EUROPE — история песни «The Final Countdown» (1986)

Europe_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Признаюсь сразу. Никогда не был поклонником творчества EUROPE, да и сам стиль глэм-металла не особо тревожит струны моей души. А вот песню «The Final Countdown», как и миллионы моих соотечественников, очень люблю. Это только музыкальные критики ценят песни за какие-то экспериментальные находки, или интеллектуально-социальный посыл. Рядовому же слушателю надо, чтобы песня его волновала, цепляла, и этого у песни «The Final Countdown» («Финальный обратный отсчет») не отнять.
Прошло уже 25 лет, а она до сих пор льется с экранов телевизоров, размножается в виде каверов, звенит мобильными рингтонами…

Хотя сама песня и вышла в 1986 году, история ее началась значительно раньше, и началась именно со знаменитого синтезаторного риффа, который может напеть любой из вас.
О написании этого риффа ходит немало слухов. Где-то даже писали, что вокалист ЕВРОПЫ – Джоуи Темпест, будучи еще юным шведским пареньком Рольфом Магнусом Йоакимом Ларссоном, услышал сию мелодию на дискотеке во время лазерного шоу.
На самом же деле точно известно, что Джоуи осознанно наиграл этот рифф на синтезаторе еще в 1982 году. Так бы и пылился этот «черновик» в загашнике, если бы басист не предложил превратить «туду-дут-ду!» во что-то более серьезное. Надо сказать, нередко бывает, что в написанной на основе риффа песне ничего хорошего кроме этого риффа и нет. Но тут, надо отдать должное, всё получилось органично и на славу.
Забавно то, что клавишник Мик Михаэли при записи смешал два тембра (от синтезаторов «Ямаха» и «Роланд»), а впоследствии так и не мог получить точно такого же звучания. Пришлось пользоваться сэмплами…

Однако были в группе и недовольные. Гитарист Джон Норум уже ворчал по поводу появления в их рядах клавишника, а уж услышав столь дискотечную мелодию и вовсе запротестовал против того, чтобы «Final Countdown» выпускали в виде сингла. Собственно, ее на эту роль и не планировали, иначе сделали бы покороче. Синглом хотели сделать другую – более роковую – песню из намечающегося альбома – «Rock the night», но Джоуи Темпест (подозреваю, что при поддержке лейбла CBS) настоял на «Финальном отсчете».
И не ошибся. В 1986 году сингл «Final Countdown» оглушительно выстрелил, заняв 8-е место в хит-параде США и разойдясь восьмимиллионным тиражом. Более продаваемого сингла у CBS до этого не было. Как не было после ABBA такого успеха у шведской группы, пусть и поющей на великом и могучем английском языке.

Тема для песни зародилась в голове Джоуи под влиянием другого космического хита – «Space Oddity» – авторства Дэвида Боуи. Текст «Финального отсчета» вышел не столь мрачным, но тоже достаточно драматичным и совсем не веселым, как может показаться.

Мы улетаем вместе,
Но это все еще прощание.
И, может быть, мы вернемся
На землю, кто знает?

Я думаю, что некого винить.
Мы покидаем землю
Будет ли все, как прежде?
Это последний обратный отсчет.
Последний обратный отсчет.

Мы летим к Венере
И гордо смотрим вперед.
Быть может, они увидели нас
И приветствуют нас всех?

Так много впереди световых лет
И столько всего нужно открыть.
Я уверен, что мы будем очень скучать по ней.
Это последний обратный отсчет.
Последний обратный отсчет…

Europe_02

А в СССР в это время молодежь вовсю обвешивалась напульсниками и цепями, выражая таким образом массовую любовь к хэви-металлу. И тут на телеэкранах (!) появляется ЕВРОПА и милашка Темпест – с завивкой по последней моде, весь в коже и ловко вращающий микрофонной стойкой. Насколько я помню, клип ЕВРОПЫ впервые появился в какой-то из новых вечерних программ типа «Взгляда». Поэтому, когда в 1987 году транслировалась программа «Шведская «Лестница Якоба» в гостях у «Утренней Почты»», я, как и многие, прильнул к экрану, чтобы созерцать именно ЕВРОПУ. Исполненная в той программе «Final Countdown» вместе с балладой «Carrie» так и остались самыми известными произведениями ЕВРОПЫ на одной шестой суши.

Сами же музыканты отнюдь не считают себя «группой одной песни». И вполне небезосновательно.

Д. Темпест:
«…это не соответствует действительности. По-моему, это скорее проблемы радио и телевидения, которые, к сожалению, слишком часто крутят одни и те же песни. На семи пластинках, я имею в виду и пластинки EUROPE, и свои сольные, всегда была хотя бы пара песен, которые становились хитами и в Европе, и в США».

Барабанщик Ян Хауглунд:
«…из-за «The Final Countdown» нас считают группой одного хита, но если бы мы написали все те же песни, но не написали «The Final Countdown», то нас бы считали группой как минимум десяти хитов».

Хит, внесший первое зерно раздора в ряды EUROPE, эту группу впоследствии и воссоединил. Участников ЕВРОПЫ, давно ушедших в сольное творчество, попросили исполнить «Финальный отсчет» на праздновании Миллениума – уж очень символично звучала эта песня в последние минуты 2-го тысячелетия.

К слову, за два года до этого Дитер Болен беззастенчиво передрал знаменитый синтезаторный рифф для песни MODERN TALKING «We take the chance», за что обиженная ЕВРОПА, по-моему, смогла-таки получить материальную компенсацию.

Заразная мелодия даже неожиданно (и явно случайно) проникла во вступление песни «Gone With The Wind» 1999 г. группы BLACKMORE’S NIGHT, которая вообще-то строилась на мелодике русской песни «Полюшко-поле».

Стоит ли говорить о количестве каверов на эту песню? А если и говорить, то безусловно стоит отметить превосходную мрачно-электронную трактовку «The Final Countdown» группы LAIBACH c альбома «NATO» 1994 г.

А вот финские парни. Это так плохо, что даже хорошо:

Автор: Сергей Курий