THE SISTERS OF MERCY — история песен «Temple of Love» (1983, 1992), «Black Planet» (1985), «This Corrosion» (1987) и других хитов

sister_of_mercy_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Причин для написания этой статьи у меня хватало. А вот непосредственным стимулом послужил просмотр британской фантастической кинокомедии «Конец Света» (у нас она известна, как «Армагеддец»), где главный герой в исполнении замечательного Саймона Пегга вспоминал, как он в юности был «готом» и обожал группу THE SISTERS OF MERCY. «О! СИСТЕР ОФ МЕРСИ!» — сказал про себя я. Когда же в фильме раздались вступительные хоралы к песне «This Corrosion», я сказал «О!» второй раз, и уселся за компьютер.

Мода на «готику», захлестнувшая молодёжь в 2000-е годы, в своё время меня изрядно удивляла. Я-то считал, что лучшие деньки «людей в чёрном» остались ещё в 1980-х, когда творили вампироподобные BAUHAUS, Сюкси с её BANSHEES и, конечно же напомаженный Роберт Смит с THE CURE.
Но излюбленным персонажем и основателем «готического» направления многие до сих пор называют лидера SISTERS OF MERCY — Эндрю Элдрича. За ним давно закрепилась репутация человека угрюмого, нелюдимого, питающего глубочайшую неприязнь к журналистам (во время одной из пресс-конференций он пришёл с блокнотом, и после каждого вопроса молча перелистывал свой блокнот и тут же показывал нужный заготовленный ответ).

sister_of_mercy_02

С одной стороны, Элдрич действительно был крайне харизматичен со своими бессменными чёрными очками и утробным голосом — наверное, одним из самых низких и мужественных голосов в истории рок-музыки.
С другой стороны, музыка SISTERS OF MERCY — монотонная и сумрачная — не кажется мне столь уж оригинальной, как о ней принято писать (достаточно вспомнить, что до этого уже были те же CURE с их «Seventeen Seconds» и «Pornography»).
При этом самого Элдрич титул «отца готики» всегда изрядно раздражал, как и представления о «духовности» своего творчества.

Э. Элдрич:
«Они (песни — С.К.), возможно, не фонтанируют оптимизмом…. При том гуталиновая готичность предполагает атмосферу унылой апатии, к которой мы не склонны.
…Группа была всегда увлечена политикой и философией, но у нас не было духовной тематики. Мы вообще не очень склонны к духовности».

То же заявлял он и по поводу своей манеры пения: «Я не выбирал никакой манеры. В техническом смысле — я не умею петь. Я просто делаю, что могу». Но, как говорится, Элдрич полагает, а слушатели располагают…

Надо сказать, что в отличие от CURE, SISTERS OF MERCY так и не удалось вписаться в поп-мейнстрим. Они до сих пор сохраняют статус «культовой» альтернативной группы, не играющей по правилам шоу-бизнеса. Поэтому надо иметь в виду, что даже хиты SISTERS OF MERCY не так уж хорошо известны в массах (в наших — особенно). Однако их влияние на современную рок-сцену трудно переоценить.



«Temple of Love» (1983, 1992)

«Догма и проституция в рок-музыке всегда шли рука об руку» — так Элдрич объяснял название своего коллектива, ведь выражение «Sisters Of Mercy» («Сёстры милосердия») на Западе в равной степени относят, как к монашкам-медсёстрам, так и к «жрицам любви».
Всё началось в начале 1980-х в британском городе Лидсе, куда филолог-полиглот Элдрич переехал из Оксфорда. Причина была весьма экзотичной — Эндрю желал выучить китайский язык, а в оксфордской программе его не было (говорят, Элдрич в своё время даже немного изучал русский и сербский). В Лидсе он познакомился с Гари Марксом, и они решили организовать группу.

В лучших традициях панк-рока никто из них толком не умел ни петь, ни играть. Элдрич поначалу пытался стучать по барабанам, но быстро устал и взял на подмогу драм-машину. Со временем она стала постоянным «членом» группы и даже получила прозвище «Доктор Аваланч».

