THE POLICE — история песен «Roxanne» (1978), «Message In A Bottle» (1979), «Every Breath You Take» (1983)

sting_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

С одной стороны Гордона Самнера (он же Sting, т.е. «жало» — как прозвали его в юности друзья за свитер осиной расцветки) у нас знают хорошо. С другой стороны — знают его в основном по лирическим балладам. И надо сказать, что я во многом разделяю вкусы нашего народа — мне кажется тонкие лиричные вещи получаются у него на порядок лучше энергичных поп-боевиков.
Тем не менее, на Западе Стинг прославился задолго до сольного творчества, ещё когда сочинял, играл и пел песни в суперпопулярной группе THE POLICE. Со знаковых песен этого периода мы и начнём наш разговор.

«Roxanne» (1978)

Несмотря на то, что я отношусь к этой песне теплохладно, то есть, без особого восторга, обойти её стороной нельзя. Именно «Роксанна» вывела малоизвестное британское трио POLICE (Стинг — бас и вокал, Стюарт Коупленд — ударные, Энди Саммерс — гитара) из тени под софиты славы.

sting_03

Родился будущий хит в сентябре 1977 года когда группа гастролировала в Париже. Гастроли не задались настолько, что музыкантам было нечем заплатить за ночлег, и они спали в своей машине недалеко от клуба «Нэшвилл», где и выступали. По ночам этот район просто кишел «жрицами любви», многие из которых были так хороши, что Стинг подумал, а как бы он себя чувствовал, если бы по серьёзному влюбился в представительницу этой профессии.

Стинг:
«Это было впервые: я видел проституцию на улицах, и эти птички были действительно прекрасны. В голове у меня вертелась мелодия, и я представил себя влюбленным в одну из таких девушек».

Так родилась песня о девушке с именем «Roxanne».

Роксанна
(автор перевода неизвестен)

Роксанна,
Тебе не нужно одевать красное платье сегодня,
Уже прошли те времена,
Тебе не нужно продавать свое тело сегодня ночью.

Роксанна,
Тебе не нужно одевать то платье сегодня
И гулять по улицам в поисках заработка,
Тебе все равно, правда это или нет.

Роксанна,
Тебе не нужно одевать красное сегодня.

Я любил тебя с тех самых пор, как впервые увидел,
Я не буду говорить с тобой свысока,
Я всего лишь должен рассказать тебе, что я чувствую,
Я не хочу делить тебя с другими мужчинами,
И мое решение окончательное,
Поэтому сотри свой вызывающий макияж,
Сказав тебе это раз, я не буду больше повторять,
Это ни к чему.

Роксанна,
Тебе не нужно одевать красное,
Роксанна,
Тебе не нужно одевать красное

Стинг:
«Это прекрасное имя, и за ним стоит такая богатая мифология. Роксана была женой Александра Великого и подругой Сирано де Бержерака. У имени какая-то волнующая аура».

Хотя песня была написана и записана, сам Стинг не возлагал на неё особых надежд — она казалась ему слишком тихой и медленной по сравнению с другим — более жёстким материалом. Однако брат барабанщика и по совместительству новый продюсер POLICE — Майлз Коупленд — так не считал. Напротив, услышав «Роксанну» он пришёл в восторг, схватил демо-запись, забежал с нею в офис «A & M records» и вышел из него уже с полновесным контрактом. Группа воспряла духом, но «небесная манна» посыпалась на неё далеко не сразу.

sting_02

Тот же сингл «Roxanne», который вышел в 1978 году, имел хорошие отзывы в прессе, но был полностью проигнорирован радио — в то время основной «кузницей» хитов. BBC категорически отказывалось крутить песню о проститутке, что глубоко возмутило Стинга.

Стинг:
«Я ощущал сильные чувства к песне «Роксана», потому что это была серьезная песня о реальных отношениях. В этой песне не говорилось о грубом сексе. Это была настоящая песня, с настоящей лирикой, а они не проигрывали эту песню на том основании, что она была о проститутке. Но напишите глупую песню сексе, в которой самого этого слова нет, и вы получите хит. Как это раздражает».

В результате время шло, а сингл не «шёл». Тогда продюсер предложил POLICE совершить авантюрный вояж в США. И чудо произошло. Никому неизвестные британцы заставили говорить о себе музыкальные круги Нью-Йорка, и «Roxanne» зазвучала на местных радио.
После возвращения карьера сдвинулась с мёртвой точки, и первый альбом группы “Outlandos d’Amour” попал на 6 место Британского Топа.
Группа уже вовсю работала над вторым альбомом, когда в апреле 1979 г. сингл «Roxanne» был переиздан и таки стал хитом, добравшись до 12 места.

POLICE стала популярной, а её необычный стиль назвали «белым регги». Правда, сам Стинг считал, что регги лишь одна из красок их собственного стиля. Достаточно послушать ту же «Роксанну», где ска-ритмы неожиданно переходят в забойный рок-н-ролл.

Стинг:
«На самом деле это танго!».

“Message In A Bottle” (1979)

Ещё одним образчиком стиля POLICE является и замечательная песня “Message In A Bottle” («Послание в бутылке») — первая из написанных для второго альбома группы “Reggatta De Blanc”. Кроме прихотливо меняющегося ритма песню отличал и глубокий ироничный текст о разобщённости людей в этом мире. Сюжет таков: попавший на необитаемый остров человек в отчаянии кидает в море бутылку с призывом «SOS», а на следующее утро к берегу прибило множество бутылок с такими же посланиями.

Послание в бутылке
(Автор перевода — Tyler)

Просто выброшенный на берег, остров затерянный в море
Очередной день одиночества, и здесь никого кроме меня
Это одиночество больше, чем может выдержать кто-либо
Спасите меня пока я не отчаялся безнадежно

Я отправлю S.O.S. миру
Я отправлю S.O.S. миру
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Послание в бутылке
Послание в бутылке

Прошел год с того времени как я написал свою записку
Надо было мне это понять с самого начала, что
Только надежда не даст мне расклеиться
Любовь может починить твою жизнь, но
Любовь же может и разбить твое сердце

Я отправлю S.O.S. миру
Я отправлю S.O.S. миру
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Послание в бутылке
Послание в бутылке
Послание в бутылке
Послание в бутылке

Я вышел прогуляться этим утром и не мог поверить своим глазам
Сотни миллиардов бутылок вынесло на берег
Похоже я не одинок в своем одиночестве
Сотни миллиардов выброшенных ищут дом

Я отправлю S.O.S. миру
Я отправлю S.O.S. миру
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Надеюсь кто-то получит мое
Послание в бутылке
Послание в бутылке
Послание в бутылке
Послание в бутылке

Отправляю S.O.S.
Отправляю S.O.S.

Стинг:
«Она — о поисках утешения и о том, что со всеми людьми происходит одно и то же. …Миллионы бутылок приплывают обратно, как бы говоря: “Ну и что? Мы и сами такие!
…Что значит быть композитором? Уметь каждое травмирующее событие, превратив в музыку – отдать часть себя другим, использовать свой грустный опыт. Одиночество очень угнетает. Но благодаря ему я расцветаю! Без него я бы никогда не написал «Так одиноко» или «Послание в бутылке».

sting_04

Песня не только показала Стига, как сильного поэта, но и зарекомендовала, как одного из самых невнятных исполнителей. Так призыв «Эс-О-Эс” он почему-то поёт, как «Nesso Ess”, а вместо строчки «A year has passed since I wrote my note» («Год прошел, как я написал письмо») слушателям зачастую слышалось «A year has passed since I broke my nose» («Год прошел, как я сломал нос»).

“Every Breath You Take” (1983)

Высказывание Стинга о превращении душевных травм в музыку как нельзя лучше подходит к песне “Every Breath You Take” («Каждый твой вздох»). Эта песня писалась, когда рушился брак певца с его первой женой Фрэнсис. Это были не хухры-мухры — он прожил с женой 7 лет и имел 2-х детей. Но у Стинга начинался роман с Труди Стайлер, поэтому на любовном фронте витала атмосфера ревности и подозрительности.

“Every Breath You Take” родилась, когда певец пребывал на Ямайке в доме Яна Флеминга (того самого — создателя «агента 007»). Днём было жарко и душно, поэтому творческие озарения снисходили на Стинга по ночам.

Стинг:
«Я проснулся посреди ночи, эта строчка вертелась в моей голове. Я сел за пианино и написал её за полчаса. Мотив сам по себе довольно банальный, собран из сотни подобных, а вот слова интересные. Звучит как спокойная любовная песенка. Я и не понял сначала, какая она мрачная. Наверное, я думал о Большом брате, надзоре и контроле.
…Это действительно отвратительная песня о выживании, чувстве собственности и ревности».

Каждый твой вздох
(перевод Shirley)
 

Каждый твой вздох,
Каждое движение,
Каждое нарушенное обещание,
Каждый твой шаг, —
Я ничего не пропущу. 

Каждый день,
Каждое сказанное слово,
Во что бы ты ни играла,
Где бы ни провела ночь,
Я буду наблюдать за тобой. 

Разве ты не видишь,
Что принадлежишь мне?
Мое бедное сердце, как оно болит
За каждый твой шаг! 

Каждое твое движение,
Каждую нарушенную клятву,
Каждую притворную улыбку,
Каждое требование, —
Я всё увижу. 

С тех пор, как ты ушла,
Я сам потерялся без следа.
Во сне постоянно вижу тебя.
Смотрю вокруг и понимаю, что
Мне нечем тебя заменить!
Я кричу тебе, милая, прошу… 

Каждое твое движение, 
Каждую нарушенную клятву, 
Каждую притворную улыбку, 
Каждое требование, — 
Я всё увижу.

Однако красивая и спокойная мелодия сбивала слушателей с толку, и они не замечали, что это не радостная романтичная песня о любви, а о пожирающем чувстве собственности и ревности, желании контролировать «каждый вздох» любимого человека.

Стинг:
«Одна пара мне рассказывала: «Ой, мы так любим эту песню, это была главная песня на нашей свадьбе!». Я подумал: «Ну, остаётся пожелать вам удачи».

Правда, надо сказать, что по одному из западных опросов “Every Breath You Take” также одна из самых популярных мелодий, звучащих на… похоронах. И ведь никто не додумался играть её при разводах…

sting_05_2

Надо сказать, что песня и весь альбом “Synchronicity” записывался не только на фоне семейной драмы Стинга, но и в атмосфере острых конфликтов внутри группы. Склоки и споры между Стингом и барабанщиком Стюартом грозились вылится в кулачные бои. Дошло до того, что две непримиримые творческие личности даже записывались в разных комнатах. Но и это не помогало. Пропишет утречком Стюарт хай-хэты в “Every Breath…», а позже придёт Стинг и их сотрёт.
Нейтралитет сохранял лишь гитарист Энди Саммерс. Именно ему принадлежит знаменитая гитарная партия в “Every Breath…», которую он придумал и сыграл с лёту, экспромтом, да так, что присутствующие в студии устроили овацию.

sting_05_1

Но нейтралитета гитариста было мало. Пластинке “Synchronicity” суждено было стать последней работой группы, а песне “Every Breath You Take” — последним и, надо сказать, самым известным хитом POLICE. Песня возглавит хит-парады, получит в 1984 году два «Грэмми» и даст понять, в каком направлении будет двигаться сольное творчество Стинга.

См. также:
Стинг (Sting) — история песен «Russians» (1985), «Englishman In New York» (1987), «Shape of my Heart» (1993), «Desert Rose» (2000)

 Автор: Сергей Курий
октябрь 2012 г.