я ехал просить чуда: чтобы мне стало наконец понятно, что с этим альбомом делать. В первую же ночь по приезде в ашрам я ложусь спать, засыпаю — и мне снится безумно длинный сон. Шесть часов, всю ночь, я разговариваю с Кейтом Ричардсом. О гитарах, о настройке гитар, о микшировании, о динамике альбома — и шесть часов подряд мы ведем эту беседу. Я помню, что это длилось очень долго. И когда я проснулся, я не помнил, какой передо мной стоял вопрос. Вопрос, который не давал мне три месяца жить, просто исчез.
После этого я поехал в Лондон, и за восемь дней мы с Кейт все сделали.
С порядком песен были сложности — и Саша Липницкий, и другие близкие друзья уверяли, что нельзя делать так, как я хотел. И я ослабел духом и пошел на какие-то компромиссы. Я до сих пор думаю, что если бы тогда не поддался на уговоры, альбом был бы немного другим». (БГ)

Вскоре коллектив покинул перкуссионист и ударник Андрей Вихорев. В апреле 1996 года на презентации «Снежного Льва» за спиной у Гребенщикова уже работала новая ритм-секция: Юрий Николаев (барабаны) — Владимир Кудрявцев (бас).
В этом «переходном» составе будут записаны отличный концертник «Сезон для змей» и студийный альбом «Гиперборея».
В составе АКВАРИУМА вместо ушедшего полностью в старинную музыку Андрея Решетина играл теперь Андрей Суротдинов.


***
В альбом планировалась, но не вошла песня «Хилый Закос Под Любовь» (в ранней версии).

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий