АКВАРИУМ — история альбома «Пси» (1999)

psi_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Имя моей тоски
(БГ)

2. Луна успокой меня
(БГ)

3. Сварог и Сестра Пушкин
(БГ)

4. Телохранитель
(БГ)

5. Пока несут сакэ
(БГ)

6. Сын плотника
(БГ)

7. Стоп машина
(БГ)

8. Маша и медведь
(БГ)

9. Цветы Йошивары
(БГ)


psi_03

БГ — акустическая гитара, электрическая гитара, голос, клавиши, пикколо гитара

Борис Рубекин — клавиши, ENSONIQ TS10, ENSONIQ ASR10, YAMAHA CS1X, Grand Piano, фисгармония, recording, programming.

Олег Сакмаров — флейта, кларнет, саксофон, гармониум, ударные, синтезатор.

Additional musicians:
А. Титов — bass (4, 5, 8)
Ray Cooper — percussion (7)
Д. Веселов — percussion (1, 3…6)
Kate St. John — sax (6)
А. Орлов «Дрон» — drums (4, 5,, 8)
«Дим Дим» — bass (7)
Индеец — sounds

Запись:
Олег Гончаров (Дельта Гнезда)
А. Докшин & Б. Истомин (Мелодия)
Graham Dominy (The Church)

Сведение: А. Самсонов
Mastered at Transfermation

Copyright: БГ 1999, Real Records 1999

psi_02b

* * *

О. Сакмаров:

Июнь-июль 1999 года. У нас снова нет группы. Остались втроем — БГ, я и Рубик. Но есть новые отличные песни.
Решили писать втроем. Жара стояла не ниже 30. Слушали тогда Tricky. Massive Attack — вообще, бристольская музыка была в почете. И будущий «Пси» двинулся в этом направлении. Экспериментировать с компьютером было интересно, благо Рубик легко справлялся с технологией. Это была первая в жизни АКВАРИУМА настоящая работа с электронными ландшафтами.
На поиск любого звука, тембра, эффекта уходила масса времени, но каждый, даже очень маленький, шажок вперед очень радовал. Здесь песни БГ приобретали новые краски, которых никогда раньше не было. Мы вместе осваивали совсем новый музыкальный язык.
Это была принципиально новая задача — совместить эстетику песен БГ с Cubase-ом, сэмплы с живыми «аквариумными» инструментами. После полутора месяцев затворничества к нам, обессиленным, пришло подкрепление — Самсонов. Дрон. Тит и прочие англичане.

psi_02a

***
Интервью с БГ, 2000 г.:

— …Во-первых, альбом называется «Пси». Это греческая буква. Что она называется «пси», я узнал гораздо позже.
— Вам понравился сам значок?
— Он не понравился. Я просто знал, что альбом называется так. И точка. И знал. что у этого символа 20 значений. Пока я нашел около 16. Но еще не все. Точно так же выглядят 2-3 варианта скандинавских рун. «Алгиз» — руна защиты. В общем, начиная от стандартных значений буквы «пси» (угловая скорость в физике, символ «Quake» и т.д.) и кончая тем, что в Греции гетеры после радости с очередным клиентом вешали себе на пояс букву «Пси». Значений у нее очень много. Почему альбом так называется, я не знаю.
— Вы для себя выделили какое-то одно значение?
— А их не нужно выделять. Все эти двадцать значений применимы к альбому.

***
Интервью БГ газете «Аргументы и Факты СВ», 10.10.1999:

— Говорят, ваш новый альбом по звуку и системе образов — это возврат к старому «Аквариуму».
— Я очень просто это объясняю. Это новый альбом «Аквариума» за последние четыре года. С 91-го по 96-й писались песни в русской мелодике — протяжные в трехчетвертном размере. Этот гениальный период закончился на альбоме «Снежный лев», который был записан в 95-м. После него была «Гиперборея» с симфонической музыкой, «Лилит», где я записался с английским «Бэндом». Это было бегство, хотелось сделать что-то такое, что будет кардинально в другой стороне. После нескольких лет экспериментов с музыкой мы сделали обычный альбом. То есть начинаем с нуля, и я действительно радуюсь как девушка в новом платье.

psi_04

***
БГ:

Цель альбома «Пси», если существует у него какая-то цель, была только одна — сделать шаг из вчерашнего дня. Два года мы занимались вчерашним днем. И мы очень хорошо им позанимались. А теперь существует реальная жизнь всего человечества. И мы попытались шагнуть в эту сторону. Но, как всегда это бывает в АКВАРИУМЕ, это получилось не до конца. «Лилит» был без времени. Он мог быть без проблем написан в 1860 году. А «Пси» — это 1999 год.

***
Пресс-конференция БГ в Красноярске, 07.12.2005:

— На «Пси» очень странный звук; он таким и задумывался или «вырулил» в этом направлении в процессе студийной работы?
— На «Пси» получилось то, что получилось, потому что нас было трое (с Самсоновым четверо), и мы слабо представляли себе, как нам вообще выбраться из этой ситуации. Это, опять-таки, тот самый вариант… не компромисса, а просто мы работаем-работаем-работаем, приходим к какому-то звуку, и я чувствую: «Стоп! Вот оно!» Не то, что я хотел, но то, что сегодня мне кажется правильным. Сейчас, когда я переслушиваю «Пси», я сам думаю: «Bay! Ни хрена себе мы тут завернули!»

psi_05

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

После «Гипербореи» перестал существовать АКВАРИУМ-II. Сезон 1997-98 годов был отдан песням «Пилит» и концертам с А. Ляпиным и бэндом. В 1998—99 годы звучала программа старых песен «Электрический Пес», а с лета 1999 года началась новая жизнь.

«»Пси» — это пробуждение АКВАРИУМА, — говорил БГ. — Начался АКВАРИУМ-II. Для меня это, как «Синий альбом» или «Русский альбом», начало нового цикла. Получилось так, что мы в 1997 году записали «Лилит» и потом год ездили с программой из этих песен. Потом выступали с программой старых песен «Электрический Пес».
Оказалось, что АКВАРИУМ как творческая сущность — это для меня не совсем то, что мы играем. Для меня главное — процесс творения. А получилось, что процесс творения для меня был приостановлен на два года. Но за это время начали писаться какие-то песни, которые были, безусловно, шагом вперед. Потому что они не были в русской идиоме, как все вещи, написанные в 1990-е годы, и не были в американской идиоме, как «Лилит»».

«Июнь-июль 1999 года. У нас снова нет группы. Остались втроем — БГ, я и Рубик. Но есть новые отличные песни.
Решили писать втроем. Жара стояла не ниже 30. Слушали тогда Tricky, Massive Attack — вообще, бристольская музыка была в почете.
И будущий «Пси» двинулся в этом направлении. Экспериментировать с компьютером было интересно, благо Рубик легко справлялся с технологией. Это была первая в жизни АКВАРИУМА настоящая работа с электронными ландшафтами.
На поиск любого звука, тембра, эффекта уходила масса времени, но каждый, даже очень маленький, шажок вперед очень радовал. Здесь песни БГ приобретали новые краски, которых никогда раньше не было. Мы вместе осваивали совсем новый музыкальный язык.
Это была принципиально новая задача — совместить эстетику песен БГ с Cubase-ом, сэмплы с живыми «аквариумными» инструментами.
После полутора месяцев затворничества к нам, обессиленным, пришло подкрепление — Самсонов, Дрон, Тит и прочие англичане». (О. Сакмаров)

Конечно, как на всех последних альбомах, присутствуют несколько приглашенных музыкантов, среди которых знаковые, привычные и родные Титов, Рей Купер и Кейт Сент-Джон.

«Поскольку басиста у нас на тот момент не было, — рассказывает о появлении Титова Гребенщиков, — мы делали этот альбом втроем, а микшировать его решили в Лондоне. Поэтому мы решили, что, наверное, было бы очень красиво в Лондоне позвать Сашку, чтобы именно он сыграл на басу. Купер же на записи вообще появился довольно неожиданно. Как-то раз мы сидели с ним и выпивали, и я сказал: «Мы тут кое-что записываем. Было бы очень здорово, если бы ты приехал». На следующий день он взял такси и приехал. А Кэйт 3 года нас не слышала, и услышав «Имя Моей Тоски», сказала: «Да, это АКВАРИУМ 1999 года»».

В песне «Стоп-машина» на басу играет Дим Дим из питерской реггей-группы «Карибасы». Гребенщиков объясняет: «Однажды мы где-то переезжали по России, и нам в знак особого уважения дали специальный отдельный вагон, похожий на передвижную ставку Батьки Махно из революционных фильмов. Там естественным образом случилась невероятная гулянка. И энергия этого кутежа излилась в песню — когда мне надоедало пить и веселиться, я брал гитару, уходил в купе и там набрасывал что-то в духе Travelling Wilburys и пел подвернувшимся под руку при общем веселье. Потом эта песня очень долго трансформировалась и неожиданно превратилась в реггей. И потребовался аутентичный реггей-бас».

На барабанах в трех песнях играет Дрон из дружественных, ставших уже после записи совместного альбома коллегами «Deadyшeк».
Продюсером альбома выступил Андрей Самсонов, известный музыкант, закончивший лондонский Royal College of Music и выпустивший несколько электронных альбомов на Mute Records.

«С БГ мы знакомы давно, — вспоминает Андрей. -Альбом «Пси» он сам делал месяца два, потом понял, что зашел в тупик, и позвонил мне… Дэвид Стюарт подарил Борису десять дней работы в своей студии, и там мы сводили этот альбом».

Гребенщиков комментирует: «Самсонов — чудный человек, интеллигентный, образованный. Когда говоришь с умным человеком, хочется с ним вместе что-то сделать. Мы сошлись в понимании некоторых вещей и решили попробовать впервые в жизни, чтобы не я один продюсировал все, а вместе с кем-то».

«При записи «Пси» было ощущение алхимического эксперимента. Все было возможно: неизвестно куда все повернется. «Синий альбом» через два витка истории». (БГ)

Итог по БГ выглядит следующим образом: «Цель альбома «Пси», если существует у него какая-то цель, была только одна — сделать шаг из вчерашнего дня. Два года мы занимались вчерашним днем. И мы очень хорошо им позанимались.
А теперь существует реальная жизнь всего человечества. И мы попытались шагнуть в эту сторону. Но, как всегда это бывает в АКВАРИУМЕ, это получилось не до конца. «Лилит» был без времени. Он мог быть без проблем написан в 1860 году. А «Пси» — это 1999 год».

«А вообще-то, ни цели, ни правил у нашей музыки нет и быть не может». (БГ)

Забавно, что «Пси» дописывался и микшировался в той же лондонской студии The Church, где десятью годами раньше дописывался и микшировался уже мифический Radio Siience Даже фисгармония на «Цвете Йосивары» и Fields Of My Love та же самая — с которой Анни Леннокс когда-то приехала в Лондон поступать в музыкальный колледж.

Очевидцы рассказывают, что за все время работы над Лондоном два раза видели радугу — сразу после окончания микширования «Пси» и сразу после завершения мастеринга записи.
Символ, похожий на греческое «пси» с выгнутой левой лапой, замаячил в качестве названия в самом начале работы над альбомом. Значение его вряд ли будет когда-либо расшифровано. Известно, что помимо «пси» он напоминает также определенную северную руну. В интервью БГ сообщал скептической прессе, что знает 16 возможных расшифровок этого знака из 20 возможных.
Альбом был записан. Пришла осень. Андрей Новоселов снял про группу «туманный документальный» фильм «Настроение «Пси»». Захотелось играть концерты.

«Сформировался новый неожиданный состав. После «Электрического пса» слева от меня сидит Сакмаров, а справа — Боря Рубекин, который появился как простой клавишник, но быстро начал цвести и распускаться. Вскоре выяснилось, что он колоссальный музыкант — с очень хорошей техникой и невероятной работоспособностью».

Эти люди стали основой новой группы и нового концертного состава.
Осенью из Канады вернулся Андрей Суротдинов — и прямо попал на череду концертов новой инкарнации АКВАРИУМА. Начинали вчетвером; вскоре к квартету подсоединился Шар. Возникла необходимость в прочной ритм-секции.
Сакмаров предложил попробовать сыгранную ритм-секцию старых коллег по «Наутилусу», а ныне уходящих из «Ночных снайперов» Игоря «Гогу» Копылова и Алика Потапкина. Было сыграно несколько концертов; в силу определенных проблем со здоровьем Гога не удержался на посту бас-гитариста, и в состав АКВАРИУМА вновь вернулся Володя Кудрявцев. К концу 1999 года состав сложился и начал пробовать силы на неожиданном произведении.

psi_07    psi_08

***
Интервью с БГ для издания «Собака.ru» С-Пб., декабрь 2012:

— Хорошо, а ваше отношение к музыке, способ ее создания — менялся? Вы, глядя из сегодняшнего дня, приводите все к единому знаменателю. Но на альбомах слышно другое. Например, где-то в районе «Пси» (1999 год), по ощущению, вы стали как-то легче относится к песням, проще что ли.

— Ну очень интересно. Особенно слово «легче» мне нравится в этом контексте, потому что, насколько я помню, «Пси» — самый тяжелый альбом, который мы делали. По настроению. «Луна, успокой меня», «Именем моей тоски», «Цветы Йошивары», «Маша и медведь» — это же самые депрессивно-убойные вещи. Песни оторванного на льдине, пробивающегося лбом через стену. «Песни рыбака» с «Сестрой Хаос» были уже совсем другие. Но «Пси», действительно, был началом нового витка.
И все, что «Аквариум» когда-то начинал, было или будет закончено. Оно может ждать своего часа, как ждала своего часа песня «Юрьев день». Первый куплет был написан в 1976-м году, доделана песня в 1991-м, а реально стали играть мы ее полгода тому назад. Но рано или поздно в «Аквариуме» все всплывает.

psi_09a     psi_09b

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий