Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
3. Послезавтра
(Я опять буду здесь)
(БГ)
8. Диагностика кармы
или Мой Путь к Богу
(БГ)
9. Уткина Заводь (Краковяк)
(БГ)
БГ
Б. Рубекин,
А. Потапкин,
О. Шар,
А. Суротдинов,
В. Кудрявцев,
О. Гончаров
На индийских инструментах играли:
Dilruba — Allauddin Khan
Sarangi — Ghulam Ali
Sitar — Matloob Hussain
Tabla — Athar Hussain
Percussion — Parveen
Flute — Ajay
Shennai — Mahavir
Santoor — Roshan Ali
Percussion — Anirudh Kumar
Harmonium — Sajjad Ahmad
Percussion — Gagan
Swar Mandal — Joginder
Tanpura — Gopal
Vocal — Bhupinder (Dony)
В записи принимали участие:
труба — А. Беренсон
кларнет — Ф.Кувайцев
саксофоны — М. Костюшкин и О.Кувайцев
тромбон — А. Канунников
Стеклянная музыка — Тимофей Венковский + Игорь Скляров
Песни — БГ.
Музыка — Аквариум.
Запись и mix на 601 — Б. Рубекин/А. Докшин
Запись в Индии — Б. Рубекин
Produced by Aquarium.
Mastered by Gordon Vickaryar Soundmaster.
design — Colour of Dreams 2003
Спасибо Юре и Олегу (Коктебель)
Даниле (Milano)
А. Кадакину (Индия)
Greatest thanks to Nayar Jafri.
Namaste, Bharata!
Спасибо всем, кто помогал в записи этого альбома!
Слава Богу!
(c) 2003 БГ
(c) ЗАО «СиДи Лэнд+»/ «CD Land Records»
* * *
Интервью с БГ, «FUZZ» №5-6/2003:
— …Альбом родился, — еще не родившись, — в марте прошлого года. Я ехал из Бриндавана… Я в одной книжке прочел, что редко кому удается попасть во все семь святых мест Индии на протяжении одной жизни, и сказал: «Ах, так? Ну, суки, держитесь!» И начал активно ездить. И первое место, куда попал, — Бриндаван, место рождения Кришны. Смотреть там не на что, просто населенный пункт, типично индийский, — двум машинам не разъехаться на улице. Но крышу там, безусловно, снимает. И я по дороге оттуда, дремля… задремав… впав в транс… выйдя в астрал или куда-то еще в этом джипе, вдруг понял, что я должен делать в следующем году. А понял я, что вся советская популярная музыка — мало того, что всегда была безликой, и мало того, что никто не стремился уметь играть… это еще полбеды. Но ведь все впали в пучину матерения себя и других, все впали в полные сопли и жевание картона!.. Слушаешь «Наше Радио», и волосы начинают медленно седеть. Они сначала шевелятся, а потом седеют. Как-то раз по дороге из аэропорта я попал в пробку, и стал слушать «Наше Радио» в машине. Мне стало интересно, сколько я смогу выдержать. Нервы у меня оказались очень крепкие, я смог выдержать примерно час, но я пришел в ужас! Честь и хвала Мише Козыреву, он новые группы вытягивает, он молодец. Но то, что все поют одинаковую занудь, разбавляя ее пошлостью размеров невиданных, — это факт. И вот, в Индии, сидя в джипе, я вдруг понял, чего не хватает: простой человеческой музыки. Без зануди. Чтоб никто не ныл о том, как всё плохо у меня или у соседей или у кого-то еще.
…И я понял, каким будет альбом, услышал приблизительно звук… Ни одной песни у меня еще не было, ничего не было. И я начал ждать. Летом уехал в Крым, — в Коктебель. И вдруг у меня за три дня пишутся четыре песни! Бабах! — и сразу порция. «Ага-а», — подумал я. Потом поехал в Милан, и там у меня бабах! — еще четыре песни подряд.
— Просто так поехали или по делу какому?
— Просто так. Я никогда не был в Венеции и решил съездить, выпить вина, посмотреть, правда ли там так хорошо. Правда, хорошо. «Зашел я в Венеции в один магазин: граппу пить дорого, будем пить бензин». Я начал писать стихи еще, чего не делал лет тридцать. Чтоб расковать сознание. Написал много, у меня полный компьютер стихов… А потом мы поехали на Украину, и там еще две песни выстрелились. Вот так практически весь корпус и написался — приступами. Я эти песни пел, пел, и мне страшно не хотелось их записывать. Я понимал, что как только их запишу, не смогу их петь. …Потому что когда я их пою, я их верчу туда-сюда, а как только запишу, песни окажутся для меня потерянными. …И долго говорил всем: «Ну не хочу я их записывать!» А потом мне самому стало интересно. Но, чтобы мне было интересно их записывать, я придумал себе феньку: я подумал, что хочу услышать то, что по дороге из Бриндавана ясно увидел и услышал. Что там должно быть очень много инструментов, которых у нас никто не использует. И не только у нас, потому что в западной музыке все сэмплируют ситары, а живых ситар ни у кого нет. И используют их в банальном контексте: ситар — это индийская мистика, экзотика… А тут я понял, что песни настолько простые и элементарные, что в них вообще ничего такого не нужно. А нужно взять индийские инструменты и поместить их в наш контекст. Не двигаться в сторону Индии, а взять Индию и использовать в наших кухонных целях.
…Я позвонил друзьям в Дели, обозначил задачу, а потом со мной связался по Интернету индус, который сказал, что может мне помочь. Мы с ним долго переписывались, он уточнял, что мне нужно, и чудесным образом набрал музыкантов очень хорошего уровня.
— Они слышали заранее материал?
— Нет, они приходили в студию, и мы с Борькой Рубекиным им на пальцах объясняли, плясали, насвистывали… Некоторые играли в точку даже раньше, чем мы успевали объяснить, а некоторым, как мы ни плясали, ничего не удалось объяснить. Все это писалось напрямую в компьютер, мы уехали с драгоценным грузом, потом здесь посмотрели два месяца на всё, что у нас получилось, и поняли, что нужно ехать и дописывать еще. Поехали еще раз, дописали. Нашли даже крайне редкие инструменты, которых сами индусы в Дели не могли найти, — дилруба, например, которая звучит в первой песне. Это такая вертикальная скрипка. Есть еще саранги, тоже вертикальная квадратная деревянная скрипка, которая в «Человеке Из Кемерово». На ней играют ногтями, человек касается струны с обратной стороны, — под струной он возит ногтями, и получается такой звук магический. Как это делается, я просто не могу понять! Но смотреть на всё это было чудесно. Это было приключение само по себе.
***
БГ, из интервью для газеты «Ведомости» (Смоленск), 17.05.2003:
Альбом «Песни рыбака» мы записывали в Питере, Дели и Лондоне: пригласили индийских музыкантов, легион старинных питерских джазменов и профессионалов из Барнаула, которые играли на бокалах, наполненных водой и другими спиртными напитками. В общем, получилось черт-те что.
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):
Лучшая книжная лавка — в Бангалорском аэропорту в Южной Индии. Там Гребенщиков всегда покупает книги по дороге из ашрама в другой ашрам. И в одной из этих книг о священных городах Индии было неосторожно замечено, что мало кому из людей удавалось в течение одной жизни посетить все десять. Тогда БГ и начал свое паломничество, тем более что в одном из священных городов — Канчипураме — ему уже довелось побывать.
И вот однажды по дороге из Бриндавана — места рождения Кришны — БГ впал в своего рода транс и вдруг явственно увидел, что он будет делать в непосредственном будущем.
Ясно представилась необходимость записать ровный, спокойный и ясный альбом. Песни «все в порядке». Песни простые, но свитые из звуков и мелодий со всех концов земли. Песни, от которых становится хорошо.
Русские песни, в которых будут играть прекрасные и непривычные инструменты.
Таких песен написано еще не было, но Борис почувствовал ощущение от альбома, как если бы он его уже услышал.
Он принял это на заметку и стал ждать, когда эти песни напишутся.
Прошло четыре месяца.
Поспе классической «Сестры Хаос» хотелось чего-то менее классического, менее монументального, более недоделанного. Это альбом ауттэйков, радикально мутировавший по дороге во что-то, что вообще не имеет названия.
Песни начали писаться совершенно по другому поводу.
«Пабло» неожиданно появился в одном из бесконечных туров по Америке в 2002 году, во время тщетных поисков шампанского в ночном высокогорном городке. Остальные — целой обоймой вокруг полнолуния -сначала в Коктебеле, потом в Милане.
…«Я очень долго держался за эти песни и отчаянно не хотел их записывать, потому что хорошо знаю: как только я запишу их, мне станет неудобно петь их по вечерам для друзей.
Когда же от записи их было уже не отвертеться, оказалось, что записывать их по-простому, напрямую совершенно неинтересно. И тут я вспомнил то, что увидел по дороге из бриндавапа». (БГ)
Борис сел писать E-mail-ы старым друзьям в Индии. Вскоре была найдена подходящая студия и замечательный местный человек, занявшийся подбором необходимых музыкантов.
Вскоре БГ и Боря Рубекин выехали на записи в Дели.
«Этот альбом как магический ритуал. Он достигаeм цели вне зависимости от того, как выглядит со стороны.
Это — не популярная у людей музыка; это — отражение правды.
Это — то, как я говорю в жизни; не то, что говорится для прессы.
Самодеятельность для ангелов. Приключения в писании песен». (БГ)
«Я просто решил попробовать, что может получиться, если все песни делать на двух-трех аккордах», — сказал Борис Гребенщиков по поводу «Песен», впрочем, ведь два-три аккорда — это тоже вопрос большой. Музыка может быть не то что на двух аккордах, а вообще не нести мелодии и оставаться прекрасной музыкой, увеличение числа аккордов же не связано с ростом ее качества. Значительная часть песен «Пинк Флойд» тоже лежит на двух-трех аккордах — можно вспоминать и дальше.
В «Песнях рыбака» совершенно нет негатива.
«Минорная музыка хорошо продается, — говорил БГ. — Когда человек слышит минор, ему не нужно думать, не нужно ничего делать. Просто все плохо, он сидит, пьет водку и себя жалеет. Это очень удобно тем, что избавляет от необходимости становиться лучше. Поэтому и покупается».
Новый альбом АКВАРИУМА начисто лишен древнерусской тоски в любом из ее проявлений — хоть в выкрикивании лозунгов и призывов удушить попсу, хоть просто в забубённом московско-ресторанном пьянстве и разрывании рубахи как на себе, так и на окружающих.
«Весь альбом, от начала до конца, кристально чист, легок и прозрачен.
Более чем за тридцать лет БГ не исписался, ни на йоту не приблизился к сценическому пенсионному возрасту».
(П.Г.) Rockmusic.ru #2/2003
Состав АКВАРИУМА-III сложился окончательно. Точнее, сложился он несколько раньше, уже на «Сестре Хаос»; здесь же он спаялся, притерся, утвердился. Как следствие -мощнейшие презентационные концерты, главным впечатлением от которых было то, что группе, и БГ в первую очередь, интересно заниматься тем, что они делают. Декорации, свет и 15 человек на сцене, кроме собственно группы — духовое трио, струнный квартет и два музыканта из Барнаула, играющие на фужерах. Двое штатных звукорежиссеров и штатный же светотехник. Оркестр Клуба одиноких сердец… Или, вернее будет, Band on the Run.
«Песни рыбака» — это не шаг вперед от «Сестры Хаос», так же как, собственно, «Сестра» — не новый этап по отношению к предыдущим альбомам. АКВАРИУМ развивается не линейно, и поэтому рассматривать его развитие в горизонтали, опираясь на причинно-следственные связи, не совсем верно.
Музыка по большому счету чисто сыгранная, прекрасно записанная и сведенная, прозрачная и живая, каждый куплет в каждой песне отличается от предыдущего, такт отличается от такта, звуковая ткань переливается, течет и не замирает ни на миг.
«Большой счет» заключается еще и в том, что здесь начисто отсутствуют какие-либо стилевые или национальные привязки. Музыка есть одна, говорит этот альбом, и индийские инструменты, звучащие больше чем в половине песен, инструменты, на которых играют настоящие индусы, совершенно органично ложатся на условно русское полотно новых песен Гребенщикова. Примерно так же звучит ситар Брайана Джонса в Paint it Black — кому и когда приходило в голову рассуждать об индийском колорите стоунзовского ритм-энд-блюза?
«Условно русское», то есть русское ровно настолько, насколько может быть русской музыкальная форма рок-группы — смешение национальностей, рас, музыкальных корней, пристрастий, инструментария, марок алкоголя, стилей и направлений.
«Песни рыбака» и звучат рок-альбомом, то есть произведением вненациональным, использующим все, что есть под руками, — как в странном и веселом симбиозе то ли самбы, то ли румбы с музыкой ска («Пабло»). Если вынуть из песни партию духовых и, как есть, поставить ее в любую композицию Special Aka она окажется абсолютно на своем месте. В «Диагностике кармы» соло Бориса Рубекина вызывает непрямые ассоциации с Rat Bat Blue, любимой русской группой Deep Purple.
Прозрачная настолько, что на просвет виден собор Петра и Павла вкупе с Биг-Беном, безбитовая по исполнению, но насыщенная внутренним битом как электронные часы, «Туман над Янцзы» кажется родной сестрой (но не близняшкой) «Гарсона № 2», хотя логически объяснить это невозможно, если только отбросить количество слогов в названиях этих песен и их (названий) внутренний ритм.
…«Известная теорема Ницше — «Искусство и только искусство дано нам, чтобы мы не погибли от правды жизни» — требует поправки. Это. безусловно, так по отношению к бытовому восприятию. Подлинная правда жизни более прекрасна, чем мы можем себе представить, но благодаря замусоренному сознанию она сокрыта от глаза обычного человека и видна только величайшим освобожденным душам. Искусство — издалека — показывает ее всем. Большинство людей воспринимает это только как красивую картинку; некоторые, однако, чувствуют в этом истину и вопреки житейской логике всю жизнь пытаются к ней приблизиться». (БГ)
***
Из интервью с БГ, 2003 г.:
— К какому жанру вы можете отнести Ваш новый альбом «Песни рыбака»?
— Тотальное Интернациональное Безумие.
— Почему альбом записывался именно в Индии?
— Потому что музыкантов, которые играют такую музыку, вне Индии просто нет. В самой первой песне «Феечка» играет инструмент под названием «дил руба». Во всей Индии нашли только одного старика, который играет на этом инструменте.
— Какие экзотические инструменты были использованы в записи альбома «День рыбака»?
— Перечисляю: дил руба, саранги, ситар, бансури (флейта), маджиры (храмовые колокольчики), табла, много других перкуссионных инструментов, шеннаи (нечто вроде индийского гобоя), сантур, гармониум индийский… вероятно, что-то было еще, что я пропустил. Я не считаю это экзотикой, поскольку слушаю индийскую музыку каждый день на протяжении последнего года.
.
***
Интервью с БГ, 13.06.2003:
— Такое ощущение, что альбом получился более ровным, чем предыдущие, практически нет песен, которые бы выпадали из общего ряда.
— Я просто почувствовал, что мне, чтобы остаться человеком, нужно записать альбом, который будет целиком от щедрости, а не от недостатка. Позитивный. То есть альбом с хорошим настроением. Поэтому он ровный и получился — потому что нет скачков.
— Нет «песен протеста»?
— Нет песен протеста совершенно, потому что они все песни протеста… На самом деле, с моей личной точки зрения» этот альбом — монументальный шаг вперед, но этого никто не заметит. Первый альбом, где нет ни одной негативной песни. Первый альбом, где нет никакого страдания. И всё чистая издевка, ничего больше.
— В альбоме участвовали индийские музыканты, записанные у себя дома в Дели, но они не доминируют, нет ярко выраженных «индийских» песен, какие были у Харрисона.
— А дело в том, что все песни были написаны еще до всяких мыслей об Индии, — так получилось, что они появились. Когда песн писались, совершенно не задумывалось, что там будут играть индийцы. Мы попробовали — и получилось так хорошо, что мы через месяц поехали в Индию еще раз и записали.
— Битловские настроения тем не менее ощущаются.
— По-моему, только в том, что принято позитивную музыку считать битловской. То есть там много аккордов и много удовольствия. Потому что когда я писал, мне песни казались очень примитивными, так что никакой мысли не было о том, что они приобретут какую-то глубину. Все песни очень простые — три аккорда и все. Но для меня это до сих пор комплимент.
.
***
Из интервью с БГ, Опубликовано на сайте ГОРОД. Петербургский журнал:
— Ваш последний альбом «Песни рыбака» — он чем-то отличается от прочих?
— В нём нет мрачных песен, нет нытья, депрессий. Мне сложно выразить это в словах, да и не хотелось бы. Но он другой. Дело даже не в звучании индийских инструментов. Там совершенно новый принцип чередования аккордов, новый принцип создания текстов. Не буду раскрывать этот принцип ещё и потому, что не хочу лишать слушателя удовольствия открыть его самому. Надо только внимательно проанализировать поэтическое построение — там много интересного. Я, во всяком случае, такого ещё не встречал и раньше писал по-другому.
.
***
Из интервью с Борисом Гребенщиковым для журнала «Йога»:
http://yogi.org.ua/put-k-joge-intervju-s-borisom-grebenwikovym/
— А на данный момент все, что есть индийского в твоей музыке, воплотилось в «Песнях рыбака»?
— Да нет… Была бы возможность, я записал бы столько всего еще… Я только начинаю подходить к ощущению музыки. Достаточно сказать, что у меня в компьютере, в laptop, с которым я езжу, на трое суток индийской классической музыки. Кстати, интересующиеся могут зайти к нам на сайт, там все время появляются новые запасы индийской музыки.
— А «Песни рыбака», получается, первая ступень, некий эксперимент…
— Да. С этими песнями так нужно было сделать. Я не знаю, буду ли я это делать в дальнейшем, но я продолжаю свои изыскания в этой области. Не исключено, что на новом альбоме будет что-то подобное. Перекармливать людей индийской музыкой я тоже не хочу. Если они хотят ее слушать, они могут делать это и без нашей помощи. Но я сам эту музыку очень люблю и для меня это одна из самых красивых музык на земле.
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий