Хиты братьев Гибб — история песен BEE GEES «Stayin’ Alive», «How Deep Is Your Love» (1977) и песни Барбры Стрейзанд «Woman In Love» (1980)

beegees_01

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

В 1976 году в журнале «New York» появилась статья Ника Кона, посвящённая новому модному веянию в среде молодёжи Бруклина. Раз в неделю парни и девушки (обычно из малообеспеченных семей) забывали о своей серой бесперспективной жизни, облачались в самые яркие наряды и шли в, так называемые, диско-бары.
В то время «дискотеки» и, собственно, стиль «диско» были ещё явлениями маргинальными, субкультурными. В отличие, от традиционных баров, где играла живая группа или, по крайней мере, стояли музыкальные автоматы, главным лицом дискотек был ди-джей — парень, который менял пластинки, заводил толпу — в общем, определял программу вечера. Музыка на дискотеках была исключительно танцевальной с механически ровным ритмом, а танцы — достаточно простыми, но при этом, как и музыка, чётко упорядоченными. Обычно они заключались в совместном повторении каких-то несложных фигур.

beegees_02

Когда продюсер Роберт Стигвуд прочёл статью Кона, то тот час решил, что это прекрасная тема для фильма. Так родилась история о парне из итальянской семьи, который днём — всего лишь продавец красок, зато ночью — настоящий король танцпола.
Фильм был малобюджетный, поэтому на роль главного героя был выбран никому неизвестный актёр Джон Траволта. А вот с музыкой особых проблем не было, ибо под крылом продюсера Стигвуда уже давно работала группа под названием BEE GEES…
Для многих братья Гибб так и останутся в памяти, как три парня в белых костюмах, исполняющих диско-хиты писклявыми голосами. Не все знают, что первые плоды успеха они вкусили ещё задолго до диско-бума — практически в подростковом возрасте. К успеху братья пришли довольно забавным окольным путём.


Братья Гибб, 1959 г.

Будучи родом из Англии, семья Гибб в 1958 году переселилась аж в Австралию. Отец семейства сам по молодости мечтал стать звездой эстрады, поэтому все свои нереализованные мечты воплощал в детях. Дети, как на подбор, были очень музыкальны и прекрасно пели, поэтому желанию отца особо не сопротивлялись.
В итоге, был образован семейный ансамбль из трёх братьев — старшего Барри и младших — Мориса и Робина (последние были близнецами и даже умерли от похожих болезней, связанных с раком кишечника). Талантливых пацанов тут же заметил австралийский ди-джей Билл Гейтс и всячески способствовал их раскрутке на радио. Говорят, что даже само название БИ ДЖИЗ возникло от инициалов их опекуна (по другой версии, эти инициалы означали Братья Гибб).

beegees_04
Братья Гибб, 1963 г.

Ребята были настолько самоценны, что почти сразу отказались от услуг посторонних авторов, и весь материал писали сами. Вышедший в 1966 году первый альбом трио неожиданно стал №1 в Британии, и братья решают вернуться на родину. Там они попадают под опеку, уже помянутого выше, Роберта Стигвуда, и под влиянием BEATLES выпускают песни в стиле эдакого мягкого мелодичного рока с красивыми гармониями.

beegees_05

Уже второй сингл — «New York Mining Desaster, 1941» (1967) <слушать> — попадает в ТОП-10 Британии и ТОП-20 США. За ним следует целая вереница хитов — «To Love Somebody» <слушать>, «Words» <слушать>, «Massachusetts» <слушать>…
Но слава — дама переменчивая, и в начале 1970-х она отворачивает своё лицо от BEE GEES. Будучи по натуре прирождёнными поп-творцами (то есть, людьми, желающими писать именно ПОПУЛЯРНЫЕ песни), братья понимают, что надо срочно что-то менять.

Морис Гибб:
«Эти наши длинные, нескончаемые баллады… Я думаю, мы переборщили с ними. Нам-то они нравились, но они были не то, что хотела публика».

Робин Гибб:
«Изучая свое дело, надо, прежде всего, уяснить, что трогает людей: где дело беспроигрышное, а где провал неизбежен».

В 1975 году Стигвуд предлагает трио переехать в Майами, чтобы поэкспериментировать с новым продюсером — Арифом Мардином. В результате стиль BEE GEES всё больше склоняется в сторону танцевального фанка и лиричного соула. Кроме того, продюсер открывает у братьев «второе дыхание» и в буквальном смысле слова.

Барри Гибб:
«Ариф начал напевать мотив, отдаленно напоминающий песню «Вечера на Бродвее». Я начал ему подпевать и вдруг он закричал мне: «Стоп! А ты можешь спеть это на октаву выше?» Я ответил, что, в общем, да, могу… Но это будет ужасно. На что он только улыбнулся и повторил: «Давай-давай, парень! На октаву выше!..»

beegees_06

Так родился на свет знаменитый фальцет братьев Гибб, который одних восхищал, а других раздражал. Впрочем, и сами братья относились к подобному пению весьма иронически. Однажды журналисты спросили, как им удаётся брать такие высокие ноты, и Робин Гибб ответил: «Продюсер просто приставил вешалку для пальто к заднице Барри, и так это случилось«.
Тем не менее, ритмичная музыка в сочетании с фальцетом тот час принесла свои плоды. Альбом «Main Course» и последующие за ним пластинки имели большой успех. Но настоящее безумие вокруг имени БИ ДЖИЗ началось именно благодаря фильму «Saturday Night Fever» («Лихорадка субботнего вечера»).

beegees_07

Кстати, Стигвуд поначалу хотел назвать фильм просто «Saturday Night», но братья сказали, что это слишком банально и предложили своё название «Night Fever». Однако теперь Стигвуд сказал, что это звучит как-то «порнографически». В итоге оба названия объединили, а «Night Fever» осталось, как наименование одной из песен.
По воспоминаниям самих братьев, во время работы над саундтреком они имели весьма общее представление о фильме.

Морис Гибб:
«Все, что мы знали, это то, что мы должны были написать песни для фильма об одном парне, который работает в магазине красок и побеждает в конкурсе танцев в субботний вечер. Мы даже не знали, что это фильм о танцах, пока не посмотрели текущий съемочный материал».

beegees_08

Когда Стигвуд попросил ребят написать песни для фильма, они как раз работали над материалом для нового альбома в студии на севере Франции. Студия располагалась в особняке, где-то на отшибе. Погода была отвратительной, телевидения в доме не было, поэтому творческий поток бил из братьев неиссякаемым ключом. Но для создания ещё и песен для фильма времени уже не было, поэтому БИ ДЖИЗ показали продюсеру уже наработанный материал. Из него Стигвуд выбрал несколько песен, и попросил приберечь их для саундтрека.
Позже Барри Гибб пошутит: «Кто ж знал, что Траволта так здорово сыграет? Мы бы не стали пихать в фильм старье и петь жуткими голосами!«.

Действительно, такого развития событий тогда никто не ожидал. Фильм и саундтрек вышли в конце 1977 года, и оба имели потрясающий успех. Траволта в одночасье стал кинозвездой, а диско-лихорадка выплеснулась из клубов в широкие массы. Говорят, что только в промежуток между Рождеством и Новым Годом было продано 750 тысяч пластинок с саундтреком «Saturday Night Fever»! Сам диск 6 недель возглавлял хит-парад США, а БИ ДЖИЗ навеки стали символом эпохи диско. И надо сказать, братьям это не очень нравилось…

Барри Гибб:
«Из-за этого успеха к BEE GEES прилепили этикетку диско-группы. Но мы не играли «диско» ни до «Лихорадки», ни после. Мы — группа ритм-энд-блюза и будем всегда ею оставаться, даже если будет использовать новые идеи и веяния.
…Тут одна половина мозга, а тут другая, которая говорит: это было расчудесное время, но дело там было вовсе и не в BEE GEES, поэтому не грузись этим. Дело было просто в своеобразном периоде времени, когда у всех было такое party-настроение в голове, потому что весь мир рассматривался как одна большая вечеринка. Возможно, за этим было что-то иное, что мы и пытались преодолеть, возможно, это было даже движение за мир».

beegees_09


«Stayin’ Alive» (1977)

Даже в Советском Союзе, где фильм про танцующего продавца не крутили, такие песни, как «Stayin’ Alive» и «How Deep Is Your Love» знали все завсегдатаи дискотек.

Звукорежиссёр Карл Ричардсон:
«Я отчётливо помню, что Барри сказал: ”Парни, Карл, у меня для вас есть песня. Сел и сыграл на акустической гитаре «Stayin’ Alive». Это было очень мелодично, просто невероятно. Я сказал: “Барри, не забудь этот ритм. Это будет хит номер один”.

Песня, звучащая в начальных кадрах фильма, где герой Траволты гордо вышагивает в лаковых башмаках цвета красного дерева, стала самой известной песней коллектива.

В ней (как впрочем и в остальных хитах БИ ДЖИЗ) в первую очередь, поражает мастерская аранжировка и блестяще выстроенный вокал. Звукорежиссёр вспоминал, что братья были настолько слажены в работе, что даже отказались от трёх микрофонов и наушников.

Карл Ричардсон:
«Они пели одновременно в один микрофон, глядя друг на друга. И когда я услышал их, то понял, что значит настоящее пение: первый же дубль – и всё идеально, в тональности, в ритме…».

beegees_10

Правда, с этим тонким, почти женским вокалом была одна загвоздочка. Даже англоязычные слушатели и те часто воспринимали «Stayin’ Alive», как эдакую дискотечную развлекательную песню. Хотя уже одно её название — «Остаться в живых» — было достаточно мужественным, и речь в песне шла совсем не о танцах.

Барри Гибб:
«Тема песни достаточно серьезная — о выживании на улицах Нью-Йорка. Это песня отчаяния. Но если ты выживешь на улицах Нью-Йорка — ты выживешь везде. И «Stayin’ Alive» об этом. Они борются против всего мира, против всей этой гадости, так и норовящей утопить тебя. И просто выжить в этих условиях — уже победа. Если же ты сможешь подняться, это сродни подвигу и никого не оставит равнодушным».

Но подобное пение не настраивало на мужественный лад. «Когда поют BEE GEES, мне кажется, что они плачут«, — очень тонко подметил Майкл Джексон.
Поначалу «Stayin’ Alive» попытались записать живьём, но результат не понравился, и группа занялась другим хитом — «Night fever». Когда «Night fever» записали, барабанщику внезапно пришлось лететь в Лондон на похороны матери. Оставшись без ударника, BEE GEES сначала попробовали записать «Stayin’ Alive» с помощью драм-машины, но потом плюнули и решили использовать партию ударных из уже готовой «Night fever». Выбрали нужные отрывки, вырезали их (в прямом смысле слова) из магнитофонной ленты, склеили в петлю и пустили по кругу. А на конверте пластинки ради смеха барабанщиком указали несуществующего Бернара Люпэ.

Карл Ричардсон:
«Мы получили невероятное количество телефонных звонков от людей, которые искали барабанщика Бернара Люпэ. Типа “Парни, это настоящий рок! В жизни не слышал таких «жёстких» барабанов!»

beegees_11

 Песню чуть было не испортил Джон Эвильдсен — режиссёр, нанятый Стигвудом для съёмок «Лихорадки…». Он потребовал вставить в середину песни медленный балладный отрывок. Отрывок-то вставили, но, услышав окончательный вариант, Ричардсон произнёс: «Парни, мы сейчас угробили хитовую песню. Это просто какой-то пьяный хит!». Музыканты версию забраковали и пожаловались Стигвуду на самоуправство режиссёра. Эвильдсен тут же был уволен, а новым режиссёром стал Джон Бэдхэм.

Поначалу «Stayin’ Alive» даже не планировали издавать отдельно, но когда радио завалили заявками, сингл выпустили, и песня на 4 месяца оккупировала вершину американского топа.

Она стала «визитной карточкой» братьев Гибб. Её часто перепевали, а в 1983 году под названием «Stayin’ Alive» вышел фильм, представляющий собой продолжение «Лихорадки субботнего вечера».

beegees_12

Кроме того, западные медики рекомендуют своим студентам напевать «Остаться в живых» во время непрямого массажа сердца. Дело в том, что ритм песни — 103 удара минута — почти соответствует ритму сердечной мышцы — 100 ударов в минуту. Да и название у песни подходящее…

КАВЕРЫ на «Stayin’ Alive»:

Celine Dion & Vitaa, Shy’m and Amel Bent — Stayin’ Alive

Ozzy Osbourne — Stayin’ Alive
Оззи по мотивам диско.

N-Trans — Stayin’ Alive
Без рэпа не обошлось.

Glee — Stayin’ Alive (кавер из сериала «Хор»)

«How Deep Is Your Love» (1977)

Что касается другого хита — «How Deep Is Your Love», то сначала эту красивую балладу в фильме должна была петь Ивон Эллиман. Но потом решили оставить авторское исполнение — настолько оно было хорошим! Несмотря на лирический настрой песни с вечным вопросом «Как глубока твоя любовь?», здесь мы почти не слышим знаменитого фальцета. Братья поют её своими натуральными голосами — впрочем, тоже мягкими и тёплыми.

beegees_13

Говорят, что большую роль в звучании песни сыграл пианист Блю Уивер. Он вспоминал, что во время работы над песней Барри постоянно просил его сыграть самые красивые аккорды, которые тот знал, и именно на них выстраивал аранжировку.

Сингл «How Deep Is Your Love» стал №1 в США. А в 1996 году большой успех с кавером на эту песню поимеет мальчуковый квартет TAKE THAT (№1 в Британии) <слушать>.

Правда, и обделённая Ивон Эллиман тоже не осталась в накладе. Она исполнила в «Лихорадке субботнего вечера» другую песню братьев Гибб — «If I Can’t Have You», которая тоже побывала на вершине топа <слушать>.

1978-79 года стали для BEE GEES пиком их карьеры. Саундтрек к «Лихорадке…» отхватил целых пять наград «Грэмми» — «альбом года», «продюсер года», «лучшая аранжировка вокала» («Stayin’ Alive») и две награды за «лучшее исполнение группой» («How Deep Is Your Love», «Night fever»).

beegees_14

Альбом 1978 года «Spirits Having Flown» снова стал №1. 1-е место заняла и самая известная песня альбома — «Tragedy», снова сочетающая драматический напор и раскаты грома (это Барри просто сложил руки у микрофона и сильно дунул) с танцевальностью и писклявыми голосами.

В марте 1978 года сложился прецендент, незнакомый со времён БИТЛЗ. В американской первой десятке толклись аж 5 хитов авторства братьев Гибб: «How Deep Is Your Love», «Stayin’ Alive», «Night Fever», «Love Is Thicker Than Water» (написанная Барри для Энди Гибба — ещё одного брата Гибб, начавшего музыкальную карьеру) и «Emotion» (написанная Барри и Робином) для Саманты Сэнг.

beegees_15

«Woman in love» (1980)

Плодовитость братьев Гибб стала для них настоящей палочкой-выручалочкой, когда к началу 1980-х удача снова перестала быть к ним благосклонной. Мало найдётся людей, которые хотя бы краем уха не слышали замечательную балладу «Woman in love» («Влюбленная женщина») в исполнении Барбры Стрэйзанд.

beegees_16

Но не все знают, что эту песню, как и весь материал альбома актрисы под названием «Guilty», написал Барри Гибб. Он же выступил и продюсером пластинки.
Правда, запись пластинки протекала непросто. Дело в том, что фонограмму Барри записывал в Майами, а потом посылал плёнки на запал — в Голливуд, где жила Стрэйзанд. А так, как Барбра любила частенько в одной песне менять тональность голоса, фонограмму приходилось редактировать и склеивать из разных вариантов.
Зато результат вышел на славу — «Guilty» стала самой успешной пластинкой Стрэйзанд за всю её карьеру. Ну, а «Woman in love» до сих пор не уходит из трек-листов радиостанций. Забавно, что Барбра редко исполняла эту песню вживую и даже заявляла, что недолюбливает её, ибо не очень верит в её смысл.

Интересно, что существует демо-версия, где Барри Гибб сам исполняет «Woman in love» своим знаменитым фальцетом <слушать>.

beegees_17

Тем не менее, чувственный вокал Барбры в этой песне до сих пор остаётся эталонным. Хотя кто только не перепевал эту композицию — да ещё и на разных языках. Есть фрацузская версия Мирей Матье (“Une Femme amoureuse») <слушать>, испаноязычная — Филиппы Джордано («Me he enamorado de ti») <слушать>, греческая — Анны Висси <слушать>, арабская — Софии Марик <слушать>. Ну, а самый известный русскоязычный кавер – «Куда бы ты не ушёл» — записал вокально-инструментальный ансамбль ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ (текст — Владимира Попкова, исполнение — Галины Шевелёвой).


Автор: Сергей Курий
сентябрь 2013 г.