Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»
В 1976 году в журнале «New York» появилась статья Ника Кона, посвящённая новому модному веянию в среде молодёжи Бруклина. Раз в неделю парни и девушки (обычно из малообеспеченных семей) забывали о своей серой бесперспективной жизни, облачались в самые яркие наряды и шли в, так называемые, диско-бары.
В то время «дискотеки» и, собственно, стиль «диско» были ещё явлениями маргинальными, субкультурными. В отличие, от традиционных баров, где играла живая группа или, по крайней мере, стояли музыкальные автоматы, главным лицом дискотек был ди-джей — парень, который менял пластинки, заводил толпу — в общем, определял программу вечера. Музыка на дискотеках была исключительно танцевальной с механически ровным ритмом, а танцы — достаточно простыми, но при этом, как и музыка, чётко упорядоченными. Обычно они заключались в совместном повторении каких-то несложных фигур.
Когда продюсер Роберт Стигвуд прочёл статью Кона, то тот час решил, что это прекрасная тема для фильма. Так родилась история о парне из итальянской семьи, который днём — всего лишь продавец красок, зато ночью — настоящий король танцпола.
Фильм был малобюджетный, поэтому на роль главного героя был выбран никому неизвестный актёр Джон Траволта. А вот с музыкой особых проблем не было, ибо под крылом продюсера Стигвуда уже давно работала группа под названием BEE GEES…
Для многих братья Гибб так и останутся в памяти, как три парня в белых костюмах, исполняющих диско-хиты писклявыми голосами. Не все знают, что первые плоды успеха они вкусили ещё задолго до диско-бума — практически в подростковом возрасте. К успеху братья пришли довольно забавным окольным путём.
Братья Гибб, 1959 г.
Будучи родом из Англии, семья Гибб в 1958 году переселилась аж в Австралию. Отец семейства сам по молодости мечтал стать звездой эстрады, поэтому все свои нереализованные мечты воплощал в детях. Дети, как на подбор, были очень музыкальны и прекрасно пели, поэтому желанию отца особо не сопротивлялись.
В итоге, был образован семейный ансамбль из трёх братьев — старшего Барри и младших — Мориса и Робина (последние были близнецами и даже умерли от похожих болезней, связанных с раком кишечника). Талантливых пацанов тут же заметил австралийский ди-джей Билл Гейтс и всячески способствовал их раскрутке на радио. Говорят, что даже само название БИ ДЖИЗ возникло от инициалов их опекуна (по другой версии, эти инициалы означали Братья Гибб).
Братья Гибб, 1963 г.
Ребята были настолько самоценны, что почти сразу отказались от услуг посторонних авторов, и весь материал писали сами. Вышедший в 1966 году первый альбом трио неожиданно стал №1 в Британии, и братья решают вернуться на родину. Там они попадают под опеку, уже помянутого выше, Роберта Стигвуда, и под влиянием BEATLES выпускают песни в стиле эдакого мягкого мелодичного рока с красивыми гармониями.
Уже второй сингл — «New York Mining Desaster, 1941» (1967) <слушать> — попадает в ТОП-10 Британии и ТОП-20 США. За ним следует целая вереница хитов — «To Love Somebody» <слушать>, «Words» <слушать>, «Massachusetts» <слушать>…
Но слава — дама переменчивая, и в начале 1970-х она отворачивает своё лицо от BEE GEES. Будучи по натуре прирождёнными поп-творцами (то есть, людьми, желающими писать именно ПОПУЛЯРНЫЕ песни), братья понимают, что надо срочно что-то менять.
Морис Гибб:
«Эти наши длинные, нескончаемые баллады… Я думаю, мы переборщили с ними. Нам-то они нравились, но они были не то, что хотела публика».Робин Гибб:
«Изучая свое дело, надо, прежде всего, уяснить, что трогает людей: где дело беспроигрышное, а где провал неизбежен».
В 1975 году Стигвуд предлагает трио переехать в Майами, чтобы поэкспериментировать с новым продюсером — Арифом Мардином. В результате стиль BEE GEES всё больше склоняется в сторону танцевального фанка и лиричного соула. Кроме того, продюсер открывает у братьев «второе дыхание» и в буквальном смысле слова.
Барри Гибб:
«Ариф начал напевать мотив, отдаленно напоминающий песню «Вечера на Бродвее». Я начал ему подпевать и вдруг он закричал мне: «Стоп! А ты можешь спеть это на октаву выше?» Я ответил, что, в общем, да, могу… Но это будет ужасно. На что он только улыбнулся и повторил: «Давай-давай, парень! На октаву выше!..»
Так родился на свет знаменитый фальцет братьев Гибб, который одних восхищал, а других раздражал. Впрочем, и сами братья относились к подобному пению весьма иронически. Однажды журналисты спросили, как им удаётся брать такие высокие ноты, и Робин Гибб ответил: «Продюсер просто приставил вешалку для пальто к заднице Барри, и так это случилось«.
Тем не менее, ритмичная музыка в сочетании с фальцетом тот час принесла свои плоды. Альбом «Main Course» и последующие за ним пластинки имели большой успех. Но настоящее безумие вокруг имени БИ ДЖИЗ началось именно благодаря фильму «Saturday Night Fever» («Лихорадка субботнего вечера»).
Кстати, Стигвуд поначалу хотел назвать фильм просто «Saturday Night», но братья сказали, что это слишком банально и предложили своё название «Night Fever». Однако теперь Стигвуд сказал, что это звучит как-то «порнографически». В итоге оба названия объединили, а «Night Fever» осталось, как наименование одной из песен.
По воспоминаниям самих братьев, во время работы над саундтреком они имели весьма общее представление о фильме.
Морис Гибб:
«Все, что мы знали, это то, что мы должны были написать песни для фильма об одном парне, который работает в магазине красок и побеждает в конкурсе танцев в субботний вечер. Мы даже не знали, что это фильм о танцах, пока не посмотрели текущий съемочный материал».
Когда Стигвуд попросил ребят написать песни для фильма, они как раз работали над материалом для нового альбома в студии на севере Франции. Студия располагалась в особняке, где-то на отшибе. Погода была отвратительной, телевидения в доме не было, поэтому творческий поток бил из братьев неиссякаемым ключом. Но для создания ещё и песен для фильма времени уже не было, поэтому БИ ДЖИЗ показали продюсеру уже наработанный материал. Из него Стигвуд выбрал несколько песен, и попросил приберечь их для саундтрека.
Позже Барри Гибб пошутит: «Кто ж знал, что Траволта так здорово сыграет? Мы бы не стали пихать в фильм старье и петь жуткими голосами!«.
Действительно, такого развития событий тогда никто не ожидал. Фильм и саундтрек вышли в конце 1977 года, и оба имели потрясающий успех. Траволта в одночасье стал кинозвездой, а диско-лихорадка выплеснулась из клубов в широкие массы. Говорят, что только в промежуток между Рождеством и Новым Годом было продано 750 тысяч пластинок с саундтреком «Saturday Night Fever»! Сам диск 6 недель возглавлял хит-парад США, а БИ ДЖИЗ навеки стали символом эпохи диско. И надо сказать, братьям это не очень нравилось…
Барри Гибб:
«Из-за этого успеха к BEE GEES прилепили этикетку диско-группы. Но мы не играли «диско» ни до «Лихорадки», ни после. Мы — группа ритм-энд-блюза и будем всегда ею оставаться, даже если будет использовать новые идеи и веяния.
…Тут одна половина мозга, а тут другая, которая говорит: это было расчудесное время, но дело там было вовсе и не в BEE GEES, поэтому не грузись этим. Дело было просто в своеобразном периоде времени, когда у всех было такое party-настроение в голове, потому что весь мир рассматривался как одна большая вечеринка. Возможно, за этим было что-то иное, что мы и пытались преодолеть, возможно, это было даже движение за мир».
«Stayin’ Alive» (1977)
Даже в Советском Союзе, где фильм про танцующего продавца не крутили, такие песни, как «Stayin’ Alive» и «How Deep Is Your Love» знали все завсегдатаи дискотек.
Звукорежиссёр Карл Ричардсон:
«Я отчётливо помню, что Барри сказал: ”Парни, Карл, у меня для вас есть песня. Сел и сыграл на акустической гитаре «Stayin’ Alive». Это было очень мелодично, просто невероятно. Я сказал: “Барри, не забудь этот ритм. Это будет хит номер один”.
Песня, звучащая в начальных кадрах фильма, где герой Траволты гордо вышагивает в лаковых башмаках цвета красного дерева, стала самой известной песней коллектива.
В ней (как впрочем и в остальных хитах БИ ДЖИЗ) в первую очередь, поражает мастерская аранжировка и блестяще выстроенный вокал. Звукорежиссёр вспоминал, что братья были настолько слажены в работе, что даже отказались от трёх микрофонов и наушников.
Карл Ричардсон:
«Они пели одновременно в один микрофон, глядя друг на друга. И когда я услышал их, то понял, что значит настоящее пение: первый же дубль – и всё идеально, в тональности, в ритме…».
Правда, с этим тонким, почти женским вокалом была одна загвоздочка. Даже англоязычные слушатели и те часто воспринимали «Stayin’ Alive», как эдакую дискотечную развлекательную песню. Хотя уже одно её название — «Остаться в живых» — было достаточно мужественным, и речь в песне шла совсем не о танцах.
Барри Гибб:
«Тема песни достаточно серьезная — о выживании на улицах Нью-Йорка. Это песня отчаяния. Но если ты выживешь на улицах Нью-Йорка — ты выживешь везде. И «Stayin’ Alive» об этом. Они борются против всего мира, против всей этой гадости, так и норовящей утопить тебя. И просто выжить в этих условиях — уже победа. Если же ты сможешь подняться, это сродни подвигу и никого не оставит равнодушным».
Но подобное пение не настраивало на мужественный лад. «Когда поют BEE GEES, мне кажется, что они плачут«, — очень тонко подметил Майкл Джексон.
Поначалу «Stayin’ Alive» попытались записать живьём, но результат не понравился, и группа занялась другим хитом — «Night fever». Когда «Night fever» записали, барабанщику внезапно пришлось лететь в Лондон на похороны матери. Оставшись без ударника, BEE GEES сначала попробовали записать «Stayin’ Alive» с помощью драм-машины, но потом плюнули и решили использовать партию ударных из уже готовой «Night fever». Выбрали нужные отрывки, вырезали их (в прямом смысле слова) из магнитофонной ленты, склеили в петлю и пустили по кругу. А на конверте пластинки ради смеха барабанщиком указали несуществующего Бернара Люпэ.
Карл Ричардсон:
«Мы получили невероятное количество телефонных звонков от людей, которые искали барабанщика Бернара Люпэ. Типа “Парни, это настоящий рок! В жизни не слышал таких «жёстких» барабанов!»
Песню чуть было не испортил Джон Эвильдсен — режиссёр, нанятый Стигвудом для съёмок «Лихорадки…». Он потребовал вставить в середину песни медленный балладный отрывок. Отрывок-то вставили, но, услышав окончательный вариант, Ричардсон произнёс: «Парни, мы сейчас угробили хитовую песню. Это просто какой-то пьяный хит!». Музыканты версию забраковали и пожаловались Стигвуду на самоуправство режиссёра. Эвильдсен тут же был уволен, а новым режиссёром стал Джон Бэдхэм.
Поначалу «Stayin’ Alive» даже не планировали издавать отдельно, но когда радио завалили заявками, сингл выпустили, и песня на 4 месяца оккупировала вершину американского топа.
Она стала «визитной карточкой» братьев Гибб. Её часто перепевали, а в 1983 году под названием «Stayin’ Alive» вышел фильм, представляющий собой продолжение «Лихорадки субботнего вечера».
Кроме того, западные медики рекомендуют своим студентам напевать «Остаться в живых» во время непрямого массажа сердца. Дело в том, что ритм песни — 103 удара минута — почти соответствует ритму сердечной мышцы — 100 ударов в минуту. Да и название у песни подходящее…
КАВЕРЫ на «Stayin’ Alive»:
Celine Dion & Vitaa, Shy’m and Amel Bent — Stayin’ Alive
Ozzy Osbourne — Stayin’ Alive
Оззи по мотивам диско.
N-Trans — Stayin’ Alive
Без рэпа не обошлось.
Glee — Stayin’ Alive (кавер из сериала «Хор»)
«How Deep Is Your Love» (1977)
Что касается другого хита — «How Deep Is Your Love», то сначала эту красивую балладу в фильме должна была петь Ивон Эллиман. Но потом решили оставить авторское исполнение — настолько оно было хорошим! Несмотря на лирический настрой песни с вечным вопросом «Как глубока твоя любовь?», здесь мы почти не слышим знаменитого фальцета. Братья поют её своими натуральными голосами — впрочем, тоже мягкими и тёплыми.
Говорят, что большую роль в звучании песни сыграл пианист Блю Уивер. Он вспоминал, что во время работы над песней Барри постоянно просил его сыграть самые красивые аккорды, которые тот знал, и именно на них выстраивал аранжировку.
Сингл «How Deep Is Your Love» стал №1 в США. А в 1996 году большой успех с кавером на эту песню поимеет мальчуковый квартет TAKE THAT (№1 в Британии) <слушать>.
Правда, и обделённая Ивон Эллиман тоже не осталась в накладе. Она исполнила в «Лихорадке субботнего вечера» другую песню братьев Гибб — «If I Can’t Have You», которая тоже побывала на вершине топа <слушать>.
1978-79 года стали для BEE GEES пиком их карьеры. Саундтрек к «Лихорадке…» отхватил целых пять наград «Грэмми» — «альбом года», «продюсер года», «лучшая аранжировка вокала» («Stayin’ Alive») и две награды за «лучшее исполнение группой» («How Deep Is Your Love», «Night fever»).
Альбом 1978 года «Spirits Having Flown» снова стал №1. 1-е место заняла и самая известная песня альбома — «Tragedy», снова сочетающая драматический напор и раскаты грома (это Барри просто сложил руки у микрофона и сильно дунул) с танцевальностью и писклявыми голосами.
В марте 1978 года сложился прецендент, незнакомый со времён БИТЛЗ. В американской первой десятке толклись аж 5 хитов авторства братьев Гибб: «How Deep Is Your Love», «Stayin’ Alive», «Night Fever», «Love Is Thicker Than Water» (написанная Барри для Энди Гибба — ещё одного брата Гибб, начавшего музыкальную карьеру) и «Emotion» (написанная Барри и Робином) для Саманты Сэнг.
«Woman in love» (1980)
Плодовитость братьев Гибб стала для них настоящей палочкой-выручалочкой, когда к началу 1980-х удача снова перестала быть к ним благосклонной. Мало найдётся людей, которые хотя бы краем уха не слышали замечательную балладу «Woman in love» («Влюбленная женщина») в исполнении Барбры Стрэйзанд.
Но не все знают, что эту песню, как и весь материал альбома актрисы под названием «Guilty», написал Барри Гибб. Он же выступил и продюсером пластинки.
Правда, запись пластинки протекала непросто. Дело в том, что фонограмму Барри записывал в Майами, а потом посылал плёнки на запал — в Голливуд, где жила Стрэйзанд. А так, как Барбра любила частенько в одной песне менять тональность голоса, фонограмму приходилось редактировать и склеивать из разных вариантов.
Зато результат вышел на славу — «Guilty» стала самой успешной пластинкой Стрэйзанд за всю её карьеру. Ну, а «Woman in love» до сих пор не уходит из трек-листов радиостанций. Забавно, что Барбра редко исполняла эту песню вживую и даже заявляла, что недолюбливает её, ибо не очень верит в её смысл.
Интересно, что существует демо-версия, где Барри Гибб сам исполняет «Woman in love» своим знаменитым фальцетом <слушать>.
Тем не менее, чувственный вокал Барбры в этой песне до сих пор остаётся эталонным. Хотя кто только не перепевал эту композицию — да ещё и на разных языках. Есть фрацузская версия Мирей Матье (“Une Femme amoureuse») <слушать>, испаноязычная — Филиппы Джордано («Me he enamorado de ti») <слушать>, греческая — Анны Висси <слушать>, арабская — Софии Марик <слушать>. Ну, а самый известный русскоязычный кавер – «Куда бы ты не ушёл» — записал вокально-инструментальный ансамбль ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ (текст — Владимира Попкова, исполнение — Галины Шевелёвой).
Автор: Сергей Курий
сентябрь 2013 г.