THE CRANBERRIES — история песен «Zombie» (1994) и «Animal Instinct» (1999)

zombie_1e

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

После блестящего прорыва на мировую поп-сцену группы U-2, началось настоящее «ирландское вторжение». Как свойственно горячему ирландскому характеру «вторжение», сопровождалось политическими заявлениями, а иногда и скандалами. U-2 пели про «Кровавое воскресенье», а, бритая наголо, дивчина Шинед О’коннор рвала на публике портрет Папы Римского.

Однако из всего разнообразия талантливых ирландских рок-групп по-настоящему я полюбил только одну. Случилось это где-то в 1994-95-м году во время просмотра программы А. Троицкого «Кафе «Обломов». Показанный в программе клип начался с неторопливого гитарного вступления, которое неожиданно взорвалось тяжелыми риффами и истошными женскими воплями, напоминающими то ли завывания баньши, то ли еще что похуже…

Источником воплей оказалась хрупкая девушка — коротко постриженная, но не такая лысая, как Шинед. Судя по включенным в клип кадрам с граффити «IRA», становилось сразу ясно, что ирландцы себе не изменяют, поют о социальном и животрепещущем. Так я сразу узнал о группе The CRANBERRIES, песне «Zombie» и певице Долорес О’Риордан.

«Zombie» (1994)

Надо сказать, к 1994 году КЛЮКВЫ (именно так переводится The CRANBERRIES) уже снискали свой первый успех, благодаря дебютному альбому с длинным названием «Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We?» («Этим занимаются все, почему бы и нам не попробовать?»). Фольклорные горловые переливы голоса Долорес и музыка гитариста Ноэла Хогана пришлись по вкусу слушателям, и группа активно колесила с гастролями.
Именно во время турне по Англии 1993 года, во время будничной настройки звука перед концертом, и родилась песня «Zombie».

Долорес О’Риордан, songfacts.com. 24.04.2017:
«В дороге все стало более «живым». Я думаю, именно поэтому появился «Zombie». Первый альбом был более спокойным и сдержанным, а потом мы начали потихоньку раскачиваться и писать больше рок-н-ролльных песен».

Музыка действительно получилась настолько тяжелой и агрессивной, что требовала адекватного, особенного текста.
Повод для его написания появился у Долорес, когда она увидела по телевизору похороны детей — жертв террористического взрыва в городе английском городе Уоррингтон. Взрыв двух бомб заложенных в чугунные урны вблизи торгового центра ранили 54 человек и убили двух мальчиков — 3-хлетнего Джонатана Болла и 12-летнего Тима Парри.

Джонатан Болл и Тим Парри.

Терроризм в то время в Англии был преимущественно один — ирландский. За ним стояла печально знаменитая ИРА — Ирландская Республиканская Армия. Жестокость англичан по отношению к ирландцам в течении всей истории выпестовала ответную жестокость.

«Ничего не изменилось с 1916 года…» — восклицает в своем тексте Долорес. И хотя противостояние ирландцев и англичан длилось века, начало освобождения Ирландии отсчитывают от, так называемого, Пасхального восстания 1916 года. Именно о нем великий ирландский поэт У. Б. Йейтс написал: «…уже рождалась на свет / Грозная красота». И хотя восстание было жестоко подавлено, а все его руководители расстреляны, Ирландия начала свой путь к независимости.
Уже в 1918 году ирландские республиканцы, победили в выборах, а в 1919-м объявили Ирландию независимой республикой. Началась затяжная война между Англией и ИРА. И хотя Ирландия всё-таки получила сначала статус доминиона, а в 1949 году — полную независимость, ее северо-восточная часть — Ольстер — так и осталась английским владением и камнем преткновения на пути к миру. Заметьте, в американских фильмах 1980-х годов основные террористы отнюдь не арабы, а ирландцы.

Кадр из клипа «Zombie».

В этом нескончаемом конфликте Долорес уже не видела никакой «грозной красоты» и очень недоумевала, почему некоторые сочли «Zombie» — песней в поддержку ИРА. Ведь она посвящалась всем детям, которые погибли во время североирландского конфликта — и ирландским, и английским. Это было не политическое заявление, а эмоциональная реакция на происходящее.

Долорес О’Риордан:
«…Тогда была еще та бомба в Уоррингтоне, и те мальчики погибли. Я помню, как видела одну из матерей по телевизору, просто убитую горем. И мне было так ее жалко, что она вынашивала его девять месяцев, сносила все эти вещи, тошноту по утрам, и вот какой-то… изверг, какой-то безголовый тупица, думающий, что что-то кому-то докажет, делает все это. И я спрашиваю, это как вообще?
…IRA — это не я. Я не это хочу передать. Это — не Ирландия, это — кучка кретинов, живущих одним прошлым, живущих во имя какой-то мечты. Окей, я знаю, что у них там есть свои проблемы, но это не причина для того, чтобы поднять руку на ребенка, чтобы та женщина через все это прошла.
И неважно, если это кому-то покажется грубо или слишком просто — мне искренне плевать, будь это католик или протестант, англичанин или ирландец. После всей этой наносной глупости меня волнует лишь то, что причиняется вред ни в чем не повинным людям. И вот именно это побудило меня написать песню, а не то, что я ирландка.
…Я не вижу разницы между англичанами и ирландцами, между Боснией и Сербией, между католиками и протестантами; те, кто убивает детей, — настоящие зомби, идиоты, живущие вчерашним днем».

Недаром позже Долорес выгравирует текст песни на витраже своего дома.

Из интервью с Долорес О’Риордан, 2002:
«— …какие слова приходят вам в голову, когда вы слышите «Zombie»?
— Гимн».

zombie_6

Зомби
(перевод Марии Ивановой)

Чужой взгляд скромно потуплен,
Ребенка медленно забирают,
А насилие порождает молчание,
Кто мы, те, которые ошибаются?

Но ты видишь, это не я,
Это не моя семья.
В твоей голове, в твоей голове
они сражаются,
С танками и бомбами,
И их бомбы и ружья
В твоей голове,
В твоей голове они плачут,
В твоей голове,

Зомби,
Что происходит в твоей голове, в твоей голове,
Зомби?

Разбивается сердце
Еще одной матери.
Когда насилие порождает молчание,
Мы наверняка ошибаемся, 

Это все — старая тема с 1916
В твоей голове, в твоей голове
они сражаются,
С танками и бомбами,
И их бомбы и ружья
В твоей голове,
В твоей голове они умирают
В твоей голове, в твоей голове,

Зомби,
Что происходит в твоей голове, в твоей голове,
Зомби?

Песня была издана на сингле в сентябре 1994 года. Идея раскручивать именно «Zombie» была вызвана тем, что прежде для раскрутки у The CRANBERRIES выбирали легкие поп-песни, и группе страшно не хотелось погрязнуть в «поп-болоте».

Ноэль Хоган, гитарист The CRANBERRIES:
«Я понимаю, что множество людей, слушающих «Zombie», даже не сознают толком, о чём именно она рассказывает (Это точно! Достаточно послушать идиотские дэнс-каверы от A.D.A.M. Feat. Amy или Ороро — С.К.). Тут важнее именно чувство, что она несёт. Мы не хотим выглядеть попсовой группой, а «Linger» с «Dreams» (первые хиты группы — С.К.) – именно поп-песни. Не хотим закончить карьеру в этой дыре, из которой не можем выбраться наружу».

В итоге сингл стал №3 в Ирландии, №14 в Британии и возглавил чарты Бельгии, Франции, Дании, Германии и Австралии. В США «Zombie» специально не выпускали синглом, чтобы стимулировать покупку всего альбома «No Need To Argue». Эта тактика себя оправдала — альбом был продан в США тиражом более 7 миллионов копий. Поскольку песня не распространялась как сингл, в чарт Billboard Hot 100 она не попала, зато стала № 22 в чарте Airplay.

В поддержку песни было выпущено и упомянутое видео, где постановочные сцены с «золотой» Долорес, которая подобно Божьей матери стояла у креста в окружении «серебряных» детей-амурчиков, перемежались документальными кадрами, снятыми режиссёром Сэмом Байером в столице Ольстера — Белфасте.

Долорес О’Риордан:
«Он приехал в Северную Ирландию и отснял много видеоматериалов: дети прыгают с одного здания на другое, солдаты… Это то, что они делают каждый день. Это всё реальные кадры, ни один из них не был постановочным.
…Мы хотели наряду с настоящими съемками из Белфаста добиться и какого-то отвлеченного послания. Насчет золота — это была моя задумка; я хотела выкрасить все тело в позолоту и быть вся такая сверкающая, и совершенная. А все маленькие дети внизу были покрыты серебром, но при этом они кричали. Золото и серебро — это та красота, которую мы видим в окружающем мире. А крики, крест и настоящие черно-белые съемки с места событий символизируют ту боль, на которую мы все закрываем глаза».

Сама группа в Белфаст не приезжала: черно-белые съемки её выступления были сделаны в Дублине, а цветные (с «золотой» Долорес) – в Лос-Анджелесе.

Удивительным образом выход «Zombie» практически совпал с объявлением ИРА о «полном прекращении всех военных операций». Совпадение?:).

Как это часто бывает, всемирный успех песни имел и обратную сторону.

Долорес О’Риордан, декабрь 2001:
«После успеха «Zombie» от нас ждали очень многого, и мы из кожи вон лезли, чтобы оправдать звание гениальной молодой группы. И потом, перед выходом каждого следующего альбома у меня вечно спрашивали: «На этом диске есть «Zombie»? Я все время удивлялась: «А зачем? Зачем вам нужно, чтобы на наших дисках были одни и те же песни? Если у вас есть красивое платье, зачем вам второе точно такое же? Может, лучше другое?»».

Несмотря на это, Долорес продолжала исполнять песню на концертах — как с группой, так и сольно.

Интервью с Долорес О’Риордан, июль 2007:
«— Вас до сих пор просят на концертах петь «Zombie»?
— Эта песня все еще очень популярна. Мне приятно, когда зал поет ее вместе со мной. В таких случаях я просто закрываю глаза и пою, ни о чем не думая».

В 2017 году The CRANBERRIES записали новую версию «Zombie» для акустического альбома «Something Else».

А 16 января 2018 года Долорес собиралась записать ещё одну версию своего хита с американской группой BAD WOLVES. Однако в студию она не явилась. 15 января её обнаружили мёртвой в номере гостиницы.

Заявление от группы BAD WOLVES:
«Когда мы услышали, что ей понравилась наша версия песни, это был лучший комплимент, который могла бы получить новая группа или любая другая группа. Наши сердца разбиты, что мы не смогли посотрудничать, и мы выражаем наши самые глубокие соболезнования ее семье, друзьям, близким и поклонникам в Ирландии и во всем мире».

Свою версию «Zombie» BAD WOLVES всё-таки выпустили — и она действительно оказалась очень хороша. В клипе, снятом на этот на кавер, даже появляется «золотая» девушка, как дань уважения вокалистке The CRANBERRIES.

Из других добротных каверов на «Zombie» лично я бы отметил скрипично-виолончельную версию канадской певицы Габриэллы.

«Animal Instinct» (1999)

Но вернёмся назад, когда Долорес была ещё жива…
После оглушительного успеха песни «Zombie» THE CRANBERRIES вышли в звёзды мировой величины. Как это водится, вместе со славой на группу навалилась и куча проблем.
Видимо, не случайно следующий альбом вышел таким нервным и трагичным. Если на предыдущем диске «No Need To Argue» 1994 года «Zombie» явно выделялась своей жёсткостью и тяжестью, то на альбоме «To The Faithful Departed» (1996) подобных песен было немало.

the_cranberries_01

Это и «Salvation» («Спасение») с жутковатым клипом, похожим на антинаркотический ролик.

И песни «Bosnia» и «War Child» о трагических событиях гражданской войны в Югославии. И драматическая «I Just Shot John Lennon», посвящённая шокирующему убийству одного из лидеров «битлов» в 1980 г. Её название — «Я просто застрелил Джона Леннона» — реальные слова убийцы Мрака Чэпмена — его невозмутимый ответ на вопрос «Ты понимаешь, что ты наделал?».

В связи с этим название всего альбома — «Ушедшим святым» — не случайно.

Долорес О’Риордан:
«За последние несколько лет, много людей, которые были дороги мне, умерли (Например, «Joe» посвящена, умершему дедушке Долорес, а «Cordell» — умершему другу Дэнни Корделлу, который помог группе подписать контракт с Island Records. — С.К.) Альбом посвящён им, но он также об отъезде и потере невинности, о взрослении и забывании тех людей, которых, как вы думали, вы любили».

the_cranberries_02

Навалившееся на CRANBERRIES давление со стороны прессы и изматывающие гастроли в 1996 году довели Долорес (и без того хрупкую) до нервного истощения на грани анорексии. В результате члены группы решили уйти в бессрочный отпуск. Долорес вспоминала, что в тот момент думала, что больше никогда не захочет выйти на сцену.

Спасение вокалистка CRANBERRIES решила найти в тихой заводи семейной жизни. Ещё в июле 1994 года она вышла замуж за гастрольного менеджера группы Дона Бартона, с которым живёт и по сей день. Именно ему посвящена одна из самых красивых баллад альбома 1996 года — «Will You Remember» («Будешь ли ты помнить?»).

Долорес О’Риордан:
«Однажды я ехала встречать мужа в аэропорт и думала, обратит ли он внимание на те мелочи, которые я сделала специально для него: помада, прическа, наряд, всё то, что мужчины обычно не замечают…».

После того, как группа разошлась, Долорес переезжает с мужем в Канаду, где отдыхает от шоу-бизнеса. В начале 1997 года она узнаёт, что беременна, и именно в это же время главный композитор CRANBERRIES — Ноэль Хоган — присылает ей новый музыкальный материал. Наброски Хогана так понравились Долорес, что она начинает потихоньку обрабатывать их и писать тексты.
Неудивительно, что большинство новых текстов было посвящено будущему ребёнку. Это и «Baby Blues», и замечательная «You And Me», и, конечно же, лучшая песня нового альбома — «Animal Instinct» («Животный инстинкт»). Естественно, речь шла не о сексе или голоде, а об инстинкте материнства.
Долорес вспоминала, что идея песни родилась у неё во время традиционного утреннего чаепития, когда она прислушивалась к своим новым ощущениям и внезапно осознала, что могла бы убить любого, кто бы осмелился нанести вред её ребёнку. Недаром источник вдохновения — чашка чая — будет фигурировать не только в тексте, но и на обложке сингла «Animal Instinct».

the_cranberries_03

Автор перевода — Марина Шестакова:

Внезапно со мной что-то случилось,
Когда я пила чай из моей чашки —
Внезапно я почувствовала себя подавленной,
Я была крайне и полностью расстроена.
Знаешь ли ты, что ты был причиной моих слез?
Знаешь ли ты, что ты был причиной моей смерти?

Так что, возьми меня за руки и иди со мной,
Чтоб изменить действительность.
Так что, возьми меня за руки, и мы попросим,
Чтобы нас не разлучили.
Теперь у меня никогда не будет причин для слез, нет,
Теперь у меня никогда не будет причин для смерти…

Вскоре музыканты CRANBERRIES прилетают прямо к Долорес в Торонто и там, в местной студии, записывают новые песни. Вокалистка была уже на седьмом месяце беременности, что тут же сказалось на голосе.

Долорес О’Риордан:
«Мой голос звучал тогда иначе. Звуки стали более чёткие, когда я стала очень большой. Мне казалось, я не смогу петь, потому что даже дышать правильно было тяжело. Но, когда я начала петь, мне было так хорошо. Позже, у меня появился мальчик, я попыталась переделать песни, но когда я сравнила, я поняла, я не смогу воссоздать их».

Новое состояние Долорес не только восстановило её душевное равновесие, но и вернуло ей желание петь. Недаром альбом «Bury The Hatchet», вышедший в 1999 году, отличался своим настроением от предыдущего.

Долорес О’Риордан:
«Песни с этого альбома такие, которые вы никогда не напишете во время тура. В них присутствует юмор, счастье, явная дерзость».

the_cranberries_05
Долорес О’Риордан: “Bury The Hatchet” был больше про личные отношения, хотя также и о журналистах. Это в честь них мы поместили на обложку огромный глаз, сверху смотрящий на человека. Это было сравнение с людьми, что критиковали нас все эти годы».

То, как изменилась Долорес, мы могли увидеть уже на видео к «Animal Instinct», где вместо резковатой короткостриженной пацанки, мы можем видеть нежную длинноволосую женщину с венком из цветов.

the_cranberries_04

Сам клип, снятый режиссёром Оливером Дааном, больше походил на трейлер к какому-то фильму (настолько хорошо отыграли актёры). Сюжет повествовал о том, как социальная служба разлучает мать с детьми, но та не сдаётся — похищает их и пускается в бега. Надо сказать, что в отличие от многих «прогрессивных» рокерш-феминисток, Долорес всегда положительно отзывалась об институте брака и резко высказывалась против абортов.

Долорес О’Риордан:
«Я стала другим человеком, в отличие от того, какой была два года назад. Женщины — поразительные существа, я имею в виду тот факт, что наши тела могут родить — это довольно удивительно… И это меняет вас, делает более уверенной, счастливой и благодарной».

Альбом «Bury The Hatchet» был действительно очень хорош. Его особенно полюбили в Европе, а «Animal Instinct» с этих пор обязательно входит в плейлист каждого концерта группы. Нередко толпа поёт её хором. Да и сам я замечаю, что эта прекрасная песня со временем стала моей фавориткой, обойдя даже (безусловно, отличную) «Zombie»…

Качество видео (и особенно звука), конечно, фиговое — зато какая энергетика!

.

 Автор: Сергей Курий
август 2014 г.;
последняя редакция — декабрь 2021 г.

Раздел группы THE CRANBERRIES на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»