Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 3: история песни «Stairway to Heaven» (1971)

lz_20

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

 Несмотря на то, что появление «Whole Lotta Love» стало ключевым моментом в истории стиля хард-рок, и казалось бы именно ей суждено остаться главной песней группы, основной свой хит LED ZEPPELIN явили миру спустя два года, находясь уже в ранге суперзвезд.

 Итак, весной 1971 года музыканты сняли для репетиций пустующий склад в английском поместье Хедли Грандж. Семь песен для будущего (четвертого по счету альбома) уже были практически готовы. Но Джими Пейдж чувствовал: не хватает ключевой, центральной песни.

 Идея о записи большого многослойного музыкального полотна зародилась у Пейджа давно. Еще в ноябре 1970 г. он заявлял в интервью: «Это идея действительно длинного произведения. Вы знаете, насколько «Dazed and Confused» и песни такого типа разбиты на секции. Мы хотим попытаться создать нечто новое, с органом и постепенным нарастанием звучания акустической гитары, а затем — включением партии электрогитары … Композиция будет длиться 15 минут».

 Запасливый гитарист всегда возил с собой пленки разных музыкальных заготовок. И вот, когда новая тема стала вырисовываться, за работу взялся «текстоплет» Роберт Плант. И тут случилось чудо, хорошо знакомое всем настоящим поэтам. Планта окатила волна вдохновения, текст стал рождаться будто бы ниоткуда.

Р. Плант:
«Я просто сидел рядом с Пейджи в Хэдли Грандж напротив огня. Пейджи записывал аккорды и наигрывал их мне. Я держал в руках бумагу и карандаш… и почему-то у меня было отвратительное настроение. Вдруг, моя рука сама стала писать слова. «Жила-была леди, и она была уверена, что все, что блестит — золото, и она покупает лестницу на небеса». Я посмотрел на слова и подскочил на месте от радости».

Д. Пейдж:
«Три четверти слов он написал сходу. Он думал, никуда не уходя. Поразительно, ведь правда!?»

lz_19

 Будущий хит назывался «Stairway to Heaven» — «Лестница в Небо». Название не имеет ничего общего с библейским сном Иакова, где он увидел лестницу, по которой ангелы ходили с неба на землю и обратно (см. Быт. 25, 27–34). Напротив, песня была полна языческих фольклорных образов. Это и Майская королева, и зовущий в путь человек с дудочкой, и внезапно понятные голоса птиц, ручьев и деревьев. Во всем звучал призыв к духовному совершенствованию, обретению внутреннего зрения, возвращению к природе. Как утверждал сам Плант, образы родились после прочтения книги Л. Спенсера «Искусство магии в кельтской Британии». 

Перевод Ильи Кормильцева:

Женщина, уверенная в том, что всё то золото, что блестит,
Покупает лестницу в небо.
Она знает, что если даже все магазины будут закрыты,
При помощи волшебного слова она получит то, за чем явилась.
О, она покупает лестницу в небо.

На стене висит вывеска, но ей хотелось бы знать наверняка,
Потому что иногда у слов бывает два значенья.
На дереве у ручья распевает певчая птица —
Порой все наши мысли — сплошное заблужденье.

О, как все это странно! О, как все это странно!

Я испытываю особенное чувство, когда я смотрю на запад
И дух мой стремится покинуть тело.
В моих видениях я вижу клубы дыма, поднимающиеся над кронами деревьев,
И слышу голоса взирающих на это.

О, как все это странно! О, как все это действительно странно!

И голос шепчет мне, что вскоре, как только мы пропоем заклинанье,
Мы пойдем к истине вслед за человеком с дудочкой.
И начнется новый день для тех, кому хватило терпенья,
И леса отзовутся нам смехом.

И если ты слышишь шорох в кустах, не пугайся —
Это весна пришла за Майской Королевой.
Да, нам дано в этой жизни на выбор всего лишь две дороги,
Но всегда есть возможность сменить их.

Но это так странно…

Гул в твоей голове, и ты ничего не сможешь с этим сделать, если не поймёшь,
Что это человек с дудочкой зовёт тебя в путь.
Дорогая, ты слышишь, как шумит ветер?
Неужели ты не понимаешь,
Что твоя лестница опирается на шёпот ветра?

И когда мы идём но дороге,
Наши маленькие души отбрасывают длинные тени,
А впереди идёт эта женщина, которую знает каждый из нас,
И сияет белизной, чтобы мы уразумели,
Как любую вещь можно всегда обратить в золото.
Но если ты будешь долго прислушиваться,
Рано или поздно тебе откроется заклинание:
«Все в одном, один во всех, да,
Стой скалой, не катись под откос».***

Она покупает лестницу в небо.

………………………………………………………………………………………………………
*** — В оригинале строчка «To be a rock and not to roll» представляет собой каламбур со словом рок-н-ролл (rock — скала, roll — катиться).

 Стоит сказать, что Пейдж и Плант в то время были чрезвычайно увлечены языческой мистикой. Дошло до того, что Пейдж даже выкупил дом известного сатаниста Алистера Кроули. Лишь после того, как Плант попал вместе с женой в аварию, музыканты охладели к мистическим играм. Но и после этого отдельные идиоты продолжали крутить диски LED ZEPPELIN в обратную сторону и утверждали, что таким способом можно услышать в «Stairway to Heaven» призывы поклоняться дьяволу…
 Какими бы глупостями не увлекались участники группы, стоит сказать, что никакой дьявольщины их тексты не содержат. А «Лестница в небеса» до сих пор считается самым большим поэтическим достижением Планта.

 Итак, план композиции был готов, пора было переходить к ее студийному воплощению. А оно, надо сказать, было не из легких. Песня состояла из трех частей: балладное гитарное вступление, струнный квартет в средней части и грохочущая экстатическая концовка в лучших традициях хард-рока.

Д. Пейдж:
«Я бренчал на акустической гитаре. Придумал несколько секций, которые потом слепил в одно целое. Мне хотелось сделать такую песню с барабанами в средней части с переходом в широкое крещендо. Кроме того, я знал, что будет быстрая часть, которая как бы противопоставлялась музыкальной. …это была еще одна фишка Zeppelin. Пусть вещь начинается в каком-то темпе, не беспокойся, она сама найдет свой собственный темп. …Вот так мы и добились этого великолепного оргазма в конце…
Таким образом, у меня в голове сложилась определенная структура. Я поделился своими соображениями с Джоном Пол Джонсом. Он кое-что добавил от себя. На следующий день приехал Джон Бонэм — и мы начали репетировать. Помню, что поначалу никто не мог ничего запомнить. …Для записи в студии я придумал три варианта соло. Они немного отличались друг от друга, но на пластинке звучит лучший. Отвечаю!
…Я считаю, что в «Stairway…» выкристаллизовалась суть группы. В ней было все, она показывает группу с самой лучшей стороны… как группу, как единое целое. Не говоря уже о соло и обо всем остальном, в ней было все. Мы специально позаботились о том, чтобы она никогда не вышла синглом. Для нас это веха. Каждый музыкант хочет сотворить то, что останется надолго, и мы, по-моему, добились этого со «Stairway…».

  В итоге в 8-минутной композиции LED ZEPPELIN удалось соединить полярные вещи: нежность и лирику с яростью и экстазом, акустику с электричеством, фолк и хард.

Четвертый альбом обрел завершение и был готов к выходу, если бы не одно «но». Выпускающую фирму «Atlantic» шокировала идея музыкантов выпустить альбом… без единой сопроводительной надписи.

Д. Пейдж:
«Мы решили, что 4-й альбом не будет содержать названия группы и вообще на внешнем конверте не будет никакой информации. Имена, названия и прочие детали ровно ничего не значат… Играет роль только наша музыка. Мы просто хотели положиться на музыку в чистом виде».

  Безумная (с коммерческой точки зрения, конечно) идея не понравилась бы никакой компании. Но «Цеппелины» были богаты и востребованы, поэтому могли диктовать условия. Менеджер группы Питер Грант (которого поныне считают эталоном среди рок-менеджеров) был всецело на стороне своих подопечных. После отчаянного сопротивления фирма сдалась, и альбом, названный впоследствии «led Zeppelin–IV», вышел, как и было задумано, — со стариком на обложке и вкладышем, содержащим картинку из карт «Таро» и текст «Лестницы в Небо».

lz_15

lz_17

Д. Пейдж:
«До этого мы никогда не писали тексты на обложках альбомов. Я хочу сказать, мы понимали, что «Stairway…» — необычная песня. Можно возразить, что «When The Levee Breaks» тоже была вехой. Конечно, была. Но Stairway… — это нечто очень искусное. И фантастический текст».

lz_18

 В 1971-м году появилась необходимость в инструменте для «живых» исполнений «Stairway To Heaven», где, как известно, есть партии 12- и 6-струнной гитар. Менять на сцене одну на другую было как-то не совсем удобно, поэтому Пейдж и обратился к «Gibson» с просьбой сделать для него модель «ES 1275», которую впервые увидел у чикагской блюзовой знаменитости Эрла Хукера. Ее сняли с производства по причине нерентабельности. Спецзаказ за номером 911117 был выполнен в рекордно короткие сроки, и вскоре «двуствольный» инструмент снова поставили на конвейер.

lz_22

 Публика группу узнала и оценила новый хит по достоинству. Альбом не покидал британский хит-парад 62 недели И если раньше концерт LED ZEPPELIN завершался ударной «Whole Lotta Love», то теперь она стала лишь прелюдией к финальной «Лестнице».

lz_21

Д. Пейдж:
«Мы играли в Дублине на двадцатитысячном стадионе. В нашу программу уже входили композиции с нового альбома — «Rock’N’Roll», «Black Dog», «Going To California» и «Stairway To Heaven». Последнюю мы решили припасти на окончание концерта. Мы с Джонсом достаточно много репетировали вступление и добились хорошей сыгранности. Так вот, я вступил, Джонси подхватил и вдруг явственно сбился. Я удивился — с ним такого не было никогда. Каково же было мое удивление, когда Роберт забыл вступить и пропустил первую строчку. Черт, да что такое творится? Я взглянул (гневно!) в сторону Планта и увидел, как он опустил микрофон и смотрит в зал. За моей спиной был Бонэм и краем глаза я увидел, что он привстал за барабанами и тоже напряженно вглядывается вперед. Тут и я обратил свой взор на публику… Потрясающе! Почти весь зал светился самодельными огоньками — зажигалками, газетами, спичками… Я был ошеломлен — такого торжества звука я в своей жизни еще не встречал. Именно в этот момент я осознал, что LED ZEPPELIN создали хит, который обеспечил нам всем Вечность!»

К моменту распада группы песня о Леди и лестнице исполнялась на концертах около 350 раз, и до такой степени осточертела Планту, что тот заявил, что петь ее больше никогда не будет. Даже когда остатки LED ZEPPELIN собрались в 1988 г., чтобы дать единственный концерт на юбилее фирмы «Atlantic» (за барабанами на этом эксклюзивном мероприятии сидел сын погибшего ударника «Цеппелинов»), вокалист заартачился.

Д. Пейдж:
«Мы репетировали «Stairway…», и все было замечательно. А потом, прямо перед концертом, он позвонил мне вечером и сказал: «Я не буду ее петь». Я спросил его: «Ты о чем? Ты что, не будешь петь «Stairway…»? Но это именно та вещь, которую люди хотят услышать!». Он сказал: «Я не хочу ее петь. Понимаешь, я написал ее, когда был молод, а сейчас я ощущаю все совершенно иначе. Я уже не соотношу себя с этим текстом». …В конце концов, он сказал: «Ну, ладно, я спою ее. Но больше никогда ее петь не буду!». И я подумал: «Боже, к чему весь этот шум? …Если Пол Маккартни не считает зазорным в миллионный раз спеть «Yesterday», почему я должен вставать в позу и делать вид, что «Stairway To Heaven» мне надоела? Вовсе нет, я по-прежнему обожаю эту старую зануду».

Р. Плант:
«…наступает неловкая пауза, Джимми тяжело кряхтит, и я уже понимаю, что произойдет. Я выхожу из студии, и едва за мной закрывается дверь, в спину вонзается этот чертов перебор гитары: ту-ду-ду, мать его! Это отличная песня! В свое время она была очень даже уместной, но петь ее еще десять лет — нет, увольте!»

lz_14

 Постоянное исполнение «Лестницы в Небо» «достало» не только Планта. Во многих американских магазинах музыкальных инструментов можно увидеть интересную табличку «No Stairway to Heaven»… А все дело в том, что каждый пятый покупатель, опробующий гитару, обязательно начнет наигрывать эти «цепеллиновские» «ту-ду-ду». Кто-то подсчитал, что в среднем мотивчик «Лестницы…» может прозвучать в магазине до 50 раз в день. В 1985 году в Нью-Йоркском магазине первый раз оштрафовали поклонника знаменитого хита, а в Бостоне и Сан-Франциско его братьев по несчастью даже побили: в первом случае покупатели, во втором — сами продавцы.

 Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Время Z» №1 2007 (январь)
Последняя редакция — январь 2013 г.

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 1: история песен «Babe I’m Gonna Leave You» (1969), «Dazed And Confused» (1969), «Whole Lotta Love» (1969)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 2: история песен «Immigrant Song» (1970), «Gallows Pole» (1970), «The Battle of Evermore» (1971)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 4: история песен «When The Levee Breaks» (1971), «Black Dog» (1971), «D’yer Mak’er» (1973)

Хиты группы LED ZEPPELIN, часть 5: история песен «Kashmir» (1975), «Achilles Last Stand» (1976), «All My Love» (1979)