Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.
2. Пой, пой лира
(БГ / А. «Джордж» Гуницкий)
3. Московская Октябрьская
(БГ)
9. Сувлехим Такац
(БГ)
10.Не пей вина, Гертруда
(БГ)
Все песни БГ, кроме (2) — БГ/Джордж.
БГ — голос, гитара
А.Зубарев — эл.гитара
О. Сакмаров — флейта, гобой и другие духовно-струнные клавиши
С. Щураков — аккордеон
А. Титов — бас
А. Рацен — drums
А. Вихарев — percussion
+ А. Решетин сыграл на скрипке в песне «Звездочка»,
а девушки подпели в «Нирване» и «Гертруде»
Спасибо струнным и духовым.
Спасибо ансамблю «Темуджин».
Записано Ю. Морозовым. Спасибо ему.
Записано в студии «Мелодии», расположенной в церкви Св. Анны.
Запись «Пой Пой Лира» была сделана на Фонтанке
Триарий 1994
* * *
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
Полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы. Все песни написаны на дороге; как раз в это время произошла смычка с народным монгольским ансамблем «Темуджин» — к сожалению, не успели с ними запи саться, но в «Московской Октябрьской» появился аутентичный монгольский кусочек. «Пой Пой Лира» — старый неизвестный текст Джорджа, вдруг выскочив ший прямо из забытой записной книжки и сильно пере деланный. Для солидности опять писались на «Мело дии», и хотя операторы были хороши, но было не уйти от ощущения скованности. (В итоге, была использова на «Лира» с Фонтанки). Чтобы вывести альбом из сос тояния тотального вальса, мы записали «Ты Нужна Мне» и «Сувлехима» — песни, написанные еще на Валдае летом ’88, вместе со «Ворониным», «Скобелевым», «Когда Пройдет Боль» и «Королевским Утром». Это был естественный ход, ибо обе эти песни активно игрались на всех концертах того периода, давая возможность выйти в полный овердрайв и сказать все напрямую.
Стены на Пушкинской были перекрашены в тибетский темно-красный цвет; я уехал в Непал и вернулся, обойдя всех лам и все ступы, с готовой обложкой и желанием переписать все уже записанные голоса (что оказалось весьма резонным — после недели странствий по пещерам и монастырям поется гораздо лучше. С тех пор мы так и поступаем). Там же была, наконец, дописана «Гертруда», много до этого скитавшаяся по России, но обретшая свою окончательную форму на главной улице Катманду.
Альбом получился непридуманным и — поэтому — очень любимым. Каким и должен быть Аквариум. «Маленькие четкие звуки» — было такое определение Аквариума году этак в 1973-м.
***
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):
После выхода в свет «Рамзеса IV» АКВАРИУМ — как будто бы «БГ-бэнд» на новом витке — пустился в бесконечные гастроли. Одновременно с этим Борис, безвылазно просидевший в России с января 91 -го года, вновь пустился в путешествия. Как физические, так и духовные.
«Как-то по дороге в Берлин я прочитал книгу «Открытие Алмазного Пути». Я сел в самолет, смутно подозревая тибетцев в черной магии, а вышел светящимся и уже заучивая мантры».
Уже через пару месяцев БГ (вместе с Зубаревым и Сак-маровым) поехал в Крым, где странствующий по миру автор «Алмазного Пути» Оле Нидал проводил «пхову» — курс обучения перемещению сознания. Пообщавшись с гуру-датчанином, который до своего превращения в буддиста был знатным контрабандистом, Гребенщиков решил самолично отправиться в Непал — познакомиться с буддизмом из первых рук.
Ехал он, что называется, на деревню к дедушке. «В Катманду есть ступа Сваямбху, приходишь туда, спрашиваешь ламу Цечу», — напутствовал русского искателя скандинавский миссионер.
«Мы с женой не знали, куда едем, — вспоминает БГ. — Пытались навести справки. Нас свели с одной девушкой, которая там была. Она с большой задумчивостью сказала нам: «Объяснять бессмысленно. Увидите сами, все поймете».
Так мы и поехали из аэропорта на такси в никуда — по улице, на которой грязь, какой я даже в России еще не видел. Толпы велосипедистов, под ногами — дети, коровы, собаки. Огоньки свечей в лавках, тьма и ни одного фонаря: тогда вечером в Катманду на час отключали электричество. Но когда мы дошли до ступы Боднатх и поднялись на нее, сразу стало понятно — мы приехали в правильное место».
Новые впечатления немедленно начали отражаться в песнях. По привычке — довольно противоречиво.
К моменту создания вышеупомянутых «Русской Нирваны» и «Не пей вина, Гертруда», у АКВАРИУМА образовался целый блок «странных», по определению Гребенщикова, песен. Практически весь базис альбома «Кострома» был написан в дорогах и разъездах.
