JETHRO TULL — история альбома «Thick as a Brick» (1972)

1972_thick_as_a_brick_01a

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. Thick As A Brick (part 1)
(I. Anderson, Gerald Bostock)

2. Thick As A Brick (part 2)
(I. Anderson, Gerald Bostock)

 

Ian Anderson (flute, acoustic guitar, violin, saxophone, trumpet, vocals)
Martin Barre (electric guitar, lute)
Barriemore Barlow (drums, timpani, percussion)
Jeffrey Hammond-Hammond (bass, spoken word)
John Evans (organ, piano, harpsichord)

Guest musicians:
David Palmer (string arrangement and conducting)

Recording location/date: December 1971 at Morgan Studios, London.

Produced by Ian Anderson

Cover Art by: CCS

Release date: 10. March 1972 (UK) and 10. May 1972 (USA)

Label:
Island (original UK)
Reprise (original US)
Chrysalis/Capitol (US re-issue)

Позиция в хитпарадах:
Британский — 5, Американский — 1.

В конверте оригинального LP находилась газета «The St.Cleve Chronicle», являющаяся достаточно остроумной пародией на многие английские издания.

1972_thick_as_a_brick_02a

1972_thick_as_a_brick_06

zvukonositeli_1_44

В периздание альбома «Thick As A Brick — 25th anniversary edition» добавлены  бонус-треки и почти полная газета из оригинального LP. В остальные CD вложен четырёхстраничный буклет с выдержками из газеты.

В 1998 г. вышла ремастированная версия альбома с бонус-треками и практически полным содержанием вымышленной газеты.

1972_thick_as_a_brick_08

***
Выражение «Thick As A Brick» (буквально — «Толстый (плотный), как кирпич») означает глупого непробиваемого человека, в чью голову не может войти ничего нового. Сродни нашему «тупой, как пробка».

 

***
Сергей Курий:

Хотя весь материал альбома Андерсон написал сам, он решил пойти на мистификацию и приписал часть авторских прав Джеральду Бостоку — вымышленному школьнику, который якобы написал поэму «Thick As A Brick». Тонкий юмор поняли не все, и некоторые фанаты считали, что Бостока реальным лицом.

Конверт пластинки был выполнен в виде газеты, текст которой сочинили Андерсон, басист Джеффри Хэммонд и клавишник Джон Эван. Макет же был разработан дизайнер лейбла «Chrysalis» Рой Элдридж, который раньше работал журналистом. Андерсон вспоминал, что оформление конверта заняло больше времени, чем запись музыки.
На фото газеты-конверта Бостока изображал мальчик по имени Андре С. Ле Бретон.

Исследователи утверждают, что JETHRO TULL были не первыми, кто оформил конверт в виде газеты. В 1969 г. группа The FOUR SEASONS выпустила альбом «The Genuine Imitation Life Gazette» оформленный похожим образом.

the-genuine-imitation-life-gazette

Альбом «Thick As A Brick» был записан в течение трех недель в декабре 1971 года.

Гитарист Мартин Барр вспоминал, что в развитии музыкальных идей Андерсона участвовала вся группа (особенно отмечалась роль Джона Эвана), и что некоторые отрывки были записаны в один дубль.

Весь альбом представлял собой как бы одну многочастную композицию (длиной 43 мин 30 сек), которую поневоле разделали две стороны виниловой пластинки. Задуманную непрерывность альбом обрёл только после переиздания на компакт-диске.

Когда в 2012 году вышло переиздание альбома «40th Anniversary Special Edition», Андерсон разделил его материал на 8 частей, которые могли бы быть проданы в индивидуальном порядке на ITunes и Amazon.

1. «Really Don’t Mind» / «See There a Son Is Born» — 5:00
2. «The Poet and the Painter» — 5:29
3. «What Do You Do When the Old Man’s Gone?» / «From the Upper Class» — 5:25
4. «You Curl Your Toes in Fun» / «Childhood Heroes» / «Stabs Instrumental» — 6:48
5. «See There a Man Is Born» / «Clear White Circles» — 5:58
6. «Legends and Believe in the Day» — 6:34
7. «Tales of Your Life» — 5:24
8. «Childhood Heroes Reprise» — 2:56

На концертном шоу 1972 года альбом игрался полностью с различными комическими перерывами. Так в начале выступления на сцене появлялись мужчины в накидках и начинали подметать пол, спустя несколько минут накидки сбрасывались и оказывалось, что роль уборщиков играли музыканты JETHRO TULL. В течении выступления раздавался телефонный звонок, читался прогноз погоды и даже выходил аквалангист в полном снаряжении.

В 2012 году Ян Андерсон выпустит, как бы, продолжение «Thick As A Brick» — сольный альбом «Thick As A Brick 2», в котором описывается взрослая жизнь Джеральда Бостока. Представляя новый альбом на концерте, Андерсон обыгрывал находки шоу 1972 года — только теперь вместо телефона слышался вызов по «Скайпу».

В 2014 году свой сольный альбом «Homo Erraticus» Андерсон снова припишет Бостоку.

* * *

А. Галин «Менестрели рок-н-ролла. История группы ДЖЕТРО ТАЛЛ» (М: АОЗТ «Оникс», 1996):

В конце мая 1971 года, после американского турне, во время которого группу встречали с огромным энтузиазмом (на концерте в The Red Rock Amphitheater в городе Денвере 10 мая полиции даже пришлось применить слезоточивый газ), Клайв Банкер, незадолго до этого женившись, покинул ДЖЕТРО ТАЛЛ.
…В ДЖЕТРО ТАЛЛ ему на замену был приглашен барабаншик из трио REQUIEM, наш старый знакомый по имени Барримор Барлоу, игравший с Андерсоном в коллективах THE BLADES и JOHN EVAN BAND (фактически произошла реинкарнация оригинального состава этой группы периода 1966 года!), который дебютировал на выпущенном в июле 1971 года мини-альбоме «Life Is A Long Song» из пяти вещей.
…Выпущенный в марте 1972 года альбом «Thick As A Brick» занял пятое место в британском хит-параде и целых две недели (в июне) возглавлял американские списки популярности, разойдясь тиражом более двух миллионов экземпляров. Это была интересная экспериментальная работа, что-то вроде сорокаминутной сюиты или «баллады длиной в альбом», как назвал ее один критик. Чтобы поддержать свою репутацию мистификаторов, музыканты распустили слух, что лирической основой для этого альбома послужила поэма восьмилетнего поэта-вундеркинда Джеральда Бостока, прозванного за его талант Маленьким Мильтоном (явный намек на известного британского поэта Джона Мильтона).

Сам альбом был оформлен как гигантская газета из двадцати страниц, которая может складываться, превращаясь, таким образом, в конверт диска. Судя по содержанию, это газета типичного провинциального английского городка (вернее, пародия на нее), в которой описывается его повседневная жизнь — рождения и смерти, советы домашним хозяйкам, политические комментарии и сенсации, вроде ограбления банка и ареста угонщика автомобилей. Все это подано с характерной для ДЖЕТРО ТАЛЛ иронией и гротеском — своего рода издевательство не только над провинцией и над Англией, но и над всем человечеством, погрязшим в мелочной суете каждодневных дел.
В этой газетенке также есть статья о Джеральде Бостоке, чья эпическая поэма «Глупый, как пробка» получила первую премию в литературном соревновании, организованном ведущими газетами среди тысячи британских школьников в возрасте от семи до шестнадцати лет. Но Бостока было решено дисквалифицировать в связи с сотнями протестов и угроз, полученных после прочтения его поэмы по телевидению. Члены жюри согласились, что, несмотря на способности к поэзии и высокий уровень умственного развития, сознание мальчика серьезно травмировано и он нуждается в лечении у психиатров, потому что Босток «неправильно относится к жизни, Богу и стране». А первый приз был присужден Марии Уайтерд за ее рассказ «Он умер, чтобы спасти маленьких детей», посвященный христианской этике.
Чуть ниже, в этой же газете, написано, что фирма Chrysalis выступила с заявлением о том, что Маленький Мильтон является соавтором альбома ДЖЕТРО ТАЛЛ под названием «Thick As А Brick», при продаже которого будут отчисляться специальные комиссионные в фонд развития художественных способностей у местных школьников.

На самом же деле все стихи к альбому были сочинены Андерсоном, а Босток просто является его альтер-эго. Так Ян попытался реализовать свою весьма смелую задумку — показать мир взрослых глазами ребенка. Это история человеческих заблуждений, причем, поданная очень эмоционально, со всем возможным состраданием к неудачникам, с явными реминисценциями из Шарля Бодлера и Фридриха Ницше. Многие вещи вызывают у не по годам развитого ребенка (а ведь Андерсон до сих пор остаются таковым) открытую неприязнь и даже протест против родителей, школы, церкви и, наконец, всего общества. Причем, эта открытая конфронтация часто изложена в довольно юмористическом тоне.

«Местами нудноватый, порой излишне мрачный и невразумительный», как обозвали его критики, этот напористый альбом, полный прекрасных звуков и мыслей, с непередаваемой игрой музыки и слов, укрепил репутацию труппы и, благодаря зарисовкам детских впечатлений, глубже выявил лирический талант Яна Андерсона, который по-прежнему выступал в роли обличителя современных нравов, умело балансируя между старомодной сентиментальностью и гневом, наполненным почти библейской праведностью.

Композиционно пластинка (записанная за три сейшена) построена как единая длинная сюита с несколькими связующими инструментальными пассажами, вкрапленными между основными фрагментами. Музыкальная ткань этого произведения так насыщена и разнообразна (от различных вариаций на тему фолковой музыки елизаветинских времен и маршей на первой стороне до звукового хаоса в духе Фрэнка Заппы (Frank Zappa) и погребальной органной мелодии на второй стороне), что иногда трудно понять, в каком, собственно, размере играют музыканты. До этого только американская команда CANNED HEAT позволяла себе роскошь занимать одной композицией целую сторону пластинки, а здесь речь шла о целом альбоме. Даже рок-оперы состояли из четко разделенных между собой арий. Поэтому ДЖЕТРО ТАЛЛ с полным правом могут претендовать на звание пионеров нового почина. «Thick As A Brick» стал квинтэссенцией их творчества. В этом дискретном (состоящем из отдельных частей) и в то же время монолитном альбоме каждый музыкальный инструмент был по достоинству высвечен.

Идея концептуальных альбомов нашла свое отражение и на сцене, когда во время выступления музыканты, наряженные в камзолы и чулки викторианской эпохи (Хэммонд, однако, предпочитал носить костюм в черно-белую полоску и играть на выкрашенном «под зебру» контрабасе), устраивали настоящий рок-спектакль, с распределенными ролями, использованием различной театральной бутафории и трюков, одновременно показывая на экране снятые заранее короткометражные фильмы. Андерсон, одетый в длиннополый кафтан, обтягивающее трико и сапоги с отворотами, крутился волчком, словно неистовый дервиш, бросая в толпу свои заклинания. Его безумные глаза сверкали как у сатира, а флейта, как по мановению волшебства, мгновенно превращалась в жезл, меч, фаллос, ружье, дубинку, скипетр, дирижерскую палочку и снова в музыкальный инструмент, с помощью которого Ян вводил аудиторию в транс. В остальном это был все тот же водевиль дадаистского толка. По сцене бегали огромные кролики и гориллы, потешно копировавшие движения музыкантов, после телефонного звонка появляются аквалангист в полной экипировке и начинал что-то беззвучно бубнить в микрофон под хохот толпы.

Поклонники группы были в полном восторге как от альбома, так и от последовавших за ним гастролей, а вот критики отнеслись и к тому, и к другому довольно прохладно, упрекая музыкантов в надуманности и формализме. «Многие рок-артисты, а также критики, — ответил на эти обвинения Андерсон, — просто не понимают, какое влияние они имеют па публику. Мы, к примеру, это ощущаем очень хорошо. Рок-музыканты, а в особенности музыкальные критики, никогда не должны забывать от этом. Дело критиков — выявлять и открывать новые таланты, рецензировать новые альбомы. Однако в конечном счете не критики, а только время может показать, насколько хорош или плох тот или иной ансамбль или альбом. Если признаться честно, то я думаю, что мы помогли породить в рок-музыке нечто, впоследствии оказавшее довольно вредное влияние — нелепый и дорогостоящий элемент театральности, который приобрел теперь такое значение, что даже сама музыка отошла на второй план.»

…Десятого октября 1990 г. произошло любопытное событие. Музыканты удостоились чести стать почетными членами Американской Ассоциации Производителей Кирпичей, которые собрались в Нью-Йорке на свою вторую конференцию по случаю вручения наград достойным продолжателям дела. Поводом для чествования Андерсона с коллегами явилось… название альбома «Thick As A Brick» (Тупой, как кирпич).

1972_thick_as_a_brick_09

***
Я. Андерсон, «Classic rock», №5, 2001:

«После «Aqualung» мы подумали: «Отлично, а теперь мы выдадим им то, чего они жаждут — концептуальный альбом»». И за одним были выпушены «Thick As A Brick» (1972) и «A Passion Play» (1973).
Кажется, мы уже говорили, что невозможно создать альбом из полутора песен. В «Thick As A Brick» музыкантам удалось растянуть одну основную тему по всей поверхности винила. «То были времена Монти Питона — сюрреализм, смесь водевиля, пантомимы и тонкого юмора. Мы откровенно насмехались. Но Америка восприняла альбом очень серьезно».

1972_thick_as_a_brick_10

***
Когда Иэна Андерсона в конец достали утверждения некоторых критиков о том, что Aqualung (1971) — концептуальный альбом Jethro Tull, он решил преподнести им настоящий концептуальный альбом, концептуальнее не бывает. Однажды в радиоинтервью Андерсон сказал: «Если критики хотят концептуальный альбом — мы дадим им концептуальный альбом, мы сделаем его таким помпезным, что дальше некуда.» Позже, даже на недавних концертных выступлениях (август 2009), Андерсон рассказывал, что Thick as a Brick был написан, «потому что все говорили, что мы группа прогрессивного рока, поэтому мы решили соответствовать репутации и написали прогрессивный альбом, но сделали его как пародию на жанр.» Thick as a Brick — это хохма, стёб всех напыщенных, претенциозных «концептуальных» альбомов того времени. Андерсон даже конкретизировал в интервью, что «альбом был пародией на альбомы Yes и Emerson, Lake and Palmer, в такой же степени, как фильм «Аэроплан» — пародия на «Аэропорт».» (Имеются в виду фильм «Аэропорт» (1970) по одноименному роману Артура Хейли и сатирическая комедия «Аэроплан» (1980)).

В турне после выпуска альбома, Jethro Tull делали 42-минутное представление без перерыва, но с короткими комедийными вставками и пространными инструментальными проигрышами. Была, например, такая шутка: Андерсон объявлял, что в театр забрела лошадь, и тогда один из членов команды, сидевший среди публики, вставал, снимая пальто, под которым обнаруживался жокейский костюм и с озабоченным видом выходил из зала, держа в руках седло.
На концертах исполнялась целиком только первая сторона альбома, от второй бралась только кода. Всё это растягивалось на 40 с лишним минут. К сожалению, не осталось никаких официальных видео или кинозаписей. Более поздние представления Thick as a Brick сократились до 12 с половиной минут, как например зафиксировано на концертном альбоме Bursting Out (1978).

Альбом имеет двойной эпос: текстовый и музыкальный. Музыка отличается многочисленными сменами размера такта и темповым многообразием, что было еще не очень-то привычно даже в 1972 году, это в разгар прогрессивного рока. Единая пьеса разбивается на множество различных тем, что характерно скорее для классической симфонии, чем для рок-песни. Помимо сложной музыкальной структуры, Thick as a Brick радует изобилием используемых в нем инструментов. Наряду с обычным для Jethro Tull арсеналом, состоящим из гитар, ударных, фортепиано, органа Хаммонда и фирменной флейты Андерсона, здесь задействованы также клавесин, ксилофон, скрипка, лютня, труба и струнная секция.

Thick as a Brick звучит как энциклопедия разнообразных жанров: здесь и прекрасные, легко запоминающиеся мелодии в духе акустической фолк музыки (например, во вступлении), и болезненно сложные, но восхитительные баллады («Do you believe in the day? Do you?»), и построенные на плотном звучании Хаммонда крепкие рок-номера («See there! A son is born — and we pronounce him fit to fight.»), и военные марши времен королевы Елизаветы («I’ve come down from the upper class to mend your rotten ways.»), и гитарно-органные пассажи («So where the hell was Biggles?»), и детские стишки («You curl your toes in fun as you smile at everyone»), и шумы как на альбомах Фрэнка Заппы (в начале 2-ой стороны) и множество других вещей, не поддающихся какому-либо определению.

1972_thick_as_a_brick_11a

***
Дискография группы от Яна Андерсона:
 
Мы решили записать концептуальный альбом, ведь многие думали, что таким был «Aqualung»… «Thick As a Brick» — отчасти шутка, а заключалась она в том, что мы притворились, будто тексты написал некий 12-летний школьник по имени Джеральд Босток. Тогда только становились популярными «Monty Python», и все уже настроились на подобного рода сюрреалистические проявления британского юмора. В то же время диск содержал и кое-что серьезное — как саму музыку, так и наши мнения о британском обществе. Но все же его следует воспринимать с некоторой иронией.
Фраза «thick as a brick» (тупой, как пробка) — это разговорное северо-английское выражение, идиома, означающая «дурак». Точно так же, как и религиозные темы на предыдущем диске, тема «Thick as a brick» рождена была чувствами, которые я испытывал, будучи подростком — о том, что такое общество и как оно пытается сломать твою волю, подчинить своей, как будто бы мы недостаточно разумны, чтобы сделать собственный выбор. Я не был вундеркиндом, но я знал, как это — быть одаренным ребенком, что это значит — подвергаться остракизму и насмешкам, быть презираемым всеми окружающими тебя лоботрясами. Никто не любит сообразительных детей. И альбом призван описать ту пропасть, которая ожидает тех, кого угораздило быть умными, и то отчуждение и ненависть сверстников…
Пока мы писали альбом, я вставал каждое утро и сочинял что-нибудь понемножку, затем приносил это группе на репетициях. Мы обрабатывали эти фрагменты и, быть может, доводили песню до следующей стадии развития. После двух недель плотных репетиций мы записали диск где-то за 10 дней. Некоторые «связки» были созданы уже в студии, но «плоть и кровь» всего материала была отлично разработана заранее. И выдать результат было совсем нетрудно, потому что весь материал был уже готов, и осталось только зафиксировать его на пленке.

1972_thick_as_a_brick_11b

***
Из автобиографии (1968-1982), написанной Яном Андерсоном для октябрьского номера «Trouser Press Magazine» (1982):

Thick as a Brick стал радостным освобождением от традиции блюза или рок-н-ролла или чего-то в этом роде. Мы думали, что, так как люди теперь начали замечать нас, мы будем выпускать по альбому в год, прежде, чем мы снова скатимся вниз. Именно поэтому это было настолько сверхъестественно: мы вышли в сиянии славы с каким-то смехотворным альбомом со смешной обложкой, полным комплексов, абстрактных и противоречивых идей, — как мы считали, последним альбомом, который мы когда-либо делали, но, так или иначе, ведь надо было что-то делать.

Альбом начался с небольшой акустической песни. Затем мы позволили ему развиваться естественным путем, всем составом делая небольшие импровизированные вставки то здесь, то там.

Тем не менее, я с особой страстью относился к исполнению акустических партий в этом альбоме. Я в свое время был очень разочарован тяжелым рок-н-роллом, и выступлением с подобной музыкой перед аудиторией, которая не хотела слышать что-нибудь другое. Я ведь был не очень силен в этом, и никогда не считал себя исполнителем тяжелой музыки.

К моему изумлению, альбом стал большим хитом. Это поставило нас в затруднительное положение: «хорошо, а что же мы будем делать дальше?»

bravo1

***
Журнал «Rolling Stone», спецвыпуск, посвященный музыке 1970-х:

Знаменитый талловский Thick As A Brick стал подлинной классикой прогрессива. Но это не помешало ему стать одним из остроумнейших дисков эпохи. Иэн Андерсон рассказывает об истории создания пластинки, а также вспоминает, как жилось Jethro Tull в 70-х.

В конце 60-х в английском городе Блэкпуле появилась группа Jethro Tull, которая поначалу мало отличалась своим звучанием от остальных блюз-роковых команд (за исключением того, что в ней присутствовал чудаковатый фронтмен, играющий на флейте и скачущим на одной ноге). Нос приходом 70-х Tull превратились в совершенно другого зверя, как говорит их лидер Иэн Андерсон.

«В самом начале 70-х нас — как, полагаю, и многих других, включая распавшихся к тому времени Cream и роскошных Led Zeppelin, считали преимущественно «риффовой» командой. И хотя в нашем творчестве явственно прослеживались элементы фолка, классики, джазза и этно, оно действительно основывалось на риффах — повторяющихся мотивах, типичных для эволюции поп- и рок-музыки и становления прогрессива. В хэви-металле этим занимались Black Sabbath и Led Zeppelin.
Наверно, самыми мощными были в то время Led Zeppelin, они обладали огромным музыкальным потенциалом. Мы шли по той же стезе, но были не столь величественными и агрессивными, в нас было меньше «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Мы были несколько более эзотерической командой. Огромной движущей силой для нас был американский блюз. Мы всегда занимались поиском, будь то новый рифф или интересная фраза.
Но по мере становления 70-х, а вместе с ними и таких команд, как Yes, Genesis и Emerson Lake & Palmer, помпезную и напыщенную рок-музыку начали называть прогрессив-роком. Концептуальные альбомы стали пользоваться огромной популярностью. В 1972 году и мы выпустили свою версию концептуального альбома — в сатирическом духе Spinal Tap, Мы сознательно иронизировали над этим жанром. Потому и сделали нечто непомерно раздутое, слегка сюрреалистическое и нелепое. И потом, это ведь была эпоха Монти Пайтона. Вот так мы насмешничали и дурачились года два — в 72-м и 73-м».

Как показывает выборка из первых двух альбомов (к примеру, A Song For Jeffrey из This Was 1908-го и A New Day Yesterday из Stand Up 1969-го), Андерсон не погрешил, назвав Tull изначально блюзовой командой. Но вскоре после начала 70-х Андерсон и его вечно меняющийся состав (единственным постоянным участником стал гитарист Мартин Барр), похоже, приняли сознательное решение стать более многогранными и разноплановыми — особенно в Benefit (1970) и Aqualung (1971).
Андерсон тут же замечает, что этот шаг не был обдуманным. «Это получилось неосознанно, просто как естественное развитие. Мы перешли от просто длинных песен к почти бесконечным. Одной из первых команд, записавших нечто похожее на концептуальный альбом, стали Moody Blues. Думаю, именно благодаря им многие музыкальные авантюристы вроде Yes и ELP пошли но тому же пути. Но поначалу жанр снискал свою долю критики. Люди считали его очень амбициозным, напыщенным, помпезным. Поэтому вполне уместно было слегка подурачиться и поиронизировать. Думаю, в Thick As A Brick нам удалось и то, и другое».

Спросите любого, кто был в 70-х поклонником прогрессив-рока, какие наиболее значимые альбомы определили ту эпоху, и джетроталловский Thick As А Brick 1972-го (и, в меньшей степени, A Passion Play 1973-го), несомненно будет назван одним из первых. Но чего не понимают многие любители прогрессива — так это того, что Иэн Андерсон и его соратники на самом деле прикалывались над этим жанром.

«Мы откровенно всех разыгрывали и стебались, — говорит Андерсон. — При этом альбом захватывал слушателей своей новаторской смелостью; сложностью и масштабностью. По-моему, нам с ним повезло — он сработал как. образчик концептуального жанра, но при этом мы всегда могли прикрыться, сказав, что это стеб. Мне казалось, это и так очевидно — по крайней мере, для тех, кто видел, как мы исполняли его со сцены. Но теперь я понимаю, что, по крайней мере, пятьдесят процентов слушателей не приняли юмора — они решили, что это грандиозная и очень серьезная работа.
Но по большей части это был всего лишь прикол, это было видно и но текстам, и по обложке альбома, — продолжает он. — Думаю, они очень четко указывали на то, что мы просто слегка пошутили над жанром концептуальных альбомов. А всерьез его принимали те же люди, которым нравится верить в Spinal Тар. Им нравится верить и в Iron Maiden. Status Quo, Judas Priest и Black Sabbath, верить в то. что они «настоящие» — как противоположность театрализованному року, который зачастую прикрывает глупость и бессодержательность музыки.
Люди принимают шутку за чистую монету. Я говорю «шутку», но, конечно же, не имею в виду, Black Sabbath, Judas Priest или кого бы то ни был» еще. Но, увы, в том, что они делают, нет ни доли самоиронии».

1972_thick_as_a_brick_12

***
Журнал «Rolling Stone», №66, 2008:

— Но Aqualung, в отличие от Thick As A Brick и A Passion Play, так и не стал №1 в США.

Я. Андерсон: — Это потому, что люди, в течение года покупавшие Aqualung, потом шли и покупали Thick As A Brick и A Passion Play, чуть только они появлялись и продаже. Они не относятся к моим любимым альбомам, хотя я испытываю слабость к Thick As A Brick. Я слушал его несколько лет назад перед выпуском ремастированной версии, и он по-прежнему звучит внятно. Но я не думаю, что он по-настоящему передает всю суть Jethro Tull. Да, был период, когда мы занимались такими вещами, делали музыку по принципу конвейера. Но потом настало время отойти от этого: все становилось слишком театральным, и для импровизации оставалось совсем немного места. Это было слишком наигранным.

1972_thick_as_a_brick_13

***
Интервью ИЭНА АНДЕРСОНА (JETHRO TULL):
http://vingz.ru/interview/intervyu-iena-andersona-jethro-tull

— Говорят, вы были близки к тому, чтобы бросить музыку.

Андерсон: — В 1972 году, когда я попытался сыграть Thick As A Brick живьем в США, это обернулось кошмаром. Я решил никогда больше этого не делать. Даже в самых сумасшедших песнях есть моменты скудной инструментовки и акустического спокойствия, и для меня эти части зачастую являются самыми выразительными. Но, в то же время, эти моменты заставляют некоторую часть аудитории свистеть и топать ногами.
 Я не мог справиться со всем этим ором. В такие моменты мне хотелось навсегда уйти из рок-н-ролла. В конечном итоге мне, конечно, пришлось признать этот аспект своей работы. Но легче от этого не становилось, пока примерно 20 лет назад не изобрели мониторы, которые вставляются в уши, и я смог слышать, что я пытаюсь сыграть.

1972_thick_as_a_brick_14

***
Ответы Я. Андерсона на пресс-конференции в Минске, 09.03.2009:

— Ваш любимый альбом Jethro Tull?

— Я их все люблю, но чаще вспоминаю и играю «Thick as a brick» 1972 года.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЛОЖКИ:

Как ни в каком другом альбоме, обложка, а точнее весь конверт Thick as a Brick активно участвует в общей игре-концепции, имеет здесь не второстепенное, но значение равное с музыкой и текстом. Конверт выполнен в виде 12-страничной местной газеты “The St. Cleve Chronicle and Linwell Advertiser” размером 12″ х 16″ (305 х 406 мм) с всевозможными местными новостями, статьями, объявлениями и т.п. — и выглядит совершенно натурально, как газета. Это пародия одновременно на местную прессу, высмеивающая ее любительский уровень, и — на обложки музыкальных альбомов, претендующих на концептуальность, газета активно перекликается с текстом альбома, где-то развивает, а где-то начинает его мысли.

На лицевой стороне, в заглавной статье «газеты», под заголовком «Тупой как кирпич» сообщается:

Литературное общество объявило о своем решении дисквалифицировать 8-летнего призера Джеральда Бостока (по прозвищу «малютка Мильтон») после волны протестов и угроз, вызванных чтением его эпической поэмы «Тупой как кирпич» на телеканале БиБиСи в прошлый понедельник. Собранное в спешке судейское жюри учло мнение четырех ведущих детских психиатров, утверждающих, что у мальчика серьезно неуравновешен ум и что его работа является продуктом «чрезвычайно нездорового отношения к жизни, Богу и Отчизне». Бостоку рекомендовалось срочное психиатрическое обследование. Первый приз теперь будет вручен Мэри Уайтярд (12 лет) за ее эссе по христианской морали, под названием «Он умер, чтобы спасти маленьких Детей».

Литературное соревнование для детей возрастом от 7 до 16 лет спонсировалось ведущими национальными газетами, в нем приняли участие тысячи школьников по всей Британии. Мистер Хамфри Мартин, директор Мурдейлской частной школы, где учится Джеральд, которому дали прозвище «малютка Мильтон»(1 — см. прим. в конце текста) за его поэтические способности, заявил, что умственное развитие Джеральда обгоняет его возраст, хотя он иногда склонен к многословным и невразумительным утверждениям, чем заслужил нелюбовь своих одноклассников. Директор сказал, что мальчика, несомненно, ждет великое академическое будущее и его прогресс непревзойден в истории Мурдейлской частной школы.

Джеральд и его родители переехали в Сент Клив четыре года назад из Манчестера, когда мистер Босток из соображений сохренения здоровья решил жить подальше от большого города. Дэвид Босток занимается теперь, время от времени, садовыми работами, в то время как его супруга Дафни хорошо известна в местном приходе Сент-Кливской церкви своей активной социальной работой и превосходным обедом, который она приготовила на праздник в прошлую субботу. Молодец Дафни! Мистер Босток сказал сегодня утром по поводу дисквалификации «малютки Мильтона»: «У нас разрывается сердце от такого решения судей, а с потерей денежного приза и стипендии мы не сможем заплатить очередной взнос за энциклопедию Британника для Джеральда. А мне между прочим на следующей неделе предстоит заняться розами в саду доктора Мансона.»

Джеральд, услышав о решении судей, ушел и закрылся в своей комнате. Многие местные жители так же расстроились и раздражены этой новостью, а наша газета, в качестве утешения публикует полный текст дисквалифицированной поэмы на стр. 7. Многие из тех, кто наблюдал чтение Джеральдом его работы в передаче «Искусство юных» по 2-му каналу БиБиСи, заметили, что это не одна поэма, но скорее серия впечатляющих стихов. Большинство жалоб телезрителей касались употребления «малюткой Мильтоном» четырехбуквенного слова во время интервью, взятого после чтения поэмы. Ведущий программы «Искусство юных» Майкл Фенвик сказал позже: «Мы уже привыкли к подобной речи у взрослых на телевидении в наше время, но слышать это от 8-летнего ребенка особенно удручает. Когда я был в его возрасте, я даже не знал, что означает это слово.»

На замечательной фотографии рядом со статьей изображены во время торжественного обеда, данного у лорда Паррита сам «малютка Мильтон», над ним его счастливые родители, а справа сидит в якобы случайно вздернутой юбке, его «коллега по поэтическому цеху» Джулия Фили.

1972_thick_as_a_brick_03

Ниже идет мелкая заметка под заголовком «Школьница обвиняет малютку Мильтона в своей беременности».

14-летняя Джулия Фили, юный член Сент-Кливского областного общества литературы и искусств и поэтесса, как известно, была некоторое время в дружеской связи с Джеральдом и часто писала стихи вместе с ним.

Это ужасное обвинение, сказал ее семейный доктор, и не имеет смысла подвергать Джеральда Бостока медицинскому освидетельствованию, до тех пор, пока девушка явно лжет, пытаясь покрыть настоящего отца, и в состоянии тревоги не собирается менять показания.

Миссиз Дафни Босток, мать Джеральда, крайне подавленная событиями этой недели, сообщила нашему репортеру: «Это отвратительно. Она всегда завидовала Джеральду.»

На 7-ой странице газеты, внутри, как раз где помещается пластинка, действительно опубликован полный текст альбома Thick as a Brick. Кроме того, в газете разбросано множество заметок, имеющих намеки и ссылки на текст альбома. Есть над чем поломать голову, слушая альбом. В основном, это всевозможные хохмы: о грабителях почтового отделения, которые забрали 275 фунтов наличными, но не тронули марки и прочие ценности на многие тысячи фунтов; о пропавшем экспериментальном «не-кролике» (non-rabbit), которого выращивают как средство от рака; о знаменитом строителе замков на песке, который бросает свое хобби в связи с женитьбой и множество прочего бреда, стёба и приколов. Среди них попадаются реальные заметки о Jethro Tull, о том, что эта группа, впечатлившись поэмой Джеральда Бостока, написала музыку на Thick as a Brick, и далее встречаются заметки о промоушне этого албома и т.п. Ни одно из официальных CD-изданий, даже юбилейное (25-лет альбому) не повторило в полном объеме эту газету.

00_72_thick_gaz01

00_72_thick_gaz02

00_72_thick_gaz03

00_72_thick_gaz04

00_72_thick_gaz05

00_72_thick_gaz08

00_72_thick_gaz09

00_72_thick_gaz10

00_72_thick_gaz11

00_72_thick_gaz12

***
Стенограмма пресс-конференции Яна Андерсона в клубе «На Брестской», Zvuki.ru, 16.04.2003:

— Иэн, Вы являетесь автором практически всего музыкального материала группы Jethro Tull. В то же время, один из лучших альбомов группы — «Thick As A Brick» — написан 11-летним вундеркиндом. Часть источников утверждает, что это — не более чем шутка. Проясните ситуацию.

.

Ian Anderson: — Начнем с того, что ему было 12 лет. Примерно 50 процентов слушателей поверили, что этот человек существует на самом деле. Вторая половина поняла, что я просто так немножко поиграл. На самом деле, «Thick As A Brick» — это была такая сатира на концептуальный альбом. Никто и не предполагал, что это было серьезно. Но примерно половина людей поверила. И перед этими людьми я хотел бы сегодня извиниться.

1972_thick_as_a_brick_15

***
Из интервью с Я. Андерсоном, 2002:

Я. Андерсон: — …Подлинно концептуальными альбомами следует считать Thick As A Brick, Passion Play, которые дотянулись до первой позиции Биллборда в жанре классических рок-чартов, что само по себе немаловажно. Это, в частности, означает, что эти альбомы были проданы в объеме 120 экземпляров (смех), но так или иначе – эти альбомы возглавляют чарт Биллборда в своей категории, и никто от этого не отмахнется.
Когда делаешь концептуальный альбом, да еще инструментальный, тогда это в гораздо большей степени оправдано. Такой альбом не имеет ничего общего с педантичным, занудным и самосозерцательным концептуально-лирическим альбомом, что представляет собой слегка навороченный и нелегкий вид работы. Именно поэтому альбом Thick As A Brick удался. Он несет в себе известную степень усмешки и иронии. Видите ли, дело в том, что при создании альбома преследовалась цель создать иллюзию того, что тексты песен были написаны 12-летним мальчиком, и это притягивало к себе внимание людей. Это был своего рода очень жизнерадостный подход к тематике вещей, а в общем это была идея Майка Майера (смеется). В отличие от этого альбом Passion Play был несколько более серьезным и, возможно, не дошел до сознания очень многих людей именно потому, что был слишком серьезным. В нем не было ритмической динамики. В нем не было того настроения и иронии, даже некоторой самоиронии, которая присутствует на Thick As A Brick.

…- …для Вас не существует никакой возможности сделать сценическую версию таких работ, как Thick As A Brick или Passion Play, чтобы исполнить их целиком?

Я. Андерсон: — Мне известно, что есть люди, которым это очень понравилось бы, но, полагаю, мне это просто не по силам, отчасти потому, что я очень болезненно воспринимаю все моменты музыкальных событий, которые в сценицеском действе оказываются упущенными или утерянными, причем даже если мы меняем концертный репертуар из месяца в месяц. Если нам пришлось продолжить это, и мы бы сделали, скажем, полную версию Thick As A Brick, это была бы лишь половина представления, т.к. нам пришлось выкинуть из программы еще больше номеров, которые мы были бы не в состоянии исполнить. Не уверен, что лично я придаю столь решающее значение одному отдельно взятому альбому. Опять же, полагаю, вам достаточно вспомнить, как этот материал был исполнен в концертном варианте в 1972г. – всё это длилось лишь в течение нескольких месяцев. Тогда это делалось силами группы музыкантов, которые были в каком-то смысле яркими сценическими исполнителями с некоторым уклоном в театрализацию. Таких музыкантов сегодня в группе просто нет. Конечно, мы в состоянии сыграть эту музыку, но не думаю, что при этом мы сможем передать особое настроение, которое как бы существует за основным планом исполняемого материала в виде некоего дополнительного измерения, существующего помимо основного – то, что нам удавалось в нашу бытность с Джеффри Хаммондом, Джоном Эвансом и Барри Барлоу. По причинам, высказанным выше, сегодня не может быть речи о том, чтобы сыграть с этими ребятами снова. Лучше оставить это в покое. Если группа the Who захотят это сделать, они могут получить от нас добро на это.

.

***
Мартин Барр
(«Guitar World» 11.17.2015):

Ян… пишет лирику и придумывает основные идеи песни, а затем я или кто-то еще из группы вносят в нее свои партии. Например, в «Thick as a Brick» очень много музыки сочинено клавишником Джоном Эваном.

.

***
В 2001 году музыка из «Thick As A Brick» была использована в рекламе автомобилей «Hyundai». Ян Андерсон записал новую версию песни для рекламы, чтобы оригинальную запись никто самовольно не редактировал. Кстати, сам Андерсон машину не водит и называет себя «профессиональным пассажиром».

***
В конце 19-го эпизода 17-го сезона мультсериала «Симпсоны» Мартин Принс поет «Thick As A Brick», пока Лиза Симпсон не бьет его складным стулом, чтобы он заткнулся. После чего на фоне титров играет оригинальная песня.

«THICK AS A BRICK» (MAKING OF 1972)

Jethro Tull: Thick as a Brick (07/31/1976)

Jethro Tull — Thick As A Brick (live in London 1977)

Jethro Tull — Thick as a Brick (live at Madison Square Garden 1978)

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы JETHRO TULL

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы JETHRO TULL»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы JETHRO TULL по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий