SHOCKING BLUE — «Venus» (1969) — история песни

Shocking_Blue_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика: «Зарубежные хиты»

Бессмысленные сочетания в рок-н-ролле не редкость. «Тутти-фрутти», «Об-ла-ди, об-ла-да», «Би-боп-де-лула»… Если советского меломана спросить, что такое «Шизгара», он уверенно скажет, что это песня – песня группы SHOCKING BLUE. И ничего, что такого слова ни в названии, ни в тексте песни (да и вообще в английском языке) нет.
«Шизгара» — это слуховой обман, искаженная славянским ухом строчка «She’s got it». Настоящее название песни «Venus» («Венера») и поется в ней о всесильной власти женского начала. А то самое «She’s got it» буквально переводится «Она имеет это», «У неё есть это» или «Всё это — в ней».

Впрочем, английский язык для создателей этой песни не являлся родным, ведь SHOCKING BLUE — группа голландская. Но что поделаешь, если рок-н-ролльного статуса ты можешь достичь, лишь попав в англосаксонские чарты. Конечно, тексты на английском языке ещё ничего не гарантировали, но они были условием того, что группу будет слушать не только страна тюльпанов.

Об этом мало кто знает, но сначала в SHOCKING BLUE пел мужчина по имени Фред де Вилде. Пел, правда, недолго — после выпуска дебютного альбома группы его призвали в голландскую армию. А вскоре после этого менеджер группы попал на выступление певицы с экзотическим для голландцев именем Маришка Вереш.

Shocking_Blue_03

Родом Маришка была из Венгрии, и в прессе нередко писали, что ее отец был цыганским скрипачом. На самом деле отец был венгром (хотя и играл в цыганском оркестре), а мать — немкой. Сперва SHOCKING BLUE были больше очарованы жгучей красотой Маришки, но быстро оценили и её сильный, экспрессивный, по-настоящему рОковый, голос.

Робби ван Ливен:
«Она обладала впечатляющим голосом, совершенно непохожим на голоса других девушек-певиц. Что-то было в ней от Грейс Слик из JEFFERSON AIRPLANE. Как только она пришла в группу, всё сразу же переменилось».

В остальном Маришка мало походила на стандартную рокершу того времени. Маришка не пила, не курила, с участниками группы не спала («Мы заранее договорились: всё что угодно, только никакой влюбленности и отношений внутри группы»), на сцене вела себя скромно, а любые споры разрешала чисто по-женски — плакала и бежала звонить маме. В общем, «никаких мерзостей, как в других группах», хотя позже певица и говорила в интервью, что «её держали за броскую, наряженную поющую куклу».

Shocking_Blue_04

Действительно, для слушателей именно лицо и голос Маришки стали олицетворением SHOCKING BLUE. Это понимали и остальные музыканты. Недаром пластинку 1971 года они назвали «Third Album» («Третий альбом»), хотя на самом деле он был четвёртый (группа сознательно предпочла «забыть» дебютный лонгплей с мужским вокалом).
Настоящего же лидера SHOCKING BLUE — гитариста Робби Ван Ливена — мало кто замечал, хотя он был главным автором хитов группы. В том числе — писал английскую лирику, хотя и не без ошибок. Например, слово «goddess» («богиня») в тексте «Venus» он написал с лишней буквой — как «goddness». Маришка этого заметить не могла, хотя бы потому, что… вообще не знала английского и просто воспроизводила текст фонетически.

Shocking_Blue_02

Однако успеху группы всё это нисколько не мешало. Первые же синглы SHOCKING BLUE, записанные с вокалом Маришки — мощные «Send Me a Postcard» (1968) и «Long and Lonesome Road» (1969) — сразу попали в TОП-20. Правда топ был голландским, но на большее группа пока и не рассчитывала.

Интересно, что спустя многие годы песню «Long and Lonesome Road» взяли в оборот украинские продюсеры. В 2007 году они превратили хардовую композицию SHOCKING BLUE в танцевальную песенку с дурацким текстом:

Я устал, хочу любви!
Да так, чтоб на век!
А ты паришь секс!..,

которая стала первым хитом для поп-проекта QUEST PISTOLS. При этом во время премьеры песни на программе «Шанс» никто и словом не упомянул об истинном авторе музыки.