«Это была полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы», — говорил БГ.
…Весной 1994 года АКВАРИУМ засел в студию записывать «Кострому». Работали на «Мелодии», в здании протестантской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Поскольку у менеджмента группы начались контрактные отношения с компанией «Триарий», АКВАРИУМ наконец-то получил определенную финансовую свободу. Другими словами, время записи было не ограничено и оставляло пространство для всевозможных экспериментов.
Записью альбома занимался Юрий Морозов, а помогал ему в качестве инженера Александр Докшин, который через несколько лет станет «штатным» звукорежиссером АКВАРИУМА. И Морозов, и Докшин любят и знают рок-музыку; и тот и другой владеют музыкальными инструментами и обладают абсолютным слухом. Вдобавок к этому и Юрий, и Александр — музыканты. В этой связи понимание и контроль со стороны звукорежиссеров были обеспечены на профессиональном уровне.
«В 91-м году мы переехали на Васильевский остров, и там уже более тесная работа с АКВАРИУМОМ у меня была на записи альбома «Кострома мон амур». Там работали Юра Морозов и Саша Мартисов, который тогда уже ездил с АКВАРИУМОМ. Морозов в какие-то дни мог работать, а в какие-то не мог — тогда я садился за пульт.
Это была по-настоящему замечательная работа. Сама по себе обстановка на записи этого альбома была благоприятная, очень хорошая. До этого, хотя я и сталкивался прежде с группой, у меня оставалось ощущение неизведанности их материала, я не понимал,что это такое. Хотя, разумеется, слышал их ранние диски. Но в «Костроме» меня как-то поразил сам материал, в русском роке я такого еще не слышал. Фольклорный материал и в то же время совершенно рок-н-ролльная платформа. Это мне очень понравилось.
Атмосфера, дух, подход — все это меня очень зацепило, и я понял, что в группе идет мощное музыкальное развитие, которое, наверное, никогда не должно остановиться. И впоследствии я не раз убеждался в том, что был прав…
«Докшин очень хорошо делал звук, — говорит Сакмаров. — Не торопясь, не суетясь — отличный аналоговый саунд, на мой взгляд, вполне сопоставимый со Снежным львом’ и ‘Навигатором’, которые писались в Англии на совершенно другом бюджетном уровне».
Все звуковое пространство на «Костроме» было выстроено не за счет реверберации, а путем спектрального разделения звука. При конечном микшировании мы пытались выделить то напевную русскую мелодику, то жесткую рок-н-ролльную ткань — в зависимости от настроения композиции. При удачном синтезе это выглядело как картина, у которой видны вторые планы и контрасты красок». (А. Докшин)
…«АКВАРИУМ был в очень хорошей форме, — считает Гребенщиков. — Мы писались на «Мелодии»; посреди стоял огромный пульт, а я ходил вокруг него кругами и читал мантры. 1000 мантр, 10000 мантр… Горели благовония — цирк был полный».
…«Когда мы работали на «Костроме» — это была работа с симпатичными людьми. С симпатичными музыкантами. У нас не было ощущения работы, многое делалось в шутку, было очень тепло и просто. Это очень важно. Важно ощущение того, что ты занимаешься каким-то делом просто в удовольствие. Хотя можно и уставать, и засыпать… И потом, когда слушаешь — понимаешь, что это была не работа, что это просто то, чем ты жил все это время, это материализовалось, воплотилось». (А. Докшин)
В Москве было сделано шесть сольных концертов в театре «Сатирикон». По Москве висели афиши: «Москва. Весна. АКВАРИУМ». Настроение было праздничное. Билеты на все концерты распроданы заранее, но в последний момент выяснилось, что у группы нет охраны. Здание «Сатирикона» стеклянное, стоит в Марьиной роще.. Вызванным из ближайшего отделения милиции работникам правопорядка были даны инструкции: «Всех любить и после начала концерта девушек с цветами, не имеющих билета, пускать бесплатно». На одном из концертов старший лейтенант подошел к директору группы и сказал: «Слушай, я сейчас девчонку пропустил с цветами… Такой кайф! Бесплатно пропустил… Кайф!»
…«Альбом получился непридуманным и поэтому очень любимым, — писал БГ. — Каким и должен быть АКВАРИУМ. «Маленькие четкие звуки», — было такое определение АКВАРИУМА году этак в 1973-м».
_______________________________________________________________________
<<< Вернуться на главную страницу группы АКВАРИУМ
<<< Вернуться на страницу «Дискография группы АКВАРИУМ»
<<< Вернуться на страницу «Песни группы АКВАРИУМ по алфавиту»
Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий