Хиты группы ABBA, ч. 1: история песен «Waterloo» (1974), «SOS» (1975) и «Mamma Mia» (1975)

abba_02

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Зарубежные хиты»

Стоит сразу признаться, что к творчеству группы ABBA я испытывал в юности стойкую неприязнь. Для меня они были ярким олицетворением эстрадной слащавости и приглаженности — одним словом, попсовости. Я называл их песни «диско для девочек» и цинично шутил: «Какая баба не любит АББУ?».

Нельзя сказать, что с годами моя неприязнь к ABBA сменилась любовью. Скорее, моё новое отношение к группе можно назвать уважением и осознанием того, что своё место на пьедестале поп-музыки этот шведский коллектив занимает более чем заслужено. Вне зависимости от вкусов, я всегда ценил ярких мелодистов, а в этом отношении ABBA были явно на высоте. Их мелодии отличались разнообразием, изысканностью и цепко въедались в память на всю жизнь.

Вот например, одно из приятных открытий — «The Piper» — не слишком известная, но очень красивая, песня группы:

Кроме того, и песни, и имидж ABBA навсегда останутся для меня своеобразным ностальгическим эталоном эпохи 1970-х.

abba_01
В СССР было выпущено аж четыре лицензионных пластинки АББЫ.

Показательно, что многие рок-музыканты — от Джона Леннона до Боно из U2 — относились к творчеству группы более чем благосклонно. А однажды в аэропорту к вокалисткам группы — Агнете и Фриде — подкатил взюзю пьяный панк из SEX PISTOLS по имени Сид Вишес, чтобы уважительно «поручкаться» со шведскими барышнями, чем тех несказанно удивил (и, наверное, испугал).

Даже ветер времени не смог выветрить популярность этой группы. Напротив. Спустя 10 лет после её распада сборник «ABBA Gold» (1992) разошёлся тиражом 20 млн. экземпляров — ни один предыдущий диск группы не продавался так хорошо. А в преддверии Миллениума подмостки театров потряс, основанный на песнях ABBA, мюзикл «Мама мия!», триумфальное шествие которого по миру достигло пика в 2008 году, когда на экраны вышел одноименный фильм с Мерил Стрип и Амандой Сэйфрид.

Выбрать из творчества ABBA хиты, о которых стоит рассказать — задача непростая. Хитов этих масса, поэтому не судите строго, если что-то я обойду стороной.

abba_06
Бьорн + Агнета + Анни-Фрид + Бенни = АББА.


«Waterloo» (1974)

Впрочем, с первым хитом долго думать не приходится. Это, конечно, песня «Waterloo». Может, она и не лучшая в творчестве АББЫ, но уж точно самая судьбоносная.
В начале 1970-х шведская поп-музыка считалась глубоко провинциальной. Попытки шведских исполнителей выйти на мировой музыкальный рынок (даже с англоязычными песнями) был сравним с подвигами Геракла. Единственной «открытой» площадкой для рекламы своего творчества в те времена был конкурс «Евровидение».

В 1972 году будущие «гераклы» шведской поп-музыки уже были укомплектованы в великолепную четвёрку. Надо сказать, что комплектация вышла более чем удачной, ведь группу объединяли не только творческие так и личные отношения. Главными композиторами были мужчины — Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, а голосами и «лицом» стали их «половинки» — Анни-Фрид (Фрида) Лингстад и Агнета Фельтског.

abba_05
Агнета и Бьорн, Бенни и Фрида.

Не стоит забывать и о продюсере коллектива — Стиге Андерссоне, который не только продюсировал, но ещё и непосредственно участвовал в создании песен.

Надо сказать, что наша четвёрка стремилась попасть на «Евровидение» не первый раз, но всё никак не могли пройти отборочный тур. Перед конкурсом 1974 года они попробовали ещё раз. Чтобы как-то выделиться из потока однообразных респектабельных баллад, группа решила написать ритмичную радостную песню. Музыкой занимались Бьорн и Бенни, а создание текста взял на себя продюсер.
По мнению Стига ключевое слово песни должно было идеально ложиться на мелодию, содержать три слога и быть интернационально понятным. Первое, что пришло в голову звучало, как «Honey Pie» (Медовый пирог), и продюсер долго копался в кулинарных книгах жены, пытаясь выяснить, что же это такое.
Однако вскоре он нашёл более подходящее и известное слово — «Waterloo». Именно в битве под этим бельгийским городом войска Наполеона Бонапарта были разбиты окончательно, и с тех пор слово «Ватерлоо» стало синонимом «поражения». Это переносное значение и было использовано в тексте песни, где речь шла от лица девушки, которая «капитулирует» перед любовью парня.

Перевод — Маришка Миронова:

Я пыталась не показывать своих чувств, но ты был сильнее,
И теперь сдаться — моя последняя надежда.
Да как бы я могла отказать,
Когда, проиграв, я чувствую себя победителем?

Ватерлоо — я побеждена, ты выиграл войну,
Ватерлоо — обещаю любить тебя вечно,
Ватерлоо — даже и хотя, не могу сбежать,
Ватерлоо — знаю, моя судьба быть с тобой,
Ватерлоо — наконец-то встретилась со своим Ватерлоо

Правда, нашёлся шведский репортёр-недоумок, который не удосужился вслушаться в текст и заявил, что «вы записали песню о том, как, говоря цинично, погибло 40 тысяч людей».
Нашлись и те, кто обвинял группу в том, что «Waterloo» — плагиат хита группы FOUNDATIONS «Build Me Up Buttercup» 1968 г. На что Бенни парировал: «Тогда она похожа и на «Baby Love» группы SUPREMES. Все они обладают одной и той же ритмической структурой».
Композиторы ABBA не раз заявляли, что, если их песня оказывается сильно похожа на какую-либо другую, то она тут же отправляется в корзину. Однако в дни своей юности Бьорн Ульвеус не был так щепетилен и, играя в составе шведской группы HOOTENANNY SINGERS, безбожно передрал не что либо, а советскую песню «Пусть всегда будет солнце!». Только у него она называлась «Gabrielle»…

«Waterloo» была записана в декабре 1973 года и победила на предварительном отборе в Швеции. Правда, по тогдашним правилам «Евровидения», сингл с ней группа смогла выпустить лишь в начале марта 1974 года. Кстати, именно на обложке этого сингла коллектив впервые был пропечатан, как ABBA. Эта лаконичная аббревиатура была составлена из первых букв имён участников — Агнета, Бьорн, Бенни, Анни-Фрид. Правда, тогда ещё рядом в скобках печатали и старое название — незатейливое и громоздкое: Bjorn, Benny, Agnetha & Frida.

abba_07

Ещё в процессе подготовки к конкурсу группу посещали сомнения — не слишком ли «роковую» песню они выбрали для «Евровидения»? Они даже хотели заменить её более традиционной балладой «Hasta Manana», но к счастью одумались.
В результате, премьера «Waterloo» на «Евровидении», проходившем в британском городе Брайтон, произвела настоящий фурор. Посреди «медляков» и официозных вечерних платьев на сцене возникли жизнерадостные молодые люди в лучших традициях «глэм-рокового» стиля — яркие переливающиеся костюмы, клеша, туфли на высоченной поатформе. Даже дирижёр струнной секции и тот был наряжен в костюм Наполеона!

abba_08

Имидж АББЫ был настолько непривычным, что охрана сцены однажды не поверила, что эти два разряженных «клоуна» — призёры приличного конкурса. «Куда вы прётесь, тупые шведы!» — рычали охранники. Прорвался лишь Бении, поэтому получать приз и повторно исполнить «Waterloo» группе пришлось без Бьорна.

abba_09

ABBA всегда считали именно Британию, а не Америку «штаб-квартирой поп-музыки», поэтому безумно обрадовались, что их песня-победительница тут же возглавила британские чарты (в США она стала №6).
А в 2005 году, когда «Евровидение» праздновало своё 50-летие, «Waterloo» была признана лучшей песней за всю свою историю. И немудрено — много ли вы можете вспомнить участников этого конкурса, чья слава не ограничилась одним хитом-призёром?
Тогда — в 1974 году – АББА тоже прекрасно понимала, что может остаться группой «одной песни». Прошло больше года прежде, чем удалось доказать, что это не так.

«Waterloo» в к-ф Mamma Mia.
Среди олимпийских богов можно увидеть самого Бьорна Ульвеуса из АББЫ (он с лирой):

«SOS» (1975)

Следующей заметной песней группы стала «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do» — слишком эстрадная, вальяжная, слащавая и поэтому мною страстно нелюбимая. В Британии она заняла лишь 38-е место, зато имела большой успех в других странах. Именно благодаря «I Do…», в Австралии началась настоящая «АББА-мания», ничуть не уступавшая по накалу «битломании».

Но эталонный стиль АББЫ выкристаллизовался в другой песне. Написана она была той же троицей – Бенни с Бьорном (композиторы) плюс Стиг — мастер придумывать для песен эффектные и интернациональные названия. Текст «SOS» особой глубиной не отличался, но зато мольбу влюблённой девушки о помощи Агнета передала очень трогательно и убедительно. В этой песне уже были все составляющие классического АББА-стиля — сложные аранжировки вместе с запоминающимися красивыми мелодиями, контрасты и перепады звучания, некая интеллигентность исполнения и слаженное хоровое пение.

abba_11

Добиться последнего Агнете и Фриде с их сопрано и меццо-сопрано было, ох, как нелегко. Девушки вспоминали, как мужья довели их бесконечными дублями во время записи этой песни до настоящего изнеможения.

abba_37

Несмотря на то, что «SOS» был явным шедевром, музыканты повели себя осторожно, и сначала поместили песню на вторую сторону сингла (на первой был трэк «So Long», более похожий по звучанию на «Waterloo»). Однако слушатели полюбили именно вторую сторону, и на очередном сингле песне отвели уже ведущую роль.

В результате, группа отметилась в истории ещё и тем, что на этом сингле оба слова — АBBA и SOS — являлись палиндромами (т.е., одинаково читались с обеих сторон).

abba_10

Теперь уже всем стало ясно, что группа из Швеции не однодневка и имеет большие перспективы в мировой поп-музыке. «SOS» стала вторым хитом АББЫ, вошедшим в Британский ТОП-10, став №6.
Эту песню очень любил Джон Леннон (как тут не вспомнить и его хит с криком о помощи «Help»). Пит Таусенд из THE WHO вспоминал, как во время гастролей ехал в австралийском такси и услышал по радио «SOS», показавшейся ему тогда настоящим «бальзамом на душу». Ну, а главный композитор SEX PISTOLS Глен Мэтлок даже утверждал, что почерпнул из этой песни гитарный рифф для своей композиции «Pretty Vacant».

из к-ф Mamma Mia — S.O.S:

Каверы:

Mike Masse and Jeff Hall — S.O.S. (acoustic ABBA cover)
Очень достойно мужик спел. Не смотри, что под гитару.

At vance — S.O.S.
Металл-АББА.

The Rasmus — SOS

Mad Caddies — S.O.S.

GABBA — S.O.S. (панк-кавер)

A*Teens — S. O. S. (1999)


«Mamma Mia» (1975)

Была на альбоме 1975 года ещё одна песня, которая не только вошла в «золотой фонд» шведского квартета, но и дала название знаменитому мюзиклу и фильму. Речь, конечно, идёт о композиции «Mamma Mia».

abba_14

Mamma Mia! — из к-ф Mamma Mia (2008):

В начале официального видео к этой песне мы видим движение молоточков пианино, но на самом деле характерный звук, напоминающий падение капелек, издаёт другой — более экзотический инструмент — маримба (нечто вроде ксилофона, только с резонатором). На маримбу Бенни Андерссон наткнулся чисто случайно, когда бродил по стокгольмской студии «Метроном». По его словам именно маримба придала песне необходимую «изюминку» и завершённость.

abba_13
Маримба родом из Мексики.

Впрочем, в песне хватало и других ухищрений. Бенни говорил, что это была первая, сложно аранжированная, песня АББЫ, где у каждого инструмента была прописана своя оригинальная партия.

Бьорн Ульвеус:
«Это одна из тех аббовских песен, которая не произведет никакого впечатления, если ее сыграть только на рояле и гитаре. Она вся построена на всяческих хитростях и накрутках, замедлениях и ускорениях».

Инженер звукозаписи Майкл Третов:
«Оглядываясь назад, я вижу, что это самая характерная, а возможно, и самая сильная их вещь, в которой АВВА предстает единым целым, а не четырьмя разными людьми».

Обычно песни у АББЫ строились по привычному образцу — более сдержанный куплет и взрывной насыщенный припев. Но к «Mamma Mia» этот приём не подошёл, поэтому музыканты сделали наоборот — построили контраст за счёт более камерного припева, где звучали лишь пианино, маримба и голоса.
Текст песни, как и в прошлые разы, отдали на откуп продюсеру Стигу Андерссону. Надо сказать, что, сочиняя лирику, АББА всегда старалась отталкиваться от звучания слов, стремились, чтобы они хорошо вписывались в музыку (по известному поэтическому признаку «Имей слова, а мысли придут»). На этот раз ключевыми словами стало, не требующее пояснений, итальянское восклицание «Мама мия» («Мама моя!»), обычно выражающее удивление.
Ещё одной характерной чертой АББЫ было и то, что даже грустные тексты часто всё равно звучали у них мажорно. Вот и слушая «Mamma Mia», трудно представить, что речь в ней идёт о несчастной девушке и её разбитом сердце.

abba_12

Сингл с этой песней наконец-то вновь позволил АББЕ завоевать вершину британского топа. Далось ей это нелегко, ведь с первого места пришлось «сталкивать» знаменитую «Богемскую Рапсодию» группы QUEEN.
Забавно, что у ABBA и QUEEN была ещё одна точка пересечения. Они были, по сути, одними из первых групп, которые сознательно стали себя раскручивать посредством видеороликов, а не только выступлениями во всяких телешоу, как было принято.
Для АББЫ это было особенно важно, ведь в начале своей карьеры они почти не гастролировали (трудно было приспособить их сложные аранжировки к живым выступлениям). Тут-то и пригодились видеоролики. Собственно, благодаря им, группа подняла настоящую волну истерии аж на другом конце света — в Австралии.
Режиссёром почти всех классических клипов группы был будущий «оскароносец» Лассе Хальстрём. MTV в те времена не было, поэтому на съёмки видео выделялись весьма скромные средства. Лассе пришлось выкручиваться, и он сделал упор на особых ракурсах съёмок.

abba_19
Кадры из клипов «Mamma Mia», «Fernando» и «Knowing Me, Knowing You».

Самой знаменитой «фишкой» стал приём, когда одновременно снимались два лица — при этом одно из них было повёрнуто в фас, а другое в профиль. Кстати, впервые этот фирменный ракурс был задействован именно на видео к «Mamma Mia».

Ролики вызвали в Австралии такую «АББА-манию», что свой первый большие гастроли группа провела именно там и даже сняла на их основе полуигровой фильм «ABBA The Movie».

Пресс-конференция (из к-ф «ABBA The Movie», 1975):
«- У меня несколько вопросов к Агнете. Я где-то прочёл, что вы гордая обладательница награды «Дама с сексуальной задницей». Это правда?
— Ну, как я могу на это ответить? Я не знаю… Я её даже не видела толком никогда!»

«Mamma Mia» стала «счастливым билетом» на вершины хит-парадов не только для АББЫ. В 1999 году песня стала первым синглом и первым хитом №1 шведской подростковой группы ABBA TEENS (позже A*TEENS), которая сделает карьеру исключительно на каверах композиций АББЫ.

abba_39

Автор: Сергей Курий
декабрь 2013 г.

Хиты группы ABBA, ч. 2: история песен «Fernando» (1975), «Dancing Queen» (1976) и «Money, Money, Money» (1976)

Хиты группы ABBA, ч. 3: история песен «Thank You for the Music» (1977), «Take a Chance on Me» (1978), «Gimme! Gimme! Gimme!» (1979) и «Super Trouper» (1980)

Хиты группы ABBA, ч. 4: история песен «Happy New Year» (1980), «Lay All Your Love on Me» (1980) и «The Winner Takes It All» (1980)