Но не спешите возмущаться! Оказалось, что Робби Ван Ливен сам проделал точно такой же трюк со своей «Шизгарой». Дело было так…
В 1848 году американский композитор Стивен Фостер опубликовал песенку «О! Susanna», которая пелась от лица парня, бредущего к своей Сюзанне из Алабамы в Луизиану. Песня давно стала классикой народной музыки и исполнялась несчётной количество раз в разных версиях. Самой же оригинальной стала версия 1963 года под названием «The Banjo Song», записанная фолк-трио The BIG 3. Кстати, одной из участниц трио была голосистая Кэсс Эллиот — будущая участница знаменитых The MAMAS & the PAPAS.

Shocking_Blue_09

Однако в данном случае нам больше важен другой член группы — Тим Роуз. Именно он взял старый текст «Сюзанны» и сочинил на него новую музыку, в которой без труда распознаётся упругий рифф, да и, вообще, мотив будущей «Шизгары».

То есть, если Роуз заменил в песне Фостера музыку, то Робби ван Ливен заменил в песне Роуза текст, Ну, и аранжировал так, чтобы вместо фолка на выходе получился чистейший рок. Если бы ещё автора музыки указал, цены бы ему не было…

30 сентября 1969 года SHOCKING BLUE издают пластинку «At Home» — первый альбом с Маришкой Вереш. Он был записан в студии деревушки Бларикум (недалеко от Амстердама) на простой двухдорожечный магнитофон. Интересно, что «Venus» в оригинальное издание альбома не вошла — она была издана в октябре отдельным синглом.
В это время на голландцев обращает внимание американская компания «Colossus» и начинает раскручивать группу на родине рок-н-ролла. И вот, 7 февраля 1970 года в музыкальном мире происходит поистине знаковое событие — впервые в истории американский топ журнала «Billboard» возглавляет песня голландских исполнителей. Критики восторженно отмечают «колоритный сплав рок-ритмов, органных аккордов, гитарных элементов кантри и яркого вокала Маришки Вереш, поющей с милым акцентом». Парадокс, но на родине группы к хиту про Венеру на вершине горы отнеслись более сдержанно — песня заняла только 3-е место.

Shocking_Blue_05

На волне успеха в том же 1970 году SHOCKING BLUE выпускают сборник хитов, занявший в США 31-е место. Правда, это было последнее достижение голландцев на американском рынке поп-музыки. И хотя в странах континентальной Европы группу продолжали горячо любить, вскоре музыканты устали. В 1973 году группу покинул Ван Ливен, заявив:

«Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному».

Shocking_Blue_06

А спустя год SHOCKING BLUE лишается и своего лица — в сольное плавание уходит Маришка Вереш, после чего группа автоматически прекращает свое существование. Последняя надежда на её возрождение угасла 2 декабря 2006 года, когда Маришки Вереш умерла от рака на 59-м году жизни…

Более живучим, чем группа, оказался хит «Venus», продолживший свое путешествие по хит-парадам. В 1981 году его рифф использовала, хорошо знакомая советским слушателям, группа STARS ON 45, в одном из своих танцевальных поппури.
Но настоящее возрождение «Шизгары» произошло, когда песню записало девичье трио BANANARAMA. Девушки исполняли её на своих концертах с самого момента образования трио в 1979 году и давно хотели записать. Однако этому почему-то противились продюсеры, и идею удалось реализовать лишь в году 1986-м.

Shocking_Blue_08

Танцевальный ритм и запоминающийся «готичненький» клип, где девчонки предстают в образах демониц и богинь (в одном из кадров можно заметить отсылку на «Рождение Венеры» Ботичелли), сделали новую версию, чуть ли, не более популярной, нежели оригинал. Спустя 16 лет «Venus» снова возглавила американский топ и стала самым успешным синглом в истории BANANARAMA.

Из других западных каверов меня наиболее повеселила версия от некой баварской группы, обнаруженной мною на YouTube. Немецкий язык + тирольские напевы всегда доставляют…

Что уж говорить о той, поистине народной, любви, которую снискала эта песня в СССР! На ее мотив было написано множество доморощенных текстов, и магическое слово «Шизгара» было окончательно канонизировано. Так Артем Троицкий вспоминал вариант в исполнении Вовы Синего: «Шизгара! Я тебе не пара». А вот версия известной поппури-кавер-группы ДОКТОР ВАТСОН:

Когда нам было мало лет,
А жизнь, уже своё брала.
Мы в полночь погасили свет
И нас с тобой луна свела.

Шизгара, ах, эта Шизгара.
Ну, ты же помнишь, ты же помнишь,
Как пела полночь.

Скажи: — «Свои заботы прочь!»
Пусть прошлое мелькнёт в глазах.
И нашей станет эта ночь,
Как много лет тому назад.

В 1990-х российская группа МЕЧТАТЬ даже пыталась неприкрыто копировать музыкальную манеру SHOCKING BLUE (их песня «Летчик» – явный кивок в сторону «Шизгары»).

Но, как известно, у успеха есть и свои неприятные стороны. Песня «Venus» настолько затмила собой остальное творчество SHOCKING BLUE, что группу нередко относят в разряд «героев одного хита». Лично я считаю это крайне несправедливым. Допустим, место «Шизгары» вполне могла занять композиция со смешным названием «Never Marry the Railroad Man» («Никогда не выходи замуж за железнодорожника») или, сделанная на похожем риффе, «California Here I Come».

Да, песни Ливена не отличались смысловой глубиной и революционной музыкальной новизной. Однако это был крепкий — энергичный и красивый — рок.

Робби ван Ливен:
«Я признаю: я не сложный. Я люблю природу, кантри и западную музыку, люблю выпить и рок-н-ролл. Красивый, незатейливый. Что в этом такого? Поэтому и мои тексты простые.
…Я постепенно сам прихожу к пониманию того, что для SHOCKING BLUE невозможно другое звучание. Когда я работаю над музыкой дома, я думаю: «Да, вот это все-таки что-то новенькое!» Но когда Маришка это поет, такое ощущение пропадает. Сам подумай: мы всего лишь группа – три гитары и барабаны, ничего больше. И мы уж точно не тянем на революционеров семидесятых».

Тем не менее, эксперимент был тоже группе не чужд — Ливен успешно вплетал в свою музыку не только мотивы кантри, но и психоделию (иногда даже играл на индийском ситаре).

Shocking_Blue_07

Недаром такие авторитетные альтернативщики, как Курт Кобейн и Егор Летов, относились к SHOCKING BLUE с неприкрытой симпатией. Достаточно вспомнить, что первым синглом группы NIRVANA стал кавер на песню «Love Buzz», сочинённую Ливеном в 1969 году. Сэмплы из этой же песни были использованы в композиции «Phoenix» группы The PRODIGY.

Поэтому в заключение хочу привести список других (не упомянутых выше) песен SHOCKING BLUE, которые, по моему мнению, достойны вашего внимания.

Shocking Blue — Wild Wind (1969)

Shocking Blue — Hot Sand (1969)

Shocking Blue — Alaska Country (1970)

Shocking Blue — Shocking You (1971)

Shocking Blue — Moonlight Night (1971)

Shocking Blue — Blossom Lady (1971)

Shocking Blue — I’ll Follow the Sun (1971)

Shocking Blue — Rock in the Sea (1972)

Shocking Blue — A Waste Of Time (1972)

Shocking Blue — Eve And The Apple (1972)

Shocking Blue — Beggin’ (1974)
Отличный кавер на хит группы The Four Seasons 1967 года. Гораздо лучше кавера от группы MADSON, по которому сегодня обычно и знают эту песню.

Shocking Blue — This America (1974)
На последнем альбоме «Good Times» 1974 года оригинальный материал для группы сочинял гитарист Мартин ван Вейк, пришедший на замену Ливену.

Shocking Blue — Ball of Confusion (1974)

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликована в журнале «Время Z» №2/2007
Дополнена в сентябре 2018 г.