Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
Эта сторона
2. Герои рок-н-ролла (Молодая Шпана)
(БГ)
3. Гость
(БГ)
4. Странные объекты между светом и звуком
(А. Романов)
6. Все, что я хочу
(БГ)
Та сторона
11. Единственный дом (Джа даст нам все)
(БГ)
АКВАРИУМ:
Б.Г. — голос, гитары, фортепиано, губная гармошка
А. Романов — флейта, голос, эл. гитара
М. Файнштейн — бас, percussion
В. Гаккель — виолончель
+ Д. Гусев (Рыжий Чорт) — губная гармошка, percussion
Все песни БГ, кроме No.4 (А. Романов)
Фото — Андрей «Вилли» Усов
Ремастеринг — А. Субботин, «Saturday Mastering Studio» 2002
design: (c) 2002 derbenev
АКВАРИУМ благодарит А.Тропилло и П. Северова за предоставленные фонограммы
(с) Б.Г. 1981
(с) Студия «Союз» 2002
———————
В 1996 году фирма «Триарий» выпускала альбом без бонус-треков и в собственном оформлении (см. фото ниже).
* * *
БГ:
«Синий альбом» был записан зимой с восьмидесятогго на восемьдесят первый год, но, на самом деле, по своей структуре — это восьмидесятый. Мы чуть-чуть запоздали, но с «Синим альбомом» — опоздание незначительное.
***
БГ:
Поскольку в этот период нам удалось сочинить несколько реггей-номеров, мы приняли естественное решение — записывать не электрическую программу тбилисского фестиваля, а новые песни: «Рутман», «Джа даст нам все», «Река». В итоге мы стали записываться сами, без профессионалов Губермана и Фагота. Записываться, как Бог на душу положит.
***
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
Летом 1980 из ниоткуда появился крайне отдаленно знакомый по имени Андрей Тропилло и сказал — «Я помогу вам». …Поздней осенью Тропилло, гипнотически убедив старушку-вахтершу в том, что мы — пионеры, ввел нас в Дом Юного Техника на Охте, где служил руководителем кружка звукозаписи. Играли фанфары, пел хор нелегальных ангелов — началась Новая Эпоха.
…Собственно говоря, это был первый порядочный подпольный русский альбом — песни записаны в студии, расставлены в нужном порядке, фотообложка вручную приклеена клеем «Момент» на коробки, облепленные синей бумагой. Из группы довольно идеалистически настроенных странников Аквариум стал реальностью, а значит — истинным мифом.
… Здесь увековечены те песни, которые игрались на акустических домашних концертах Аквариума в 78-86 гг. На концертах они, естественно, звучали много непосредственнее — зато на записи в каждой песне играют только те инструменты, которые там нужны. На концертах же все всегда играли одновременно, создавая характерный для тогдашнего Аквариума веселый бардак. Писалось все это одновременно с «Треугольником» и «Электричеством» весной, летом и осенью 81-го. Но несколько песен записано еще раньше, во время первой героической попытки Тропиллы осуществить звукозапись Аквариума в самом сердце врага — прямо на «Мелодии» («Иванов» и пр). Так был на долгие года установлен генеральный принцип Аквариума — если есть студия, имеет смысл проводить в ней все свободное время, и что-то интересное случится само собой. Вообще-то, все наши лучшие записи всегда бывали сделаны в стороне от «обязательной работы», в качестве развлечения. Внеконцептуально, как сказали бы некоторые.
***
БГ:
Для меня это был очень важный альбом, поскольку впервые в жизни мы получили возможность сделать именно то, что хотели сделать. Сделать естественный, натуральный альбом, как оно и положено. Ты включаешь его, и начинается экспириенс на 40 минут. Альбом хотелось сделать насыщенным — поэтому тут и фонограмма поезда, и Дюшкин инструментал, и многое другое. То есть пластинка должна быть атмосферной — открытка из осени и зимы. В ней все песни связаны с тем, что с нами тогда происходило.
***
Дюша Романов, «История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста»:
«Саморедактура», как жесткая петля на шее и поводок, который четко держит на расстоянии и ни на шаг дальше. Как пример могу привести вот какую историю.
«Синий альбом» первоначально был «красным альбомом».
Да, да, любезный слушатель, мне втемяшило в голову, что именно в этом найдут подтекст вездесущие редакторы. «Красный альбом» появлялся на свет именно в тот момент, когда в стране во всю шел какой-то съезд Самой Большой и Самой Единственной партии, сами понимаете какого цвета. Я настоял на смене «колора».
Не знаю с этим ли опасением или от общего настроя вообще, но название исторически закрепилось в «синем» варианте. Так-то вот!
***
А. Кушнир, (из буклета CD 2002 года):
Для общей завершенности новоиспеченному альбому не хватало оригинального оформления. Фотосессией, предназначенной для обложки первого официального альбома Аквариума, занялся Андрей «Вилли» Усов. «Когда я увидел Аквариум в действии, то понял, что это надо как-то задержать в памяти и красиво оформлять, — вспоминает он. — И чтобы оформление альбома являлось продолжением того, что находится внутри него».
Фактически первая в стране самодельная обложка самодельного альбома родилась экспромтом. Фотосессия произошла в мрачной лифтовой шахте одного из зданий на Литейном проспекте, куда музыканты Аквариума хаживали в гости к своему бывшему аппаратчику Марату Айрапетяну. Съемки состоялись прямо в подъезде — с выразительной питерской лестницей и несколько наивной философией «взгляда наверх», за которым следует подъем и падение. Дюше на грудь был повешен детский барабан — как хочешь, так и понимай оригинальный аквариумовский юмор…
Отпечатанные фотографии Гребенщиков прикреплял клеем «Момент» на коробки магнитофонных пленок. На чистые бобины вручную записывался сам альбом. Внешний торец картонных коробок заклеивался синими полосками, вырезанными из детских наборов цветной бумаги. Поэтому получился «Синим».
«Я всегда хотел, чтобы у нас все было, как у людей, — считает Гребенщиков. — Если государство не выпускает, значит надо сделать это самим. Я помню реакцию «Машины времени», когда я весной 81-го года принес им этот альбом. Макаревич и Кутиков повскакивали из-за ресторанных столиков и обступили эту коробку. Было видно, что она произвела на них сильное впечатление».
***
А. Старцев, «История группы АКВАРИУМ», 1986 г.:
Появление «Синего альбома», продуманного, как следует, оформленного, с такими хитами, как «Электрический пес», «Чай», «Железнодорожная вода», а главное, хорошо, качественно записанного, в корне изменило ситуацию. Теперь любой слушающий человек, совсем не обязательно фан рока, не должен был ехать черт знает куда, шустрить с билетами, ломиться через три контроля, чтобы послушать музыку на сомнительной аппаратуре,
зачастую не пропускавшей текста. Нет, теперь можно было спокойно, дома или в гостях, поставить кассету на магнитофон, вдумчиво послушать песни и даже, если есть желание, подумать над ними или заинтересоваться.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий