АКВАРИУМ — история альбома «Песни Рыбака» (2003)

pesni_rybaka_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Феечка
(БГ)

2. Человек из Кемерова
(БГ)

3. Послезавтра
(Я опять буду здесь)
(БГ)

4. Морской Конек
(БГ)

5. Зимняя Роза
(БГ)

6. Пабло
(БГ)

7. Туман над Янцзы
(БГ)

8. Диагностика кармы
или Мой Путь к Богу
(БГ)

9. Уткина Заводь (Краковяк)
(БГ)

10.Желтая Луна (USB)
(БГ)

 pesni_rybaka_02

БГ
Б. Рубекин,
А. Потапкин,
О. Шар,
А. Суротдинов,
В. Кудрявцев,
О. Гончаров

На индийских инструментах играли:
Dilruba — Allauddin Khan
Sarangi — Ghulam Ali
Sitar — Matloob Hussain
Tabla — Athar Hussain
Percussion — Parveen
Flute — Ajay
Shennai — Mahavir
Santoor — Roshan Ali
Percussion — Anirudh Kumar
Harmonium — Sajjad Ahmad
Percussion — Gagan
Swar Mandal — Joginder
Tanpura — Gopal
Vocal — Bhupinder (Dony)

В записи принимали участие:
труба — А. Беренсон
кларнет — Ф.Кувайцев
саксофоны — М. Костюшкин и О.Кувайцев
тромбон — А. Канунников

Стеклянная музыка — Тимофей Венковский + Игорь Скляров

Песни — БГ.
Музыка — Аквариум.
Запись и mix на 601 — Б. Рубекин/А. Докшин
Запись в Индии — Б. Рубекин
Produced by Aquarium.
Mastered by Gordon Vickaryar Soundmaster.
design — Colour of Dreams 2003

Спасибо Юре и Олегу (Коктебель)
Даниле (Milano)
А. Кадакину (Индия)

Greatest thanks to Nayar Jafri.
Namaste, Bharata!
Спасибо всем, кто помогал в записи этого альбома!
Слава Богу!

(c) 2003  БГ
(c) ЗАО «СиДи Лэнд+»/ «CD Land Records»

pesni_rybaka_03

* * *

Интервью с БГ, «FUZZ» №5-6/2003:

— …Альбом родился, — еще не родившись, — в марте прошлого года. Я ехал из Бриндавана… Я в одной книжке прочел, что редко кому удается попасть во все семь святых мест Индии на протяжении одной жизни, и сказал: «Ах, так? Ну, суки, держитесь!» И начал активно ездить. И первое место, куда попал, — Бриндаван, место рождения Кришны. Смотреть там не на что, просто населенный пункт, типично индийский, — двум машинам не разъехаться на улице. Но крышу там, безусловно, снимает. И я по дороге оттуда, дремля… задремав… впав в транс… выйдя в астрал или куда-то еще в этом джипе, вдруг понял, что я должен делать в следующем году. А понял я, что вся советская популярная музыка — мало того, что всегда была безликой, и мало того, что никто не стремился уметь играть… это еще полбеды. Но ведь все впали в пучину матерения себя и других, все впали в полные сопли и жевание картона!.. Слушаешь «Наше Радио», и волосы начинают медленно седеть. Они сначала шевелятся, а потом седеют. Как-то раз по дороге из аэропорта я попал в пробку, и стал слушать «Наше Радио» в машине. Мне стало интересно, сколько я смогу выдержать. Нервы у меня оказались очень крепкие, я смог выдержать примерно час, но я пришел в ужас! Честь и хвала Мише Козыреву, он новые группы вытягивает, он молодец. Но то, что все поют одинаковую занудь, разбавляя ее пошлостью размеров невиданных, — это факт. И вот, в Индии, сидя в джипе, я вдруг понял, чего не хватает: простой человеческой музыки. Без зануди. Чтоб никто не ныл о том, как всё плохо у меня или у соседей или у кого-то еще.
…И я понял, каким будет альбом, услышал приблизительно звук… Ни одной песни у меня еще не было, ничего не было. И я начал ждать. Летом уехал в Крым, — в Коктебель. И вдруг у меня за три дня пишутся четыре песни! Бабах! — и сразу порция. «Ага-а», — подумал я. Потом поехал в Милан, и там у меня бабах! — еще четыре песни подряд.

— Просто так поехали или по делу какому?

— Просто так. Я никогда не был в Венеции и решил съездить, выпить вина, посмотреть, правда ли там так хорошо. Правда, хорошо. «Зашел я в Венеции в один магазин: граппу пить дорого, будем пить бензин». Я начал писать стихи еще, чего не делал лет тридцать. Чтоб расковать сознание. Написал много, у меня полный компьютер стихов… А потом мы поехали на Украину, и там еще две песни выстрелились. Вот так практически весь корпус и написался — приступами. Я эти песни пел, пел, и мне страшно не хотелось их записывать. Я понимал, что как только их запишу, не смогу их петь. …Потому что когда я их пою, я их верчу туда-сюда, а как только запишу, песни окажутся для меня потерянными. …И долго говорил всем: «Ну не хочу я их записывать!» А потом мне самому стало интересно. Но, чтобы мне было интересно их записывать, я придумал себе феньку: я подумал, что хочу услышать то, что по дороге из Бриндавана ясно увидел и услышал. Что там должно быть очень много инструментов, которых у нас никто не использует. И не только у нас, потому что в западной музыке все сэмплируют ситары, а живых ситар ни у кого нет. И используют их в банальном контексте: ситар — это индийская мистика, экзотика… А тут я понял, что песни настолько простые и элементарные, что в них вообще ничего такого не нужно. А нужно взять индийские инструменты и поместить их в наш контекст. Не двигаться в сторону Индии, а взять Индию и использовать в наших кухонных целях.
…Я позвонил друзьям в Дели, обозначил задачу, а потом со мной связался по Интернету индус, который сказал, что может мне помочь. Мы с ним долго переписывались, он уточнял, что мне нужно, и чудесным образом набрал музыкантов очень хорошего уровня.

— Они слышали заранее материал?

— Нет, они приходили в студию, и мы с Борькой Рубекиным им на пальцах объясняли, плясали, насвистывали… Некоторые играли в точку даже раньше, чем мы успевали объяснить, а некоторым, как мы ни плясали, ничего не удалось объяснить. Все это писалось напрямую в компьютер, мы уехали с драгоценным грузом, потом здесь посмотрели два месяца на всё, что у нас получилось, и поняли, что нужно ехать и дописывать еще. Поехали еще раз, дописали. Нашли даже крайне редкие инструменты, которых сами индусы в Дели не могли найти, — дилруба, например, которая звучит в первой песне. Это такая вертикальная скрипка. Есть еще саранги, тоже вертикальная квадратная деревянная скрипка, которая в «Человеке Из Кемерово». На ней играют ногтями, человек касается струны с обратной стороны, — под струной он возит ногтями, и получается такой звук магический. Как это делается, я просто не могу понять! Но смотреть на всё это было чудесно. Это было приключение само по себе.

pesni_rybaka_11

***
БГ, из интервью для газеты «Ведомости» (Смоленск), 17.05.2003:

Альбом «Песни рыбака» мы записывали в Питере, Дели и Лондоне: пригласили индийских музыкантов, легион старинных  питерских джазменов и профессионалов из Барнаула, которые играли на бокалах, наполненных водой и другими спиртными напитками.  В общем, получилось черт-те что.

 

***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):

Лучшая книжная лавка — в Бангалорском аэропорту в Южной Индии. Там Гребенщиков всегда покупает книги по дороге из ашрама в другой ашрам. И в одной из этих книг о священных городах Индии было неосторожно замечено, что мало кому из людей удавалось в течение одной жизни посетить все десять. Тогда БГ и начал свое паломничество, тем более что в одном из священных городов — Канчипураме — ему уже довелось побывать.
И вот однажды по дороге из Бриндавана — места рождения Кришны — БГ впал в своего рода транс и вдруг явственно увидел, что он будет делать в непосредственном будущем.
Ясно представилась необходимость записать ровный, спокойный и ясный альбом. Песни «все в порядке». Песни простые, но свитые из звуков и мелодий со всех концов земли. Песни, от которых становится хорошо.
Русские песни, в которых будут играть прекрасные и непривычные инструменты.
Таких песен написано еще не было, но Борис почувствовал ощущение от альбома, как если бы он его уже услышал.
Он принял это на заметку и стал ждать, когда эти песни напишутся.

Прошло четыре месяца.
Поспе классической «Сестры Хаос» хотелось чего-то менее классического, менее монументального, более недоделанного. Это альбом ауттэйков, радикально мутировавший по дороге во что-то, что вообще не имеет названия.
Песни начали писаться совершенно по другому поводу.
«Пабло» неожиданно появился в одном из бесконечных туров по Америке в 2002 году, во время тщетных поисков шампанского в ночном высокогорном городке. Остальные — целой обоймой вокруг полнолуния -сначала в Коктебеле, потом в Милане.

…«Я очень долго держался за эти песни и отчаянно не хотел их записывать, потому что хорошо знаю: как только я запишу их, мне станет неудобно петь их по вечерам для друзей.
Когда же от записи их было уже не отвертеться, оказалось, что записывать их по-простому, напрямую совершенно неинтересно. И тут я вспомнил то, что увидел по дороге из бриндавапа». (БГ)

Борис сел писать E-mail-ы старым друзьям в Индии. Вскоре была найдена подходящая студия и замечательный местный человек, занявшийся подбором необходимых музыкантов.
Вскоре БГ и Боря Рубекин выехали на записи в Дели.

«Этот альбом как магический ритуал. Он достигаeм цели вне зависимости от того, как выглядит со стороны.
Это — не популярная у людей музыка; это — отражение правды.
Это — то, как я говорю в жизни; не то, что говорится для прессы.
Самодеятельность для ангелов. Приключения в писании песен». (БГ)

«Я просто решил попробовать, что может получиться, если все песни делать на двух-трех аккордах», — сказал Борис Гребенщиков по поводу «Песен», впрочем, ведь два-три аккорда — это тоже вопрос большой. Музыка может быть не то что на двух аккордах, а вообще не нести мелодии и оставаться прекрасной музыкой, увеличение числа аккордов же не связано с ростом ее качества. Значительная часть песен «Пинк Флойд» тоже лежит на двух-трех аккордах — можно вспоминать и дальше.
В «Песнях рыбака» совершенно нет негатива.

«Минорная музыка хорошо продается, — говорил БГ. — Когда человек слышит минор, ему не нужно думать, не нужно ничего делать. Просто все плохо, он сидит, пьет водку и себя жалеет. Это очень удобно тем, что избавляет от необходимости становиться лучше. Поэтому и покупается».

Новый альбом АКВАРИУМА начисто лишен древнерусской тоски в любом из ее проявлений — хоть в выкрикивании лозунгов и призывов удушить попсу, хоть просто в забубённом московско-ресторанном пьянстве и разрывании рубахи как на себе, так и на окружающих.

«Весь альбом, от начала до конца, кристально чист, легок и прозрачен.
Более чем за тридцать лет БГ не исписался, ни на йоту не приблизился к сценическому пенсионному возрасту».
(П.Г.) Rockmusic.ru #2/2003

Состав АКВАРИУМА-III сложился окончательно. Точнее, сложился он несколько раньше, уже на «Сестре Хаос»; здесь же он спаялся, притерся, утвердился. Как следствие -мощнейшие презентационные концерты, главным впечатлением от которых было то, что группе, и БГ в первую очередь, интересно заниматься тем, что они делают. Декорации, свет и 15 человек на сцене, кроме собственно группы — духовое трио, струнный квартет и два музыканта из Барнаула, играющие на фужерах. Двое штатных звукорежиссеров и штатный же светотехник. Оркестр Клуба одиноких сердец… Или, вернее будет, Band on the Run.

«Песни рыбака» — это не шаг вперед от «Сестры Хаос», так же как, собственно, «Сестра» — не новый этап по отношению к предыдущим альбомам. АКВАРИУМ развивается не линейно, и поэтому рассматривать его развитие в горизонтали, опираясь на причинно-следственные связи, не совсем верно.
Музыка по большому счету чисто сыгранная, прекрасно записанная и сведенная, прозрачная и живая, каждый куплет в каждой песне отличается от предыдущего, такт отличается от такта, звуковая ткань переливается, течет и не замирает ни на миг.
«Большой счет» заключается еще и в том, что здесь начисто отсутствуют какие-либо стилевые или национальные привязки. Музыка есть одна, говорит этот альбом, и индийские инструменты, звучащие больше чем в половине песен, инструменты, на которых играют настоящие индусы, совершенно органично ложатся на условно русское полотно новых песен Гребенщикова. Примерно так же звучит ситар Брайана Джонса в Paint it Black — кому и когда приходило в голову рассуждать об индийском колорите стоунзовского ритм-энд-блюза?
«Условно русское», то есть русское ровно настолько, насколько может быть русской музыкальная форма рок-группы — смешение национальностей, рас, музыкальных корней, пристрастий, инструментария, марок алкоголя, стилей и направлений.
«Песни рыбака» и звучат рок-альбомом, то есть произведением вненациональным, использующим все, что есть под руками, — как в странном и веселом симбиозе то ли самбы, то ли румбы с музыкой ска («Пабло»). Если вынуть из песни партию духовых и, как есть, поставить ее в любую композицию Special Aka она окажется абсолютно на своем месте. В «Диагностике кармы» соло Бориса Рубекина вызывает непрямые ассоциации с Rat Bat Blue, любимой русской группой Deep Purple.
Прозрачная настолько, что на просвет виден собор Петра и Павла вкупе с Биг-Беном, безбитовая по исполнению, но насыщенная внутренним битом как электронные часы, «Туман над Янцзы» кажется родной сестрой (но не близняшкой) «Гарсона № 2», хотя логически объяснить это невозможно, если только отбросить количество слогов в названиях этих песен и их (названий) внутренний ритм.

…«Известная теорема Ницше — «Искусство и только искусство дано нам, чтобы мы не погибли от правды жизни» — требует поправки. Это. безусловно, так по отношению к бытовому восприятию. Подлинная правда жизни более прекрасна, чем мы можем себе представить, но благодаря замусоренному сознанию она сокрыта от глаза обычного человека и видна только величайшим освобожденным душам. Искусство — издалека — показывает ее всем. Большинство людей воспринимает это только как красивую картинку; некоторые, однако, чувствуют в этом истину и вопреки житейской логике всю жизнь пытаются к ней приблизиться». (БГ)

pesni_rybaka_12

***
Из интервью с БГ, 2003 г.:

— К какому жанру вы можете отнести Ваш новый альбом «Песни рыбака»?

— Тотальное Интернациональное Безумие.

— Почему альбом записывался именно в Индии?

— Потому что музыкантов, которые играют такую музыку, вне Индии просто нет. В самой первой песне «Феечка» играет инструмент под названием «дил руба». Во всей Индии нашли только одного старика, который играет на этом инструменте.

— Какие экзотические инструменты были использованы в записи альбома «День рыбака»?

— Перечисляю: дил руба, саранги, ситар, бансури (флейта), маджиры (храмовые колокольчики), табла, много других перкуссионных инструментов, шеннаи (нечто вроде индийского гобоя), сантур, гармониум индийский… вероятно, что-то было еще, что я пропустил. Я не считаю это экзотикой, поскольку слушаю индийскую музыку каждый день на протяжении последнего года.

.

***
Интервью с БГ, 13.06.2003:

— Такое ощущение, что альбом получился более ровным, чем предыдущие, практически нет песен, которые бы выпадали из общего ряда.

— Я просто почувствовал, что мне, чтобы остаться человеком, нужно записать альбом, который будет целиком от щедрости, а не от недостатка. Позитивный. То есть альбом с хорошим настроением. Поэтому он ровный и получился — потому что нет скачков.

— Нет «песен протеста»?

— Нет песен протеста совершенно, потому что они все песни протеста… На самом деле, с моей личной точки зрения» этот альбом — монументальный шаг вперед, но этого никто не заметит. Первый альбом, где нет ни одной негативной песни. Первый альбом, где нет никакого страдания. И всё чистая издевка, ничего больше.

— В альбоме участвовали индийские музыканты, записанные у себя дома в Дели, но они не доминируют, нет ярко выраженных «индийских» песен, какие были у Харрисона.

— А дело в том, что все песни были написаны еще до всяких мыслей об Индии, — так получилось, что они появились. Когда песн писались, совершенно не задумывалось, что там будут играть индийцы. Мы попробовали — и получилось так хорошо, что мы через месяц поехали в Индию еще раз и записали.

— Битловские настроения тем не менее ощущаются.

— По-моему, только в том, что принято позитивную музыку считать битловской. То есть там много аккордов и много удовольствия. Потому что когда я писал, мне песни казались очень примитивными, так что никакой мысли не было о том, что они приобретут какую-то глубину. Все песни очень простые — три аккорда и все. Но для меня это до сих пор комплимент.

.

***
Из интервью с БГ, Опубликовано на сайте ГОРОД. Петербургский журнал:

— Ваш последний альбом «Песни рыбака» — он чем-то отличается от прочих?

— В нём нет мрачных песен, нет нытья, депрессий. Мне сложно выразить это в словах, да и не хотелось бы. Но он другой. Дело даже не в звучании индийских инструментов. Там совершенно новый принцип чередования аккордов, новый принцип создания текстов. Не буду раскрывать этот принцип ещё и потому, что не хочу лишать слушателя удовольствия открыть его самому. Надо только внимательно проанализировать поэтическое построение — там много интересного. Я, во всяком случае, такого ещё не встречал и раньше писал по-другому.

.

***
Из интервью с Борисом Гребенщиковым для журнала «Йога»:
http://yogi.org.ua/put-k-joge-intervju-s-borisom-grebenwikovym/

— А на данный момент все, что есть индийского в твоей музыке, воплотилось в «Песнях рыбака»?

— Да нет… Была бы возможность, я записал бы столько всего еще… Я только начинаю подходить к ощущению музыки. Достаточно сказать, что у меня в компьютере, в laptop, с которым я езжу, на трое суток индийской классической музыки. Кстати, интересующиеся могут зайти к нам на сайт, там все время появляются новые запасы индийской музыки.

— А «Песни рыбака», получается, первая ступень, некий эксперимент…

— Да. С этими песнями так нужно было сделать. Я не знаю, буду ли я это делать в дальнейшем, но я продолжаю свои изыскания в этой области. Не исключено, что на новом альбоме будет что-то подобное. Перекармливать людей индийской музыкой я тоже не хочу. Если они хотят ее слушать, они могут делать это и без нашей помощи. Но я сам эту музыку очень люблю и для меня это одна из самых красивых музык на земле.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий