Хиты группы ABBA, ч. 3: история песен «Thank You for the Music» (1977), «Take a Chance on Me» (1978), «Gimme! Gimme! Gimme!» (1979) и «Super Trouper» (1980)

abba_03

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

«Thank You for the Music» (1977)

Перед премьерой  «Мама мия!» Бьорна и Бенни частенько спрашивали: почему им раньше не пришла идея написать мюзикл?
На самом деле подобная идея приходила ещё в 1977 году. Правда, тогда получился, скорее, этакий мини-мюзикл всего на 25 минут. Никаких шикарных постановок не было, просто АББА исполняла несколько песен, объединённых общим сюжетом под названием «The Girl With The Golden Hair» (Девушка с золотыми волосами) о певице с провинциального городка, мечтающей покорить мировую сцену.

Бьорн Ульвеус:
«Под эту сюжетную линию можно подогнать практически любую песню. Позже нас неоднократно спрашивали, не собираемся ли мы превратить наш мини-мюзикл в настоящий спектакль, но мы всегда отвечали, что на это наш сюжет не тянет!».

abba_22

Сама идея родилась после того, как музыканты написали песню «Thank You for the Music» («Спасибо за музыку»), где певица возносит хвалу за, данный ей, талант.

Бенни Андерссон:
«Если ты написал такую вещь, то тебе ничего не остается, как попробовать сочинить целый мюзикл!»

Версия, вошедшая в альбом «The Album», несколько отличалась от ранних сценических вариантов, где песня больше напоминала фокстрот, а Агнета часть слов не пела, а просто проговаривала.
И ещё один интересный факт…

Из интервью с Бьорном Ульвеусом:
«- Ваш статус неверующего человека можно заметить в шведской версии мюзикла «Мамма Мia!». Я имею в виду песню «Thank You For The Music», которая на шведском называется «Tack For Alla Sanger». Текст песни явно далёк от религиозности. Вот эти строки: «…спасибо за эти песни, слова и ноты. Кому нужна религия? Без неё мы можем обойтись, но вот что если б музыки не было рядом…». Не было ли это сознательной мыслью заявить о своей позиции?
— Думаю, мы могли бы поступить подобно Джону Леннону в «Imagine» и воспользоваться его фразой: «Представьте, это совсем не сложно, нет стран, нет цели, за которую стоит убивать или умирать, и религии тоже нет». Её пели в церквях люди, не осознавая, что он ратовал за «мир без религии». Когда вместе с Никласом Стрёмстедом я написал шведскую версию «Thank You For The Music», то мы ожидали соответствующей реакции. Но ни одного замечания или возмущения не последовало. Ни одного!»

Ещё песни из мини-мюзикла «The Girl With The Golden Hair»:

Abba — I Wonder (Departure) (1977)

Abba — I’m A Marionette (1977)

«Take a Chance on Me» (1978)

Во второй половине 1970-х музыкальные площадки сотрясали два — радикально противоположных стиля: бунтующий скандальный панк-рок и гламурное развлекательное диско. Нетрудно догадаться к какому лагерю примкнули жизнерадостные шведы из ABBA…

abba_23

Замысел очередного хита группы зародился в голове Бьорна Ульвеуса во время… утренней пробежки. Бьорн так любил бормотать себе под нос нечто вроде «тэке-че, тэке-че», что в итоге задумался — а не сделать ли из этой «речёвки» полноценную поп-песню?
Бессмысленное «тэке-че» преватилось в «Take a Chance on Me» и определило остальной текст — «Милый, я все еще свободна. Дай мне шанс…».

В США эта песня не смогла забороть «Dancing Queen» по позициям (она заняла лишь 3-е место), но зато превзошла «Танцующую королеву» по объёму продаж, став самым коммерчески успешным американским синглом АББЫ за всю её карьеру.
Одним из горячих американских поклонников «Take a Chance on Me» оказался сам Джон МаКейн — республиканский претендент на президентский престол. Во время своих предвыборных «боданий» с Обамой он даже хотел сделать эту песню официальным гимном своей компании (название ведь так подходило). Однако АББА (возможно, специально) запросила у политика такую сумму, что тому пришлось отказаться.

«Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» (1979)

АББА вообще довольно неохотно отдавала свою музыку на растерзание чужим исполнителям. Первое официальное разрешение использовать аббовский сэмпл (конкретно, басовую линию из «The Name Of The Game»<слушать>) получила в 1996 году группа FUGEES для своего хита «Rumble in the Jungle»<слушать>.

А в 2005 году, благодаря сэмплу, переживает своё второе рождение другой диско-хит АББЫ «Gimme! Gimme! Gimme!».

Виновницей этого выступила Мадонна, которая долгое время окучивала Бенни и Бьорна, умоляя дать ей разрешение использовать броский проигрыш «Gimme» в своей песне «Hung Up». Насколько я помню, обе стороны сошлись на том, что певица обязывалась распространять на своих концертах сборник «ABBA Gold».

abba_24

Мадонна не прогадала. Сэмпл из АББЫ стал «изюминкой» её песни и подобно вирусу засел во многие головы. Как говорила на одном из шоу Верка Сердючка: «А теперь прозвучит песня Мадонны, которая называется «Та-да-дам, та-да-дам».

Впрочем, моё поколение прекрасно помнило это «та-да-дам» и без всякой Мадонны. Ещё в 1979 году «Gimme! Gimme! Gimme!» — своеобразная мольба одинокой женщине послать ей хоть какого-нибудь мужика на ночь — стала №3 в Британии и центральной композицией очередного сборника АББЫ «Greatest Hits». Сегодня эту песню можно найти на ремастированной версии альбома «Super Trouper».

abba_25

«Super Trouper» (1980)

Обычно название альбому даёт одна из его песен. Но в случае с «Super Trouper» вышло с точностью наоборот.
Я долго считал, что это словосочетание означает что-то вроде «супер-труппа», но оказалось, что так называют самый большой софит, который используют для освещения стадионов или цирковой арены.

abba_36

Собственно название определило и тему обложки пластинки, где АББА предстаёт под светом софита в окружении всяческих акробатов, фокусников и прочих циркачей.

abba_35

А вот песни с таким названием вполне могло и не быть. По чистой случайности в самом конце работы над альбомом Бьорн и Бенни сочинили ещё одну мелодию, на которую (опять по чистой случайности) хорошо легла фраза «супер-трупер». Бьорн этому совпадению не слишком оправдывался, ибо плохо понимал, что можно сочинить, о «каком-то дурацком прожекторе». В итоге, софит стал символом гастрольной жизни группы, о чём и пелось в песне.
Песня вышла очень праздничной и мажорной (особенно умиляли подпевки типа «упа-па, упа-па»), а сингл с ней стал №1 в Британии.

Автор: Сергей Курий
декабрь 2013 г.

Хиты группы ABBA, ч. 1: история песен «Waterloo» (1974), «SOS» (1975) и «Mamma Mia» (1975)

Хиты группы ABBA, ч. 2: история песен «Fernando» (1975), «Dancing Queen» (1976) и «Money, Money, Money» (1976)

Хиты группы ABBA, ч. 4: история песен «Happy New Year» (1980), «Lay All Your Love on Me» (1980) и «The Winner Takes It All» (1980)