PRODIGY — история песен «Firestarter» (1997), «Breathe» (1997) и «Smack My Bitch Up» (1997)

prodigy_01v

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Помню, как уже после первого посещения клуба, где гремела электронная танцевальная музыка, я зарёкся никогда больше на подобные «тусы» не ходить. Тот самый монотонный оглушающий луп, который вводил танцующих в транс, мне причинял почти физическую боль, одновременно вызывая скуку. В общем, никакого интереса подобная музыка у меня долго не вызывала… До тех пор, пока не появились PRODIGY…

Основатель и творческий мозг PRODIGY по имени Лиам Хоулетт клубный музон, разумеется, любил. В конце 1980-х в Британии как раз набирали популярность, так называемые, рейв-вечеринки (до нас мода на рейв докатится только к середине 1990-х), на которых Хоулетт, так сказать, диджействовал.
Может быть Лиам так и остался бы одним из рядовых ди-джеев рейв-волны, не будь этот парень так чуток и открыт ко всему новому. Если я уходил с клубных вечеринок с головной болью, то наш герой, напротив — возвращался домой вдохновлённый и переполненный творческими идеями.

Тут надо сказать, что именно диджеи-электронщики открыли в музыке эпоху постмодернизма — то есть, брали готовые ингридиенты, смешивали их и получали новый коктейль. Диджей Джим Павьофф даже выложил на Ютуб ролик, где показал, как можно из исходных сэмплов «собрать» одну из самых скандальных композиций PRODIGY «Smack My Bitch Up». Но о «Smack My Bitch Up» чуть позже…

Переполненность собственными идеями заставила Хоулетта собрать свой коллектив, название для которого ему подсказал его первый синтезатор «Moog Prodigy» (Prodigy можнот перевести, как «чудо», «дарование»). Коллектив был довольно необычен на фоне тех же рок-групп. Композитором и музыкантом в нём выступал исключительно Хоулетт. Остальные же участники поначалу просто танцевали, «зажигая» зал, во время живых выступлений группы — будь то Лирой Торнхилл, Кит Флинт или Максим Риэлити.

prodigy_02

Первым большим хитом PRODIGY стала композиция «Charly», вдохновлённая старым просветительским фильмом, приучающим детей правильно себя вести. Чарли звали мультяшного кота, который назидательно говорил: «Всегда сообщите своей Мамочке прежде, чем Вы идете куда-нибудь».

Лиам Хоулетт:
«Я подумал, что, если я наложу это на действительно тяжелый звук, это станет чем-то действительно необычным».

Сингл с «Charly» вышел в 1991 году и неожиданно стал №3 в Британии. Журнал «Mixmag» даже разразился статьёй с названием «»Чарли» убил рейв», видимо, подразумевая, что андеграундная музыка стала попсой.

Лиам Хоулетт:
«…я не писал эту песню для коммерции. Когда она попала в чарты, я был просто шокирован. Мы даже не знали, что с этим делать, настолько это было для нас неожиданно. Мы подумали о том, что совершили какую-то ошибку, хотя были твердо уверены в том, что остались преданы самим себе и рейв-сцене».

prodigy_03

Рейв, конечно, не умер — напротив, благодаря PRODIGY, стал ещё более модным.
Материал дебютного альбома «Experience», несмотря на изобретательность, не выходил ещё за рамки традиционной клубной музыки. И к чести Хоулетта он не стал эксплуатировать успех «Charly», а продолжил развиваться, вплетая в своё творчество элементы самых разных стилей.

Лиам Хоулетт:
«У меня просто голова кругом пошла от того, сколько появилось новой музыки, и здесь было чему поучиться. Мне захотелось бросить все эти скоростные хип-хоповые семплы и начать писать музыку совсем по-другому».

Результатом экспериментов стал второй альбома PRODIGY, помпезно названного «Music for the Jilted Generation» («Музыка для потерянного поколения») и открывающегося фразой «Итак, я решил вернуться в подполье, чтобы остановиться, если моя работа попадёт не в те руки».

prodigy_05

Чего тут только было не намешано — брейк-бит, эйсид-хаус, техно, хардкор, хип-хоп… Тут же стало ясно, что Хоулетта всё больше прельщает мрачная и агрессивная музыка.

Лиам Хоулетт:
«То, что я делаю — тяжелая танцевальная музыка. Я не силен в терминах».

Этот альбом 1994 года, в котором, как и в первом, собственно песен (от слова «петь») и не было, произвёл настоящий фурор в музыкальном мире, заняв в Британии 1-е место. Стало ясно, что электронная дэнс-музыка вышла из коротких штанишек простого «бумц-бумц». Авторитетное издание «NME» даже назвала Лиама «Робокопом и Бетховеном в одном лице». Следующий альбом PRODIGY ждали уже с напряжённым вниманием…

И группа не разочаровала. Лонгплей «The Fat of the Land» («Жир земли») — с грозящим клешнёй крабом на обложке — возглавил хит-парад не только в Британии, но и в США.

prodigy_06

Лиам Хоулетт:
«Смешение стилей настолько очевидно, что слушая релиз, можно определить — вот эта песня понравится фанам metal’а, эта — фанам хип-хопа, эта — панка, а эта — рэйва. Но все вместе — это PRODIGY».

Музыка стала ещё тяжелее и агрессивнее — с явным уклоном в сторону рока. И, наконец, случилось непредвиденное — танцоры PRODIGY… запели.

Началось всё с того, что Хоулетт написал зубодробительную жутковатую композицию, по привычке попользовавшись сэмплами. Гитарный эффект «вау-вау» Лиам почерпнул у BREEDERS, а выкрики «Хэй!» у ART OF NOISE (группы будут указаны в качестве соавторов). Но неожиданно нарисовался ещё один соавтор.

Лиам Хоулетт:
«Для большинства людей Кит был просто тем сумасшедшим малым, который дрыгал ногами на сцене последние пять лет. Теперь же он запел. Всё получилось абсолютно случайно. «Firestarter» был хорошей инструментальной композицией, но я знал, что в ней не хватает какой-то зацепки.
…Кит услышал запись и сказал, что она злая, и он хочет под нее танцевать на сцене. Он сидел и вдруг сказал: «Я бы спел здесь».  …Затем пошёл и написал слова.
…Мы записали голос в Лондоне, и я не могу описать чувства Кита и меня, когда мы ехали домой, слушали запись раз за разом. Я понял, что это новое, что я добился чего-то».

Кит Флинт:
«Я бы годами самовыражался телом, но вдруг появился шанс самовыражаться голосом. …Я почти ничего не написал в школе, а затем сочинил те девять строчек песни “Firestarter” в комнате Лиама… Я дурачился».

prodigy_07

«Firestarter» был подкреплён видеороликом, снятом на заброшенной станции лондонского метро. Забавно, что в клипе, не было ни секса, ни насилия. Но новый образ Кита Флинта, напоминающий кривляющегося клоуна из киноужастика, в сочетании с музыкой и текстом («Я поджигатель, извращенный поджигатель, Я подонок, которого ты ненавидел, отупевший от мерзости») был настолько жутким и отталкивающимся, что на BBC посыпались возмущённые письма с требованием убрать видео из эфира — подальше от детей. Вот характерный отрывок из письма: «Этот молодой человек явно нуждается в срочном медицинском обследовании».

prodigy_08

Многие восприняли текст песни прямолинейно, хотя Флинт изначально писал этот текст о себе, точнее — своём нахождении на сцене. Именно в этом плане он являлся «поджигателем» (или по-нашему «зажигателем»).

Лиам Хоулетт:
«Люди, которые задают вопрос, не одержим ли ты дьяволом, сами очень сильно одержимы чем-то. Когда я создавал «Firestarter», мне нужна была соответствующая лирика. Песня описывает Кита. Описывает концертное состояние».

Впрочем, ничто не помешала песне стать хитом №1. Более того — на церемонии открытия Летней Олимпиады 2012 в Лондоне «Firestarter» звучал, как британский символ музыки 1990-х.

Лиам Хоулетт:
«Когда музыка отошла от более типичных танц-клавишных элементов, к более рок-н-ролльной, с гитарами и намеками на куплеты и припевы, это открыло группе новые горизонты.
…Как мне кажется, «Firestarter» поднял всю английскую музыку на новый уровень. Что касается рок-н-ролла в рамках танцевальной музыки, я не думаю, что кто-либо делал что-то похожее до этого».

Настоящим электронным панком стал второй сингл и второй хит №1 с альбома «The Fat of the Land» — «Breathe» («Дыхание»). Недаром в вокальном плане Флинта часто сравнивали с Джонни Роттеном из SEX PISTOLS.  Кстати, в этой композиции запел и другой танцор PRODIGY — Максим Риэлити.

Лиам Хоулетт:
«»Breathe» абсолютно отличается от «Firestarter». Я уже завершил песню, и они уже несколько концертов танцевали под нее. Потом Кейт вставил слова «Come play my game» в студии, так что мы записали и партию Максима».

prodigy_09

Собственно, и клип на «Breathe» строился вокруг агрессивной перебранки Кита и Максима, перерасти которой в потасовку мешала стена. Это видео вышло ещё более пугающим, чем «Firestarter» — кроме двух «фриков», пытающихся дотянуться друг до друга через дыру в стене, в нём присутствовали другие «приятные» персонажи — вроде тараканов, сколопендры и целого крокодила, который ползал по постели Лиама.

prodigy_10

Кит Флинт:
«Я врубаюсь только в агрессивную музыку, Во всё, где есть чуточку агрессии».

Максим Риэлити:
«Вся идея клипа «Breathe» для меня и Кейта была конфронтационна, нападая друг на друга, но без контакта. Этот замысел весьма схож с тем, как вещь выглядит на сцене — напряжение и энергия между нами электризует».

Но самый шокирующий клип был у PRODIGY ещё впереди. Началось всё с того, что Лиам сваял из несколько сэмплов композицию, на всём протяжении повторялось лишь две строчки: «Change my pitch up, Smack my bitch up», позаимствованные из песни «Give The Drummer Some» хип-хоперов ULTRAMAGNETTIC MCs. Однако и этого текста вполне хватило, чтобы обвинить PRODIGY в том, что они призывают бить женщин. Хотя на самом деле под словом bitch подразумевалось сленговое наркоманское название центральной вены. А смысл песни можно было перевести, как «Сделай так, что меня торкнуло». Что, в общем-то, тоже не шибко хорошо…

Лиам Хоулетт:
«Эта песня самая бессмысленная песня, которую я когда-либо написал. Но она живёт, она работает. Некоторые вещи настолько просты, что не требуют объяснений. Мне нравятся всякие там рэп-заморочки, агрессивные лозунги. Вот и мы использовали это. Это не имеет никакого отношения к реальности. Уж не думаете ли вы, что мы вправду призываем к насилию над женщинами? Ведь и «Firestarter» не призывает палить все вокруг. Хотя я предвидел, что со «Smack My Bitch Up» будут проблемы. Я специально шел на провокацию».

В итоге Лиам решил, что раз песня кажется настолько неприличной, пусть видео будет ещё шоковее. Несмотря на чрезмерную брутальность, замысел клипа на «Smack My Bitch Up» (реж. Йонас Акерлунд) был блестящим.
Всё происходящее в нём, мы видим, как бы, от лица главного персонажа. Кажется клип вобрал в себя все возможные аспекты неприличного поведения: главный герой бухает, нюхает кокаин, блюёт, дерётся и буянит, пристаёт ко всем женщинам, пока не снимает в баре стриптизёршу, в невменяемом состоянии едет с ней домой, где занимается сексом. В конце, когда у зрителя в голове уже сложился образ быдловатого мужлана, мы неожиданно видим главного героя в зеркале, и он оказывается… женщиной. Вот так PRODIGY отомстили нападкам феминисток…

prodigy_11

В первом варианте видео был показан ещё и, врезавшийся в столб, автомобиль, но тут разбилась принцесса Диана, и сцену пришлось вырезать. Если к этому добавить наличие самой откровенной обнажёнки, то становится понятным, почему клип запретили к показу почти на всех каналах. Лишь одна «свободная» страна прокрутила «Smack My Bitch Up», хотя и после полуночи, зато полностью и без всякой цензуры. Нетрудно догадаться, что это было российское MTV…

Что касается PRODIGY, то они живы и здоровы, по-прежнему, выступают и выпускают альбомы, непохожие на предыдущие. И хотя горячей любви к их творчеству в целом я не испытываю, всегда слежу за экспериментами этой группы с интересом и уважением.

Ещё песни PRODIGY:

Prodigy — Break & Enter (1994)

Prodigy — No Good (Start the Dance) (1994)

Prodigy — Poison (1994)

Prodigy — 3 Kilos (1994)

Prodigy — Serila Thrilla (1997)

Prodigy — Mindfields (1997)

Prodigy — Narayan (1997)

Prodigy — Fuel My Fire (1997)

Prodigy — Girls (2004)

Prodigy — Hotride (2004)

Prodigy — Wake Up Call (2004)

Prodigy — Action Radar (2004)

Prodigy —  Invaders Must Die (2009)

Prodigy — Omen (2009)

Prodigy — Warrior’s Dance (2009)

Prodigy — Thunder (2009)

Prodigy — Colours (2009)

Prodigy — Piranha (2009)

 Автор: Сергей Курий
сентябрь 2014 г.