Хиты группы АГАТА КРИСТИ, часть 1: история песен «Viva, Kalman!» (1989), «Декаданс» (1990) и «Как На Войне» (1992)

agata_00

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»

Свердловскую группу АГАТА КРИСТИ я услышал давно и полюбил практически сразу. Полюбил именно за то, за что их тогда упрекали многие коллеги по цеху. Мол, клавишей слишком много, аранжировки помпезные, гармонии попсовые…
Также холодно отнеслись к первым двум пластинкам группы и почти все мои знакомые. Парадокс заключался в том, что, когда АГАТУ КРИСТИ массы всё-таки полюбили (после знаменитого альбома «Опиум»), именно в тот момент я стал испытывать по отношению к группы жестокое разочарование. Но об этом позже…

«Viva, Kalman!» (1989)

Не знаю, как кто, а я впервые узнал о свердловской группе АГАТА КРИСТИ из телевизора. Произошло это в 1989 году, благодаря программе «Взгляд» и трансляции конкурса «Ступень к Парнасу». Надо сказать, что группа привлекла к себе внимание уже одним своим внешним видом. Румяный и полноватый фронтмэн Вадим Самойлов, облачённый во фрак и белую рубашку, совсем не походил на своих нечёсаных рок-коллег. Музыка тоже была необычной — она напоминала собой целый опереточный спектакль с характерным фарсом и гротеском, но при этом была по рок-н-ролльному драйвовой.

Первой песней, показанной по ТВ, стала композиция «Viva, Kalman!» (хотя в конкурсе магнитоальбомов журнала «Аврора» она носила более понятное название «Белый клоун»). Сами музыканты говорят, что впервые песня появилась в передаче «Игра в детектив».

Вадим Самойлов, 2005:
«Это была съемка с московского фестиваля «СыРок». А в эфир её поставила Марина Лозовая, тогдашний музредактор «Взгляда»».

Позже режиссёр А. Разбаш снял для программы «Взгляд» целый видеоклип — на данный момент утерянный. Смутно помню, что начинался он с дирижирующего в белых перчатках Вадима…

АГАТА КРИСТИ: Александр Козлов, Глеб Самойлов, Вадим Самойлов, Пётр Май.

Вадим Самойлов, «Наше радио», передача «Летопись», 07.09.2003.:
«С клипом очень долго всё происходило и весело. Я так понимаю, что сценарий внятно никто не представлял себе. Режиссер клипа Андрей Разбаш, который сейчас президент компании ВИД, тогда еще был одним из запускающих режиссеров на программе «Взгляд». И вот как раз в этот момент он становился из выпускающего режиссера президентом телекомпании, поэтому монтаж клипа происходил очень долго, ему было не до того, потому что начались какие-то поездки. Помню, часть эпизодов мы снимали в квартире его родителей на Беговой, там же недалеко был какой-то разрушенный цирк, там тоже съемки были. Что-то там из жизни героя циркового».

Кстати, на канале летописца свердловского рока Дмитрия Карасюка можно найти архивный клип, датированный 1989 годом. Но, по-моему, это ошибка — ведь за барабанами там, если я не ошибаюсь, сидит Андрей Котов, а он появился в группе лишь в 1991-м. Как написал в комментариях Михаил Щукин: «Это концертная запись 1994 года и шоу «Игры Гладиаторов» по ТВ показывали в 95-96 годах».

Вадим вспоминал, что мелодия и идея песни родились у него очень быстро. Младший брат Вадима — Глеб — заведующий тогда большинством текстов, придал идее стихотворную форму, а также подарил бесхозный кусочек мелодии (он хорошо вписался в песню как некий бравурный «цирковой» проигрыш). Говорят, этот отрывок изначально предназначался для социальной перестроечной песни «Взгляд на нашу историю», от которой Глеб впоследствии благоразумно отказался.

Петр Май, из книги «АГАТА КРИСТИ — как всё начиналось», журнал «Урал» №9 2015:
«Мало кто знает, что Вадик написал ее, находясь в отпуске за границей, в гостинице, где не было НИКАКИХ музыкальных инструментов, то есть практически в уме. Придуманные слова записал чуть ли ни на салфетке из ресторана. И мало того, что написал мелодию, гармонию и текст, так еще продумал всю аранжировку (кроме «опереточного» проигрыша — его позже придумал Глеб)!
Вадик вернулся из отпуска, и группа с ходу начала репетировать эту новую песню. Инструментал отработали довольно быстро, стали пробовать петь. И тут выяснилось, что тональность для пения высоковата — надо опускать гармонию песни минимум на тон. Гитаристам это было сделать довольно легко, барабанщику вообще всё равно — а вот Саше за клавишами пришлось туго. Дело в том, что цифровых клавишных инструментов у группы тогда еще не было, использовались аналоговые клавиши — это сегодня можно перестроить клавиатуру одним нажатием кнопки, а тогда всё было по-честному. Но недаром мы отмечали, что в нужные моменты Саша мог концентрироваться и чуть ли не чудеса творить — к концу репетиции все уже и забыли, что клавишник играет в другой тональности».

Однако в книге Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018) указываются другие обстоятельства и место создания песни:

«9 сентября состоялась свадьба Вадима и Тани. Никто специально не подгадывал, но молодожёны вошли в зал ЗАГСа в 15:15 09.09.88. Кто-то обратил внимание на магию цифр, и все сошлись во мнении, что брак будет счастливым. Торжество прошло в стройотрядовском духе с традиционными игрищами и песнями хором. В свадебное путешествие молодожёны уехали в посёлок Джубга недалеко от Геленджика. Именно на тамошнем пляже появилась на свет песня «Viva Kalman!»
«Я уснула на песке и естественно сгорела, потому как Самойлов вовремя меня не перевернул или не разбудил, – вспоминает Таня. – Просыпаюсь, а он говорит: «Я придумал песню!» И начинает её пересказывать: «Вот здесь вступают трубы, здесь вступают скрипки, вот это вот так, вот это вот сюда, а потом ударные, а потом вот это». Он мне рассказывал музыку. А потом мазал меня сметаной. Это была такая ржака!»».

Вадим Самойлов с первой женой — Татьяной.

Вадим Самойлов, «Наше радио», передача «Летопись», 07.09.2003.:
««Viva Kalman!» — одна из редких песен, которые появляются молниеносно, т.е. буквально я проснулся, у меня в голове она была проиграна, и я ее записал в ноты. А потом Глеб переложил просто уже, так сказать, сценарий текста, который я, как мог, озвучил».

Сюжет песни не блистал новизной, но в отечественном роке подобного ещё не было. Как известно, цирковое амплуа белого клоуна — это амплуа страдальца, над которым издевается рыжий клоун и смеётся публика.

В песне АГАТЫ белый клоун превратился в потаённого маньяка, который в свободное от работы время мстит публике за своё унижение.

Клоун не зря помнит эти лица,
Вечером — шут, а теперь — убийца…

Вадим Самойлов: Жизнь в 10 песнях, rollingstone.ru, 7 Апреля 2016:
«…поскольку АК тогда пела такие памфлеты о странных героях — всяких одушевленных столах, тумбочках и неодушевленных людях, то вот такой странный образ клоуна, который сначала всех веселит, а потом всех убивает, — для нас это было актуально».

Так как стилистика песни напоминала оперетту, то в голове Глеба всплыл образ корифея этого жанра — венгерского композитора Имре Кальмана («Цыганский барон», «Сильва», «Принцесса цирка»). Так появилось издевательское восклицание «Viva, Kalman!», которое и стало названием песни

Глеб Самойлов, DVD «Эпилог», 2010:
«Я в то время… не то, что любил… а меня привлекала оперетта, как напыщенный, очень манерный и совершенно неестественный жанр. В таком же оперетточном духе мы с Вадиком придумывали, о чем эта песня будет. Потом он это воплотил в стихи. И поскольку вот так всё получилось, а король оперетты — Кальман, поэтому песня начинается с крика «Вива, Кальман!»».

Также музыканты вспоминали, что опереточный имидж группы во многом определил тот факт, что на их синтезаторе нормально звучал лишь симфонический регистр. В результате, практически весь альбом «Коварство и Любовь» (куда вошла «Viva, Kalman!») представлял собой этакий фееричный стёб — с леденящими душу страстями и гипертрофированными эмоциями.

Виниловая пластинка «Коварство и Любовь».

«Наше радио», передача «Летопись», 07.09.2003.:

Вадим:
«Меня оперетта раздражала всегда, потому что если это делать не изысканно, не очень профессионально с точки зрения классической музыки, то обесцениваются гротеск и фарс, которые должны присутствовать. А именно они нам и нравились. Поэтому мы, с одной стороны, придирчивы к этому жанру и к исполнителям, с другой стороны, сами пытались влезть туда».

Глеб:
«Это такая кичуха высокая. Это пошлость, это кич, но он очень ярко и грубо выражает эмоции, причем ненатуральные В общем, цирковое искусство. В принципе, весь имидж «Агаты Кристи» тех времен, как музыкальный, так и визуальный, как раз соответствовал вот этому издевательскому использованию оперетты как краски, как образа жизни».

«Декаданс» (1990)

После «Коварства и любви» группа уже сама ощущала, что виньеточно-опереточный стиль своё отработал, и в новом альбоме резко изменила звук группы. Он стал более лаконичным, исчезло привычное сочетание гитарного фузза и симфонических клавиш.

agata_03

Так родился самый совершенный (по моему сугубо личному мнению) и самый непопулярный в творчестве группы альбом под названием «Декаданс». Меланхоличный, нервный, тонкий — точно соответствующий, заявленному в названии, эстетскому, болезненному и упадочному стилю. Девизом альбома могли бы стать строчки из замечательной композиции «Щёкотно»:

Спой мне, чтобы было грустно,
Только не очень больно…
Спой мне, чтобы было страшно,
Чтобы было щёкотно…

 

Из общего полотна немножко выбивались композиции «Шпала» и «Эксперимент», имеющие лёгкий социальный оттенок. Но в принципе все песни были хороши и соответствовали общему настроению. Характерная для АГАТЫ смесь искренности с иронией здесь ещё была выдержана в нужных пропорциях.

Если уж говорить о хитах, то стоит выделить «Мотоциклетку» и собственно «Декаданс». Первая песня была решена в духе некоего ироничного готического романа рубежа XIX-XX вв., в котором любовным соперником романтического героя становится ни кто иной, как… мотоцикл, который превращается в настоящее исчадие ада. Заявленная тема технического прогресса, убивающего душу, чем-то напоминала произведение Александра Грина «Серый автомобиль».

А. Грин:
«- Принимая автомобиль, вводя его частью жизни нашей в наши помыслы и поступки, мы безусловно тем самым соглашаемся с его природой: внешней, внутренней и потенциальной. Этого не могло бы быть ни в каком случае, если бы некая часть нашего существа не была механической; даже, просто говоря, не было бы автомобиля. И я подозреваю, что эта часть сознания нашего составляет его сознание».

Г. Самойлов:
Я прошлой ночью видел сам — горящая, нагая —
Вы улетели в небеса на страшном черном волке.
Я знаю — это был он,
Я ставлю свечку к образам,
Но я уже не верю…
Я скоро душу вам продам —
Вам и мотоциклету…
О, отче наш иже еси!

Другой хит — «Декаданс» — по своему настроению является неким мостиком, перекинутым между предыдущим и новым альбомом. В нём много опереточных страстей и изящного стёба (надо сказать, очень изощрённого). Это откровенная насмешка над самим декадансом с его нарочитой экзальтацией, манерностью, кокаином, «эропланами» и прочими эдельвейсами. «Возвышенная» любовь героини тут же заканчивается, когда она узнаёт, что её избранник еврей.

Вы отравили мой девичий мозг,
Вы растоптали мои эдельвейсы,
Так убирайтесь, пархатый вы монстр,
Брейте свои азиатские пейсы!

Какое-то время для меня было непонятно только слово «гойша» (уж не «гейша» ли, думал я). Оказалось, что «гои» — это прозвище, которым иудеи называют всех не-иудеев. Ну, и конец песни тоже радовал:

На патефон поставлю пластинку
И застрелюсь под музыку Стинга!

Как это нередко бывает, лучший альбом группы, хотя и вышел на пластинке, никакого ажиотажа не вызвал. В начале 1990-х для группы наступили тяжёлые времена, она постепенно исчезла с экранов ТВ и всё реже давала концерты.


«Как На Войне» (1992)

Самое обидное заключалось в том, что участники АГАТЫ вовсе не чувствовали себя в творческом тупике. В 1992 году они записали очередной альбом под названием «Позорная Звезда», и он (вполне заслуженно) казался им очень перспективным. Ситуация была настолько критической, что музыканты говорили, что, если бы им не удалось продвинуть «Позорную Звезду» в массы, то проект АГАТА КРИСТИ, скорее всего, был бы свёрнут.

agata_04

Альбом имел долгую и мучительную историю. Записан он был в 1992-м, а в 1993-м выпущен на CD. Пишут, что это был, чуть ли, не первый советский альбом, изданный на компакт-диске. Ирония заключалась в том, что ни у кого из музыкантов не было CD-проигрывателя…

Моё знакомство с «Позорной Звездой» произошло довольно необычно. Первой услышанной песней стала «Истерика», которую сыграл под гитару, гостивший в Луганском общежитии, рок-бард Веня Д’ркин. Сыграл он её настолько жёстко и энергично, что когда мне в руки попала кассета с оригинальным альбомом, я долго не мог поверить, что это звучит АГАТА КРИСТИ. Я не ханжа по поводу синтезаторов и электроники, однако, саунд «Позорной Звезды» показался мне поначалу слишком неживым и попсовым.

А. Козлов:
«… ощущение, что надо что-то делать по-другому, вылилось в то, что мы записали альбом, нарочито популярный по звучанию, по подаче — «Позорная звезда». …Был момент эпатажа, как бы немного назло… Говорят — гитары, а мы возьмем и сыграем электронный бас, говорят — живые барабаны, а мы возьмем и спрограммируем эти барабаны, самую что ни на есть синтетическую выберем кассу. Было такое легкое озлобление, захотелось наплевать на все окружающее мнение».

Но хорошие мелодии, как говорится, не задушишь, не убьёшь. В общем, музыкально альбом мне понравился — ни одной слабой проходной композиции. А вот многие тексты стали напрягать своей чрезмерной примитивностью и поэтической халявностью («Ничего-ничего мы увидимся еще», «Наши мечты это розы и шипы, Это пленники Луны»). Казалось, после пары удачных строчек остальное додумывается кое-как.

Это можно отнести и к знаменитой песне «Как На Войне» — первому хиту АГАТЫ КРИСТИ после 3 лет неудач. С одной стороны, песня была очень простой — говорят, Глеб Самойлов написал мелодию за считанные минуты, перебрав четыре струны. С другой стороны, припев и мелодия сразу врезались в память.
Написана песня была ещё в конце апреля 1992 года, когда дела у группы шли не очень. Поэтому первоначально Глеб планировал «зажилить» песню для своего сольника. Но, увидев, что «Позорная Звезда» получается весьма перспективной, достал «Как на Войне» из закромов и предъявил другим композиторам группы — брату Вадиму и Александру Козлову. Козлов сразу сказал, что это хит и не ошибся.

А в 1993 году по счастливой случайности АГАТА КРИСТИ находит спонсора. Им стала фирма «Росремстрой», в которой одним из руководителей был их однокашник.
«Позорная звезда» была ремастирована и переиздана ещё раз, а на песни «Нисхождение» и «Как на Войне» сняли клипы. Так как группа тогда ещё жила в родном Екатеринбурге, то чтобы сократить расходы на полёты в Москву, музыканты летали на съёмки парами. Так в «Нисхождении» мы видим только Вадима и Александра, а в «Как на Войне» — Вадима и Глеба.
Тогда группа ещё находилась под впечатлением видео «Loosing my religion» группы R.E.M., поэтому клип «Как на Войне» решили снимать в похожей эстетике.

В. Самойлов:
«…был построен павильончик такой, внутри павильона комната — представьте себе трапецию, вывернутую к вам маленькой стороной, то есть, задняя стенка огромная, передней нет и она маленькая. В нее вставлена камера с объективом «рыбий глаз», который всё увеличивает. И там, когда человек из одного угла в другой по диагонали проходит, такое впечатление, что он проходит в бесконечность, он меняется в размерах и совершенно теряется ощущение реальности пространства».

agata_05

Клип вышел запоминающийся, но в нём не было ни одного крупного плана автора песни. Дело в том, что перед самыми съёмками у Глеба вскочил огромный флюс, перекосивший всю щёку, поэтому его пришлось снимать издали.
Интересно, что в клипе также снималась актриса, которая впоследствии надоест всей стране в роли «соседки Марии» из рекламы лекарств.

Видеоклип пошёл на ТВ, и тот час принёс плоды. Простоватый текст и запоминающаяся мелодия сделала песню хитом даже среди совсем юных слушателей. Я слышал, как школьники пели вместо «портвейн» — «портфель» («Беру портфель, иду домой«).
Сам Глеб говорил, что идея песни вызревала у него уже давно и была связано с его первой любовью.

В. Самойлов:
«Да, все немало покопались в разборе и анализе песни «Я на тебе, как на войне»! Но наши песни далеко не о сексе, они — об отношениях двух людей. Две индивидуальности стремятся друг к другу, пытаясь раствориться, а собственное «Я» каждого из них борется с этим. Момент одновременной тяги и отклонения — это и есть «Как на войне».

Неужто в таком тексте можно копаться?

Остальные песни «Позорной звезды» были решены в привычном иронично-декадентском духе, но с изрядной долей этакого «сексуального милитаризма» (заявленного ещё в песне «Пулемёт Максим» на альбоме «Декаданс»).

Из интервью с Г. Самойловым:
«Просто война — экстремальная ситуация, которая максимально обостряет чувства, ранее дремавшие. То есть просто всплеск эмоций, дефицит которых в обыденной жизни налицо. Все идет как-то неглубоко, на поверхностном уровне. Самую сильную ненависть мы испытываем, наверное, к продавщице из кооперативного ларька или что- то в этом роде.
А тут, с одной стороны, облагораживает все наши обыденные мещанские чувства, а с другой стороны, слушая эту музыку, чувствуя способность сопереживать этим текстам, начинаешь себя уважать. Это как комплемент в свою сторону: ишь, ты какой, глубоко чувствующий».

Сегодня экстремальностью никого не удивишь. Но тогда такие песни, как «Истерика» (про некоего насильника времён Гражданской войны), «Молитва» (солдатская ода алкоголю, помогающему легко убивать) или «Вольно» (наверное, первая русская песня о мазохизме) казались достаточно смелыми и необычными.

И ещё. Отзвуки соло Вадима к песне «Как на Войне» можно услышать и в других песнях (например, «Жили-были» Юты или «Выше облаков» Тины Кароль). И это, скорее всего, не плагиат, а просто последствия того, что у всех песен схожа последовательность аккордов.

Сравните:

«Позорная Звезда» всколыхнула равнодушную гладь, а вот глыба следующего альбома «Опиум» произвела целые круги по воде, обеспечив группе ещё 15 лет успешного существования.

Автор: Сергей Курий
август 2013 г.;
последняя редакция — октябрь 2021 г.

Хиты группы АГАТА КРИСТИ, часть 2: история песен «Сказочная Тайга» (1994), «Опиум для Никого» (1995), «Два Корабля» (1997) и «Ковёр-вертолёт» (1998)

См. также:

Раздел группы АГАТА КРИСТИ на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»