JETHRO TULL — история альбома «A Passion Play» (1973)

1973_a_passion_play_01

Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

1. A Passion Play
(I. Anderson)

2. The Story Of The Hare Who Lost His Spectacles
(I. Anderson)

3. The End
(I. Anderson)

1973_a_passion_play_02

 

Ian Anderson (flute, acoustic guitars, soprano saxophone, sopranino saxophone, vocals)
Martin Barre (electric guitar)
Barriemore Barlow (drums, timpani, glockenspiel, marimba)
Jeffrey Hammond-Hammond (bass, vocals)
John Evans (piano, organ, synthesizer, spken word)

Recording location/date: March 1973 at Morgan Studios, London.

Production: Jethro Tull

Cover Concept by: CCS
Cover Art by: Brian Ward

Release date: 06. July 1973 (UK) and 23. July 1973 (USA)

Label:
Chrysalis Records

Позиция в хитпарадах:
Британский — 13, Американский — 1.

 

На CD «The Story Of The Hare Who Lost His Spectacles» находится на треке «A Passion Play — part 2».

Золотой диск Mobile Fidelity впервые содержал субтитры, показанные ниже:

    A PASSION PLAY PT. 1:
        Lifebeats; Prelude;
        The Silver Cord;
        Re-Assuring Tune;
        Memory Bank;
        Best Friends;
        Critique Oblique;
        Forest Dance #1;
        The Story Of The Hare Who Lost His Spectacles (Pt. 1);
    A PASSION PLAY PT. 2:
        The Story Of The Hare Who Lost His Spectacles (Pt. 2);
        Forest Dance #2;
        The Foot Of Our Stairs;
        Overseer Overture;
        Flight From Lucifer;
        10.08 To Paddington;
        Magus Perde;
        Epilogue.

    LP «Edited Version for D.J. Use Only» предназначался только для ДиДжеев и имел другой треклист:

            SIDE ONE
        A Passion Play (Edit #1)    2:15
        A Passion Play (Edit #2)    4:37
        A Passion Play (Edit #3)    4:18
        A Passion Play (Edit #4)    2:46
        A Passion Play (Edit #5)    4:38
                    Total Timing:    18:34
     
            SIDE TWO
        A Passion Play (Edit #6)    4:16
        A Passion Play (Edit #7)    4:58
        A Passion Play (Edit #8)    3:04
        A Passion Play (Edit #9)    3:29
        A Passion Play (Edit #10)    3:53
                    Total Timing:    18:34


В 2003 г. вышла ремастированная версия альбома, включившая в себя бонусом видеоклип «The Story Of The Hare Who Lost His Spectacles».

1973_a_passion_play_03

***
Первоначально группа планировала записать двойной альбом — это казалось логичным шагом развития концептуальных идей предыдущего альбома «Thick As A Brick».
Написанного материала хватило бы на тройной альбом, но из-за студийных проблем Андерсон откладывает написанные песни в сторону и начинает записывать альбом с нуля.

Часть забракованных песен позже войдёт в альбом 1974 года «War Child» («Skating Away…», «Only Solitaire», «Bungle In The Jungle»), остальные попадут в компиляции «20 Years of Jethro Tull» (1988) и «Nightcap: The Unreleased Masters 1973–1991» (1993).

***
Содержание альбома «A Passion Play» представлено, как некая театральная программа в нескольких актах.

Side one

1. «A Passion Play, Part I»

Act 1 – Ronnie Pilgrim’s funeral – a winter’s morning in the cemetery.

I. «Lifebeats» (instrumental)
II. «Prelude» (instrumental)
III. «The Silver Cord»
IV. «Re-Assuring Tune» (instrumental)

Act 2 – The Memory Bank – a small but comfortable theatre with a cinema-screen (the next morning).

V. «Memory Bank»
VI. «Best Friends»
VII. «Critique Oblique»
VIII. «Forest Dance #1″ (instrumental)»

Side two

1. «A Passion Play, Part II»

Interlude – The Story of the Hare Who Lost His Spectacles.

IX. «The Story of the Hare Who Lost His Spectacles» (Anderson, Hammond, Evan)

Act 3 – The business office of G. Oddie & Son (two days later).

X. «Forest Dance #2» (instrumental)
XI. «The Foot of Our Stairs»
XII. «Overseer Overture»

Act 4 – Magus Perd?’s drawing room at midnight.

XIII. «Flight from Lucifer»
XIV. «10:08 to Paddington» (instrumental)
XV. «Magus Perd?»
XVI. «Epilogue»

 

* * *

А. Галин «Менестрели рок-н-ролла. История группы ДЖЕТРО ТАЛЛ» (М: АОЗТ «Оникс», 1996):

22 июня 1973 года, после официальной премьеры, состоявшейся в Уэмбли, графство Миддлсекс, сопровождавшейся показом специально снятого пятнадцатиминутного фильма (режиссёром и сценаристом которого был все тот же Ян Андерсон), вышел альбом под названием «A Passion Play», который занял тринадцатое место в Англии, а в Америке опять возглавил хит-парад. Одноименная композиция, изданная в сокращенном варианте на сингле, достигла 80-го места в Штатах.

Это был самый амбициозный проект в истории ДЖЕТРО ТАЛЛ. По своей форме он напоминал предыдущую пластинку, но по содержанию это была весьма необычная работа. Андерсон пошел еще дальше в развитии поэтических образов, которые просто невозможно «раскусить» с первого раза. Затейливо жонглируя словами, Ян начинает свое повествование об умершем юноше (себе самом, очевидно), который в загробной жизни попадает в различные критические ситуации, иногда граничащие с фарсом. Порой кажется, что действие происходит в театральной пьесе или даже в телевизионной постановке, где зрителю видно всё, что происходит как на самой сцене, так и за кулисами.

Но потом текст начинает все больше и больше усложняться различными коннотациями, идиоматическими связками и парафразами. Неизвестно зачем, в середину серьезной по содержанию пьесы включен абсолютно не относящийся к делу курьезный рассказ (вернее, басня о зайце, потерявшем свои очки). Необычны и сами ассоциации с образом балерины, которая, словно распятая в грациозной позе, с капелькой крови в уголке рта, изображена на обложке альбома. К пластинке также прилагался буклет с этой же балериной, танцующей различные «па». Даже в самом фильме есть кадры, снятые замедленной съемкой, в которых прекрасная плясунья бежит по веренице мрачных коридоров, а затем бросается с разбега прямо в зеркало.

Исходя из трактовки Андерсона, в этой жизни все мы являемся танцорами, которые кружатся неизвестно для кого, а потом, утомленные, сходят со сцены. Как тут не вспомнить альбом «Pawn Hearts» группы VAN DER GRAAF GENERATOR, в текстах которого высказывается мысль, что все люди, и маленькие, и великие, являются простыми пешками в чьей-то замысловатой игре. Эту же мысль подтверждал буклет, прилагавшийся к «A Passion Play», по своему содержанию не менее абсурдный, чем газета, в которую заворачивался «Thick As A Brick». Сделан он был наподобие программки вымышленного балетного театра из вымышленного города. Режиссером постановки, композиторами балета, администраторами и т. д. были, естественно, Андерсон и его коллеги с зашифрованными фамилиями, но легко узнаваемые по приведенным тут же фотографиям.

…Честно говоря, этот альбом получился значительно слабее предыдущего, каким-то сумбурным, без основной музыкальной идеи или запоминающихся мелодий. Вторая сторона оставляла более благоприятное впечатление. На ней можно было даже услышать стилизацию под звучание шотландских волынок. Но, в основном, музыка была совершенно неопределенного жанра, созданная без оглядки на любые тенденции и течения в рок-н-ролле. Только после интервью, взятого у Яна Андерсона и 1976 году, стало ясно, в чем заключалась основная причина появления столь сырого, явно слепленного наспех материала.

«В «Thick As A Brick» и «A Passion Play», — сказал лидер ДЖЕТРО ТАЛЛ, — я двигался на ощупь в поисках настоящей творческой жилы, проблески которой видны на наших первых альбомах. Между этими двумя пластинками был записан двойной альбом, целиком состоящий из нового материала, но все пленки были мной сожжены, кроме одной с песней «Sole Survivor», которая появилась потом на нашем следующем диске, да и то под другим названием. Мы пытались сделать что-то отличное от «Thick As A Brick», и продолжительность звучания песен была от двух до десяти минут, но лишь четвертая часть альбома более-менее походила на совместную работу группы. Все пошло насмарку, потому что я хотел сделать нечто вроде «Thick As A Brick», только, чтобы он звучал интенсивнее и лучше. В результате мы ликвидировали все пленки и, находясь под большим эмоциональным давлением, за очень короткое время записали «A Passion Play». Этот альбом многим тогда не понравился, но я был готов идти на любой риск, чтобы удовлетворить как свои амбиции, так и амбиции своих коллег».

Однако рок-критикам было наплевать на искания музыкантов и они от всей души спустили на них собак, назвав альбом «запутанной, сбивающей с толку «бесстрастной игрой», а саму группу переименовали в JETHRO DULL (последнее слово переводится как «скука»). Но горше всего Андерсону было слышать, что ДЖЕТРО ТАЛЛ — это не ансамбль, а лишь аккомпанирующий ему состав. Правда, в этом обвинении была доля истины. С одной стороны, Ян мог показать свой талант в разных, так сказать, ипостасях, но, с другой стороны, вкладывая столь много усилий и творческой энергии в свои проекты, он становился слишком уязвимым для критиков.

Поэтому, когда музыкальная пресса ополчилась на его новую рок-сюиту и принята ее в штыки, Андерсон, ожесточенный злыми рецензиями на альбом, в августе 1973 года заявят, что распускает группу и отменил концерты, все билеты на которые, кстати сказать, были распроданы. Решение уйти в подполье было продиктовано, конечно, уязвленным самолюбием непонятого артиста. Недоразумение было тем более досадным, потому что сам альбом к концу года достиг первого места в американском хит-параде (кроме того, Chrysalis переиздала и июле первые четыре пластинки группы). Поостыв малость, Ян понял, что сделал большую ошибку, и поправился — дескать, концерты были отменены из-за его болезни, а музыкантам необходим длительный отдых. На том и порешили.

1973_a_passion_play_04

***
Сева Новгородцев, программа «Рок-поссевы», сентябрь 1988:

Следующая пластинка, выпущенная в 73 году, называлась «A Passion Play — Мистерия Страстей Господних», представлявшая из себя сорокаминутную сюиту. Однако, первоначально планировалось все по другому. В 72 году «Джетро Талл» поехали на фестиваль во Францию, под Париж, в известную студию «Шато Д’Эровиль». Много чем известна и славна Франция: французы, как никто, знают толк в вине и любви, кулинарии и архитектуре, парфюмерии и автомобилях, но вот роком Франция никогда сильна не была и, как следствие, студиями звукозаписи — тоже. В «Шато Д’Эровиль» сама техника была на уровне международных, но либо что-то в этой технике было не отлажено, либо пользоваться ею как следует не могли. Для требовательного Иана Андерсона все эти проскакивавшие щелчки и разные другие виды звукового несовершенства были неприемлимы. Он прозвал студию не «Шато Д’Эровиль», а «Шато Д’Изастер» — что-то вроде «Замок Лажа-Завал», а спустя еще несколько дней прекратил все дальнейшие попытки записаться. По возвращении в Англию, решено было не портить себе настроение, переписывая все повторно с самого начала, а сделать новый материал, который Иан Андерсон уже к тому времени от рассройства накропал.

Так и появилась на свет эта «Passion Play — Мистерия Страстей Господних». Если стихи на пластинке «Thick As A Brick» кое-кому казались заумными, то на новой пластинке среднему слушателю без высшего гуманитарного в них было вообще не разобраться. Насыщенные метафорами и аллегориями, они повествовали о жизни после смерти. Поклонники «Джетро Талл» к тому времени уже привыкли к тому, что песни группы надо расшифровывать как египетскую клинопись и были готовы идти по этому пути и дальше, но вот рок-журналистам, рецензентам и критикам, которые и творят и получают построчно -копаться во всей этой мистике было недосуг. Работа Андерсона показалась им выспренной и пластинке в печати был учинен разгром. Критики вообще не могут простить когда артист создает что-то выходящее за рамки их профессионального понимания. Народ, однако, решил иначе — особенно в Соединенных Штатах — где поклонники «Джетро Талл» проголосовали за пластинку трудовым долларом и вывели ее на первое место списка.

Но к тому времени настроение у Иана Андерсона и участников группы было крепко подпорчено газетными рецензиями и вот тогда, под горячую руку, и решено было самоустраниться от концертной работы. «Не навсегда» — сказали тогда джетротальцы — «а ненадолго. Мы только по Америке ездили раз двенадцать, не считая Европы и других стран. Пора остановиться, поразмыслить». Иан Андерсон вспоминает, что этот «перерыв» вылился всего в два свободных дня, два дня в течение которых можно было сказать, что «я — это я, а не какая-то часть «Джетро Талл»».

***
От задуманного фильма по материалам альбома остался только ролик «История зайца, потерявшего очки». В ролике участвует Королевский балет, а также члены группы: Джон Эван, Джеффри Хэммонд-Хэммонд (рассказчик истории) и Ян Андерсон.

1973_a_passion_play_06

****
Из автобиографии (1968-1982), написанной Яном Андерсоном для октябрьского номера «Trouser Press Magazine» (1982):

Этот альбом появился в тяжелый период, когда у нас были некоторые проблемы с налогами. Мы пробовали развивать дальше тему Thick as a Brick, но из этого ничего не вышло, в значительной степени из-за технических проблем работы в зарубежной студии. Надо учесть еще тот факт, что каждый из нас был эмоционально неуравновешен, и подобное чувство перемешивалоcь с растратой денег и попыткой спрятать их в Швейцарских банках, что является в некоторой степени незаконным.
Приблизительно в это время «внезапно» обнаружилось множество поэтов, которые якобы оказали на меня влияние. Единственный, который приходит все время на ум — я даже не могу припомнить, кто именно — всегда поражал меня своей странностью, просто потому, что я всегда думал, что это был всего лишь известный игрок в гольф. Я всегда ненавидел поэзию и никогда не копался в ней.
Само собой, что все мои идеи, мелодии и стихи будут на что-нибудь похожи, но меня действительно не волнует это.
Меня достаточно сильно беспокоит тема плагиата, но не до такой степени, чтобы ударяться в углубленное изучение литературы, поэзии или даже народной музыки.

1973_a_passion_play_07

***
«Афиша», 31.03.2003:

…я завожу речь про свой любимый альбом «Passion Play». Понимаете, говорю, я его наизусть знаю. Андерсон глядит на меня с легким недоумением, больше похожим на раздражение. У меня такое чувство, что он сейчас спросит: «Вам нужно мертвых душ? » Но он спокойно в течение получаса рассказывает мне про то, как нехорошо сыграл на саксофоне на записи этого самого «Passion Play».

***
Из интервью с Я. Андерсоном, 2002:

Я. Андерсон: — …В отличие от Thick As A Brick альбом Passion Play был несколько более серьезным и, возможно, не дошел до сознания очень многих людей именно потому, что был слишком серьезным. В нем не было ритмической динамики. В нем не было того настроения и иронии, даже некоторой самоиронии, которая присутствует на Thick As A Brick.

1973_a_passion_play_09

***
Из интервью с Я. Андерсоном:

Я. Андерсон: — Thick as a Brick по большей части тоже был вполне удачной записью, а вот на A Passion Play мне сейчас нравятся разве что несколько моментов – в целом, я не питаю особенно нежных чувств к этой пластинке.

 

***
Из интервью с М. Барре, www.dmme.net , ноябрь 2000:

— «Thick As A Brick» — в свое время вышло юбилейной издание этого альбома, как и альбома «Aqualung». Почему не было подобного издания «Passion Play»?

— О, этот альбом не популярен среди поклонников, никто не просит нас сыграть песни из «Passion Play». [А были ли там таковые? — DME]

 

***
Дискография группы от Яна Андерсона:

На «Thick As a brick» наша идея сделать концептуальный альбом, в конечном счете, была хохмой, и мы немало повеселились, работая над ним. Теперь же мы решили, что пора отнестись к концептуальности серьезнее и сделать диск, который не был бы лишь шутовством и приколом. В конце концов, мы оказались во французской студии Шато Д’Эровиль, известной по тому, что в ней записывались Элтон Джон, Кэт Стивенс и многие другие артисты. (Uriah Heep в том же 73 году записали в этой студии диск «Sweet Freedom» — MW). Изначально мы все же не собирались записывать «концепцию», это была лишь коллекция песен, из которых две впоследствии очутились на нашем следующем альбоме, «War Child»: «Bungle in the Jungle» и «Skating Away…». В процессе записи начала выкристаллизовываться любопытная тема — о том, как животная жизнь преломляется в обычаях человеческого общества, с его принципами «око за око» («dog-eat-dog»), и прочими. Но проект в целом упорно не желал доделываться. Так что мы просто бросили наши французские записи и вернулись в Англию. (Кстати, те самые «Chateau D’Isaster tapes» по легендам долгое время считались утерянными, но потом все же были опубликованы на одном из дисков двойника «Nightcap» (Chrysalis, 1995) — MW)
Дома я почти целиком переписал все, что было наработано во Франции, и результатом стал «A Passion Play». Тема выросла из раздумий о том, что нам предстоит встретить после смерти. Это — мрачный альбом, так и задумывалось, конечно, но нам недоставало разнообразия и живого юмора, присутствовавшего в «Thick As a Brick». Критики нас съели заживо. Крис Уэллс из «Melody Maker» и Боб Хилберн в «Los Angeles Times» написали настолько негативные рецензии, что все остальные либо просто перепечатали их, либо написали свои собственные по подобию тех. Это превратилось в снежный ком, и, в общем, нам хорошенько вмазали… Если подумать, то альбом получился несколько одномерным — не один из моих любимых дисков, это точно, зато он стал чуть ли не культовым среди некоторых фэнов.

1973_a_passion_play_08

***
Из интервью с Я. Андерсоном, «Classic Rock», 3 (29), 19.02.2005:

— После прорыва с ‘Aqualung’, ‘Thick As a Brick’ и ‘A Passion Play’, пресса обратила на вас пристальное внимание. Почему они нацелились именно на вас, а не на ELP, Yes или Genesis, которые делали очень похожие вещи?

— Насколько я помню, на них тоже обрушились. Помню, в 1972 году мы ездили по Японии, и ELP были там, и с ними прилетел полный самолет английских журналистов, чтобы освещать выступления Им не платили, но очень хорошо принимали и развлекали, водка лилась рекой, даже девчонок им подкинули. И от журналистов ожидали хвалебных репортажей. А хвалебных они не написали. Они с ними жестоко расправились.
Журналисты приходили и на наши концерты, потому что все это происходило в одно и то же время. И в Англии мы получили блестящие отзывы. Это явилось определяющим моментом для меня. Помню меня посетила мысль, что журналисты могут быть очень опасными и с ними надо держать ухо востро.
А год спустя пришел и наш черед. Мы не везли с собой никаких репортеров, ничего такого, но это был момент, когда журналисты поняли, что не могут всю жизнь писать заказные статьи и жить за счет известных музыкантов, что им надо чередовать хвалебные материалы и критику. ‘A Passion Play’ явился прекрасным предлогом, потому что альбом был мрачным, малопонятным и довольно скороспелым. Конечно, сегодня его называют самым культовым альбомом Tull. И серьезные люди могут повесить его как знак отличия, если смогут доказать, что внимательно прослушали его от начала до конца – причем дважды.
Но журнал Melody Maker не удосужился прослушать его даже единожды. Они просто разнесли его в пух и прах. И Rolling Stone ненавидит претенциозные английские группы.
Вот это действительно задело нас за живое. У нас пошла черная полоса. Но это не было для нас совсем уж неожиданно. Даже с ‘Thick As A Brick’ мы рисковали. Я знал, что рано или поздно нас обольют помоями.
[…]
…наш менеджер подбросил журналу Melody Maker смехотворную статейку через неделю после того, как Крис Уэлч написал ревью «Игра без страсти» в газете. Терри Эллис договорился с редактором дать эксклюзивный материал «Джетро Талл покидают сцену» в обмен на заголовок на первой полосе. К сожалению, он забыл сообщить об этом нам. Я беру журнал в руки и читаю статью: «Что за чертовщина? Это глупо. Мы здесь представлены как избалованные школьники, у которых отобрали лакомство». Это была совершенно ложная информация. И несмотря на многочисленные опровержения, многие по-прежнему считают, что Tull распались в 1973 году после плохих отзывов на ‘A Passion Play’. Но мы не распадались. Это просто была дурацкая выходка.

1973_a_passion_play_05

***
Из ответов Я. Андерсона на сайте группы:

— В 1973 году, после плохой рецензии на пластинку «A Passion Play» «Jethro Tull» распались. Почему?

Ответ: — Ничего мы не распались. Рецензии, действительно, были не очень, и наш тогдашний менеджер позвонил в газету «Melody Maker» и договорился с редактором, чтобы тот на первой странице опубликовал сенсацию — «JETHRO TULL» РАСПАЛИСЬ!!!» Мы сами об этом не знали, пока не прочитали в газете. Злились мы страшно, но что делать. Так что мы никогда, ни на минуту не распадались, поэтому о нашем воссоединении говорить бессмысленно.

 

***
Из интервью с Иэном Андерсоном. «Classic Rock» №4/2013:

— Стивен Уилсон заново микширует и ремастирует альбом Jethro Tull 1973 года A Passion Play. Он сказал, что плохие отзывы о нем в свое время сказались и на твоем мнении, и Уилсону пришлось убеждать тебя, что к альбому вполне стоит обратиться снова.

— Прошедшие годы в некотором роде оказались добры к этому альбому. Мелодии и аранжировки в нем довольно неплохие. Но, так или иначе, он оказался весьма унылым. Он звучал помпезно и отстраненно. Но это мое личное мнение. Я уже давно привык к тому, что, если мы сбиваемся с пути (или критикам так кажется), нас сильно ругают. Сегодня такое количество возможностей сделать свое мнение достоянием общественности, что почти невозможно получить одни только отрицательные отзывы.


«A Passion Play» (live 1973)

Jethro Tull — A Passion Play Live 1973 (35 min) USA Tour (excerpts) 

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы JETHRO TULL

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы JETHRO TULL»

<<< Вернуться на страницу «Песни группы JETHRO TULL по алфавиту»


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий