Кейт Буш (Kate Bush) — история песен «Wuthering Heights» (1978), «Babooshka» (1980), «Running Up That Hill» (1985) и других хитов

kate_bush_hits_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Рассказывая о Кейт Буш (Kate Bush), так и тянет процитировать товарища Саахова из одной известной кинокомедии: «Активистка, спортсменка, и просто красавица».
Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах – их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.

В Кейт Буш, как в «человеке эпохи Возрождения» слилось необычайное множество талантов.
Она сама писала и исполняла песни, непосредственно участвовала в их записи, производстве клипов и постановке своих выступлений, неординарно танцевала.
Она постоянно балансировала на грани экспериментальной и популярной музыки, работала без оглядки на коммерческий успех и, тем не менее, была коммерчески успешной.
Она могла себе позволить отказаться от «хлеба» поп-музыкантов – концертных выступлений – чтобы сосредоточиться исключительно на студийной работе. А могла позволить вообще исчезнуть из глаз общественности на 12 лет (с 1994 по 2005 год), чтобы посвятить время воспитанию сына.
В общем, прошу любить и жаловать…

«Wuthering Heights» (1978)

Кейт Буш родилась в Великобритании 30 июля 1958 г. в очень музыкальной и начитанной семье. Не успела маленькая Кетти освоить рояль, как к 11 годам уже сочинила первую песню.

kate_bush_hits_02

К 14 годам песен накопилось уже на целую кассету, которая через третьи руки оказалась у самого Дэвида Гилмора из PINK FLOYD. Он как раз искал новые таланты и, когда услышал, сколь глубокие и интересные песни пишет эта маленькая вундеркиндерша, тотчас помог ей сделать нормальную демо-запись и протежировал компании EMI. В компании юное дарование оценили, подписали контракт, но посоветовали девочке немного подрасти и набраться опыта.

kate_bush_hits_03

И вот в 1977 году 19-летняя Кейт ступила в студию для записи первого альбома «The Kick Inside». Выпуску альбома предшествовал выход сингла «Wuthering Heights» («Грозовой перевал»), который имел непосредственное отношение к одноименному роману Э. Бронте – точнее к телепостановке, которую Кейт увидела еще в детстве. Девочку впечатлила сцена, когда призрак героини является своему возлюбленному, а особенно то, что героиня оказалась ее тезкой.

«…Хитклифф, это же я, Кэти, я вернулась домой
Мне так холодно, впусти же меня через своё окно…»

kate_bush_hits_04

К. Буш, 1978:
«Я написала песню, сидя на пианино, одной мартовской ночью, в полночь. Было полнолуние и занавески были раздвинуты…
Я написала песню от лица Кэтти. Кэтти хочет взять дух Хитклифа, чтобы воссоединиться на том свете. Это невероятно романтично. Она не может быть одна, даже когда мертва. Очень настойчивая дама. (смех)
Я пробовала мысленно воплотиться в роль героини романа и потому, что она — призрак, я наделила ее таким высоким вопящим голосом».

Wuthering Heights (с кадрами из к/ф «Грозовой перевал» 1992):

Звукозаписывающая компания хотела, чтобы Кейт исполнила песню более традиционно, но певица отстояла своё видение «воплей призрака».
Вдогонку был выпущен клип, где пение сопровождалось необычной хореографией, впоследствии ставшей визитной карточкой певицы.

Сингл не просто «выстрелил», но и попал в самое «яблочко» – в 1978 году он возглавил британский хит-парад. В одночасье юная девушка стала настоящей сенсацией и первой женщиной, которая сама сочинила и исполнила хит №1.
Когда в 2005 году радиостанция Virgin Radio провела опрос среди восьми тысяч радиослушателей на тему «лучшей британской песни всех времен», в хит-параде оказалась лишь одна песня, исполненная женщиной — и снова это была «Wuthering Heights», занявшая 16-ое место.

kate_bush_hits_05

В 2008 году проводился другой более занятный опрос на тему самых невнятных поп-исполнителей. Здесь песня «Wuthering Heights» замыкала рейтинг. Выяснилось, что вместо строчек «Heathcliff! It’s me, Cathy and I’ve come home oh, so cold, let me in-a your window» («Хитклифф! Это я, Кэти, и я пришла домой. Как холодно! Позволь мне войти в твое окно») британцы часто слышат «Healthcliff! «It’s me; I’m a tree, I’m a wombat. Oh, so cold at the end of your winter» («Хитклифф! Это я, я дерево, я вомбат. Как холодно в конце твоей зимы»).

А в 2013 году 300 женщин и мужчин (!), переодевшись в красные платья, устроили массовую хореографию, имитирующую движения Буш в её знаменитом клипе.

kate_bush_hits_07

Angra — Wuthering Heights (кавер):

 

«Babooshka», «Army Dreamers», «Breathing» (1980)

После оглушительного дебюта начался шоу-бизнес. В арсенале певицы осталось немало нереализованных песен, и компания решила на волне успеха на скорую руку записать второй альбом «Lionheart», который вышел в том же 1978-м году.
Разумеется альбом вышел слабее и однообразнее. А первое турне 1979 года так измотало певицу, что стало… последним. Она решила навсегда завязать с концертами и заняться исключительно творчеством.
К тому же Кейт Буш сожалела, что первые два альбома записывались чересчур быстро, и у нее не было возможности поэкспериментировать.

kate_bush_hits_08

Эта возможность в полной мере проявилась на третьем – самом известном среди советских меломанов – альбоме «Never for ever» (1980). Наверное, кое-кто из вас помнит болгарскую пластинку, на обложке которой множество разных тварей вылетало прямо… из под подола певицы. В Японии альбом вышел с измененной обложкой. там посчитали, что появление животных из под юбки певицы выглядит несколько неприлично.

kate_bush_hits_09

Помню, в какой восторг привел меня голос Кейт – экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Музыка была подстать – очень разнообразная и изысканная.
Дело в том, что Буш учла предыдущий опыт и решила сама заниматься и аранжировками и продюсированием (разделив последнюю функцию со своим помощником — Джоном Келли).

kate_bush_hits_10

Простые наигрыши под фортепиано больше не удовлетворяли певицу. На «Never for ever» начинается в полную силу использоваться электроника — драм-машины и синтезатор Fairlight CMI (довольно дорогой в то время аппарат, представляющий из себя персональный компьютер с монитором и клавиатурой в дополнение к собственно синтезатору). В результате альбом получился стилистически разнообразным, тексты песен стали более сложными, а музыка — более экспериментальной.

kate_bush_hits_11

Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая – греющая наши души уже одним своим названием – «Babooshka» («Бабушка» – именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «…это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке».

kate_bush_hits_12

Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки – Бабушки…
В интервью певица говорила, что это рассказ о том, как паранойя и подозрительность разрушают взаимоотношения.

На видео к песне героиня Кейт исполняет песню в обнимку с контрабасом, который символизирует… её мужа.

Интересно, что «Babooshka» стала первой песней певицы, которую выпустили в СССР — в том же 1980 году. Правда это была гибкая пластинка, не содержащая никаких данных об исполнительнице.

kate_bush_hits_13

Вторая популярная у нас песня – баллада «Army Dreamers» («Солдаты-мечтатели») тоже вводила, не знающих текст, слушателей в заблуждение, как своим названием, так и красивой мелодией. Однако название содержало в себе не романтику, а горький сарказм – ведь песня исполнялась от лица матери, сын которой погиб на военных маневрах. А щелчки, звучащие в песне – звуки ружейного затвора.

kate_bush_hits_14

Эквиритмичный перевод – Евгений Матусов и Ирина Пеньшина:

«Кем бы он стал? Может быть, рок-звездой.
Но не смог скопить он даже на гитару!
Кем бы он стал? Может быть, и адвокатом.
Но он даже толком не закончил школу!
Кем бы он стал? Может, стал бы папой.
Но не прожил он, увы, и двадцати лет!
Жизнь отдал
Горе-воин
О, как мечтал он
Стать героем».

Завершала альбом песня «Breathing» (Дыхание) – мрачная эпическая вещь, с характерной для тех времен темой страха перед ядерной войной.
Впрочем, сама тема решалась оригинально – песня исполнялась от лица плода, находящегося в утробе матери, который чувствует, что происходит за пределами матки и боится родиться в мире, отравленном ядерными осадками. Это прекрасно проиллюстрировано в клипе, где певица сидит в эдакой прозрачной матке и, толкая ее руками, умоляет мать дышать.

kate_bush_hits_15

Сама певица назвала эту песню своей «маленькой симфонией» и считала своей лучшей работой на то время.
Риск, на который пошла Кейт Буш, оказался оправдан. Альбом, где певица наконец-то начала гнуть свою линию, занял 1-е место и убедил певицу идти дальше по пути эксперимента.

«Running Up That Hill», «Cloudbusting» (1985)

Альбом 1982 года «The Dreaming» (один из лучших в творчестве Буш) вышел настолько отвязным, мрачным и необычным, что критика назвала его «коммерческим бедствием». Но она оказалась права лишь в одном – синглы с альбома (самый эффективный источник дохода) большого успеха не имели, хотя сам альбом занял 3-е место.

Следующего альбома слушателям пришлось ждать три года. Трехлетнее затворничество Кейт в студии не прошло даром. Тем более, что теперь она могла себе это позволить. Вместо того, чтобы тратить деньги на кокаин, автомобили, а потом еще и на запись, она взяла и приобрела собственную студию.

kate_bush_hits_16

В результате альбом «Hounds of Love» удовлетворил и критиков, и слушателей, и саму певицу. Кейт Буш в буквальном смысле слова нашла «золотую середину», разделив пластинку на две разные части-стороны.
Так вторая сторона пластинки представляла собой концептуальную экспериментальную сюиту из 7 песен под названием «The Ninth Wave» («Девятая Волна»), которая повествовала о переживаниях женщины, оказавшейся посреди открытого океана.
Первую же сторону занимали песни, мало связанные между собой и имеющие более коммерческое звучание.

К. Буш:
«Сторона А — пять очень личных песен, объединенных темой любви и заглавие «Hounds of Love» (Гончие Любви) это отображает».

kate_bush_hits_20

Именно в начале первой стороны и располагался самый известный из ее хитов, сингл с которым вышел 5 августа 1985 года. Первоначально он назывался «A Deal with God» («Сделка с Богом»), но радиостанции многих стран тот час встали в позу и заявили, что с таким названием ротации песне не светят. Певица пошла на уступки и переименовала песню на «Running Up That Hill» («Взбегая на этот холм»).

kate_bush_hits_17

Сингл достиг третьего места в британских чартах и тридцатого места в американских (самый лучший результат среди всех синглов Буш в США).
О какой же такой «сделке с Богом» шла речь в песне?

К. Буш:
«Я попробовала написать о том, что мужчина и женщина не могут понять друг друга, потому что это – мужчина и женщина. И если бы они смогли поменяться на время местами, то были бы очень удивлены! И это, мне кажется, привело бы к большему взаимопониманию. Обычно такую возможность дает сделка с Дьяволом, но я подумала: «А почему бы не сделка с Богом?»

Перевод:
(http://www.trsongs.ru)

Это не причиняет мне боль.
Ты хочешь почувствовать, каково это?
Ты хочешь знать, что это не причиняет мне боль?
Ты хочешь услышать о сделке, что я готовлю?
Ты, это – ты и я.

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Поднимаясь на то здание.
Если бы я только могла, о…

Ты не хочешь причинять мне боль,
Но смотри, как глубоко проникла пуля.
Не осознавая, я рву тебя на части.
Ох, в наших сердцах гремит гром.

Откуда такая большая ненависть к тому, кого мы любим?
Скажи мне, мы имеем значение, не так ли?
Ты, это – ты и я.
Это – ты, и я, не будем несчастны.

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Поднимаясь на то здание.
Скажи, если я только могла, о…

Ты,
Это – ты и я,
Это – ты, и я, не будем несчастны.

Давай, малыш, давай любимый,
Позволь мне украсть этот момент у тебя.
Давай, ангел, давай, давай, любимый,
Давай обменяемся опытом, о…

И если бы я только могла,
Я заключила бы сделку с Богом,
И я заставила бы его обменять нас местами,
Взбираясь той дорогой,
Поднимаясь на тот холм,
Без проблем.

Необычный подход можно увидеть и в клипе на «Running Up That Hill», где Кейт Буш снялась вместе с танцором Мишелем Эрво. На видео певица полностью «танцует» эту песню под фонограмму, вообще не открывая рта.

kate_bush_hits_18

К. Буш:
«Последние годы на видео танец стал этакой эксплуатируемой несерьезной вещью, неким аксессуаром вокруг особы, играющей главную роль… Мы же хотели сделать серьезный танец, который станет основой видео».

Сейчас это трудно понять, но тогда канал MTV отказался прокручивать это видео, посчитав его слишком… эротичным! Вместо него крутили видеозапись живого исполнения на ТВ BBC.

Однако, видимо, далеко не все понимали о чем поется в песне, в результате чего ее содержание трактовалось довольно широко. Это видно на примере некоторых видеоклипов групп, записавших кавер-версии «Running Up That Hill». Так, в клипе группы Within Temptation в певицу вселяется ангел.

А в исполнении группы Placebo та же песня приобретает гомосексуальный контекст.

Вторым хитом с альбома «Hounds of Love» стала композиция «Cloudbusting», посвященная скандально известному психоаналитику – Вильгельму Райху.
Райх считал, что все проблемы человечества строятся на сексуальной неудовлетворенности и вскоре от теории перешел к «делу» – стал создавать хитроумные препараты, якобы улавливающие из космоса т.н. «оргонную» сексуальную энергию. Одним из аппаратов и стал воспетый Буш «Cloudbusting» («Распылитель облаков»). Среди поклонников Райха бытует легенда о том, как на полях штата Мен пропадал урожай, а Райх с помощью «клаудбастера» быстренько согнал тучи и обеспечил дождь.

kate_bush_hits_21
Райх и его клаудбастер.

Однако в «магию оргонной энергии» поверили не все. В 1954 году Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами подала на Райха в суд. Райха приговорили к двум годам тюрьмы, а через несколько месяцев, 3 ноября 1957 года, он скончался в камере от сердечного приступа.

kate_bush_hits_19

Именно история о клаудбастере и аресте Райха, показанная глазами его сына – Питера, стала основой песни и клипа Кейт Буш (изобретателя в клипе сыграл известный актёр Дональд Сазерленд, а певица исполнила роль Питера).

С выходом «Hounds of Love» Кейт Буш достигает пика своей известности.
Альбом занимает первое место в британских чартах, вытеснив пластинку Мадонны «Like Virgin» и держится там 4 недели. Он становится самым продаваемым альбомом в карьере певицы как дома, так и за океаном.
В 1998 г. журналом «Q» проводился опрос на тему «Лучший альбом всех времен», в котором «Hounds of Love» занял 48-е место.
В 2000 г. тот же журнал опубликовал результаты опроса на тему «100 лучших альбомов Британии». «Hounds of Love» занял 20-е место.

Автор: Сергей Курий
август 2010 г.

Раздел Кейт Буш на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»