Э. Элдрич:
«Идея использовать драм-машину была радикальной, поскольку в те времена их использовали только те, кто играл на синтезаторах. И многие просто представить себе не могли, как это — рок-н-ролльная банда, и вдруг без чувака, который возвышается над барабанной установкой. Но нам это казалось осмысленным как в практическом, так и эстетическом плане. Это сочетание безжалостного ритма и «пустоты» на сцене стало отличительной чертой звучания и образа SISTERS».

Как говорится, было бы желание, а умение приложится. Группа не успела ещё толком наработать репертуар, а уже начала пиар-компанию и даже зарегистрировала собственный лейбл «Merciful Relase» (после панк-революции подобная практика независимых мелких лейблов стала очень распространена). Символом лейбла стала пятиконечная звезда с вписанной в неё человеческой головой, явно взятой из учебника анатомии.
Лейбл стал выпускать синглы, и постепенно группа стала обретать популярность в альтернативной среде.

sister_of_mercy_14

Именно в эти «независимые» времена SISTERS OF MERCY записали и выпустили первую версию одной из лучших своих песен под названием «Temple of Love» («Храм любви»). В ней уже было всё, что характеризовало специфический саунд группы — грозные эпические раскаты гитары, загробный «шаманский» голос Элдрича и его сумрачная образная лирика.
Тексты лидера SISTERS OF MERCY — филолога по образованию и поклонника Шекспира — с обилием аллитераций (сам он позже удивится схожестью своего стиля со стилем древнего эпоса «Беовульф») многими признавались блестящими. Однако чаще всего образы песен были настолько сложны, что исключали какую-то однозначную трактовку.
Все образы в «Temple of Love» создают угрожающую параноидальную атмосферу. Герои песни пытаются укрыться от внешнего мира с его страхом и болью за стенами некоего Храма Любви. Но и там они не находят утешения и спасения, а сам Храм обречён.

 

«Temple Of Love»
(перевод близкий к оригиналу)

С огнём фейерверка надо мною,
С ружьём влюблённого и выстрелом боли в руку
(полагают, что это намёк на наркотики — С.К.)
Ты бежишь укрыться в храме любви,

Ты бежишь за другим, но всё то же,
И ветер разнесёт моё имя по всей земле.В храме любви ты скрывался вместе,
Думая, что боль и страх остались снаружи,
Но кто-то рядом с тобой управляет погодой,
И слёзы стекают по стенам храма —
Широким, как глаза влюблённых.  В Храме Любви — сияние подобно грозе,
  В Храме Любви — плач подобен дождю,
  В Храме Любви — слышно, как тебя кто-то зовёт,
  В этом храме любви — слышишь своё имя.

И дьявол в черном платье наблюдает,
А мой ангел-хранитель оставил меня.
Жизнь коротка, а любовь всегда приходит с утром.
Чёрный ветер пришёл унести меня далеко.

С умершим солнечным светом и ночью надо мной,
С ружьём влюблённого и выстрелом изнутри,
Ты бежишь укрыться в храме любви,
Ты бежишь за другим, но всё то же,
Чёрный ветер разметает твои стены по сторонам.

  С огнём фейерверка надо мной,
  С ружьём влюблённого и выстрелом боли,
  Ты бежишь укрыться в храме любви,
  Сияя, как гром, плача, как дождь.
  Храм стареет и крепчает,
  Но ветер дует всё холоднее и сильнее,
  И храм любви упадёт.
  Этот чёрный ветер не зовёт моё имя больше.

В чёрных небесах грохочет гром,
Его раскаты разносятся под землёй и над водой.
Звуки плача не спасут.
Твоя вера, как кирпичи, а мечты, как раствор,
Но все твои молитвы обратятся в ничто.
96 ниже уровня моря…
Когда камни становятся пылью и остаётся лишь воздух…

  В Храме Любви — сияние подобно грозе,
  В Храме Любви — плач подобен дождю,
  В Храме Любви — слышно, как тебя кто-то зовёт,
  И Храм Любви рушиться.

Храм Любви
(эквиритмичный вольный перевод С. Курия):

Под огнём фейерверков, свистящих над головою,
С пробитой рукою, сжимающей пистолет,
Ты бежишь, чтоб укрыться в Храме Любви,
Ты бежишь к другому, но ты – это ты,
И ветер развеет имя твоё по земле.В этом Храме Любви вы с любимой укроетесь вместе,
Вы закроете дверь, оставляя за ней боль и страх.
Но ты слышишь, как голос читает прогноз,
А в нём – чёрный ветер и грозные грозы.
И влага сочится на стенах, сочится в глазах.В этом Храме Любви – всё сияет, как в грозу,
В этом Храме Любви – ливнем льётся плач,
В этом Храме Любви – всё равно тебя найдут,
В этом Храме Любви – прячься или прячь…

Вот уже на плече восседает — весь в чёрном – дьявол.
А где ангел-хранитель? Давно уж умчался прочь…
Да, любовь приходит всегда вместе с утром,
Но до этого утра дожить очень трудно.
Чёрный ветер пришёл унести тебя в вечную ночь.

Умер солнечный свет и, спасаясь от этой ночи,
Как раненый зверь, простреленный изнутри,
Ты бежал, чтоб укрыться в Храме Любви,
Ты бежал к другому, но ты – это ты,
И все стены Храма не в силах тебя спасти.

Под огнём, под дождём, под ветра вой,
Под выстрелы сердца, несущие боль,
Ты бежишь в этот храм под названьем «Любовь»,
Плача, как дождь, и сияя, как гром,
Под защиту засовов, защиту камней,
Но ветер холодный сильней и сильней,
И любовь твоя тает последним лучом,
Потому что твой Храм, потому что твой Храм обречён.

Под землёй, над водой, в небесах – грозовые раскаты,
И беспомощен плач, и бессилен молитвы пыл…
Ты крепил камни веры на растворе мечтаний,
Но они не готовы для таких испытаний.
Скоро всё, кроме воздуха, здесь обратится в пыль.

В этом Храме Любви – всё сияет, как в грозу,
В этом Храме Любви – плач, как дождь,
В этом Храме Любви – всё равно тебя найдут,
И он рухнет в пыли – 
         видно, Храм твой был не так хорош…

.

Первая — ещё достаточно сырая — запись песни вышла в 1983 году в двух версиях — сокращённой (на 7-дюймовом сингле) и полной 8-минутной (на 12-дюймовом сингле). «Готы» вообще частенько не ограничивали себя продолжительностью композиций, и Элдрич не был исключением. Арт- и хард-рокеры тоже любили играть долго, но делали это с целью показать своё инструментальное мастерство. Готические же «длинноты» обычно напрочь лишены сольных импровизаций, монотонны, а их целью, видимо, было ввести слушателя в транс подобно шаманским заклинаньям.

sister_of_mercy_15

Интересно, что первая версия «Temple of Love» ни в национальные чарты не вошла, ни в какие «номерные» альбомы группы не попала. О ней вспомнили лишь спустя почти 10 лет, когда SISTERS OF MERCY уже заработали себе имя и статус.
К переизданию своей песни группа решила подойти творчески и пригласила на запись израильскую певицу Офру Хазу. Её восточные распевы прекрасно оттенили холодный вокал Элдрича и превратили и без того хорошую песню в истинно монументальный шедевр (нечто подобное сделает позже Стинг в своей «Desert Rose»).

sister_of_mercy_16

Это оценили и слушатели. Более того — новая версия «Temple of Love» стала самым успешным синглом за всю карьеру SISTERS OF MERCY, заняв в 3-е место в британских чартах. Как и в прошлый раз песня вышла в двух версиях — короткой (на сингле 1992 года) и длинной (на сборнике 1993 года «A Slight Case of Overbombing»). На неё сняли и видео, большей частью состоящее из нарезок — кадров каких-то фэнтези-фильмов вперемешку с концертным выступлением группы вместе с Офрой Хазой.

Позже новая версия «Temple of Love» засветилась в фильме режиссёра Ф. Акина «Головой об стену», получившем главный приз на Берлинском фестивале 2004 года. А в 1997 году песню почтит своим кавером и клипом готик-металл-группа CREMATORY. Стоит отметить также забавный полуфолковый кавер группы MR. IRISH BASTARD и версию DEADLOCK с ведущим женским вокалом. Есть и электронные ремиксы (вариант 1, вариант 2).

Песне «Temple of Love» суждено было стать одним из первых синглов группы и одним из последних. Но между ними лежат все классические альбомы SISTERS OF MERCY, о которых речь дальше.

«Black Planet» (1985)

В 1984 году «любительские» времена закончились, и SISTERS OF MERCY подписали контракт с WEA Records. Тот час началась и запись первого полноценного альбома.
Парадокс, но в создании материала для дебютного релиза центральная фигура группы — Эндрю Элдрич — принял крайне скромное участие. Он слишком увлёкся организационными вопросами, а также амфетаминами. В итоге Эндрю дошёл до такого состояния, что упал в обморок прямо посреди студии. Потом он даже опишет этот порочный опыт в песенке «Amphetamine Logic» («Амфетаминовая Логика»).

sister_of_mercy_03

В результате, забота о создании музыкального материала целиком ляжет на плечи Гари Маркса и, пришедшего в группу, гитариста Уэйна Хасси. Они почти поровну разделят между собой стороны пластинки, и каждый отметиться каким-нибудь примечательным хитом.
Для издания на синглах группа выберет композиции «Walk Away» и «No Time To Cry». Песни были, безусловно, хороши (правда,  до желанного ТОП-40 так и не добрались).
Но, если вы спросите моё мнение (а я в этом мнении не одинок), я бы всё-таки отвёл под синглы другие две композиции.
 
В первую очередь, это, открывающая альбом, «Black Planet» («Чёрная Планета»), написанная Уэйном Хасси, и почему-то никогда не исполнявшаяся на концертах. Это наверное, одна из самых беспросветных песен в истории рок-музыки, с звенящими переборами 12-струнной гитары и гнетущим риффом, создающим ощущение, будто тебя затягивает в небытие какая-то «чёрная дыра».

Кстати, первоначально Хасси и Маркс написали не только музыку, но и тексты к своим песням. Например, «Black Planet» первоначально называлась «Dance on Glass» («Танец на Стекле») — есть даже запись этой версии с вокалом Хасси. Однако Элдрич, всегда скептически относившийся к поэтическим талантам своих коллег, все тексты забраковал, заявив, что должен верить тому, что поёт.

Уэйн Хасси:
«Ни о какой демократии не могло быть и речи — мы не сидели все в одной комнате, сочиняя песни, мы передавали их Эндрю, а он решал, хочет их петь или нет».

В результате, Элдрич полностью переписал всю лирику, и «Танец на Стекле» превратился в «Чёрную Планету», пронизанную мрачным предчувствием ядерной катастрофы.

Ношусь кругами в радиации.
Настраиваюсь, кайфую и сгораю под кислотным дождем на
Чёрной, Чёрной планете.
Чёрном, Чёрном мире…

Второй «классической» композицией альбома я бы назвал «First And Last And Always» («Первый и Последний и Вовеки Веков»), музыку к которой написал Гари Маркс. Здесь звук холодной готической гитары парадоксально сочетается с прямо-таки кельтской танцевальной мелодией.

В своё время эта песня, видимо, так восхитила Константина Кинчева, что он создал на её основе свою боевую «перестроечную» песню «Завтра Может Быть Поздно» на модную тогда «афганскую» тему (правда, ни в один из «номерных» альбомов лидер АЛИСЫ её так и не включил) <сравнить композиции>.

Ну, и, наконец нельзя обойти стороной и завораживающую «загробную» балладу «Marian», где голос Элдрича достигает предельно низкого регистра. Что неудивительно, учитвая, что речь в песне идёт о некоемом утопленнике, взывающим к некой Мэриан. Завораживающую лирику Элдрич, по его словам, написал буквально за 10 минут, хотя обычно тратил на создание текста до полугода. Если вы хотите с головой погрузится в тёмные глубины меланхолии, лучшей песни для этого, чем «Marian» не сыскать.

Мариан, такая тяжесть надо мной
И давление слишком сильное,
Чтобы дышать глубоко,
Дышать долго и тяжело,
Наглотавшись воды, и уснуть,
Погружаясь все глубже
В роковую пучину…
Мариан, кажется, я тону,
Это море губит меня…

Я слышу твой зов, Мариан,
Через воды, через волны.
Я слышу твой зов, Мариан,
Слышишь ли ты, как я призываю тебя
Спасти меня, спасти меня, спасти меня из
Могилы…

Несмотря на лаконичное звучание и скромные успехи синглов, дебютный альбом SISTERS OF MERCY «First And Last And Always» быстро завоевал поклонников, попал в британский ТОП-20, обрёл «золотой» статус и стал образцовым произведением «готического» стиля (чтобы там не говорил по этому поводу Элдрич).

sister_of_mercy_04

Не менее успешным было и последовавшее за альбомом турне. Но если с внешней стороны всё выглядело замечательно, внутри группы всё разваливалось. Сначала во время гастролей SISTERS OF MERCY покинул Маркс, а позже сбежали и Хасси с басистом Адамсом. Казалось, что на этом история группы и закончится.
Хасси и Адамс организовали собственный коллектив, который неосторожно назвали SISTERHOOD. Элдрич возмутился столь откровенной эксплуатацией прежнего имени и решил наказать бывших коллег — взял, да и сам создал группу под тем же названием, закрепив его наспех выпущенным альбомом. Этот альбом никакого успеха не имел, но группе Хасси пришлось сменить название на MISSION.

«This Corrosion» (1987)

Впрочем, спустя время и сам Элдрич понял, что от старого названия никуда не деться, и осенью 1987 года SISTERS OF MERCY восстали из небытия — в довольно неожиданном, надо сказать, виде. Во-первых, Эндрю рекрутировал в новый состав свою давнюю знакомую (говорят, очень близкую) — басистку Патрицию Моррисон. Именно ей он посвятил одну из самых своих известных песен — «Lucretia My Reflection» («Лукреция Моё Отражение»). Дама была крайне эффектной и тут же заработала титул «готической принцессы».

 sister_of_mercy_07_1              sister_of_mercy_07_2

Той же осенью 1987 года появился и первый сингл нового состава SISTERS OF MERCY, полностью написанный Элдричем. Его красноречивое название «This Corrosion» («Это Коррозия») было укором первому составу группы. Элдрич говорил, что текст песни — некая пародия на тексты Хасси.

Э. Элдрич:
«Слова THIS CORROSION напечатаны заглавными буквами, потому что это заголовок песни другого автора. Я придумал этот вымышленный ансамбль и заставил его петь все эти глупости. …Уэйн делал так: уединялся с перечнем песенных заголовков, выбирал самые звучные и из них составлял текст. Смысла не предполагалось: главное, чтобы слова звучали красиво».

Аранжировку Элдрич задумал сделать тоже особенную — в духе этакого помпезного рока со всей его напыщенной глупостью. Для решения этой задачи он призвал на помощь известного продюсера Джима Стайнмана. Элдрич говорил: «Чтобы «продать» идею Стейнману, мы сказали: это будет словно бы кульминация диско-вечеринки у Борджиа; и на это он клюнул».
К тому же авторитет продюсера мог позволить выбить у лейбла побольше денег для реализации творческих замыслов.

Э. Элдрич:
«…если он говорит компании: «Нам нужен хор, и вы сейчас мне это оплатите», те раскошеливаются немедленно. А если б я попросил о том же, они бы задумались: «На что, интересно, он на самом деле эти деньги потратит?“».

Так на свет появилась роскошная композиция с обилием хоровых партий и заводным поп-припевом. Элдрич не зря считал «This Corrosion»  наследницей «Temple of Love». Кроме «эпичного» настроения у неё была и «эпичная» продолжительность — почти 10 с половиной минут.
В урезанном виде «This Corrosion» выпустили на сингле, и он умел большой успех, заняв 7-е место в Британском хит-параде.

sister_of_mercy_11

За синглом последовал альбом «Floodland» — «Затопленные Земли» (Элдрич заметил, что в его текстах часто встречается образ воды). Он имел более электронный и насыщенный саунд, чем предыдущий. В этом плане выделялась лишь лирическая песня «1959», на которую Элдрича вдохновило письмо фанатки группы — Изабель. Девушка предложила лидеру SISTERS OF MERCY записать песню, где будет звучать лишь его голос и фортепиано. Элдричу идея понравилась, и он её воплотил.

sister_of_mercy_06

Альбом «Floodland» был высоко оценен и слушателями, и критикой — он занял 7-е место в Британии и получил «золото». Однако его успех был омрачён нежеланием Элдрича гастролировать.
Вместо этого он выбивал у компании внушительные средства для съёмок броских на то время клипов. Кстати, видео к «This Corrosion» первоначально планировалось снимать в Советском Союзе.

Патриция Моррисон:
«Мы собирались отправиться в Казахстан в СССР, но в то время русская фирма «Мелодия» вела переговоры с Западом о правах на съёмки видео. Нам выехать не разрешили из опасений, что это может сорвать переговоры».

В результате клип сняли на каком-то заброшенном Лондонском складе или студии.

sister_of_mercy_09

В нём, кроме Элдрича и Патриции, мы можем видеть большую массовку, создающую некий постапокалиптический мир в духе к-ф «Безумный Макс». Недаром хоровое интро из «Коррозии» будет сопровождать гибель цивилизации и в комедии 1983 года «Армагеддец».

Каверы на «This Corrosion»:

Lambchop — This Corrosion (The Sisters of Mercy Cover)

In Extremo — This Corrosion (The Sisters of Mercy Cover)

Полной апокалиптических настроений будет и другая ударная композиция альбома «Dominion — Mother Russia» («Владычество — Мать Россия»). По сути, она состояла из двух частей. Первая повествовала о природе власти, а вторая — о противостоянии Запада и СССР в «холодной войне». Непосредственным источником вдохновения Элдрич назвал взрыв на Чернобыльской АЭС, когда радиоактивные выбросы понесло на Запад. Текст опять был полон странных образов вроде «Белый Дом на Красной Площади» или «15 дочерей революции». Элдрич подтвердил лишь использование строчек из знаменитого стихотворения Перси Шелли про царя Озимандию и преходящую земную славу.

sister_of_mercy_08

Видео на первую часть — «Dominion» — SISTERS OF MERCY — сняли в Иордании, где мы можем наблюдать Элдрича и Патрицию — всех в белом — на фоне, вырезанных в скалах, фасадов города Петра. В клипе приняли участие и местные иорданские «джигиты». Элдрич даже шутил, что они предлагали обменять у него Патрицию на двух верблюдов.

Шутки шутками, но во время записи следующего альбома готические «принц» и «принцесса» повздорили, и Патриция ушла из группы, затаив обиду. Позже Элдрич заявит, что потеря невелика, ибо в творчестве SISTERS OF MERCY девушка участия не принимала, и её роль была чисто «декоративной».

Патриция Моррисон:
«Некто, кого я считала своим другом, попросил меня помочь ему в трудную минуту. Я помогла — причём в довольно зрелищной форме. И только позже поняла, что меня использовали».

Умение Элдрича рвать отношения и сводить на нет только что достигнутый успех проявилось и после записи третьего альбома «Vision Thing» (1990). Альбом вышел во многом неожиданным: по музыке это было чистое хард-н-хэви – от «готики» остались лишь низкий голос Элдрича и мрачноватая апокалиптическая атмосфера. Сочетание вышло интересным, хотя «Vision Thing» и не достиг успеха предыдущих альбомов.

Но и тут Элдрич остался верен себе — очередной раз распустил состав, а в 1994 году и вовсе — в пух и прах — разругался с рекорд-лейблом. С тех пор у SISTERS OF MERCY не вышло ни одного нового альбома. Услышать новые песни группы последние десятки лет можно только… на концерте. Да-да, SISTERS OF MERCY до сих пор ведёт активную гастрольную жизнь, а отсутствие синглов в хит-парадах Элдрича совершенно не парит.

sister_of_mercy_13

Э. Элдрич:
«Мы перестали записывать альбомы, но билетов на наши концерты продаётся практически столько же, сколько и раньше. Каковы бы ни были привычные правила, мы, похоже, спокойно их обходим. Решайте сами, почему так получается».

 Автор: Сергей Курий
январь 2014 г.