JETHRO TULL — история альбома «Stormwatch» (1979)

1979_stormwatch_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. North Sea Oil
(I. Anderson)

2. Orion
(I. Anderson)

3. Home
(I. Anderson)

4. Dark Ages
(I. Anderson)

5. Warm Sporran
(I. Anderson)

6. Something’s On The Move
(I. Anderson)

7. Old Ghosts
(I. Anderson)

8. Dun Ringill
(I. Anderson)

9. Flying Dutchman
(I. Anderson)

10. Elegy
(D. Palmer)

1979_stormwatch_02

 

Ian Anderson (flute, acoustic guitar, bass, vocals)
Martin Barre (electric guitar, mandolin, classical guitar)
Barriemore Barlow (drums, percussion)
John Glascock (bass, vocals) plays on tracks 2, 9 and 10
John Evans (piano, organ)
David Palmer (synthesizers, portative organ, orchestral arrangements)

Guest musicians:
Francis Wilson (spoken word on track 8)

1979_stormwatch_07

Produced by Ian Anderson and Robin Black

Engineered by Robin Black

Recording location/date: Spring/summr 1979 using Maison Rouge Mobile and Maison Rouge Studio, Fulham, London.

Cover concept by Ian Anderson
Cover painting by David Jackson

Release date: 14. September 1979 (UK) and 14. September 1979 (USA)

Label:
Island Records (UK)
Chrysalis Records (US)

Позиция в хитпарадах:
Британский — 27, Американский — 22.


В 2003 г. вышла ремастированная версия альбома с бонус-треками.

1979_stormwatch_03s

* * *
Альбом выпущен в сентябре 1979 года.
Он считается последним в трилогии фолк-рок-альбомов JETHRO TULL (после «Songs from the Wood» и «Heavy Horses»).

Также «Stormwatch» станет последним альбомом, записанным классическим составом 1970-х годов. Басист Джон Глэскок после операции на открытом сердце годом ранее, умер 7 ноября 1979 г. в своём доме от осложнений после хирургического вмешательства.
Он успел сыграть только на трех треках («Flying Dutchman», «Orion», и «Elegy»). На остальных партию баса сыграл Ян Андерсон, а на, последовавшем за альбомом, концертном туре басистом группы стал Дэйв Пегг.

***
На этот раз Иэн решил, что «назад к природе» достаточно и теперь стоит взглянуть в будущее. От «лета» и «осени» мы пришли к «зиме». Весьма интересная обложка: мрачное существо с сосульками в бороде (ледяное божество по имени Stormwatch – «Страж бури») взирает через бинокль на огромного белого медведя, топчущего замерзший завод по переработке нефти.

00_79_stormwatch_02

***
А. Галин «Менестрели рок-н-ролла. История группы ДЖЕТРО ТАЛЛ» (М: АОЗТ «Оникс», 1996):

В сентябре 1979 года вышел очень сильный студийный альбом ДЖЕТРО ТАЛЛ под названием «Stormwatch», который в октябре занял 22-е место в США и 27-е в Англии. Глэзкок снова почувствовал себя нездоровым и все партии бас-гитары, кроме песен «Orion», «Flying Dutchman» и «Elegy», исполнил сам лидер группы.

На этом альбоме Андерсон, наконец, оставил свои экскурсы в прошлое и решил взглянуть в недалекое будущее. Для этой цели он смоделировал особую ситуацию, когда у человечества кончаются запасы топлива и начинается новый ледниковый период. Во всем мире отключается свет, гаснут телевизоры, парализуется работа транспорта, разрушаются все бюрократические системы управления и начинается настоящий Апокалипсис («Dark Ages») — погромы в городах, безудержные вечеринки, в пьяном угаре которых люди пытаются избежать надвигающегося холода, следуя лозунгу — «развлекайся, пока не замерзнешь».
Кроме эскапизма, который вполне логически заканчивается массовыми самоубийствами, Андерсон рассматривает еще один выход из положения — развитие новой индустрии, футуристических городов закрытого типа, вроде «North Sea Oil». Там тепло и уютно, но в этом технократическом обществе отмирают все живые чувства. Поэтому Ян предпочитает другое альтернативное сообщество (в «Dun Ringill»), которое вернется к своим кельтским корням, то есть — опять в прошлое.

1979_stormwatch_06

Андерсон особенно не акцентирует наше внимание на том, в чем же причина возникших катаклизмов, то ли это — вина нашей цивилизации («Flying Dutchman»), то ли это — следствие тепловой смерти вселенной («Something’s On The Move»). А может быть во всем виновато некое мистическое ледяное божество Stormwatch, которое безжалостно взирает через запотевший бинокль с обложки альбома (нарисованной самим Андерсоном) на огромного белого медведя, топчущего замерзший завод по переработке нефти. Не суть важно. Самое главное, что такая катастрофа действительно может произойти, и тогда человечество покажет, чего оно стоит. А над всем этим хаосом и людскими страданиями все также бесстрастно будет струиться холодный свет далекого Ориона.

Этот концептуальный альбом (который входит в мою пятерку лучших пластинок ДЖЕТРО ТАЛЛ) симметричен по своему строению. Первую сторону на шутливой ноте (не все так плохо, ребята) закрывает инструментал «Warm Sporran» со звучанием волынок, а вторую — инструментальная пьеса Дэйва Палмера «Elegy» — неповторимая по своей изысканности и красоте, как нельзя более соответствующая своему названию. Кроме Андерсона, продюсером альбома, в записи которого участвовал скрипач Фрэнсис Унлсон (Francis Wilson), стал бессменный звукоинженер ДЖЕТРО ТАЛЛ Робин Блэк.

Мартин Барре, сорвавшись «с привязи», выдавал такие неистовые гитарные пассажи, что дух захватывало. С музыкальной стороны это было самое гармоничное, мелодичное и одновременно роковое произведение группы со времен «Aqualung», который Андерсон теперь почему-то считает незрелым и слишком наивным по сравнению с тем, что делает сейчас. «На этом альбоме есть несколько песен, которые мне до сих пор не нравятся, — высказался он о своем шедевре, — но тогда я просто не мог сделать их по-другому. Существует определенное эмоциональное взаимодействие между автором и песней, которую он создает в данный момент, и я до сих пор чувствую страстность в этих композициях. Просто сейчас эмоции стали более сложными. Но больше всего я недоволен качеством записи и самое главное то, что ответственность за это лежит на мне одном.»

1979_stormwatch_08

1979_stormwatch_12

***
Дискография группы от Яна Андерсона:

Этим диском мы закрыли семидесятые, и он получился снова довольно мрачным и тревожным. «Stormwatch» посвящен проблемам окружающей среды. В конце семидесятых в воздухе витала мысль, что, мол, если даже до нас не дотянутся «русские», то верхние слои атмосферы доконают точно. Басист Джон Глэскок на тот момент был уже очень плох, поэтому я сыграл на половине инструментов на всем альбоме… (Глэскок умер после неудачной операции на сердце вскоре после выхода альбома — MW).

1979_stormwatch_04

****
Из автобиографии (1968-1982), написанной Яном Андерсоном для октябрьского номера «Trouser Press Magazine» (1982):

…завершает трилогию. Здесь еще больше стихии, но в лирике нет деревенских мотивов; она более социально-ориентирована.
В середине работы над «Stormwatch» John Glascock неожиданно тяжело заболел и затем умер. Это был последний альбом с таким составом группы (Evans, Glascock, Palmer, Martin Barre, и Barriemore Barlow). Я думаю, что в этом альбоме Barrie Barlow играл лучше, чем когда-либо, отчасти потому, что я подыгрывал на бас-гитаре. Нам никогда не удавалось сделать вместе что-то очень хорошее, я никогда не считал его хорошим барабанщиком. Но так как я исполнял партию баса, мы ДОЛЖНЫ БЫЛИ работать вместе, и я думаю, что мы преуспели.
Это — один из альбомов, которые мне действительно нравится…

1979_stormwatch_05

1979_stormwatch_10

1979_stormwatch_11

1979_stormwatch_09

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы JETHRO TULL

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы JETHRO TULL»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы JETHRO TULL по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий