THE DOORS, часть 4: история песен «Hello, I Love You» (1968), «Touch Me» (1968), «Roadhouse Blues» (1970) и «Riders on the Storm» (1971)

doors_2_17

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»


«Hello, I Love You», «Touch Me» (1968)

Как известно, далеко не всегда хитами становятся лучшие песни группы. К таким хитам можно отнести и эти две — весьма незатейливые и попсовые — композиции, к которым и сами музыканты не испытывали тёплых чувств.

Д. Дэнсмор:
«Однажды вечером на студии «TT & G» в Голливуде, где мы записывались за $100 в час, Пол Ротшильд взял нас всех за руки и вытащил из звукорежиссерской кабины в помещение студии, чтобы произнести одну из своих маленьких речей. Он сказал, что нам скоро понадобится хит, и что «Hello, I Love You», с плотной аранжировкой — это то, что надо».

doors_2_12

«Hello, I Love You» была написана ещё в 1965 году, когда группа только-только образовалась. Забавно, что Моррисон сочинил её на том же Лос-Анджелевском пляже, где произошла его первая встреча с Манзареком, и возник замысел DOORS. Там же Джим увидел чернокожую красотку и подумал — как бы хорошо было бы подойти к ней и, без затей и экивоков, сказать: «Привет! Я люблю тебя! Не скажешь ли своё имя?». К незнакомке он так и не подошёл, но зафиксировал свой порыв в стихах.

doors_2_11
Тот самый пляж.

Ранняя аранжировка песни не нравилась Ротшильду. Тогда Кригер значительно утяжелил её, исказив гитарный рифф новомодным фуззом. В результате, «Hello, I Love You» стала №1 в США, далеко обогнав другой сингл DOORS того же года — «The Unknown Soldier». Нехитрая любовная песенка оказалась ближе слушателям, нежели антивоенная сага о неизвестном солдате.

Однако песню сопровождал не только успех, но и скандал. Лидер британской группы KINKS подал на американцев в суд, заявив, что гитарный рифф «Hello, I Love You» слямзен с их хита 1965 года «All Day and All of the Night» <слушать>. Сходство было настолько очевидным, что DOORS пришлось платить отступные — по крайней мере, с британского тиража сингла.
Однако, и по сей день Робби Кригер не желает признать плагиат, утверждая, что это всего лишь совпадение. И добавляет, что единственное, что он заимствовал, так это ритмику песни «Sunshine of your love» группы CREAMТак что если мы кого-то ободрали, то CREAM, а никак не THE KINKS«).

Другой хит DOORS — «Touch Me» (№3 США) — звучал бодрей и был богато аранжирован струнными и медными духовыми. В тексте Робби Кригер подтрунивал над своими семейными склоками, поэтому поначалу первая строчка звучала «Come on, now, HIT me, baby» («Давай-давай, ударь меня, милая!»). Недаром она поётся так быстро и нервно.
Но Моррисон кардинально изменил концепцию, заменив «ударь» на «коснись» (не хватало, чтоб его ещё били на концертах по его же просьбе). Также, заметив, что проигрыш в конце напоминает мелодию из старой рекламы моющего средства, музыканты решили постебаться и выкрикнули в конце слоган «Stronger Then Dirt» («Сильнее, чем грязь»).

На этом издевательства над песней не закончились. Моррисон так её не любил, что зачастую на концертах пел не «touch me», и даже не «hit me», а совсем неприличное «suck me» (suck — англ. сосать).

«Roadhouse Blues» (1970)

В 1969-70 годах успех DOORS пошёл на спад. Одни считали, что группа изменила своему «дорсовскому» саунду. Других отталкивали скандальные выходки Моррисона на концертах. Вершиной непотребства стал знаменитый инцидент в Майями, когда обдолбанный и упитый Джим пытался продемонстрировать публике свой «мускул любви».
Тем не менее, группа продолжала записывать добротные альбомы и синглы. И пускай песни не занимали вершин хит-парадов, время оказалось на их стороне. Что с того, что «Roadhouse Blues» («Блюз придорожной закусочной») занял лишь 50-е место, если сейчас это настоящая рок-классика?

Надо сказать, что в поздних альбомах DOORS всё чаще обращались к «корням» рок-музыки. Для записи «Roadhouse Blues» они даже привлекли легендарного блюзового гитариста Лонни Мэка. Правда, попросили сыграть его не на гитаре, а на басу.
Дело в том, что штатного басиста у группы никогда не было. На концертах партию баса обычно исполнял Рэй Манзарэк на своём электрооргане, а для студийной записи приглашался кто-нибудь со стороны.
В результате, «Roadhouse Blues» был исполнен в лучших блюзовых традициях. Тут были и неоднозначные выражения с сексуальным подтекстом вроде «Let It Roll», и всякие брутальные латиносские словечки, которые обильно натыкал Моррисон. Например, «chucha» — сука, или «chaca» — ракушка (имелись в виду, конечно не створки моллюска, а нечто иное).
Аранжировка тоже соответствовала заданному стилю. Манзарэк сменил электроорган на обычный рояль, а Мэк записал блестящую басовую партию. Несмотря на это, блюзмен всегда злился, когда Кригер называл его «басистом» и кричал: «Я гитарист, чёрт тебя подери!».

doors_2_13 

Для полной аутентичности не хватало только соло на губной гармошке. Сначала, пользуясь случаем, помузицировать решил освобождённый вокалист. После чего Кригер сказал, что он сыграет лучше.
В результате, на роль губного гармониста тоже пригласили человека со стороны. Это был Джон Себастиан из известной группы LOVIN’ SPOONFUL. С задачей он справился отлично, но попросил не указывать на обложке его имени (в итоге его напечатали под псевдонимом «G. Puglese»). Хотя Джон и говорил, что секретность связана с его контрактными обязательствами, на самом деле он не хотел, чтобы его имя связывали со скандальными DOORS. Как говорится, это вредно для бизнеса…

Р. Кригер:
«Roadhouse Blues» – одна из моих самых любимых песен. Я горжусь ею, потому что, несмотря на то, что она очень проста, она не является тривиальным блюзом. Этот небольшой рифф делает ее оригинальной песней, и именно в этом заключается вся сущность DOORS».

«Riders on the Storm» (1971)

«Да это не песня, а какая-то мешанина!», — возмущённо крикнул Пол Ротшильд, плюнул и хлопнул дверью, предоставив продолжать запись альбома без него. Сегодня трудно поверить, что возмущение продюсера вызвала одна из лучших песен DOORS под названием «Riders on the Storm».

А началось всё с дуракаваляния. Музыканты забавлялись со знаменитой ковбойской песней «(Ghost) Riders in the Sky» о призрачных всадниках, которые гонят в небе адское стадо. Постепенно образы из песни трансформировались в мозгу Моррисона и привели к рождению совершенно оригинальной композиции.
Как только не переводят её название! И «Мчащиеся в грозу», и «Всадники бури», и (по-моему, более поэтически точное) «Оседлавшие бурю». Текст не имел чёткого сюжета — его объединяла лишь тема странничества. 

 Оседлавшие бурю,
Оседлавшие бурю,
В этом доме, где мы рождены,
В этом мире, где брошены мы на произвол судьбы,
Словно собака — без кости,
Словно актер — без приглашения к роли,
Оседлавшие бурю.

 Там на дороге — убийца,
Его мозг корчится в конвульсиях, словно мерзкая жаба.
Возьми себе длительный отпуск,
Разреши своим детям играть в свои игры,
Если ты решишь подвезти этого человека,
Милое семейство умрет.

doors_2_15

Большинство исследователей считают, что образ «автостопщика-убийцы» берёт свои истоки в сценарии фильма Моррисона «HWY», который он снимал ещё во время учёбы на курсе кинематографии, да так и не доснял. Также считают, что сам образ, скорее всего, отсылка к Билли Куку — реальному убийце, порешившему целую семью, которая согласилась его подвезти.
Впрочем, есть и другое предположение. Мол, здесь Джим вспоминает историю из своего детства, когда он стал свидетелем кровавой автокатастрофы. Чей-то автомобиль врезался в фургон с индейцами и почти все они погибли. Моррисону тогда показалось, что душа умирающего индейца вселилась прямо в него. Недаром Оливер Стоун начинает свой фильм про DOORS именно с этой истории и этой песни.
Что до самого выражения «Riders on the Storm» то его истоки усматривают в стихотворении У. Крэйна «Praise For An Urn», где он вспоминает умершего друга, а сами воспоминания называет «изящными всадниками бури«.
Несмотря на невнятность и фрагментарность текста, песня звучит по-настоящему завораживающе, сопровождаемая звуками грозы и блестящим соло Манзарэка, имитирующим падение капель дождя.

Песня так нравилась музыкантам, что Кригер даже хотел выбрать её первым синглом альбома «L.A.Woman» в ущерб своей композиции «Love Her Madly», которую продвигал лейбл. В итоге сошлись на том, что первый удар нанесут всё-таки явно хитовой песней Кригера, а потом уже посмотрят.

doors_2_14

Расчёт оправдался — замечательная блюзовая «Love Her Madly» поднялась до 11 места, а «Riders on the Storm» пользовалась большим успехом на радио.
Но оставалась привычная проблема, как сократить 6-минутную композицию до синглового формата. За дело взялись ударник Джон Дэнсмор и звукорежиссёр Брюс Ботник. Им удалось невозможное — сам Манзарэк не мог понять, что же они вырезали из его соло.

«Riders on the Storm» заняла 14-е место в США и стала последней песней, которую записал Джим Моррисон.

doors_2_16

3 июля 1971 года во время приёма ванны его сердце остановилось. Произошло это на родине его любимых поэтов — в Париже. Там же — на кладбище Пер-Лашез — лидер DOORS и похоронен.

THIS IS BE END.